Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Май 1 (4)

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 22.05.2020

Формирование навыков аудирования при языковой подготовке авиационных специалистов

Науменко Наталия Павловна
доцент, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, РФ, г. Краснодар, ladoshan88@mail.ru
Рябова Татьяна Васильевна
канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, РФ, г. Краснодар, tryabova_61@mail.ru
Чижикова Светлана Николаевна
канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, РФ, г. Краснодар, arlana.rus@gmail.com

Аннотация: Данная статья рассматривает роль аудирования при языковой подготовке авиационных специалистов. Восприятие и понимание речи на слух, по мнению авторов, способствует формированию межкультурной, коммуникативной и профессиональной компетенций. Описываются виды аудирования. Предлагаются варианты упражнений, поэтапно формирующие аудитивные навыки от уровня простого восприятия до уровня критического понимания текста, с учетом коммуникативных целей и стратегий аудирования.
Ключевые слова: аудирование, вид речевой деятельности, аудитивные навыки, фонематический слух, аудиотекст

Development of listening skills in the language training of aviation specialists

Naumenko Natalia Pavlovna
Docent, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Russia, Krasnodar
Ryabova Tatyana Vasilievna
Candidate of Science in Philology, Docent, Head, Foreign Languages Department, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Russia, Krasnodar
Chizhikova Svetlana Nikolaevna
Candidate of Science in Philology, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Russia, Krasnodar

Abstract: This article examines the role of listening in the language training of aviation specialists. Perception and understanding of speech by ear, according to the authors, contributes to the formation of intercultural, communicative and professional competencies. The types of listening are described. The article offers variants of exercises that gradually form listening skills from the level of simple perception to the level of critical understanding of the text, taking into account the communicative goals and strategies of listening.
Keywords: listening, type of speech activity, listening skills, phonemic hearing, audio text

Правильная ссылка на статью
Науменко Н.П., Рябова Т. В., Чижикова С.Н. Формирование навыков аудирования при языковой подготовке авиационных специалистов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2020. № 01 (04). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/formirovanie-navykov-audirovaniya-pri-yazykovoj-podgotovke-aviatsionnykh-spetsialistov.html (Дата обращения: 22.05.2020)

В настоящее время статус иностранного языка как вузовской дисциплины кардинально изменился. Целью языковой подготовки в вузе становится сегодня овладение обучаемыми умением осуществлять прямые контакты с носителями изучаемого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного и делового общения в сфере своей профессиональной деятельности, т.е. формирование коммуникативной компетенции. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования для специалитета по направлению Аэронавигация выпускник должен владеть «способностью решать профессиональные задачи с использованием английского языка» (ПК-8) [1].

Традиционно коммуникативная компетенция формируется через комплексное развитие всех четырех видов речевой деятельности – чтения, письма, говорения и аудирования. В зависимости от этапа обучения и поставленных задач предпочтение отдается каким-то конкретным видам. Так, например, речевое взаимодействие между летчиком и авиадиспетчером осуществляется в устной форме, поэтому формирование и развитие навыков и умений говорения и аудирования выдвигается при подготовке авиационных специалистов в качестве первоочередной задачи, так как именно адекватная устноречевая деятельность обеспечивает безопасность воздушного движения во время полетов на международных авиалиниях: летчик должен «уметь быстро и точно понимать связанные с работой сообщения, осмыслять передаваемую информацию, оперативно реагировать на возникновение нестандартных ситуаций в воздушном движении, инициировать общение, а также выражать речевыми средствами определенные коммуникативные намерения» [2, с. 186].

Объектом исследования в данной статье выступает аудирование как вид речевой деятельности. Предмет рассмотрения – процесс формирования аудитивных навыков при обучении языку в авиационном вузе. Цель исследования – повышение качества профессионально ориентированной языковой подготовки авиационных специалистов путем развития у них навыков аудирования. Для ее достижения необходимо решить следующие теоретические и практические задачи: 1) изучить научно-методическую литературу по вопросам обучения аудированию при формировании коммуникативной компетенции; 2) предложить систему упражнений для развития аудитивных навыков при обучении английскому языку в военном авиационном вузе. Методологической базой послужили работы отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемому вопросу. Использовались методы теоретического анализа и синтеза, сравнения и интерпретации изученных материалов.

Общетеоретическими и методологическими проблемами аудирования как вида речевой деятельности занимались российские и зарубежные психологи, лингвисты и методисты (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьв, А. Р. Лурия, Е. И. Пассов, G. Brown, P. Ur, A. Anderson, T. Lynch, M. Underwood, D. Nunan, M. Rost, J. C. Richards и др.).

Отдельным вопросам обучения аудированию в школе и вузе, приемам развития аудитивных навыков, методике формирования стратегий аудирования, навыкам самостоятельной работы над их совершенствованием посвящены работы таких ученых, как А. Э. Михиной, И. И. Халеевой М. Т. Баранова, М. Л. Вайсбурд, Т. В. Громовой, С. В. Говорун, Н. В. Елухиной, С. М. Зенкевич, Я. В. Зудовой, Р. П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручева, Ю. А. Никитиной, О. А. Обдаловой, Е. Г. Погосян, Д. В. Позняк, А. И. Черкашиной, О. В. Цуприковой и др.

Непосредственно описанием языка радиотелефонного общения в полете и методикой обучения аудированию авиационных специалистов занимались Л. В. Бондарева, Т. А. Мальковская, И. А. Матвеева, К. Л. Симантьева, Ю. В. Суслова и др.

Анализ научно-методической литературы по аудированию показал значимость этого вида речевой деятельности в общении в целом и в профессионально ориентированной коммуникации в частности. Кроме того, отмечается важность разработки эффективных стратегий, системы обучающих упражнений для формирования и развития аудитивных навыков и умений для конкретных категорий специалистов, что свидетельствует об актуальности рассматриваемых в статье вопросов.

Итак, вслед за Е. И. Пассовым мы разграничиваем понятия «слушание» («hearing») как физиологический (или акустический) процесс восприятия звукового ряда и «аудирование» («listening») как «слушание с пониманием или понимание речи на слух» [3, с. 166]. Следует отметить, что аудирование – это активный процесс, в котором можно выделить этапы: восприятие, понимание и непосредственную интерпретацию поступающей звуковой информации. Поэтому в качестве рабочего определения аудирования используем следующее: «активный осознанный речемыслительный процесс, направленный на распознавание, восприятие, понимание и интерпретацию поступающего звукового сообщения» [4, с. 13].

На зависимость эффективности этого процесса от сформированности фонематического слуха обучаемых в свое время обратила внимание Н. И. Гез. По ее мнению, «успешность смыслового восприятия во многом зависит от способности реципиента различать на слух звуки, звукосочетания, просодические признаки речи: и удерживать в памяти их акустические качества, т. е. от сформированности речевого слуха – интонационного и фонематического» [Цит. по: 5, с. 110]. Таким образом, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух обучаемых, который вырабатывается в процессе слушания образцов иноязычной речи. При этом целесообразно использовать комплекс специальных упражнений, поэтапно формирующих необходимые навыки и умения: 1) распознавание неречевых звуков; 2) узнавание и дифференциация фонем на слух); 3) способность к звуковому анализу и синтезу слова [6].

Считается, что отсутствие у человека перечисленных выше умений и несформированность фонематического слуха не позволит ему удерживать в памяти сообщения, воспринимать их в целом, а поэтому он не сможет понять их содержание и, естественно, передать его или ответить собеседнику.

Л. В. Бондарева предлагает комплекс упражнений для тренировки фонематического слуха у авиационных специалистов, который предназначен сформировать навыки и умения вслушиваться в звучащую речь, воспроизводить её, выполнять слоговый и словесный анализ, дифференцировать лексические единицы в потоке речи в условиях внешних помех, выделять смысловые вехи сообщения, воспроизводить синтагмы и отдельные фразы с заданной интонацией [7].

Система тренировочных упражнений, формулировки заданий и сам материал этих упражнений должны учитывать типологические особенности видов аудирования.

Существуют различные критерии для классификации аудирования как вида речевой деятельности, в качестве которых обычно называют: цель аудирования; условия восприятия и понимания звуковой информации; характер взаимодействия между участниками общения и роль слушающего в процессе восприятия и понимания звуковой информации. Приведем некоторые примеры классификаций:

  1. контактное и дистантное (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез) – зависит от условий коммуникации (ведение радиообмена в полете является примером дистантного восприятия информации, опосредованного техническими средствами);
  2. коммуникативное аудирование и аудирование лекций (J. C. Richards);
  3. аудирование с целью восприятия (перцептивное) и аудирование с целью понимания (P. Ur);
  4. аудирование монологического высказывания, передающего информацию; аудирование как компонент устно-речевого общения; критическое аудирование; аудирование с целью проведения досуга (M. Rost);
  5. информационно-поисковое, коммуникативно-поисковое и культуроведчески-ориентированное аудирование (В. В. Сафонова);
  6. аудирование с полным пониманием услышанного и аудирование с пониманием основного содержания. (И. Л. Бим);
  7. коммуникативное и учебное аудирование (Е. А. Колесникова, О. А. Долгина);
  8. С. В. Говорун предлагает следующие виды учебного аудирования: а) интенсивное аудирование, подразумевающее полное и точное понимание звукового сообщения; б) экстенсивное аудирование, предполагающее умение понимать звуковые тексты большой длительности и содержание звучащего текста в целом; в) выборочное аудирование с извлечением определенной информации; г) интерактивное аудирование как компонент устно-речевого общения [4].

Каждая из приведенных классификаций имеет рациональное зерно, но в учебных целях для формирования аудитивных навыков в неязыковых вузах, пожалуй, приемлемы следующие типы аудирования: 1) аудирование с пониманием основного содержания (skim listening по аналогии со skim reading); 2) аудирование с полным пониманием (listening for detailed comprehension); 3) аудирование с выборочным извлечением информации (listening for partial comprehension); 4) аудирование с критической оценкой (critical listening) [8, с. 103]

Давайте детальнее рассмотрим, как приведенные выше виды учебного аудирования находят свое отражение в учебных пособиях по авиационному английскому языку, разработанных на кафедре иностранных языков в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков.

Следует отметить, что иноязычная подготовка в КВВАУЛ предусматривает две языковые дисциплины: иностранный (английский) язык (ИЯ) и авиационный английский язык (ААЯ). Таким образом, при изучении профессионально ориентированной части (языку для специальных целей – English for Specific Purpose, ESP) обучающиеся уже имеют в какой-то мере сформированные фонетико-произносительные, лексические и грамматические навыки и навыки устно-речевого общения, поэтому в качестве целевой установки признается их дальнейшее совершенствование.

Также необходимо подчеркнуть, что в основе отбора и организации учебного материала для формирования и развития аудитивных навыков и умений лежат общие требования аутентичности текстового материала, соответствия нормам профессионального общения, коммуникативной направленности заданий, дифференцированного характера предъявления аудиотекстов [9].

Известно, что успешность аудирования определяется как объективными, так и субъективными факторами. Субъективные факторы определяются особенностями психики обучаемых и уровнем их подготовки, так как особенно в неязыковом вузе преподавателю приходится иметь дело с разноуровневым владением иностранным языком. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого материала и условий, в которых протекает его восприятие, поэтому учебные аудиотексты не должна превышать 1–2 минуты, поскольку воспринимаемая звуковая информация удерживается в кратковременной памяти от 60 до 90 секунд [10, с. 198]. Кроме того, важна скорость произнесения профессионально значимой информации: чем выше уровень владения языком у обучающихся, тем выше может быть скорость произнесения и естественнее характер общения. Немаловажной является тематика аудиотекстов: они должны быть интересными, познавательными, проблемными и расширяющими знания учащихся по их будущей профессии, что значительно повышает мотивацию изучения ААЯ и эффективность учебного процесса.

Следуя общим методическим принципам, упражнения, используемые при работе с аудиотекстом, целесообразно разделять на: предтекстовые (Before listening), упражнения, выполняемые во время прослушивания (While listening); послетекстовый этап (Follow-up activities).

В качестве примера возьмем работу с аудиотекстом «Who really invented the airplane» из серии «Ask history» по теме «История авиации». Длительность его звучания – 1 минута 47 секунд. Скорость озвучивания – средняя. Текст можно использовать как аудио, однако видеоформат со зрительными опорами в виде дат, фамилий, географических мест, ключевых слов облегчит восприятие и понимание информации. Визуальные опоры важны не только для смыслового понимания, но и для последующей передачи содержания. По мнению А. Н. Леонтьева, они разгружают память, улучшают точность и полноту понимания, поскольку пропускная способность слухового анализатора во много раз меньше зрительного [11].

Аудирование данного текста в структуре конкретного занятия предполагает обобщение лексико-грамматического материала урока и выход в речь. До этапа аудирования вводилась и повторялась необходимая лексика для описания первых летательных аппаратов и первых полетов (airplane, aircraft, heavier-than-air craft, flight, successful, controllable, three-axis control, take off and land, under its own power), глагольные формы прошедшего времени Past Simple Active и пассивные причастия Past Participle (called, (un)manned, powered, sustained).

В формулировке задания к аудированию в учебном пособии обозначено его название «Who really invented the airplane» (Кто в действительности изобрел самолет). Знакомство заранее с заглавием аудиотекста должно создать нужную направленность мысли и облегчить прогнозирование. Кроме того, подобное задание позволяет отнести восприятие и понимание предлагаемой информации к виду аудирования с критической оценкой, предполагающему высокий уровень развития умения полно и точно понимать звучащий текст, определять коммуникативное намерение и точку зрения автора [8]. Следовательно, оно выполнимо только в группе с высоким уровнем языковой подготовки, потому что требует ответа на этот вопрос и умения делать собственные умозаключения на иностранном языке на основе анализа и интерпретации услышанной информации.

Более облегченный вариант задания – это необходимость закончить два утверждения по содержанию аудиотекста с многовариантным выбором. Это вариант аудирования с выборочным извлечением информации (Selective listening), при котором нужно вычленить в потоке речи только нужную информацию, пропустив незначимую, второстепенную.

  1. Experts say that to truly be an airplane aircraft must be …
  1. successful
  2. heavier than air
  3. powered
  4. unmanned
  5. sustained
  6. able to take off and land under its own power
  7. controllable along all three axes (roll, pitch and yaw in order to avoid crashing)
  1. The Wright brothers got all the credits (заслуги) for inventing the airplane because …
  1. they built the world’s first successful airplane.
  2. they were the first to leave the ground.
  3. they made the world’s first controlled sustained powered flights.
  4. unlike some other earlier inventors they continued to work and improve their designs.

Таким образом, аудиотекст “Who really invented the airplane” формирует навык восприятия иноязычной речи на слух для общего понимания и вычленения целевой информации. После однократного предъявления фильма обучающиеся должны понять, какой летательный аппарат действительно можно считать самолетом (What flying craft must truly be an airplane?) и почему именно братья Райт завоевали звание первых в создании такого самолета (Why do the Wright brothers truly deserve the title of the first airplanes inventors?).

В заключение хочется отметить важность формирования навыков аудирования при обучении иностранному языку и формировании коммуникативной компетенции. Выбор стратегии, приемов и методов работы над аудитивными навыками зависит от этапа обучения, целевой установки, условий коммуникации и вида аудирования. При создании системы обучающих упражнений целесообразно использовать предтекстовые, послетекстовые упражнения и упражнения, выполняемые во время восприятия аудиотекста. Процесс восприятия и понимания звучащей речи значительно облегчается при визуальных (зрительных) опорах в виде видеоряда, графических записей, таблиц, схем и т.п.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (специальности) 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (квалификация (степень) «специалист») Режим доступа: http://fgosvo.ru/250504 (дата обращения: 11.05.2020).
2. Суслова Ю. В. Профессионально-ориентированное обучение иноязычному аудированию будущих военных летчиков с использованием интерактивной доски // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (45): в 3-х ч. Ч. I. C. 185-188. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2015/3-1/52.htm (дата обращения: 4.05.2020).
3. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Рус. яз., 1977. – 214 с.
4. Говорун С. В. Развитие навыков и умений аудирования у студентов-востоковедов, изучающих английский язык / Текст: дис. канд. пед. наук: / С. В. Говорун. Санкт-Петербург, 2015. 270 с. Режим доступа: https://disser.spbu.ru/disser2/disser/Govorun_dissertation.pdf (дата обращения: 5.05.2020).
5. Бондарева Л.В. Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции // Известия вузов. Северо-Кавказский регион общественные науки. Приложение. 2006. – № 12. – С. 108-114.
6. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –109 с.
7. Бондарева Л.В. Обучение курсантов авиационных вузов пониманию на слух радиотелефонной фразеологии: автореф. дис. канд. пед. наук: Пятигорск, 2007. 17 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_1205846/ (дата обращения: 5.05.2020).
8. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков Текст: справочник / И. Л. Колесникова, О.А.Долгина. – СПб: Изд-во «Русско-Балтийский Информационный центр «БЛИЦ», Cambridge University Press, 2001. – 224 с. Режим доступа: https://ru.calameo.com/books/0032985818a263d802051 (дата обращения: 5.05.2020).
9. Мальковская Т. А., Рябова Т. В. Современные подходы к созданию учебных материалов по профессионально ориентированному языку // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. – 2019. – №7-2. – С.35-40.
10. Rost M. Teaching and researching listening / M. Rost. Second edition. – Harlow: Longman, 2011. – 407 p.
11. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Том 1. – М.: Педагогика, 1983. – С.348-380. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/psycho/leontyev-psychology.htm#_Toc121381140 (дата обращения: 10.05.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: