УДК 81
Дата публикации 30.09.2024
Технология изготовления традиционной игольницы народа ханты
Молданова Галина Сергеевна
научный сотрудник БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», г.Ханты-Мансийск, hanshik@yandex.ru
Аннотация: Мы живём в Ханты - Мансийском автономном округе - Югра. ЮГРА – Югорская земля – богатый край. Край утренней зари, где живут истинные знатоки и ценители природы. Отличные рыбаки и охотники – ханты, манси, ненцы и другие народы Севера. В настоящее время у подрастающего поколения мало знаний о родном крае, о людях, населяющих регион, их быте, традициях, искусстве. Актуальность темы заключается в том, что культурные традиции малого народа ханты постепенно утрачиваются, потому так важно стало сегодня сохранение культуры этого народа. Для сохранения мира все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение, традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают рядом. Данная статья посвящена игольнице, которая является одним из важных и главных предметов быта народа ханты. В ней рассматриваются технология изготовления игольницы, из какого материла она изготавливается и для чего она служит. Статья будет интересна педагогам, детям, а также всем, кто интересуется жизнью и культурой коренных малочисленных народов Севера.
Ключевые слова: ханты, традиционная культура, игольница, декоративно-прикладное искусство, наперсток, орнамент.
Researcher BU "Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development", Khanty-Mansiysk
Abstract: We live in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. YUGRA – Yugra land is a rich land. The land of the morning dawn, where true connoisseurs and connoisseurs of nature live. Excellent fishermen and hunters are the Khanty, Mansi, Nenets and other peoples of the North. Currently, the younger generation has little knowledge about their native land, about the people inhabiting the region, their way of life, traditions, and art. The relevance of the topic lies in the fact that the cultural traditions of the small Khanty people are gradually being lost, which is why it has become so important today to preserve the culture of this people. To preserve peace, everyone must honor, remember and preserve, passing on from generation to generation, the traditions of their people, respect the traditions of those peoples who live nearby. This article is devoted to the needle box, which is one of the important and main household items of the Khanty people. It discusses the technology of manufacturing a needle holder, what material it is made of and what it serves for. The article will be of interest to teachers, children, as well as anyone interested in the life and culture of the indigenous peoples of the North.
Keywords: Khanty, traditional culture, needle box, decorative and applied art, thimble, ornament.
Обско-угорские народы ханты и манси, ведущие традиционный образ жизни, который основан на охоте и рыболовстве, сохранили и многие элементы традиционной культуры, в первую очередь – материально-предметной. Широкий круг вещей, которыми повседневно пользовались (и поныне пользуются) эти народы, по праву можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство – вид художественного творчества, который охватывает многие разновидности профессиональной и самодеятельной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изобразительного или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды, многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). Главной особенностью декоративно-прикладного искусства является органичная связь его произведений с окружающей предметно-пространственной средой, потребностями жизни обычных людей в обыденной жизненной обстановке.
В декоративно – прикладном творчестве народов Севера сохранилось своеобразие и колорит восприятия окружающего мира, которое было приобретено поколениями в течение многих веков. В своей культуре реализации мастерам удалось сохранить и показать традиции и эстетические представления, пропитанные духом предков.
В альбоме Т.А. Молдановой «Одежда народов Югры» – один том из серии «Собрание Югорской этнографии» где представлены этнографические рисунки традиционной одежды северных манси, коми, северных и восточных хантов, лесных ненцев [7].
Также многие исследователи оставили свои труды о материальной культуре народов Крайнего Севера: Т.Н. Емельянова, Н.И. Каплан в своей книге «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока» рассказывает о народных художественных ремеслах и промыслах жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока [1]. Т.Б. Митлянская в книге «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока» рассматривает традиционные виды декоративно-прикладных ремесел народов Чукотки и Камчатки, Приамурья, Якутии, Красноярского края, Тюменской области [2]. Авторы раскрывают эстетическое своеобразие и технику изготовления изделий из кости, меха, кожи, дерева, металла.
Наибольшее развитие в изобразительном искусстве народов Севера получил орнамент, в котором частично сохранились изображения животных, большей частью стилизованных. Данная тема отражена в публикациях В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной [3], О. М. Рындиной [4], П. Е. Шешкина, А. Д. Шабалиной [8], Р. Г. Решетниковой [9], Т. А. Молдановой [5], [6], [7], Е. А. Белявской-Ерныховой [11], Е. А. Ерныховой [12], С. Л. Чернышовой, А. В. Спиряковой, В. А. Штакиной, А. Т. Чуприной [13], Г. С. Молдановой [14] и др.
В жизни народов ханты данные предметы имеют особое значение, которое не исчерпывается утилитарными нуждами (конечно, в значительно меньшей степени это распространяется на оседлых городских жителей, в большей – на жителей отдаленных поселков, занятых охотой, рыболовством, оленеводством и др.) Одним из древних видов декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера стала вышивка – нанесение узоров или изображения льняными, хлопчатобумажными, шерстяными нитками, волосом, бисером и другими средствами на различных тканях, коже. В декоративно – прикладном творчестве народов Севера сохранилось своеобразие и колорит восприятия окружающего мира, которое было приобретено поколениями в течение многих веков. В своей культуре реализации мастерам удалось сохранить и показать традиции и эстетические представления, пропитанные духом предков.
Взрослые (мамы, бабушки) передают свои знания и умения будущему подрастающему поколению, рассказывают и показывают разнообразие искусства своего народа: вышивку орнамента, ткань по ткани, шитье традиционной хантыйской одежды и утвари. Все желают своим детям, внукам счастливой хорошей жизни. Каждой девочке с детства прививают мастерство рукоделия: шить куклу, игольницу, украшать платье и т.д. Девочек всегда приучают к рукоделию, чтобы была хорошей хозяйкой, чтобы всё умела делать, ведь от женского мастерства и женских швейных принадлежностей зависит жизнь близких ей людей. В суровых условиях севера нужно теплую одежду сшить из шкур животных, чтобы вещь была по душе, каждая женщина искусно украшает ее орнаментами. Поэтому самый важный, необходимый атрибут хантыйской женщины – игольница.
Для удачи и успеха в рукоделии духам-покровителям ханты при рождении девочке шьют «намәт» игольницу-приклад, полностью соответствующую натуральной игольнице, но шить ее нужно без единого узла, со всеми атрибутами и кладут ее без иголок, т.к. острые предметы нельзя класть духам покровителям. Мешочек для наперстка «йонтасԓәй хир» шьют без дна, вверх прошивают «вўшарән» – полосками меха.
Помимо утилитарной функции, игла имеет и семантическое значение, являясь символом женского начала. В традиционной семье с рождением ребенка выполняют определенные действия, которые присущи для благополучной жизни. К примеру, манси, когда рождалась девочка, иголку втыкали в тряпочку и уносили на культовое место. Тромъёганские ханты, после рождения девочки, делают приношение на святилище в виде игольницы. Дочка – будущая хозяйка и хранительница очага. Имея иголку в руках будет мастерить различные изделия. Маленькой девочке лет 5-6 дарят игольницу с иголкой. Сначала дочка шьёт все необходимое для куклы, а по жизни будет обшивать свою семью. Иголка вручается не просто набором игл, или поштучно, она обязательно находится в уже сшитой бабушкой или мамой игольнице.
Руки, которые изготовили множество красивых уникальных вещей, передают связь через иглу, которая дальше продолжит их мастерство. Традиционная игольница – это предмет, в котором составные части и элементы оформления несут определённое практическое и смысловое назначение. Семантическое значение «Сам хот» связь с родным домом. Численность семейных оленей, ушки которых пришивались на игольницы. Как говорит информант «Иголки, как детки». Бережно относились к иголкам, каждая из них продета нитью или жилами и обмотана, чтобы не выпала игла. Сама игольница раскрытой не должна лежать, обязательно свернутой». В основном женщины пользуются игольницами, сшитыми им родственниками; мамой или бабушкой, чаще у информантов встречаются игольницы, изготовленные бабушкой. Некоторые шьют себе игольницы сами. Вернее, они обязаны сшить её самостоятельно, опять же по традиции. Нередки варианты, когда у женщины есть две игольницы – полученная по наследству и новая, сшитая ею.
Т.А. Молданова, в работе «Казымский орнамент» отмечает: «Из всех предметов декоративно-прикладного искусства игольница наиболее наглядно демонстрирует один из основных принципов народного искусства хантов – максимальное разнообразие материалов и техник на одном предмете. На игольнице одновременно можно встретить сукно, ткань, мех, ровдугу, сухожильные нити, бисер, кость, металл, пуговицы. Кроме основного способа украшения – мозаика из полос и квадратиков цветного сукна, игольница демонстрирует аппликацию тканью, обшивку мехом, нашивание и нанизывание бисера, прокладку швов: сукном, белой капроновой нитью, бисерной низкой. Это касается игольниц из сукна, поэтому металл нужен, хотя бы цепочка или пуговица, но при этом не перегружать» [5; С.75]
Информант Е.Т. Лозямова: «До сих пор держу игольницу, которую сшила еще девочкой. Но она вся продырявилась от иголок. Раньше, когда мало было ткани, то в кусочек ӈьуки (оленьей кожи) продевали иголки, чтобы они не выпали. Очень бережно относились к иголкам, нигде не оставляли иглы. Игольница всю дальнейшую жизнь находится рядом с хозяйкой, она всюду с собой. Куда ни пойдут всегда брали с собой свернутым в трубочку ӈьуки (оленья кожа). Вўшар – полоска меха по краю игольницы, обязательно прошивали мехом выдры или лапки росомахи, они прочные. Никогда не используют шкуру соболя, горностая т.е. мех который кладут в приклады. Другой мех – белки, ондатры не используют, так как он быстро протрется, потому, что часто используешь игольницу».
У нас в роду после рождения девочки, делают приношение на святилище в виде игольницы, в основном когда вырастет дочка, самостоятельно сошьет игольницу».
Можно предположить, что наперсток и иголки, хранящиеся в игольницах, тоже имеют семантику, связанную с жизнью человека. Был такой случай: во сне приходит умершая мать и забирает с игольницы иглу, и через некоторое время, буквально через месяц умирает ее брат. Здесь говорится о том, что она (умершая мать) указала именно на игольницу, «сам хот» частицу родного дома у женщины (показать, что дома у родных что-то случится), но для развития этой темы пока у нас недостаточно материала.
Крепилкой для сухожильных ниток у казымских ханты всегда служили косточки глухаря, гуся, иногда использовали металлические самодельные крепилки, в основном всё брали из природы. Мешочек для напёрстка шили из кожи, а позже – из сукна. Сами вытачивали иголки из проволоки или из костей.
Игольница очень важный и нужный предмет хантыйской женщины. Это единственная вещь, которую девушка забирает с собой из дома, когда выходит замуж, как частицу родного очага. Поэтому и середина игольницы называется «Сам хот», что в переводе означает «Сердца дом»
Информант Н.Е. Тарлина: «Середина игольницы оформляется орнаментом, либо мозаика с квадратиков. На середину нельзя ставить иголки, для этого в игольнице выделено определенное место». Так, Т.А. Молданова отмечает, что «перна», т.е. крест – это широко распространённый орнамент, именуемый одинаково у обских, казымских и частично у тромъёганских ханты [6; С. 94]. Вышитый в центре крест является указанием на сакральность предмета [6; С. 179]. В фольклоре обско-угорских народов встречаются сказки и легенды, восхваляющие мастерство владения иглой. Одна гласит о богатыре остяцком, который гордится, что «у него есть рукодельница – дочь, держащая иглу в концах пальцев» [15; С. 83]. Прилетевшая к герою в образе филина невеста, дабы показать своё мастерство, отдаёт богатырю рукавицы из шкурок филина «как шов шился – не видно, как работа работалось – не видно, или они так и были созданы» [15; С. 122]. А также в сказке об иголке сказано «И мала, и хрупка, а сила в ней велика» [15; С. 51].
Исследователями выделяется три основных типа игольниц, дифференцирующиеся по способу изготовления и хранения: прямоугольные или круглые; ромбовидные из сукна или меха; трубчатые [1; С. 92]. Также, Н. В Лукина в целом относит игольники по общехантыйскому названию намәт и близкого мансийскому немто к одному общему типу мягких игольников [3; С. 26]. У восточных ханты игольники наиболее однотипны и отличаются по разнообразию крепилок, подразделяющихся на пять типов по форме, материалу и месту бытования [3; С. 26]. Размеры игольницы соответствуют расстоянию между внешним краем разреза глаз или ширины скул. Берётся ткань, делается указанный замер – это будет общая средняя ширина стороны игольницы. «Сам хот» Центральный элемент не является рабочей зоной. Он украшается орнаментом, пуговицами, вышивкой бисером. К каждой стороне квадрата игольницы пришиваются прямоугольные полоски из сукна другого цвета. По уголкам пришиваются квадраты из сукна контрастного цвета. Встречаются игольницы и без угловых квадратиков, так как одна прямоугольная деталь пришивается к краю следующей. К образованному многоцветному квадрату таким же образом пришивается ещё один ряд или два ряда полос и квадратиков по нарастающей схеме. В результате получается составной, равносторонний квадрат задуманного мастерицей размера.
Все стыки деталей расшиваются бисером «сӑк сєм», бисер несет функцию оберега от сглаза в виде стежков по 2-3 бусины, называемые «намәт пант», что в переводе – игольница и след. По уголкам пришивают небольшие кусочки лебяжьего пуха, верхней части поля игольницы пришиваются кончики ушек оленей, так называемые «пос» – метки, которые ставят на ушах для определения принадлежности оленя. Они нанизываются на жилу в связку из нескольких штук – это необходимо для счёта телят и определения убежавших оленей. На современных игольницах такой элемент используется как декоративный. Для задней стороны игольницы используют тонкую брюшную оленью кожу ӈьуки (оленья кожа). Иногда используется мех с кудряшками, взятый с задней части старого саха (шубы). Применяют так же сукно, брезент или искусственную кожу. Вся поверхность прошивается мелкими стежками похожими на следы «шажки оленей». Шов с рабочей стороны игольницы делается еле заметным, в то время как с задней части швы достигают 3-4 мм и прокладываются рядами по кругу или вдоль и поперёк. Считается, что чем больше стежков, тем богаче оленями будет мастерица. С левой руки от мастерицы пришивается крепилка для сухожильных нитей. Иголки обязательно должны втыкаться параллельно этой косточке острым концом к себе, а остатки нити обматываются вокруг иглы. Для того, чтобы ткань рабочей поверхности не изнашивалась, к поверхности иногда пришивают полосы из ровдуги или грубого сукна. Положение иглы связанно с манерой шитья, когда игла проталкивается через материал в направлении «на себя» с помощью указательного пальца с напёрстком. В правом верхнем углу игольницы находится мешочек для хранения напёрстка «йонтасԓәй хир» изготовленный из меха или сукна. Край украшается сукном, расшитым бисером и меховой опушкой «вўшар». Мешочек крепится к игольнице за раздвоенный ровдужный ремешок. В последние годы шьются составные мешочки, крой которых напоминает уменьшенный вариант рукодельного мешочка.
Визуально игольница делится на три зоны слева направо. Первая зона – это одна третья доля со стороны, к которой прикреплена костяная крепилка для ниток. Вторая зона включает в себя середину игольницы «сам хот» и часть верхнего и нижнего краёв, к этим частям сверху и снизу иглы не прикрепляются. Третья зона игольницы – сторона с меховым мешочком и косточкой-держателем для напёрстков. Хранится игольница в свёрнутом виде в рукодельном мешочке, либо вывешивается в развёрнутом виде на стене женской стороны дома рядом с рукодельным мешочком. Складывание игольницы производится следующим образом: на правой стороне укладывают к центру крепилку для напёрстка и мешочек, а за тем начинают сворачивать трубочкой в направлении к крепилке с сухожильными нитями, которыми обматывают свёрток, а их концы фиксируют на краю крепилки или в самой сухожильной пряди. По словам информанта, игольницу «лишний раз» стараются не показывать, так как могут «сглазить» работоспособность или скопировать орнамент. Выходя замуж, девушка берет с собой рукодельный мешочек и игольницу. Эти предметы она забирает и в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. Так родители узнают: дочь покинула семью по собственному желанию или с ней что-то случилось. В жизни народа ханты игольница является единственной вещью, которой пользуются каждый день, особенно проживающие на стойбище. Ведь в ней находятся иголки, которые связаны с душой человека.
В народном декоративно-прикладном искусстве отражается окружающая среда, жизненный уклад, быт, национальная культура хантыйского народа. Женщина – представительница обско-угорских народов умела многое. Однако ее главное призвание – быть искусной мастерицей - одна из главных функций женщины традиционного общества. Именно поэтому символом женского начала является игла. Специальный мешочек для хранения иглы и других швейных приспособлений – игольницу, женщина всегда носила с собой.
Информанты по игольнице
1. Информант (Покачева Нина Никитична, 45 лет, г. Муравленко ЯНАО июнь 2024 г. запись Молдановой Г.С.). «Свою игольницу сначала мне «аӈки»-мама начала шить, затем я ее продолжила, а моим дочкам «эвєйєт»-старшим (их трое) сшила игольницы моя мама-их бабушка «Аӈкаӈки»
2. Информант (Айваседа Клавдия Владимировна, 52 года п. Варьёган Нижневартовский район; ХМАО-Югра; июнь 2024 г. запись Молдановой Г.С.).
«Первую игольницу мне подарила моя свекровь «вөнтәп»-Айваседа Дарья Даниловна, теперь пользуюсь подарком «упи»-сестры Нади. Своей «эвийє»-доченьке еще не сшила игольницу».
3. Информант (Тарлина Наталья Егоровна, 70 лет, п. Казым. Белоярского района; ХМАО-Югра; июнь 2024 г. запись Молдановой Г.С.). «Все еще держу игольницу, сшитую еще девочкой».
4. Информант (Молданова Зоя Николаевна 59 лет, с Сытомино Сургутский район; ХМАО-Югра, запись июнь 2024 г. Молданова Г.С.). «Игольницу сшила сама, еще в молодости, всю жизнь ее держу».
5. Информант (Лозямова Елизавета Тихоновна,70 лет, п. Казым. Белоярского района; ХМАО-Югра; июнь 2024 г. запись Молдановой Г.С.). «Игольницу сшила еще девочкой, все еще ее держит хоть и продырявилась в местах где иголки крепит».
6. Информант (Вануйто Нина Петровна, 60 лет, с. Казыма). Раньше держала мамину игольницу.
7. Информант (Тэвлина Валентина Степановна, 43 года, д. Русскинские Сургутский район; ХМАО-Югра; июнь 2024 г. запись Молдановой Г.С.). «Мне игольницу сшила мама. Две дочки, им сшила игольницы бабушка «щащи» и «йонтәсхир»-рукодельный мешочек. Раньше игольницу держали как свое сердце. После нюки стали шить однотонные игольницы, потому что не было сукна, в основном красные игольницы. Крепилка для сухожильных ниток с косточки гуся, мешочек для наперстка «ԓуй хир» обшит мехом выдры». Представила две игольницы, одна сшитая бабушкой, а другая самой хозяйкой.
8. Информант (Мултанова Римма Антоновна, 61 год, г. Муравленко ЯНАО июнь 2024 г. запись Молдановой Г.С.). Фото игольницы, крепилка для «пөн» металлическая уже, новая игольница.
9. Информант (Кантерова Елена Андреевна, 43 года, д. Русскинские Сургутский район, ХМАО-Югра; июнь 2024 г. запись Молдановой Г.С.). По рассказам матери что шили игольницы из (ньур)-кожи, когда не было ткани. Первую игольницу сшила «аӈкаӈки»-бабушка, а «эвийє»-дочке еще не сшила. На игольницу пришивают «пӑԓ пос»-ушки оленят и «хутәӈ пўн»-пушок от шкуры лебедя, значения незнает, но продолжает это делать потому, что всегда так делали значит так нужно. Предполагает, что приносит здоровье численность семейных оленей, ушки которых пришивались на игольницы.
10. Информант (Пескова Вера Александровна 45 лет, п. Казым. Белоярского района; ХМАО-Югра; июнь 2024 г. запись Молдановой Г.С.). «Сама сшила игольницу в молодости, и дочке сшила».
Приложение
Технология изготовления игольницы
Для этого необходимо:
1. Выбрать сукно (представлено три цвета: синий, красный, желтый).
2. Подобрать орнамент (представлено несколько трафаретов орнаментов: «хатԓые»-солнце, «кат ухәп вой»-двухголовая птица, «пєрна»-крест, «тўт»-кострище).
3. Раскроить игольницу, выбрать орнамент.
4. Берётся ткань, делается указанный замер – это будет общая средняя ширина стороны игольницы.
«Сам хот»-это центральный элемент не является рабочей зоной. Он украшается орнаментом, чаще всего «перна»-крест, хатԓые-солнце, кат ухәп вой-двухголовая птица, пєрна-крест, тўт-кострище и т.д.
Орнамент аппликационный либо более старинный способ прорезной вырезают из сукна или ткани, прикладывают к центральной части и пришивают. Если орнамент прорезной, то в шов вставляют полоску сукна контрастного цвета
5. К каждой стороне квадрата игольницы пришиваются прямоугольные полоски из сукна цвета орнамента, чтобы были контрастные цвета.
6. По уголкам пришиваются квадраты из сукна контрастного цвета, середина игольницы «сам хот» в нем располагается орнамент.
7. Встречаются игольницы и без угловых квадратиков, так как одна прямоугольная деталь пришивается к краю следующей. К образованному многоцветному квадрату таким же образом пришивается ещё один ряд или два ряда полос и квадратиков по нарастающей схеме. В результате получается составной, равносторонний квадрат задуманного мастерицей размера.
8. Все стыки деталей расшиваются бисером, в виде стежков по 2-3 бисерины, называемые «намәт пант», что в переводе – игольница и след.
9. Для задней стороны игольницы используем тонкую оленью кожу ӈьуки (оленья кожа), брезент или искусственную кожу. Вся поверхность прошивается мелкими стежками похожими на следы «шажки оленей». Шов с рабочей стороны игольницы делается еле заметным, в то время как с задней части швы достигают 3-4 мм и прокладываются рядами по кругу или вдоль и поперёк. Считается, что «чем больше стежков, тем богаче оленями будет мастерица».
10. С левой руки от мастерицы пришивается крепилка для сухожильных нитей.
11. Иголки обязательно должны втыкаться параллельно этой косточке острым концом к себе, а остатки нити обматываются вокруг иглы. Для того чтобы ткань рабочей поверхности не изнашивалась, к поверхности иногда пришивают полосы из ровдуги или грубого сукна. Положение иглы связанно с манерой шитья, когда игла проталкивается через материал в направлении «на себя» с помощью указательного пальца с напёрстком.
12. В правом нижнем углу игольницы находится мешочек для хранения напёрстка «йонтасԓәй хир» изготовленный из меха и сукна. Край украшается сукном, расшитым бисером и меховой опушкой «вўшар». Мешочек крепится к игольнице за раздвоенный ровдужный или суконный ремешок. В последние годы шьются составные мешочки, крой которых напоминает уменьшенный вариант рукодельного мешочка.
Визуально игольница делится на три зоны с лева на право. Первая зона – это одна третья доля со стороны, к которой прикреплена костяная крепилка для ниток. Вторая зона включает в себя середину игольницы «сам хот» и часть верхнего и нижнего краёв, к этим частям сверху и снизу иглы не прикрепляются. Третья зона игольницы – сторона с меховым мешочком и косточкой-держателем для напёрстков.
13. Хранится игольница в свёрнутом виде в рукодельном мешочке, либо вывешивается в развёрнутом виде на стене женской стороны дома рядом с рукодельным мешочком. Складывание игольницы производится следующим образом: на правой стороне укладывают к центру крепилку для напёрстка и мешочек, свернуть трубочкой в направлении к крепилке с сухожильными нитями, которыми обматывают свёрток, а их концы фиксируют на краю крепилки или в самой сухожильной пряди.
Молданова Г.С. Технология изготовления традиционной игольницы народа ханты // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2024. № 02 (15). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/traditsionnaya-igolnitsa-naroda-khanty.html (Дата обращения: 30.09.2024)
Список литературы
1. Емельянова Т.Н., Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. – М.: Издательство: «Просвещение», 1980. – 125 с.
2. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. /Т.Б. Митлянская. – М.: Издательство: «Просвещение», 1983. – 256 с.
3. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: Наука, 1992. – 136 с.
4. Рындина О.М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3. Томск, 1995. – 640 с.
5. Молданова Т.А. Казымский орнамент. – Ханты-Мансийск: Печатный двор 2013. – С. 74-75.
6. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т. А. Молданова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1999. –261 с.: ил.
Список источников
7. Молданова Т.А. Одежда народов Югры: альбом этнографических рисунков / ред.-сост.– Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2015. – 444 с.
8. Шешкин П.Е., Шабалина А.Д. Мансийские орнаменты / Е.И. Ромбандеева – отв. редактор – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. – 88 с.: илл.
9. Решетникова Р.Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов: Методическое пособие по ручному труду для воспитателей детских садов и учителей начальных классов / Р. Г. Решетникова; НИИ обско-угорских народов. – Ханты-Мансийск, 1997. – 22 с.
10. Молданова Т.А. Утварь обских угров (ханты и манси): альбом этнографических рисунков / ред.-сост. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012. – 234 с.
11. Белявская-Ерныхова Е.А. Этнотворческая лаборатория «Аланг хоньл». Утренняя заря. Программа по хантыйскому и мансийскому декоративно-прикладному искусству/ Е.А. Белявская-Ерныхова. – Саранпауль, 2005. – 70 с.
12. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие / Е.А. Ерныхова. – Йошкар-Ола, 2000. – 138 с.
13. Чернышова С.Л., Спирякова А.В., Штакина В.А., Чуприна А.Т. Традиционные и современные технологии изготовления изделий декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 38 с.
14. Культур-ПРО Город мастеров №29. Игольница народа ханты (kultur-pro.ru) видео-мастер-класс «Хантыйская игольница» Молданова Г.С. ttps://yandex.ru/search/?text=Культур+–ПРО+Город+мастеров+№29. (дата обращения: 13.09. 2024 г.)
15. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1985. – 127 с.