Исскуство

УДК 76

Дата публикации 30.06.2022

Жанровая палитра, объекты изображения и способы создания иллюстраций в газете «Красная Татария» 1926 г.

Бобров Дмитрий Владимирович
студент, кафедра международной журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, mitya743@gmail.com
Кравченко Анна Александровна
студентка, кафедра международной журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, st070073@student.spbu.ru
Усманова Алия Альбертовна
студент, кафедра медиадизайна и информационных технологий, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, aliya.usmanova182@mail.ru

Аннотация: Предметом выступили иллюстрации, опубликованные в «Красной Татарии» в 1926 г. Несмотря на сложившиеся запросы советской власти, периодические издания и художники, работающие в них, продолжали привлекать к себе внимание и способствовали формированию целого направления художественного стиля – казанского авангардизма в послереволюционной России. В статье предпринята попытка описать жанровые, объективно-стилевые характеристики и количественные показатели иллюстраций, опубликованных в газете «Красная Татария».
Ключевые слова: газета «Красная Татария», дизайн периодических изданий, советская повседневность, журналистика АТССР 1920-х годов.

Bobrov Dmitry Vladimirovich
student, department of International Journalism, St. Petersburg State University,, Russian Federation, St. Petersburg
Kravchenko Anna Aleksandrovna
student, department of International Journalism, St. Petersburg State University,, Russian Federation, St. Petersburg
Usmanova Aliya Albertovna
student, Department of Media Design and Information Technology.

Abstract: The subject is illustrations published in the "Krasnaya Tataria" in 1926. Despite the established demands of the Soviet authorities, periodicals and artists working in them continued to attract attention and contributed to the formation of a whole direction of artistic style - Kazan avant-garde in post-revolutionary Russia. The article makes an attempt to describe the genre, objective and stylistic characteristics and quantitative indicators of the illustrations published in the newspaper "Krasnaya Tataria".
Keywords: newspaper "Krasnaya Tataria", the design of periodicals, the Soviet everyday life, journalism in ATSSR of the 1920s.


На рубеже веков к деятелям искусства пришло осознание, что теперь требуется не монументальная абстрактная эстетика, а выстраивание системы, при которой аудитория сможет распознать новые смыслы и идеи. Пришедшие к власти после октябрьской революции 1917 г. большевики во главе с В. И. Лениным требовали от деятелей искусства принятия новой доктрины, соответствующей социалистическому реализму: творчество должно было быть понятным, однозначным, отрицающим привычные эстетические ценности и транслирующим массам неизбежность и масштабность нового политического курса. Культуролог Я. С. Левченко описал запросы к новой доктрине искусства того времени, к социалистическому реализму: «быть понятным, походить на жизнь и отражать то, что должно неминуемо наступить» [4].

К русскому авангардизму 1920-х гг. можно отнести футуристов, абстракционистов, конструктивистов, дадаистов и сюрреалистов, которым свойственно отрицание привычных эстетических ценностей, отказ от подражания искусству действительности (мимесису), идейный переворот и «возведение художественных проектов на каркасе математики, биологии, психологии (психоанализа) и техники» [2, с. 267] В сравнении с общероссийскими или европейскими, авангардные направления в Казани развились позже. Бурный рост наблюдался «в конце 1910-х–начале 1930-х гг.» [6, с. 6.]

Иллюстрацию можно рассматривать с точки зрения искусства, но в контексте повременного издания она также может быть изучена «как компонент медиатекста» [5, с. 55.]. Встроенная в структуру газеты, иллюстрация берет на себя определенные роли: поддерживает информационный текст, дополняет или замещает его. Вербальный текст является важным компонентом, но не исчерпывающим потребность аудитории в информации. Графика, развивающаяся в период казанского авангарда и вышедшая в свет на страницах периодического издания, представляет уникальное явление, требующее количественного и качественного анализа.

Казанский авангард, зародившийся в начале 1920-х гг. в АРХУМАСе, через пару лет вышел за пределы учебного заведения и осел в обособившихся художественных коллективах «Подсолнух», «Всадник» и «Татлеф». Казанские «левые» не боялись идти напролом, ставили эксперименты в живописи, станковой и книжной графике и получали яркие результаты. Так, в 1926 г. в штате республиканской газеты «Красная Татария» работало около ста живописцев и фотографов, специалистов-граверов и известных сатириков, в число которых входили такие известные по Союзу личности как Б. Е. Ефимов, М. М. Черемных, А. А. Радаков и Н. Э. Радлов и казанские «левые» лидеры Н. М. Кочергин, К. К. Чеботарев, А. Г. Платунова, А. К. Лукоянов и др. Все они, вкладывая авторские подчерки, содействовали созданию отличительных черт визуального облика газеты.

