Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №01 (24) Январь 2024 - Февраль 2024
УДК 808.5:37
Дата публикации 17.01.2024
Формирование логико-риторических умений студентов-юристов посредством метода рассуждения - классической хрии
Семенова Инна Владимировна
канд. филол. наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Дальневосточный филиал, РФ, г. Хабаровск, inna.semenova2011@yandex.ru
Бакланова Мария Алексеевна
студентка факультета юриспруденции и социальной сферы Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Дальневосточный филиал, РФ, г. Хабаровск, maribaklanowa@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования логико-риторической компетенции студентов, обучающихся в юридических вузах. В статье предложено лингвометодическое решение данной проблемы: выбран метод построения текста-рассуждения – классическая хрия, показаны методические приемы, которые используются на семинаре по дисциплине «Риторика» в рамках конкретной учебной задачи. В завершении статьи сделан вывод о практической значимости хрии как эффективного метода построения доказательной речи и как средства формирования логического и ассоциативного мышления у обучаемых, развития у них способности свободно выражать свои мысли и обосновывать свою позицию.
Ключевые слова: логико-риторическая компетенция, хрия как метод рассуждения, методические приемы.
Cand. Sci (Philology), assistant professor of the Department of Linguistics and Intercultural Communication, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation - the Far-Eastern branch, Russia, Khabarovsk
student of the Faculty of Law and Social Sphere, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation - the Far-Eastern branch, Russia, Khabarovsk
Abstract: The article devoted to the problem of formation of logical and rhetorical competence of law students. The article offers a linguistic and methodological solution to this problem: describes the method of constructing a text-reasoning – classical chreia and methodological techniques that are used at the seminar on the discipline «Rhetoric» within of of a specific learning task. The author concludes about the practical importance of chreia as an effective method of constructing evidence-based speech and as a means of forming logical and associative thinking students, developing their ability to express their thoughts freely and justify their position.
Keywords: logical and rhetorical competence, chreia as a method of reasoning, methodological techniques.
Семенова И.В., Бакланова М.А. Формирование логико-риторических умений студентов-юристов посредством метода рассуждения - классической хрии // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 01 (24). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/formirovanie-logiko-ritoricheskikh-umenij-studentov-yuristov-posredstvom-metoda-rassuzhdeniya-klassicheskoj-khrii.html (Дата обращения: 17.01.2024)
В связи с модернизацией российского образования, характеризующей современную реальность, первостепенное значение уделяется подготовке высококвалифицированных специалистов, уровень знаний и умений которых должен соответствовать мировым стандартам.
В данной статье мы обращаемся к вопросу подготовки специалистов в сфере юриспруденции.
По оценкам ученых, «юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности» [6]. Важным «инструментом» деятельности юриста является язык, точнее – язык «в действии», т.е. речь. Эффективное использование этого инструмента служит существенным признаком деловой квалификации и показателем профессиональной пригодности специалиста, работающего в сфере правоведения и судопроизводства [там же]. Сказанное определяет актуальность настоящего исследования.
Статья посвящена проблеме формирования логико-риторической компетенции студентов, обучающихся в юридических вузах. Данная компетенция определяется как способность и готовность субъекта создавать и произносить «целесообразную воздействующую речь в конкретном жанре делового общения с учетом ситуации и особенностей адресата» [2], речь, включающую в себя хорошо продуманную систему логоса, этоса и пафоса и соответствующую нормам русского литературного языка.
Цель статьи – предложить лингвометодическое решение указанной выше проблемы и поделиться опытом проведения одного из семинарских занятий со студентами-юристами по дисциплине «Риторика».
Предметом описания в статье является классическая хрия, разработанная в античной риторике для построения текста-рассуждения, и методические приемы, которые можно использовать в процессе «изобретения» содержания текста.
Теоретическую основу работы составили учебно-методические пособия и научные публикации ученых по проблемам преподавания риторики в высших учебных заведениях [1-6].
Термин «хрия» возник в древнегреческой риторике и связывался с представлением о полезном (в переводе с греческого χρεία означает 'польза, пользование'), хрия использовалась как «способ построения ораторского монолога, призванного дисциплинировать ум через упорядочение речи» [3]. Метод хрии успешно использовался многими учеными, писателями-классиками для создания доказательных речей.
Композиция хрии представляет собой комбинацию топов – смысловых моделей, или «общих мест», которые необходимы для изобретения и расположения речи. Хрия состоит из следующих топов: 1) приступа (или вступления); 2) перифразы (или определения); 3) причины (объяснения того, почему данное положение верно); 4) опровержения (т.е. доказательства от противного); 5) сравнения (пояснения мысли-тезиса уподоблением одного объекта другому); 6) примера для подтверждения мысли; 7) свидетельства (подтверждения данного положения цитатой из авторитетного источника); 8) заключение (вывода) [3].
Темой хрии часто избирается афоризм или пословица. Между тем текст-рассуждение может быть построен по любому суждению, которое необходимо обосновать, применив к нему рекомендуемые топы.
Обратимся к построению текста-рассуждения на примере конкретного учебного задания. Студентам было предложено составить аргументированную речь на тему «Культурный человек – это человек, который ориентирован на ценности и идеалы подлинной культуры». Для решения поставленной исследовательской задачи были использованы методические приемы, которые включают в себя вопросы и рекомендации, мотивирующие обучаемых к поиску необходимых логосов, троп и фигур речи:
1. Начнем с приступа, или вступления хрии.
Вопрос к студентам:
– Какую роль в современном обществе играет подлинная культура?
2. Далее приведем определения понятий.
Рекомендации студентам:
1) Обратитесь к трактовке понятия подлинная культура, которое предложил Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи и морали».
2) Сделайте выборку лексикографических интерпретаций понятия культурный в сочетании со словом человек.
3. Для описания топа «причина» коснемся понятия массовая культура, которое сегодня входит в разряд лексики активного запаса современного русского языка.
Вопросы к студентам:
– Как ученые оценивают состояние массовой культуры и ее влияние на духовное развитие общества?
– Как, по вашему мнению, сосуществуют в обществе подлинная и массовая культура?
4. Составим топ «опровержение» к предложенным суждениям, для этого используем конструкцию со значением гипотетического предположения Если бы ..., то (к примеру: Подлинная культура позволяет человеку выражать себя и сохранять свою индивидуальность. Если бы не было подлинной культуры, человек не смог бы выразить свои идеи, мнения и стать уникальной личностью):
Подлинная культура помогает человеку понять и сохранить человеческое наследие.
Подлинная культура служит источником вдохновения для идей и новаций.
Подлинная культура объединяет людей и способствует формированию целостности общества.
Подлинная культура помогает человеку осознать общечеловеческие ценности.
Подлинная культура является источником вдохновения, радости и удовлетворения.
5. Приведем аргументы, опираясь на топ «сравнение».
Вопрос студентам:
– Какие аналогии вы можете привести относительно того, насколько важным для жизнедеятельности человека является потребление пищи? Какую роль в жизни человека играет подлинная культура?
6. Перейдем к топу «сравнение».
Рекомендация:
Вспомните содержание и главных героев произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» и постройте свои суждения на противопоставлении представителей «века нынешнего» и «века минувшего».
7. Топ «свидетельство».
Рекомендация:
Сделайте выборку из теоретических источников цитат о культуре.
8. Сформулируем топ «заключение».
Рекомендация:
Оформите общий вывод по исследовательской задаче, выскажите свое мнение по вопросу.
Завершая работу над созданием монолога, приведем в качестве образца один из вариантов текста, который был составлен на семинарском занятии:
Приступ: В современном обществе подлинная культура играет важную роль в формировании национальной идентичности; она представляет собой накопленное веками наследие и устоявшиеся традиции. Подлинная культура отражает нашу историю, ценности и верования, она создает общечеловеческие ценности и способствует духовному развитию человека.
Определение: Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи и морали» дает свою трактовку понятию подлинной культуры. Он пишет: «Подлинная культура состоит в том, чтобы быть гражданином вселенной, а не одного или двух произвольных фрагментов пространства-времени. Она помогает людям понимать человеческое общество как целое, мудро судить о целях, которые достойны человеческих стремлений, и видеть настоящее в его отношении к прошлому и будущему. Поэтому подлинная культура имеет большое значение для тех, у кого в руках власть. Культура для них по крайней мере так же полезна, как и точная информация. Человек полезен, когда он мудр, а существенная часть мудрости – всесторонний ум» [8].
Приведем определение культурного человека из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова: «Культурный человек – человек, находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему» [7].
Причина: Возможно ли сохранение подлинной культуры человека, если сегодня на формирование мировоззрения и поведение современной личности большое влияние оказывает массовая культура?
Массовая культура XX-XXI веков, получившая в современном мире широкое распространение, превратилась в антикультуру, т.е. отрицание культуры. Массовая культура приводит к снижению общего уровня духовной общественной культуры, к стандартизации и унификации образа жизни и типа мышления миллионов жителей планеты, к формированию стереотипов в сознании человека. Массовая культура вытесняет подлинную культуру как высокую духовную ценность человечества (ее составные части: культуру народную и элитарную). Несмотря на это, сохранение подлинной культуры возможно, так как многое зависит от самого человека.
Опровержение: Отсутствие подлинной культуры может привести к следующим последствиям:
Подлинная культура позволяет человеку выражать себя и сохранять свою индивидуальность. Если бы не было подлинной культуры, человек не смог бы выразить свои идеи, мнения и стать уникальной личностью.
Подлинная культура помогает человеку понять и сохранить человеческое наследие. Если бы не было подлинной культуры, то исчезла бы связь между настоящим и прошлым.
Подлинная культура служит источником вдохновения для идей и новаций. Если бы не было подлинной культуры, люди не смогли бы творить, передавать свои идеи другим поколениям.
Подлинная культура объединяет людей и способствует формированию целостности общества. Если бы не было подлинной культуры, люди потеряли бы взаимосвязь с другими этническими группами, а вместе с тем исчезли бы понятия «толерантность» и «эмпатия», которые характеризуют поликультурное общество.
Подлинная культура помогает человеку осознать общечеловеческие ценности. Если бы не было подлинной культуры, человек не смог бы осознать то, что является важным и что составляет основу его жизни.
Подлинная культура является источником вдохновения, радости и удовлетворения. Если бы не было подлинной культуры, человек утратил бы смысл жизни.
Таким образом, отсутствие подлинной культуры может привести к значительному ухудшению нашей жизни. Благодаря подлинной культуре человек имеет возможность расти, развиваться и наслаждаться всем многообразием, которое предоставляет ему окружающая действительность.
Сравнение: Чтобы показать значимость подлинной культуры, ее можно сравнить с источником питания человека.
Аналогично тому, как потребление пищи служит источником жизнедеятельности человека, подлинная культура является неотъемлемой составляющей образа жизни людей.
Пища обеспечивает энергию и питательные вещества для поддержания физического здоровья человека, тогда как подлинная культура предоставляет человеку эмоциональное и духовное питание, необходимое для становления личности.
Так же, как и пища, подлинная культура содержит «питательные» элементы, которые помогают человеку развивать эмоциональный интеллект, мыслительные навыки. Она открывает человеку доступ к знаниям, формирует интерес к искусству, музыке, литературе, традициям и истории.
Подобно тому как пища удовлетворяет физические потребности человека, подлинная культура удовлетворяет эмоциональные, познавательные и духовные потребности человека. Она может вызывать различные эмоции, впечатления и переживания, помогает человеку осознать и понять себя и окружающий мир.
Пример: В качестве примера можно привести произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», где автор выразил свое беспокойство по поводу явлений, происходящих в родной культуре начала XIX века.
Ключевой темой произведения является противостояние культуры «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий – единственный представитель современного общества, который придерживается принципов служить общему делу, а не человеку. Он не воспринимает культуру и идеалы фамусовского общества, не понимает его стремления подстраиваться под любые обстоятельства. Это образованный и умный человек, который своим примером пытается показать, что не нужно бояться высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с общественной. Чацкий ценит идеи Просвещения, и отстаивает достоинства науки и искусства. Главный представитель «века минувшего» – Фамусов. В его личности А.С. Грибоедов запечатлел все пороки аристократического общества. Больше всего Фамусова беспокоит мнение светского общества о собственной персоне. Он восхищается полковником Скалозубом, все мечты которого сосредоточены на получения нового звания. Фамусов хотел бы видеть именно этого человека мужем собственной дочери, потому что Скалозуб обладает главным достоинством того времени – деньгами. Прогрессивные взгляды Чацкого действительно пугают Фамусова, так как угрожают привычным для дворянства устоям.
Свидетельство: В качестве свидетельства можно привести ряд цитат:
«Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» (Ю. М. Лотман);
«Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным» (А. Моруа);
«Массовая культура противоположна не культуре какой-то элиты, а культуре вообще» (А. Круглов);
«Культура народа – способ его выживания. Массовая культура – скорее его способ прожигания жизни» (А. Круглов).
Заключение:
Итак, культурный человек – это человек, который придерживается ценностей и идеалов той культуры, которая представляет собой важную составную часть нашего наследия, истории и ценностей, переданных нам от предыдущего поколения; позволяет человеку выражать себя и вдохновляет его на новые идеи; объединяет разные этнические группы; противостоит массовой культуре; которую надо сохранять. Это и есть подлинная, настоящая культура.
Подводя итог сказанному выше, сделаем следующие выводы.
Формирование логико-риторической компетенции студентов-юристов – важная составляющая направления подготовки будущих специалистов в области права. Они принадлежат к категории людей «говорящего класса», речь – главный «инструмент» их деятельности. Риторика – наука, которая призвана научить их овладеть мастерством публичного выступления. По оценкам ученых, хрия – эффективный способ построения доказательной речи. Продуцирование текста-рассуждения в соответствии со структурой хрии – это сложный процесс изобретения целостного монолога, состоящего из речевых блоков, объединенных общим замыслом; в ходе этого процесса у обучаемых активизируется логическое и ассоциативное мышление, позволяющее им сопоставлять объекты, понятия, ситуации, находить убедительные доводы, обосновывать свою точку зрения.
На этапе обучения основам создания доказательной монологической речи важным является помочь студентам выбрать правильное направление для решения поставленной исследовательской задачи, дать им возможность проявить логико-риторические способности свободно выражать свои мысли.
На примере представленной методической разработки семинара в статье показано, как можно «пройти весь путь» от замысла до речевой реализации, от предложенного суждения до целостного структурированного текста.