Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №06 (23) Ноябрь 2023 - Декабрь 2023

УДК 378

Дата публикации 31.12.2023

Актуализация рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» в аспекте цифровых и «сквозных» технологий (на примере направления «Туризм»)

Габдуллина Алсу Шарифуллаевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), РФ, г. Санкт-Петербург, conlimon@yandex.ru
Лунина Анна Юрьевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), РФ, г. Санкт-Петербург, lyninaAAnna@yandex.ru

Аннотация: Данная статья посвящена анализу и описанию опыта актуализации рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» для студентов направления «Туризм». Особое внимание уделено проблеме цифровой компетенции и компетентности и трансформации модели универсальных компетенций в рамках нового подхода в образовательном процессе. Авторами предложены упражнения, направленные на формирование цифровой компетенции будущего выпускника.
Ключевые слова: цифровизация образования, преподавание иностранного языка, цифровая компетенция, рабочие программы дисциплин, цифровые технологии и инструменты, задания и упражнения.

Core curriculum update in the aspect of digital technologies for the students of the department of Tourism

Gabdullina Alsu Sharifullaevna
senior lecturer at the department of Foreign languages, State University of Aerospace Instrumentation, Russia, Saint-Petersburg
Lunina Anna Yurievna
senior lecturer at the department of Foreign languages, State University of Aerospace Instrumentation, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The paper is concerned with the analysis and the description of core curriculum update for the students of the department of Tourism. The article touches upon the issue of digital competence and the transformation of the model of competencies according to the new approach in the educational process. The writers suggest special tasks and exercises aimed at developing the digital competence for future alumni.
Keywords: digitalization of education, language teaching, digital competence, curriculum, digital tools, tasks.

Правильная ссылка на статью
Габдуллина А. Ш., Лунина А. Ю. Актуализация рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» в аспекте цифровых и «сквозных» технологий (на примере направления «Туризм») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 06 (23). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/aktualizatsiya-rabochej-programmy-distsipliny-inostrannyj-yazyk-v-aspekte-tsifrovykh-i-skvoznykh-tekhnologij-na-primere-napravleniya-turizm.html (Дата обращения: 31.12.2023)

Введение и обоснование актуальности

С выходом нормативного документа «Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [1] актуальнее стала проблема перехода к передовым цифровым и «сквозным» технологиям в образовательном процессе. Подготовка высококвалифицированных кадров предполагает не только обучение основным теоретическим и практическим дисциплинам, но и формирование совершенно новых компетенций, связанных с цифровой компетентностью в рамках профессионального саморазвития выпускника.

Актуальность пересмотра модели компетенций вызвана тем, что в последнее время пандемия форсировала и так начавшиеся изменения в области образования – и все преподаватели оказались в условиях, когда стало необходимо стремительно осваивать новые для себя цифровые сервисы и инструменты, выстраивать занятия в соответствии с новой, цифровой педагогикой, учитывая особенности цифровой психологии студентов. Формирование цифровых компетенций обучающихся связано с пониманием и использованием современных информационных технологий [2].

Актуальность внесения изменений в рабочую программу дисциплины (РПД) «Туризм» связана с несколькими факторами. Во-первых, с цифровой трансформацией общества и сферы туризма, в частности. Цифровизацию туризма можно поделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя цифровизация сферы туризма предполагает перевод коммуникации с клиентом в цифровую среду: у людей больше нет времени на личные встречи с турагентами для обсуждения вариантов отдыха, они ищут туры самостоятельно, используя различные платформы и сайты такие, как TripAggregator, GuestU, SnapTravel, Booking experience и другие. Определяющими моментами здесь являются оперативность реакции и эффективность решения вопроса клиента [3, с. 111].

Кроме того, поскольку цифровизация сферы туризма прослеживается также в росте онлайн-продаж и онлайн выборе и бронировании тура, путешествие клиента должно отслеживаться дистанционно на всех этапах. Внутри компаний будет продолжаться тенденция на развитие CRM-систем, автоматических инструментов для постановки задач и планирования. При правильном применении их внедрение станет фактором повышения конкурентоспособности организации. «Туристический бизнес становится все более технологичным», использование цифровых и сквозных технологий автоматизирует информационно-коммуникационный процесс между потребителями и работниками сферы туризма [4, с. 509].

Сегодня главными трендами в сфере туризма являются цифровизация, индивидуализация, безопасность и децентрализация. В связи с этим необходимо предложить новый подход к обучению студентов – будущих работников сферы туризма. Переход к цифровой модели туризма становится причиной появления нового цифрового работника, владеющего необходимым набором знаний и умений, динамично изменяющихся при использовании информационных технологий. Иностранный язык как один из основных инструментов коммуникации также необходимо преподавать в рамках нового компетентностного подхода.

Несмотря на то, что современный процесс обучения трансформировался, по-прежнему остается открытым вопрос создания обучающей среды, способствующей полному погружению в языковую среду при помощи цифровых и «сквозных» технологий. Безусловно, обучение иностранным языкам должно быть направлено не только на овладение практической разговорно-бытовой речью, но и на адаптацию будущего выпускника к современным языковым и бытовым реалиям, в которых иностранный язык выступает в том числе как средство цифровой коммуникации [5, с. 50–51]. Дидактическая значимость обучения иностранному языку в рамках цифрового подхода заключается в поиске решений сложных профессиональных задач, используя иностранный язык как средство коммуникации и цифрового общения. При помощи цифровых технологий студенты также смогут овладевать профессиональными лингвострановедческими знаниями, необходимыми для работы с туристами. Применение современных технологий на занятиях по иностранному языку повышает мотивацию студентов, дает возможность преподавателю получить мгновенную обратную связь и увидеть прогресс в языке, предоставляет большую свободу действий для студентов, тем самым позволяя им приобретать новые компетенции, в том числе цифровые [6, с. 293]. 

Результаты исследования

В рамках актуализации рабочей программы «Иностранный язык» для студентов направления «Туризм» необходимо было расширить и дополнить существующую модель компетенций. Далее представлены предложенные варианты расширения универсальных компетенций (табл. 1).

Таблица 1. Внесенные изменения в модель компетенций

УК - 4.3.1 Знать

  • правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации, в том числе в цифровой среде с поддержкой массовых онлайн курсов;
  • современные теоретические концепции сетевого общества и цифровой среды;
  • правила речевого поведения в профессиональной интернет-коммуникации в соответствии с законодательством, моральными и этикетными нормами и этическими профессиональными кодексами;
  • правила создания эффективного текста в цифровой среде;
  • психологические основания коммуникации на иностранном языке в интернете.

УК – 4.У.1 Уметь

  • осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах), в том числе с использованием цифровых платформ;
  • осознанно применять функциональные стили русского и иностранного (ых) языка (ов) при создании текстов в цифровой профессиональной сфере;
  • модерировать деловую коммуникацию в цифровой среде, владеть способами нейтрализации конфликтных ситуаций в сетевом общении;
  • осуществлять эффективную самопрезентацию в цифровой среде в целях развития профессиональной карьеры;
  • разрабатывать коммуникационную стратегию в цифровой среде.

УК – 4.В.1 Владеть

  • навыками деловой коммуникаций в устной и письменной форме на русском и иностранном языке(ах), в том числе с использованием цифровых средств;
  • речевым этикетом в сетевом обществе;
  • правилами корпоративного профессионального поведения в Интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В шаблоне РПД преподавание дисциплины «Иностранный язык» основано на четырех разделах: раздел 1 – фонетический курс, направленный на коррекцию и автоматизацию навыков чтения с пониманием знаков транскрипции; раздел 2 – профессионально-ориентированное чтение с освоением профессиональной лексики; раздел 3 – грамматический модуль для продуктивного и рецептивного усвоения; раздел 4 – тематический модуль, ориентированный на формирование основ коммуникативных стратегий и тактик в лингвострановедческом и социокультурном контексте. Мы предлагаем использовать различные цифровые и «сквозные» технологии и инструменты в соответствии с разделами.

Работу с фонетикой можно организовать следующим образом: скачать приложения (Learn English Sounds Right, Quick pronunciation tool) на телефон и работать вместе на занятиях, записывать себя, а потом слушать дома. Таким образом, студент может тренировать фонетические навыки не только вместе с другими в классе, но и самостоятельно.

В рамках профессионально-ориентированного чтения можно предложить следующее задание: найти статью в сфере профессиональных интересов студента на иностранном языке, используя браузеры. Студент находит статью, затем читает её с использованием онлайн-словарей с голосовым прочтением, например, Cambridge Dictionary, Multitran и т.п., чтобы узнать правильное произношение слов и перевести незнакомую лексику. Затем можно составить глоссарий или облако незнакомых лексических единиц, используя цифровые инструменты (WordArt, Word It Out).

Грамматический материал на занятиях можно изучать, используя платформы онлайн-курсов (Яндекс практикум, Stepik): прочитать правило, рассмотреть примеры употребления, проделать упражнения с самопроверкой (Learn English Teens, MindMeister, LearningApps) и выполнить онлайн-тест по пройденной теме в системе LMS ГУАП.

Тематический модуль является самым удобным разделом для внедрения цифровых и «сквозных» технологий и инструментов. Новые темы можно изучать, также используя интернет-браузеры: например, найти вместе в браузере город, который хотелось бы посетить, прочитать о нем информацию и сделать презентацию в группе с использованием PowerPoint, VR, Canva и т.п. После презентации можно создать игру в системе Kahoot для закрепления пройденного материала, которую можно провести в классе и геймифицировать тем самым процесс обучения. Изучение темы можно сделать более интерактивным. Например, в темах «Великобритания, Лондон», «Санкт-Петербург», «Америка» можно провести интерактивную экскурсию: использовать на паре «Google Arts and Culture – Museum explorer» и походить по музею, обсудить разные выставки и экспонаты в режиме реального времени.

Самостоятельную работу студентов можно сделать более увлекательной, используя «сквозные» технологии и цифровые инструменты. Например, по теме «Russia, St Petersburg» можно организовать групповую работу на досках Miro, Jamboard, Padlet: придумать экскурсионный маршрут по городу, вместе выбрать музеи, выставки, достопримечательности и т.п. Затем подготовить презентацию и показать результаты (шаблоны можно взять на slidescarnival), можно работать над презентацией вместе в Google presentations.

Студентам может быть предложено индивидуальное задание по фонетике: после каждой разговорной темы создавать облако слов в WordArt для анализа часто встречающихся слов и дальнейшего заучивания. После создания облаков, можно перенести эти слова в Quizlet и поработать с ними там.

Оценка усвоенных знаний и умений может также проводиться с использованием цифровых технологий и элементов геймификации. Например, в программе «Castle quiz» можно закреплять грамматику: составить тренажер, пройти грамматические тесты и поучаствовать в «битве» с одногруппниками. Подобную работу можно проводить по окончании каждой грамматической темы, а в конце семестра посмотреть рейтинг лучших студентов.

Для закрепления тематических модулей мы предлагаем разные виды группового или индивидуального выступления: проведение экскурсии по онлайн-музею, разработка и проведение туристического маршрута с использованием VR-технологий или сервиса дополненной реальности Mpd (при наличии технического обеспечения).

В конце курса студенты могут пройти тестирование по пройденным грамматическим темам в системе LMS ГУАП. В конце семестра можно предложить пройти опрос по итогам семестра в Google-форме.

Выводы

Таким образом, в ходе актуализации РПД «Иностранный язык» для студентов направления «Туризм» была расширена модель универсальных компетенций, необходимых будущему выпускнику, были предложены новые задания с использованием «сквозных» и цифровых технологий и инструментов в содержании дисциплины как в рамках практической аудиторной работы, так и в самостоятельной работе студентов.

Важно уточнить, что предложенный подход к обучению студентов направления «Туризм» может быть применён и для студентов других гуманитарных направлений, поскольку современное гуманитарное знание становится в целом более цифровым. Подобный подход к учебному процессу поможет будущим выпускникам погрузиться в предметную область цифровых гуманитарных наук и работать в рамках Digital Humanities – области на стыке гуманитарных и компьютерных наук, занимающейся вопросами традиционных гуманитарных наук, которые решаются при помощи цифровых инструментов и ресурсов [7, с. 4–14].

Представленные примеры могут помочь будущему специалисту сформировать цифровую компетенцию, что является одним из результатов образовательного процесса. Цифровая компетенция в будущем ляжет в основу цифровой компетентности – особой характеристики будущего специалиста, способного применять свои знания и умения на практике, что сделает будущего профессионала более конкурентоспособным и востребованным на рынке труда [8, с. 59].


Список литературы

1. Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования: утв. распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3759-р // ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/?ysclid=ldozdkhn32891881132 (дата обращения 23.12.2023).
2. Токарева М. В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №4. С. 133–140.
3. Овчаренко Л. А., Лебезова Э. М. Цифровизация как новая парадигма управления развитием туризма // Век качества. 2021. №4. С. 106–125.
4. Милинчук Е. С. Цифровая трансформация туристической отрасли в России: основные направления // Гуманитарные науки в новой реальности: проблемы, подходы, ценности. 2022. С. 502–510.
5. Маркова Т. А. Актуализация РПД «Иностранный язык» с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 8. С. 48–57. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aktualizatsiya-rpd-inostrannyj-yazyk-s-uchetom-vnedreniya-informatsionnykh-i-tsifrovykh-tekhnologij-v-obrazovatelnyj-protsess-vuza.html (Дата обращения: 23.12.2023).
6. Перова Е. А. Современные технологии интерактивного обучения иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм» // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Международной научно-практической конференции. 2020. С. 291–293.
7. Пучковская А. А., Зимина Л. В., Волков Д. А. Введение в цифровые гуманитарные исследования – СПб.: Университет ИТМО, 2021. 61 с.
8. Дранюк О. И., Крафт Н. Н., Баева Т. Е. Актуализация рабочих программ дисциплин в условиях цифровизации высшего образования в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2023. №5. С. 57–59.

Расскажите о нас своим друзьям: