Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №02 (19) Март 2023 - Апрель 2023

УДК 81

Дата публикации 29.03.2023

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности обучающихся

Чебукина Анастасия Александровна
учитель русского языка и литературы в МОУ «Разуменская СОШ №1 Белгородского района Белгородской области», Россия, Белгородская область, Белгородский район, пгт. Разумное, nastya1111123@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются виды игровых технологий (игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм; лексико-фразеологические игры; игровые задания связанные с орфографическими и пунктуационными нормами), применяемые на уроках русского языка для развития познавательной активности учащихся, для повышения их уровня мотивации к изучению предмета и снижению утомляемости в процессе обучения.
Ключевые слова: игровые технологии, русский язык, учащиеся, мотивация.

Game technologies in Russian language lessons as a means of developing cognitive activity of students

Chebukina Anastasia Aleksandrovna
teacher of Russian language and literature in the MOU "Razumenskaya Secondary School Nomber 1 of the Belgorod district of the Belgorod region", Russia, Belgorod region, Belgorod district, village Razumnoe

Abstract: The article discusses the types of game technologies (game tasks aimed at practicing orthoepic norms; lexical and phraseological games; game tasks related to spelling and punctuation norms) used in Russian language lessons to develop students' cognitive activity, to increase their motivation to study the subject and reduce fatigue in the learning process.
Keywords: game technologies, Russian language, students, motivation.

Правильная ссылка на статью
Чебукина А.А. Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности обучающихся // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 02 (19). Режим доступа:https://scipress.ru/fam/articles/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-obuchayushhikhsya.html (Дата обращения: 29.03.2023)

Актуальность данной темы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, учебный процесс ставит перед школой задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу, активизации их деятельности на протяжении урока. Предполагаем, что эффективным средством решения этой задачи является использование игровых технологий. Во-вторых, преимущество использования элементов игры на уроках русского языка заключается в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает синтезом «учения» и «развлечения» [3, с. 98].

В современной школе возникает необходимость расширения методического потенциала и активных форм обучения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал включать игровые элементы в учебный монотонный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным [4, с. 117].

Так, в 2019 году была опубликована статья «Актуальные педагогические технологии XXI века» в сборнике Вестник «БелИРО», посвященная теме игровых технологий на уроках русского языка [1, с. 68].

Можно выделить основные группы дидактических игр, которые находят применение на уроках русского языка.

1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и орфоэпических норм (залог успеха – регулярное проведение разминок, связанных с правильной постановкой ударения в словах).

Задания детям можно предложить в разнообразных формах:

«Составьте текст». Обучающимся предлагается набор слов, ударения

в которых нужно запомнить (они записаны на доске). Задача учащихся: за 2-3 минуты составить из них связный текст (можно использовать на этапе «Актуализация знаний») и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.

Альтернативным вариантом данной игровой формы может являться мини-игра «Я поэт». Обучающимся предлагается подобрать рифму или составить четверостишье, используя слова из раздела «Произноси правильно» и из орфоэпического минимума [2, с. 92].

2. Лексико-фразеологические игры.

«Где логика?». Обучающимся в качестве одного из домашних заданий предлагается выучить несколько фразеологизмов и узнать их лексическое значение. На одном из этапов следующего урока учитель в презентации показывает детям слайд с картинками, которых объединяет фразеологизм.

«Соберите пословицу». Смысл игры: детям предлагается собрать пословицы, части которых неверно соединены (игровая форма может использоваться при изучении раздела «Фразеология. Культура речи»). Задание может дополняться работой с орфографией (раскрыть скобки, вставить пропущенную букву) [3, с. 115].

3. Игровые задания, связанные с орфографическими и пунктуационными нормами.

«Главный редактор». В данной игре обучающиеся становятся редакторами, их задача заключается в том, чтобы перестроить предложения, расставив в них знаки препинания.

«Я учитель». Обучающимся предлагается найти ошибку в слове, предложении, тексте и исправить ее [5, с. 90].

Таким образом, применение игровых технологий на уроках русского языка снижает уровень утомляемости учащихся, повышает уровень мотивации к изучению русского языка (так как включен игровой компонент) и повышает уровень познавательной активности учеников, благодаря чему результативность и эффективность процесса обучения становится выше.


Список литературы

1. Балахонова, А.А. Актуальные педагогические технологии XXI века [Текст] /А.А. Балахонова // Вестник «БелИРО». – 2019, №2 (12). – С.64-69.
2. Беляева, О.А., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс [Текст] / О.А. Беляева, О.А. Доценко, Москва: Вако, 2018. – 288 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, Москва: Педагогика, 1991. – 536 с.
4. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 кл. Авторы-составители: Пташкина, В.Н., Виноградова, К.Е. и др. [Текст] / В.Н. Пташкина, К.Е. Виноградова, Волгоград: Учитель, 2019. – 134 с.
5. Нестандартные уроки. Русский язык. 5-11, автор-составитель
Шарова Н.А. [Текст] / Н.А. Шарова, Волгоград: Учитель, 2020. – 112 с.

Расскажите о нас своим друзьям: