Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №02 (25) Март 2024 - Апрель 2024
УДК 372.881.161.1
Дата публикации 17.04.2024
Дидактический потенциал произведений живописи медицинской тематики на уроках русского языка как иностранного
Цаплина Марина Александровна
старший преподаватель, Балтийский федеральный университета им. И. Канта
Агульник Екатерина Сергеевна
ассистент, Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Лучинина Лада Александровна
ассистент, Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Аннотация: В статье рассмотрены возможности использования произведений русского изобразительного искусства на занятиях по русскому языку для иностранных учащихся медицинского факультета, описаны основные этапы работы с произведениями русского изобразительного искусства на занятиях РКИ. В статье представлены также некоторые конкретные виды заданий, направленных на работу с произведениями живописи, в качестве примера показан комплекс упражнений к картинам, посвящённым жизни и деятельности Н.И. Пирогова. В результате сформулирован вывод об эффективности рассмотренных приёмов работы и целесообразности применения произведений русского изобразительного искусства в обучении иностранных студентов русскому языку.
Ключевые слова: произведения живописи, наглядность, виды речевой деятельности, русский язык как иностранный.
senior lecturer, Immanuel Kant Baltic Federal University
assistant, Immanuel Kant Baltic Federal University
assistant, Immanuel Kant Baltic Federal University
Abstract: This article explores the possibilities of using Russian visual art pieces in lessons of Russian as a foreign language for foreign students of Medical Faculties. The authors outline the essential stages of engagement with Russian visual art pieces in teaching Russian as a foreign language. This article presents some types of tasks for working with paintings, specifically those dedicated to the life and work of N.I. Pirogov. As a result of the study, the authors conclude on the effectiveness and relevance of incorporating Russian art pieces in teaching foreign students the Russian language.
Keywords: paintings, visual aids, types of speech activities, Russian as a foreign language.
Цаплина М.А., Агульник Е.С., Лучинина Л.А. Дидактический потенциал произведений живописи медицинской тематики на уроках русского языка как иностранного // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 02 (25). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/didakticheskij-potentsial-proizvedenij-zhivopisi-meditsinskoj-tematiki-na-urokakh-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo.html (Дата обращения: 17.04.2024)
Вовлечённость иностранных студентов в длительный и сложный процесс обучения должна обеспечиваться актуальностью и доступностью подобранных для занятий материалов, посильностью заданий, разработанных с учётом цели обучения и интересов обучающихся. Эффективное обучение студентов-медиков русскому языку предполагает усвоение ими научного стиля речи, приобретение знаний, навыков и умений, необходимых для общения в профессиональной среде.
В соответствии с ведущими методическими принципами обучение должно быть организовано в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных с применением наглядных учебных материалов. Принцип наглядности, лежащий в основе процесса организации обучения, является основополагающим. Под термином «наглядность» в словаре Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина понимается «специально организованный показ языкового материала, предметов и явлений окружающего мира с целью облегчения его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности» [1, с. 152]. В соответствии с указанным методическим принципом, можно предположить наличие высокого дидактического потенциала наглядных учебных материалов, направленных на развитие профессиональных и языковых компетенций изучающих РКИ. Апробация принципа показывает, что обращение на занятиях к наглядному материалу в виде репродукций картин способствует не только более осознанному восприятию и запоминанию учебного материала учащимися, развитию их речевой компетенции, но и расширению знаний о стране изучаемого языка. Использование на уроках РКИ картин с изображением врачей и медицинских ситуаций может стать дополнительным мотивирующим фактором, стимулирующим иностранных студентов-медиков к обучению. Методическая структура занятий, построенных на основе работы с картиной, не имеет существенной дифференциации в зависимости от уровня владения языком. Основные различия связаны с содержанием: отбор картин, текстов, вопросов, лексико-грамматическое наполнение упражнений. По мнению Н.В. Мощинской, значительная часть информации, которую люди получают во время обучения, воспринимается визуально. Использование репродукций картин может быть «зрительно-смысловой опорой для введения, активизации и закрепления языковых единиц, являясь связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова» [3, с. 39].
Занятие, построенное на использовании произведений живописи медицинской тематики в качестве наглядного материала, имеет следующие особенности:
- близость учебного материала к профессиональной деятельности будущих врачей;
- возможность применить в речи ранее изученные материалы в профессиональной сфере;
- возможность увеличить лексический запас;
- сочетание всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма;
- направленность на формирование не только языковых, но и речевых знаний, навыков и умений;
- лингвострановедческая наполненность.
Представленные в настоящей статье учебные материалы предназначены для работы с иностранными студентами медицинского профиля, владеющими русским языком на уровне А2-В1, и направлены на реализацию различных целей урока – языковой, речевой, воспитательной; специфика практической значимости данных материалов заключается в том, что работа с произведениями изобразительного искусства позволяет не только расширять активный и пассивный запас профессиональной лексики, совершенствовать речь обучающихся путём вовлечения в различные виды речевого взаимодействия, но и формировать аксиологические ориентиры у иностранных студентов медицинского профиля, знакомить их с национальными ценностями в области медицины страны изучаемого языка.
Необходимо отметить, что разные жанры живописи предусматривают различные, соответствующие им, виды упражнений. Например, портрет может быть использован в качестве иллюстративного материала для описания на русском языке внешности человека, характера, одежды и т.д. Иллюстрацией такого подхода является следующая методическая разработка фрагмента урока с использованием картины Ильи Репина «Портрет хирурга Н.И. Пирогова» (1881). В процессе работы с этой картиной обучающиеся узнают необходимые сведения о знаменитом русском учёном, оказавшем большое влияние на развитие медицины во всём мире, а также закрепляют лексические навыки в рамках темы «Внешность и характер человека».
В начале занятия студентам необходимо рассмотреть портрет, прочитать текст о великом русском хирурге Н.И. Пирогове и обсудить, какими качествами характера обладал учёный, совершивший множество научных открытий, и какими качествами характера должен обладать каждый врач. Как отмечают И. А Ковынёва и Н. Э. Петрова, «любой отдельный урок следует начинать со знакомства со словарем урока, т.е. его лексическим минимумом, который позволит понимать тексты профессионального характера» [2, с. 60]. Далее в настоящей статье представлен пример текста, содержащего основные сведения о жизненном пути русского хирурга. В качестве предтекстовых заданий можно использовать упражнения, направленные на ознакомление учащихся с новой лексикой – это будет способствовать не только отработке техники чтения, но и формированию у студентов установки на осмысленное восприятие текста. После выполнения предтекстовых упражнений обучающимся необходимо будет перейти к прочтению текста.
Николай Иванович Пирогов – знаменитый русский хирург, учёный-анатом и педагог. Николай Иванович родился 13 ноября 1810 года в Москве. Талантливый и целеустремлённый Николай Пирогов начал изучать медицину в университете в 14 лет. Пирогов был очень трудолюбивым, поэтому учился и одновременно работал в анатомическом театре, где получил бесценный опыт в хирургии. Пирогов – очень серьёзный и ответственный человек. Профессию врача он получил уже в 22 года, а профессором медицины стал всего через 4 года. Николай Иванович делал очень сложные операции, которые до него ещё никто и никогда не проводил, создавал новые методы лечения и необходимые медицинские инструменты, именно поэтому Н.И. Пирогова называют «отцом русской хирургии». Научно-практическая и педагогическая деятельность Н. И. Пирогова оказала большое влияние на развитие медицины, хирургии и педагогики во всём мире.
Работа с текстом на данном этапе нацелена на совершенствование навыков чтения, анализа и понимание текста. По мнению методистов С.А. Хаврониной и Т.М. Балыхиной, подобная деятельность «обладает познавательной и воспитательной ценностью, содержит большие возможности для работы над языком, служит стимулом для развития речевых умений на изучаемом языке» [3, с. 47].
Этап чтения может быть дополнен притекстовыми заданиями, которые направлены на снятие трудностей, связанных с пониманием новой лексики. Работа с которой, по мнению Н.Э. Петровой, является «залогом успешного расширения активного и пассивного словаря студентов и овладения языковой компетенцией» [5, с. 208]. Завершающий этап работы с текстом основывается на выполнении послетекстовых заданий, которые предоставляют большие возможности для моделирования устных и письменных высказываний.
Задание 1. Посмотрите на портрет врача и слова, подчёркнутые в тексте. Опишите внешность врача, его характер и социальный статус. По мимике (выразительная, живая, подвижная), взгляду (внимательный, настойчивый, пристальный, оценивающий, острый), позе (напряжённая или расслабленная) Н.И. Пирогова определите, какие эмоции он испытывает (например, страх, грусть, горе, радость, удовлетворение, удивление).
Задание 2. Оцените качества врача по характеристикам, указанным в задании 1. В чём, на ваш взгляд, заключаются особенности невербального общения в процессе диалога врача с пациентом?
В качестве домашнего задания по итогам урока студентам может быть предложена творческая работа, связанная с конструированием собственного текста на основе материалов, изученных на уроке.
Задание 3. Известный художник решил написать ваш портрет. Как бы вы хотели выглядеть на этой картине.
На занятиях РКИ возможна также работа с сюжетной живописью, в частности, с картиной Архипа Куинджи «Показательная операция в клинике Пирогова» (1901).
Для того чтобы учащиеся могли лучше представить показанные на картине события, происходящие в клинике Пирогова, необходимо обратить их внимание на некоторые факты биографии Н.И. Пирогова, непосредственно связанные с историей написания рассматриваемой картины. Для облегчения понимания данной информации важно предварительно ознакомить студентов-инофонов с новыми лексическими единицами. Также перед прочтением текста могут быть предложены следующие задания, направленные на развитие зрительного восприятия и воображения и активизацию грамматических и лексических навыков:
Задание 1. Рассмотрите картину А. Куинджи. Ответьте на вопросы. Используйте предложенные грамматические модели.
Расскажите, кого вы видите на картине? Кто эти люди? Что они делают? Пример: Я вижу + В.п.
Как вы думаете, где происходят события? Пример: Я думаю, что события происходят в + П.п.
Задание 2. Повторите слова и предложно-падежное управление: справа от (+Р.п.), слева (+Р.п.), в центре, рядом с (+Тв.п.), над (+Тв.п.), под (+Тв.п.), за (+Тв.п.), перед (+Тв.п.). Пример: справа от врача, рядом с врачом, перед врачом. Опишите картину, используя данные слова. Постарайтесь описать все детали.
Также для аудиторной работы может быть предложен текст, непосредственно связанный с тематикой картины.
Николай Иванович Пирогов – великий русский учёный, хирург и талантливый педагог. Н.И. Пирогов сделал много важных медицинских открытий: впервые в мире применил эфирный наркоз и гипсовую повязку, использовал «ледяной» метод изучения строения тела человека и создал первый атлас топографической анатомии. Каждый день Пирогов детально изучал анатомию на замороженных трупах в анатомическом театре. Чтобы узнать, из чего состоит человеческое тело, Пирогов проводил вскрытия и изучил двенадцать тысяч трупов. Когда Н.И. Пирогов работал в Медико-хирургической академии Петербурга, он впервые организовал практику для студентов, так как раньше студенты медицинских университетов не учились в анатомических театрах. На практических занятиях студенты самостоятельно наблюдали больных, писали истории болезни, делали перевязки и под контролем преподавателей выполняли несложные операции. Н.И. Пирогов считал, что в больницах должны быть медико-хирургические школы, где преподаватели будут показывать студентам методы обследования и лечения на пациентах.
После прочтения текста учащимся могут быть даны задания на объяснение отмеченных в тексте терминов, пересказ текста о Н.И. Пирогове. В качестве домашнего задания по итогам данного урока студентам может быть предложена подготовка небольшого рассказа об известном враче из своей страны. При выполнении итогового задания такого типа студенты смогут закрепить и активизировать лексику и грамматические конструкции, изученные и повторённые на уроке.
Также работа с произведениями русской живописи возможна на уроках РКИ, направленных на развитие у обучающихся навыков владения видами речевой деятельности. По мнению Е.В. Папиловой, «сюжеты и герои картин, как правило, вызывают эмоциональный отклик учащихся, стимулируют их желание говорить, делиться мыслями» [4, с. 120]. Так, в рамках изучения темы «В поликлинике. Пациент и врач» при введении новых лексических единиц, в процессе закрепления различных речевых оборотов, при составлении диалога с участием врача и пациента также возможно обращение к произведениям русской живописи, например, к картине И.А. Тихого «Н.И. Пирогов осматривает больного Д.И. Менделеева» (1855).
На учебном занятии можно предложить учащимся разыграть диалог между представленными персонажами картины – это будет способствовать активизации речевых навыков студентов-инофонов и закреплению навыков передачи прямой и косвенной речи. Перед обсуждением картины необходимо познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории создания картины, так как это значительно повысит их интерес к произведению искусства. Для облегчения понимания новой информации важно предварительно ознакомить студентов-иностранцев с новой выделенной лексикой. Вариантом начала беседы об этой картине может послужить следующий текст.
В октябре 1855 года известный химик и автор периодического закона химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев обратился за помощью к Николаю Ивановичу Пирогову. Врач из Петербурга Николай Фёдорович Здекауер диагностировал у Менделеева туберкулёз и считал, что больной может умереть через несколько месяцев. Поэтому Здекауер посоветовал Менделееву срочно ехать в Крым. В Крыму в то время шла война. Пирогов оперировал с раннего утра и до позднего вечера, и Менделеев не сразу смог попасть к нему на приём. Но Н.И. Пирогов не подтвердил диагноз своего коллеги и назначил Менделееву необходимое лечение.
Кроме основных приёмов работы с текстом, описанных выше, можно использовать упражнения, направленные на формирование профессиональной речи иностранных студентов-медиков.
Задание 1. Восстановите диалог Н. И. Пирогова и Д.И. Менделеева;
Задание 2. Назовите метод диагностики, который использует Н.И. Пирогов;
Задание 3. Назовите симптомы туберкулёза;
Задание 4. На основании жалоб пациента оформите запись в медицинской карте.
При работе с последним заданием учащимся могут быть предложены несколько шаблонов для моделирования коротких диалогов.
Таблица 1. Шаблоны для моделирования коротких диалогов
Вариант 1 | Вариант 2 |
- На что вы жалуетесь? - ___________________ - Кашель сухой или с мокротой? - ___________________ - Что ещё вы ощущаете? - ____________________ - Когда вы впервые почувствовали боль? - ___________________
| - ___________________ - Я чувствую боль в грудной клетке и кашляю уже 2-3 недели. - ___________________ - Я кашляю кровью. - ___________________ - Общую слабость и одышку при незначительной физической нагрузке. - ___________________ - 3 недели назад. |
Применение на занятиях РКИ репродукций картин медицинской тематики является дидактически оправданным и действенным методическим приёмом; благодаря тематической близости к профессиональной деятельности будущих врачей, рассматриваемый учебный материал может выступать средством повышения мотивации студентов к изучению языка. Также рассмотренные формы работы помогают стимулировать студентов к поиску правильных языковых средств, необходимых для решения коммуникативных задач, способствуют расширению словарного запаса студентов-инофонов, развитию у них навыков использования лексем научного стиля речи в профессиональной коммуникации, углублению их знаний в области истории медицины. В связи с этим можно констатировать наличие высокого дидактического потенциала произведений живописи медицинской тематики в контексте преподавания русского языка для иностранных студентов медицинского профиля подготовки.
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Ковынёва И. А., Н. Э. Петрова. Профессиональная подготовка иностранных студентов-медиков: развитие и совершенствование практических умений и навыков - (Методика РКИ: вызовы современности). - Текст: непосредственный // Русский язык за рубежом. - 2020. - № 2 (279). - С. 59-65.
3. Мощинская Н.В. Место визуальных средств в системе работы по пособию «Русская культура: диалог со временем» // Иноязычное образование в современном мире. – 2013. – Ч. 1. – С. 38 – 44.
4. Папилова Е.В. Русская живопись в обучении РКИ. Русский язык за рубежом: научно-практический иллюстрированный журнал. 2023 г. № 2. С. 119-120.
5. Петрова Н.Э. Работа с лексическим материалом при обучении иностранных студентов-медиков в системе преподавания русского языка как иностранного. Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. Т. 10. № 1(34). С. 206-208.