При количественном подсчете общее число изученных нами номеров «Красной Татарии» за 1926 г. составило 196 номеров и 643 визуальных компонента, включающего иллюстрации, фотографии, инфографики и т.д. Анализ полученных данных показал, что количество графических и печатных иллюстраций на протяжении всего года составило большую часть от общего числа визуальных компонентов. Фотография и инфографика представлены в примерно одинаковых значениях, однако заметно, что фотографии уделяется большее внимание, чем инфографике.

Исследователь Х. А. Гайнуллин подсчитал, что к середине 1920-х гг. тиражи татарских национальных газет и журналов в общей сложности составили 5305190 экземпляров [3, с. 18]. По количеству тиража можно оценить востребованность и степень влияния прессы на массовое сознание. Главное назначение газеты «Красная Татария» (трансляция партийных ценностей), периодичность (ежедневно), объем (четыре–шесть страниц), формат с течением года не менялись. Высокая доля графических иллюстраций (карикатур, портретов, шаржей, комиксов, коллажей и плакатов) объясняется историческим контекстом – временем расцвета казанского авангарда и скоплением в Казани большого количества художников, чьи труды подарили газете облик одной из самых авангардных республиканских газет Республики Татарстан 1920-х гг.

Для детального анализа жанровой палитры и влияния графических техник и технологий на графические иллюстрации, а также для анализа объектов изображения (определяющих элементов некоторых жанров, например, таких как портрет и шарж) обратимся к 1926 г., так как общее число графики в этом году количественно больше, чем в остальных, и более репрезентативно. В 196 исследуемых номерах присутствует 643 визуальных компонента, из них 503 – графические иллюстрации, 104 – фотографии, и 36 – инфографики.

Определяя возможные объекты изображений, мы поделили их на три группы:

• знаковые (символы, деньги и т.д.),

• одушевленные (люди, фантастические образы),

• неодушевленные (техника, пейзаж, транспорт).

Нами было подсчитано, что в 643 визуальных компонентах присутствовало 996 объектов изображения, относящихся к группе одушевленных. Общее количество объектов – 1039. Взяв это число за 100%, а х за процент изображения одушевленных от общего количества изображаемых объектов, мы вывели следующую пропорцию:

Подсчитав, что х равен 95,9, мы выяснили, что преобладающая группа объектов – одушевленная (95,9%); неодушевленная и знаковая в меньшинстве. Знаки, символы, абстрактные образы и денежные знаки присутствовали в 1,02% случаев, а транспорт, механизмы, предметы быта в 3,06%. Почти на всех иллюстрациях человек находится в центре внимания, важными становятся его статус, одежда, в которую он одет, поза, в которой он находится, и дело, которое он делает. В следующем шаге мы постараемся выделить социальный и профессиональный статус персонажей. На основе той же пропорции, взяв за 100% 996 одушевленных объектов, а за х – процент изображения того или иного персонажа от общего количества одушевленных объектов, мы выяснили, что наиболее часто среди персонажей использовались образы заводских рабочих, а также других специальностей: врач, учитель, продавец, горняк и т.д. (26,1%). Зарубежные политики (28%), обязательно мужчины, изображаются в сюжетах сатирических иллюстраций и не с самой лучшей стороны: они обманывают, кричат, предают, плачут, жадничают, мучают, подставляют или убивают других политиков. В борьбе с ними выступают сторонники коммунизма (5,87%) – крупные сильные мужчины и партийные политики. Простой человек является объектом 10,93% иллюстраций – это покупатели, прохожие, зеваки, горожане, стоящие в толпе или в очередях. Женский образ занимает 8,8% – это девушки, мамы, бабушки, они готовят еду, покупают продукты, ждут дома и выступают примером прилежной хранительницы домашнего очага. Другой частый образ, входящий в группу «женщина», – это «кокетка», уговоривающая начальника о повышении (см. рис. 1).

Рисунок 1. Лебедев В. Персональная ставка // Красная Татария. 1926. 12 ноября. №276. С. 3.

Дети (6,66%) изображаются либо рядом с мамами, либо в процессе получения знаний: в школе, рядом со старшими или с преподавателями. Применение образов выдуманных персонажей (1,6%) в качестве собирательного образа помогает авторам вкладывать в иллюстрацию дополнительный смысл. Так, например, Ю. Ганф изображал английских политиков в виде полусобак-полулюдей, в пенсне и с цилиндром (см. рис. 2).

Рисунок 2. Ганф Ю. Английские доги // Красная Татария. 1926. 25 июля. № 56. С. 3.

 В первой половине 1926 г. часто встречаются образы солдат Красной армии с ружьями и в военной форме (2,6%). Все религиозные деятели, муллы и священники, изображены исключительно в сатирических иллюстрациях и появляются в 1,6% случаев. Бизнесмены (1,07%), студенты (1,3%), преступники (2,4%), и прочие (1,3%) встречаются меньшее количество раз, иллюстрации с ними, как правило, сатирические. Животные фигурируют еще реже – всего в 0,26%, они изображаются как домашний скот.

Жанровая палитра придавала «оригинальность, оживляла процесс коммуникации с аудиторией, являлась характерной чертой графического стиля издания» [5, с. 110]. Проведенный анализ жанровой палитры графических иллюстраций в газете «Красная Татария» 1926 г. показал, что преобладающая группа изображений – это карикатура. Сатирические иллюстрации (карикатура, шарж, комикс) представляют как самостоятельные произведения, так и сопровождающие партийные тексты или жалобы рабочих элементы. Большим компонентом графической модели газеты является жанр художественного репортажа – это выполнение художником карандашных зарисовок с места событий. Иллюстрация-метафора встречается реже, в ней демонстрируются символы, дополнительное значение которых возникает в процессе декодирования аудиторией ассоциативного ряда.  Наиболее интересными с точки зрения используемых визуальных средств нам кажутся коллажи, графические портреты и инфографики. Плакаты составляют самое малое количество иллюстраций, в них изображаются рабочие (горняки), знамена, крестьяне, большевики и студенты.

Способами создания графических иллюстраций художниками 1920- х гг. выбиралась графика (рисунок тушью, карандашом, пастелью или углем), краска (использование гуаши, акварели, акрила, темперных красок, масла), эстамп (гравюра, литография, ксилография и т.д.) и аппликация. При подсчете иллюстраций 1926 г. графика встречалась чаще всего (85,1%), реже – гравюры (8,6%) и гуашевые рисунки (4,5%), аппликация встречалась и вовсе пару раз (1,8%) в коллажах.

Ввиду отсутствия возможности публиковать достаточное количество фотографий (иллюстрация к фото примерно 1:5), художники «Красной Татарии» создавали художественные репортажи с мест событий, рисовали карандашные портреты политиков и общественных деятелей, соединяли фото-фрагменты и рисунки в коллажах, поддерживали советскую власть в плакатах. По сравнению с графической, использование печатной графики встречается в меньшем количестве.

Таким образом, художники республиканской газеты «Красная Татария»  не боялись проводить эксперименты и пробовали различные техники исполнения, жанры, образы и стили изображения.

Правильная ссылка на статью
Бобров Д.В., Кравченко А.А., Усманова А.А. Жанровая палитра, объекты изображения и способы создания иллюстраций в газете «Красная Татария» 1926 г. // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 02 (07). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/zhanrovaya-palitra-obekty-izobrazheniya-i-sposoby-sozdaniya-illyustratsij-v-gazete-krasnaya-tatariya-1926-g.html (Дата обращения: 30.06.2022)

Список литературы

1. Венгерова К. Б. Принципы ОПОЯЗа и формотворческая философия русского авангарда // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. М., 2015. №3 (38). – С.263-270.
2. Гайнуллин Х. А. Влияние периодической печати ТАССР на формирование и развитие историко-культурного менталитета населения в 1920–1980-е гг. ХХ в. Дис. … канд. истор. наук. Казань, 2009. – 202 с
3. Левченко Я. С. Как Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин, Ларионов и «бубновые валеты» создали радикально новое искусство XX в. // https://arzamas.academy/materials/1369 (Дата обращения: 20.01.2022)
4. Свитич А. Л. Графическая иллюстрация в прессе. Монография. М., Издательство ИКАР, 2018. – 256 с.
5. Улемнова О. Л. Казанский авангард. 1910–1930-е гг. // Художественные сокровища Татарстана. Казань: Заман, 2013. С. 6–9

Список источников
6. «Красная Татария» – газета Татарского обкома и Казанского горкома ВКП(б) (1926 г.)

Расскажите о нас своим друзьям: