Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №03 (26) Май 2024 - Июнь 2024
УДК 372.881.161.1
Дата публикации 16.06.2024
Игра «лабиринт» с разными условиями выполнения задания
Семенов Алексей Иванович
канд. филол. наук, заведующий кафедрой русской филологии и журналистики, доцент, ФГБОУ ВО «СВГУ», РФ, г. Магадан, aisemenoff@mail.ru
Тхор Виктор Андреевич
студент, ФГБОУ ВО «СВГУ», РФ, г. Магадан, thorophone@gmail.com
Аннотация: Авторы рассматривают игровую форму «лабиринт» в качестве такого упражнения, которое усиливает интерес к изучаемому материалу. Образ лабиринта для составления игровых заданий привлекает внимание многих педагогов, однако разработанная авторами разновидность лабиринта предлагается впервые. Особенностью данных игровых таблиц является наличие разного количества условий для прохождения игры: от 1 до 4. Примеры содержат задания по орфографии, морфологии и исторической фонетике русского языка. Авторы приходят к заключению, что использование упражнения характеризуется рядом преимуществ, описанных, в том числе, с учётом практического опыта использования.
Ключевые слова: методика обучения русскому языку, игровые технологии, обучающая игра, лабиринт, русский язык как иностранный.
Cand. Sci (Philology), Head of the Department of Russian Philology and Journalism, North-Eastern State University, Russia, Magadan
student of the pedagogical institute, North-Eastern State University, Russia, Magadan
Abstract: The authors consider the game form “labyrinth” as an exercise that enhances interest in the material of study. The image of a labyrinth for composing game tasks attracts the attention of many teachers, but the variety of labyrinth developed by the authors is proposed for the first time. A special feature of these game table is the presence of a different number of conditions for completing the game: from 1 to 4. The examples contain tasks on spelling, morphology and historical phonetics of the Russian language. The authors come to the conclusion that the use of the exercise is characterized by a number of advantages, described, among other things, taking into account practical experience in implementation.
Keywords: methods of teaching of the Russian language, game technologies, educational game, labyrinth game, Russian as a foreign language.
Семенов А.И., Тхор В.А. Игра «лабиринт» с разными условиями выполнения задания // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 03 (26). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/igra-labirint-s-raznymi-usloviyami-vypolneniya-zadaniya.html (Дата обращения: 16.06.2024)
Лабиринтом обычно принято считать пространственную структуру с множеством путей, из которых только один ведёт к выходу, а остальные заканчиваются тупиками. Как игровое упражнение он представляет собой «сложное, запутанное расположение слов» [1, с. 46]. Эта игровая схема очень популярна и может реализовываться при конструировании как индивидуальных, так и групповых заданий. Идея лабиринта вдохновляет педагогов, обучающих своих учеников различным наукам: биологии, информатике, лингвистике, маркетингу, математике, теории управления, физике, физической культуре [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10] По мнению О. В. Данильченко, «игра типа «Лабиринт» – это игра, которая способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать, развивает внимание» [2, с. 119]. В нейродидактике данная игровая схема востребована как один из эффективных инструментов обучения [11]. Игровые формы, в том числе лабиринты, могут быть элементом нейропсихологической коррекции, потребность в которой появляется при устранении трудностей, возникающих при освоении того или иного предмета, например, математики [12].
В нашей статье представляем особую разновидность данной игровой схемы, которая характеризуется наличием как одного, так и нескольких условий выполнения задания. Лабиринты с несколькими условиями прохождения задания апробированы нами в качестве эксперимента в рамках социально-ориентированного проекта «Русский язык в портфеле» для обучения русскому языку детей мигрантов, а также и на занятиях по изучению различных разделов языкознания. Предлагаемый игровой формат может быть полезен в практической работе, он открывает дополнительные возможности для дидактического развития.
Для демонстрации упражнения нами были выбраны разные аспекты изучения русского языка: орфография, морфология (категория рода имён существительных, категория падежа) и историческая грамматика (палатализации заднеязычных согласных). Считаем, что такое разнообразие лучше всего продемонстрирует широту возможного использования лабиринтов.
Рассмотрим упражнения на примерах, где представлены лабиринты, содержащие от 1 до 4 условий прохождения задания.
Таблица 1. «Лабиринт» с 1 условием прохождения
| А | Б | В | Г | Д |
1 | ж_люзи | в_кансия | б_кл_жан | в_кзал | Финиш |
2 | т_лант | _гурец | т_бурет | м_заика | утв_рь |
3 | л_зурь | п_езда | ур_ган | с_лат | амбр_зура |
4 | г_раж | вит_мины | ск_в_родка | к_ре | м_рковь |
5 | Старт | т_блица | _млет | кв_драт | м_л_ток |
В таблице 1 представлена наиболее простая разновидность лабиринта, поскольку содержит лишь одно условие прохождения (состоит из всего одного задания) – добраться от ячейки «Старт» до ячейки «Финиш», проходя только через слова, в которых пропущена буква «а». Ожидаемое прохождение: А5–А4–А3–А2–А1–Б1–В1–В2–В3–Г3–Д3–Д2–Д1.
Небольшие размеры представленного примера (полезные ячейки 5x5) препятствуют возникновению сложных тупиковых путей, по которым бы слишком долго шли учащиеся. Это методологически обосновано: такие лабиринты удобно использовать в первую очередь в качестве упражнений для разминки и диагностики.
Таблица 2. «Лабиринт» с 2 условиями прохождения
| Женский род | Средний род | ||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | |
1 | пенальти | авеню | иваси | кольраби | шимпанзе | атташе | кофе | Финиш |
2 | какаду | брокколи | алоэ | салями | шоссе | фламинго | фрау | пюре |
3 | маэстро | мадам | ситро | радио | пальто | портье | такси | ателье |
4 | Старт | леди | кафе | колибри | метро | кино | интервью | пони |
Таблица 2 представляет собой более сложный подход к подготовке упражнения. Теперь, чтобы пройти по лабиринту, учащимся нужно выполнить два условия: для первой части лабиринта (диапазон ячеек А1:Г4) прохождение возможно только по словам женского рода, в то время как для второй (Д1:З8) – только среднего.
Прохождение лабиринта с двумя заданиями требует заметных интеллектуальных усилий, поскольку учащимся приходится переключаться с одного задания на другое. Во-первых, это осложняет само задание, придавая ему больший дидактический вес; во-вторых, расширяет диапазон диагностики – чем точнее и сложнее упражнение, тем меньше учащийся может себе позволить прохождение методом логического исключения.
Ожидаемое прохождение: А4–Б4–Б3–Б2–Б1–В1–Г1–Г2–Д2–Д3–Д4–Е4–Ж4–Ж3–З3–З2–З1.
Таблица 3. «Лабиринт» с 3 условиями прохождения
| 1-я палатализация | 2-я палатализация | 3-я палатализация | |||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | цепь | жаба | цена | цезарь | ручка | Финиш |
2 | бежать | жрец | чёрный | серый | цепенеть | отец |
3 | жена | цвет | церковь | целый | весь | мерцать |
4 | Старт | кричать | жир | молодец | девица | ширь |
Использование игровых форм при изучении студентами-филологами праславянских фонетических процессов, которые сами по себе чрезвычайно сложны для осмысления, позволяет, по нашему мнению, несколько снизить «тревожность», часто появляющуюся при ознакомлении с этим материалом (лабиринт используется для своего рода «нейропсихологической коррекции»). В качестве примера мы выбрали тему «Палатализации заднеязычных согласных», в нашей работе мы опираемся на традиционные представления о природе данных фонетических процессов (например, [12, с. 94–95)]) и исходим из того, что первая палатализация заднеязычных случилась в словах бежать, жаба, жена, жир, жрец, кричать, ручка, чёрный, ширь, вторая палатализация заднеязычных – серый, цвет, цезарь, целый, цена, цепенеть, цепь, церковь, третья палатализация – весь, девица, мерцать, молодец, отец.
Чтобы пройти лабиринт, предложенный в таблице 3, необходимо учитывать изменение трех условий: в диапазоне А1:Б4 следуем по клеткам, содержащим рефлексы первой палатализации заднеязычных согласных, в диапазоне В1:Г4 – передвигаемся по клеткам со словами, в которых произошла вторая палатализация, а в диапазоне Д1:Е4 – третья палатализация. Ожидаемое прохождение: А4–А3–А2–Б2–Б1–В1–Г1–Г2–Г3–Д3–Е3–Е2–Е1.
Таблица 4. «Лабиринт» с 4 условиями прохождения
Родительный падеж | Предложный падеж | |||||
| А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | играю с куклой | сияет солнце | покрыт скатертью | кормили носорога | спросить о погоде | Финиш |
2 | недалеко от дома | слезли с коней | сидели около реки | стоят на берегах | подарить брату | говорю о прогулке |
3 | достать до неба | сложить пазл | жил за прудом | был в лесу | починить игрушку | играли в парке |
4 | ем лапшу | потерял ключи | смазать маслом | шли к роднику | надеть пальто | принесу котятам |
5 | девочка гуляет | поймали стрекозу | цветы для мамы | бегали по лугу | сказал друзьям | ходить по траве |
6 | Старт | нашли ежа | снять с крючка | пришли ребята | прополол грядку | помочь маме |
Винительный падеж | Дательный падеж |
Таблица 5. Выпишите словосочетания и распределите по падежам
Именительный падеж (кто? что?)
|
|
Родительный падеж (кого? чего?)
|
|
Дательный падеж (кому? чему?)
|
|
Винительный падеж (кого? что?)
|
|
Творительный падеж (кем? чем?)
|
|
Предложный падеж (о ком? о чем?)
|
|
Таблица 4 содержит в себе самый сложный из продемонстрированных лабиринтов: игровое поле разделено на четыре части, прохождение мотивируется отдельным условием и определённым положением в схеме (для диапазона А4:В6 прохождение возможно только по клеткам с существительными в винительном падеже, для А1:В3 – родительном падеже, для Г1:Е3 – предложном, для Г4:Е6 – дательном падеже). Ожидаемое прохождение: А6–Б6–Б5–Б4–А4–А3–А2–Б2–В2–Г2–Г3–Г4–Г5–Д5–Е5–Е4–Е3–Е2–Е1. В качестве усложнения возможно также использование таблицы 5, содержащей дополнительное задание для учащихся – выписать все существительные, расставив их в таблице в соответствующих строках по падежам.
Опираясь на практический опыт использования лабиринтов разных типов, можно выделить следующие положительные стороны их применения:
1) разнообразие наполнения, ограничиваемое только задачами, поставленными перед учителем, которое следует из особенностей составления лабиринта;
2) пригодность в использовании для обучения русскому языку и как родному, и как иностранному;
3) снижение уровня монотонности в работе учащихся, снятие тревожности, связанной с изучением нового сложного материала, увеличение динамики и разнообразия в учебной деятельности;
4) индивидуализированность использования, следующая из предыдущих пунктов: упражнение может быть использовано как в качестве группового, так и индивидуального контрольного и диагностического материала.
Итак, лабиринты как класс упражнений достаточно просты в составлении, вносят необходимое разнообразие в учебный процесс, полезны в качестве разминочного, диагностического и контрольного материала для изучения русского языка и как родного, и как иностранного.
Список литературы
1. Семенов А. И. Орфографические игры // Пред вами громада – русский язык… : Сб. метод. статей / Под ред. А. А. Соколянского. – Магадан : СМУ, 2006. – С. 38–49.
2. Данильченко О. В. Активизация познавательной деятельности учащихся путем использования дидактических игр // Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях : сб. материалов международной электронной научно-практической конференции 01–31 октября 2019 года / Под ред. Л. А. Деминской, Т. Б. Волобуевой и др. – В 4-х томах. – Т. 2. – Донецк : Истоки, 2019. – С. 118–120.
3. Трапицына О. В. Игра «Компьютерный лабиринт» (на примере дисциплины «Информатика») // Нестандартные решения стандартных педагогических проблем : Сборник трудов заочной международной педагогической конференции, Москва, 20 мая 2017 года. – Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2017. – С. 46.
4. Овод С. Ф. Квест-игра «Лабиринт дорожной карты» // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами : сборник материалов Международного педагогического форума. 20 июня 2017 г. / Гл. ред. М. П. Нечаев. – Чебоксары : Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2017. – С. 198–200. – ISBN 978-5-9909851-8-6.
5. Камалетдинов Д. С. , Богданова И. Ю. Настольная игра «Зеркальный лабиринт души» © как инструмент решения бизнес-кейсов // Современные тенденции развития системы образования : Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 марта 2018 года. – Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2018. – С. 64–67.
6. Белицкая Е.С. Применение игровых технологий на уроке математики // Современное образование: от традиций к инновациям : Сборник научных статей по результатам XII Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. – Саратов: СОИРО, 2017. – 37–40.
7. Зёлка Л.И. Дидактические игры на уроках математики // Певзнеровские чтения. – 2016. – № 1. – С. 29–37.
8. Команда «корифеи». Деловая игра «лабиринт корифея» / Н. В. Булей [и др.] // Инновационное управление персоналом : материалы X Международного межвузовского кадрового форума им. А. Я. Кибанова, Москва, 15–17 мая 2019 года / Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». – Москва : Государственный университет управления, 2019. – С. 286–287.
9. Недогреева Н.Г., Щербакова Ю.В. Игра в структуре подготовки студентов – будущих учителей физики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. – 2008. – № 3. – С. 92–100.
10. Морозов В. П. Игра «Лабиринт» // Физическая культура в школе. – 2016. –№ 8. – С.46.
11. Мамиева З. М., Мальсагова М. Х. Нейродидактический подход к инклюзивному образованию // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. № 71-4. – С. 208–211.
12. Винникова С. М. Нейропсихологическая помощь детям с трудностями в овладении математикой // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 3-1 (55). – С. 125–128.
13. Соколянский А. А. Введение в славянскую филологию : учебное пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004. – 400 с.