История

УДК 327.5

Дата публикации 30.09.2024

Политико-дипломатический кризис отношений Венесуэлы и Испании. История и перспективы

Андроненко Ирина Федоровна
Старший преподаватель кафедры романских языков, Дипломатическая академия МИД РФ, Россия, Москва, DAConfa@mail.ru

Аннотация: Прошедшие 28 июля 2024 года выборы президента Боливарианской Республики Венесуэла и последовавшая за ними внутри- и внешнеполитическая реакция, направленная на очередной виток эскалации кризиса власти, а также отношений государства с рядом стран международного сообщества представляют особый интерес к анализу причин и перспектив дальнейшего развития имеющего место политико-дипломатического кризиса, особую роль как в дальнейшей эскалации, так и в урегулировании которого играет позиция Королевства Испания, имеющего тесные историко-политические, дипломатические и хозяйственные связи с Боливарианской Республикой Венесуэла, а также выступающего в роли одного из главных интересантов политического процесса внутри латиноамериканского государства.
Ключевые слова: Венесуэла, Испания, политические элиты, политический кризис, международные отношения

Political and diplomatic crisis in relations between Venezuela and Spain: history and prospects

Andronenko Irina Fyodorovna
Senior lecturer of the Romanic chair, Diplomatic Academy of Russia’s Foreign Ministry, Russia, Moscow

Abstract: The presidential elections of the Bolivar Republic of Venezuela held on July 28, 2024 and the subsequent internal- and the foreign policy reaction aimed at another round of escalation of the crisis of power, as well as the state's relations with a number of countries of the international community, are of particular interest in analyzing the causes and prospects for further development of the ongoing political and diplomatic crisis, a special role both in further escalation and in the settlement of which is played by the position of the Kingdom of Spain, which has close historical and political ties, diplomatic and economic relations with the Bolivarian Republic of Venezuela, and also acting as one of the main stakeholders in the political process within the Latin American state.
Keywords: Venezuela, Spain, political elites, political crisis, international relations


Политико-дипломатические взаимоотношения между официальными властями Королевства Испания и Боливарианской Республикой Венесуэла за прошедшие двадцать четыре года XXI века в большинстве своем представляется возможным охарактеризовать в качестве напряженных. Несмотря на наличие тесных социокультурных, исторических связей и в той или иной степени сохраняющихся дипломатических контактах между государствами, политическая практика последних десятилетий демонстрирует оппозиционную направленность официальных властей двух держав друг к другу. Не исключением стали и недавние события, связанные с прошедшими 28 июля 2024 года президентскими выборами в Боливарианской Республике Венесуэла, вызвавшими очередную волну негативных политико-дипломатических инцидентов и вновь обострившими и так пребывающие не в лучшем состоянии отношения между двумя государствами.

В этой связи особый интерес представляет изучение международных политических отношений Венесуэлы и Испании последних десятилетий, анализ их современного состояния и перспектив дальнейшего развития.

Представляется возможным заметить, что дипломатические отношения двух стран пребывают в особом упадке еще с начала политической практики социалистически-ориентированного Уго Чавеса в качестве президента Боливарианской Республики Венесуэла, широко применявшего в период своего пребывания на посту экономические практики национализации, в том числе иностранных капиталов в наиболее крупных банковской и энергетической отраслях венесуэльской экономики.

В значительной степени дипломатические отношения двух стран ослабли в период внутриполитической нестабильности в Венесуэле в 2002 году, когда в латиноамериканском государстве была совершена неудачная попытка государственного переворота со стороны оппозиционно настроенных внутриполитических сил, сопротивляющихся действиям официальных властей по вопросу национализации крупнейшей венесуэльской нефтегазовой компании Petroleos de Venezuela SA (PDVSA). В дни военно-политического переворота 11-14 апреля 2002 года, когда президент республики фактически был отстранен от власти, а его место на 48 часов занял глава венесуэльской ассоциации торговых и промышленных палат Педро Кармона, дипломатическая реакция со стороны официальных испанских властей в лице правительства Хосе Аснара оказалась направлена против официального президента Уго Чавеса в поддержку инициаторов государственного переворота. Так, Испания оказалась вторым после США государством, признавшим временное правительство Венесуэлы.

С реставрацией политической власти Уго Чавеса 14 апреля 2002 года в ходе возобновления двусторонних контактов и на фоне внутриполитического осуждения действия официальных испанских властей оппозиционными партиями дипломатический инцидент был в значительной степени исчерпан. Уже в 2004 году состоялась первая официальная поездка венесуэльского президента в Испанию.

Тем не менее, указанный дипломатический инцидент между Испанией и Венесуэлой получил свое неожиданное продолжение в 2007 году в ходе иберо-американского саммита, на котором присутствовали официальные представители всех государств Латинской Америки и Испании, в том числе испанский король Хуан Карлос I. Так, в момент закрытия саммита венесуэльский лидер публично заявил о причастности к государственному перевороту 2002 года правительства уже завершившего политическую карьеру Хосе Аснара и лично испанского короля Хуана Карлоса I, в ответ на что представитель испанских властей в лице премьер-министра Хосе Сапатеро потребовал публичных извинений от Венесуэлы, а король Испании Хуан Карлос I в недипломатичной форме потребовал от Уго Чавеса не поднимать данную тему.

Реакция властей Венесуэлы в отношении вновь возникшего политико-дипломатического конфликта оказалась стремительной. В первую очередь государственные власти усилили контроль над деятельностью всего испанского бизнеса на территории Венесуэлы, а в 2008 году происходит национализация одного из крупнейших банков Banco de Venezuela, действующего на территории Венесуэлы и принадлежащего испанской транснациональной финансовой корпорации Santander. В дальнейшем испанские зарубежные инвестиции в Венесуэлу планомерно снижались.

В дальнейшем говорить о потеплении отношений и положительном развитии двусторонних отношений между Венесуэлой и Испанией не приходилось. Очередное дипломатическое обострение между официальными властями двух государств пришелся на первые годы правления Николаса Мадуро, заявившего в начале 2015 года о внешнеполитической направленности Испании против венесуэльской государственности и действующей политической власти страны. В это же время в докладе правительства Испании заявляется о существовании прямых рисков дальнейшей деятельности испанских транснациональных компаний Repsol, BBVA, Mapfre, Telefonica на территории Венесуэлы.

В 2017 году Венесуэла подвергается политико-дипломатическим санкциям в отношении официальных государственных лиц со стороны ЕС, соблюдать которые оказалась вынуждена в том числе и Испания, являющаяся членом союза европейских государств.

Дипломатический инцидент также получил свое продолжение в январе 2018 года, когда в ответ на введение со стороны ЕС санкций в отношении должностных лиц Венесуэла объявила испанского посла персоной нон грата, а Испания, в свою очередь, поступила аналогичным образов в отношении венесуэльского посла [3], [4].

В период первого срока правления Николаса Мадуро 2013 – 2018 годов страну охватывает сильнейший финансово-экономический кризис, вызванный крайней степенью зависимости от цен на главный экспортный товар государства (нефть) и повлиявший на политическую стабильность официальных властей. В указанный период политический вес усиливают оппозиционные силы, в 2015 году впервые за 17 лет победившие на выборах в венесуэльский парламент. С этого момента начинает обостряться кризис политической власти в Венесуэле. Президентские выборы, состоявшиеся в мае 2018 года и последовавшие за ними события стали наивысшей точкой политического кризиса, в очередной раз перешедшего из внутриполитического в международный дипломатический, чуть не приведшей к военной интервенции сил Колумбии и США на территорию Венесуэлы. Так, в результате президентских выборов 20 мая 2018 года победу одерживает Николас Мадуро. В январе 2019 года, после вступления Николаса Мадуро в пост президента и начала крупных митингов политическая оппозиция заявляет о своем непризнании результатов выборов, а глава движения спикер парламента Венесуэлы Хуан Гуайдо объявляет себя исполняющим обязанности президента государства, начав государственный переворот. Уже в феврале 2019 года премьер-министр Испании Педро Санчес от имени государства заявляет о признании лидера начавшегося государственного переворота Хуана Гуайдо Временным президентом.

Спустя два года после неудачной попытки государственного переворота в Венесуэле, сохранения политической власти Николаса Мадуро и восстановления контроля над парламентами после победы правящей социалистической партии на выборах в конце 2020 года Европейский союз в лице председателя европарламента Жозепа Борреля официально заявляет об отказе в признании Хуна Гуайдо в качестве Временного президента.

В то же время, несмотря на введенные санкции в отношении ряда государственных должностных лиц Венесуэлы, ограничения в отношении действующего президента Николаса Мадуро со стороны Европейского союза введены не были. [5]

Одновременно продолжают свою деятельность на территории Венесуэлы и испанские транснациональные компании, национализации которых со стороны Каракаса так и не произошло. Продолжаются и поставки венесуэльской нефти в страны Европы. Рестрикции в отношении нефтегазовых компаний со стороны Европейского союза введены не были. Более того, имеющиеся европейские торгово-экономические рестрикции в отношении Венесуэлы затрагивают исключительно военно-промышленный сектор экономики. Ограничения в части торгово-экономического взаимодействия в рамках иных секторов хозяйства также отсутствуют. Санкции Европейского союза какие-либо юридические лица, действующие на территории Венесуэлы, не затронули [6].

Более того, в 2018 году Венесуэла оказалась вторым по объему зарубежного капитала латиноамериканским инвестором в экономику Королевства Испания (3,5 млрд. евро), уступив только Мексике [2]. К 2020 году данный показатель вырос до 5 млрд. евро [1].

Несмотря на напряженные внешнеполитические отношения между Каракасом и Мадридом, обе стороны сохраняют дипломатические контакты. Разрыва дипломатических отношений после неудачных попыток государственного переворота ни в 2002, ни в 2019 годах, ни после введения санкций со стороны Европейского союза не произошло.

Представляется возможным заметить, что Европейский энергетический кризис, вызванный обострением геостратегического противостояния России и Европы в 2022 году и последующими ограничениями торгово-экономических связей в сфере энергетики в европейском регионе, во многом повлиял на стремление Испании к возобновлению разорванных и укреплению сохранившихся связей с Венесуэлой, являющейся энергетической державой. В июне 2022 года в Европу был направлен первый спустя два года с момента введения санкций США на венесуэльский нефтегазовый сектор экономики танкер испанской компании Repsol с венесуэльской нефтью. На сегодняшний день наблюдается стабильный тренд на увеличение объемов поставок венесуэльской нефти как в Испанию, так и в Европу в целом [7].

Более того, в октябре 2023 года министерство иностранных дел Испании в лице Хосе Альбареса впервые с момента введения европейских санкций в 2017 году, на фоне внутриполитической стабилизации в Венесуэле и успешно проведенных в октябре 2023 года переговоров официальных венесуэльских властей с оппозицией, выступило с официальным обращением к Совету Европейского союза по вопросу начала процесса рассмотрения возможности снятия европейских санкций с Венесуэлы [8].

В ноябре 2023 года, в ответ на ходатайство Мадрида по вопросу снятия санкций с Каракаса, Брюссель, ранее ежегодно продлявший рестрикции на год, вдруг заявил о готовности снятия всех имеющихся ограничений в случае продолжения дальнейших переговоров с оппозицией, послаблений в отношении политических заключенных и демонстрации независимого избирательного процесса, запланированного в Венесуэле в июле 2024 года [9].

Несмотря на политическую стабилизацию как внутри Венесуэлы, так и в отношениях с Испанией, ЕС и США на протяжении последних лет, во второй половине 2024 года произошел очередной дипломатический скандал по линии Каракас – Мадрид, а также резкое обострение отношений с США и ЕС, фактически перечеркнувшее все ранее достигнутые результаты по возобновлению связей с Венесуэлой.

Объявленные Национальным избирательным советом результаты президентских выборов в Венесуэле, прошедших 28 июля 2024 года, привели к новой волне внутриполитического кризиса власти. Многочисленные социологические исследования в предвыборный период начала июля 2024 года, проведенные аналитическими агентствами Hercon Consultores [10], ORC Consultores [11], Meganálisis [12], Clearpath Strategies [13] и многими другими организациями, фактически продемонстрировали подавляющее превосходство кандидата от оппозиции Эдмундо Гонсалеса над действующим президентом Николасом Мадуро.

Через два дня после проведенного голосования главная оппозиционная политическая сила во главе с кандидатом в президенты Эдмундо Гонсалесом «Единая платформа» в соответствии с принятым законом Венесуэлы об избирательном процессе опубликовала протоколы более чем 24 из 30 тысяч имеющихся избирательных участков, согласно которым Эдмундо Гонсалес со значительным отрывом в 36% одержал победу на президентских выборах [14]. В то же время Национальный избирательный совет Венесуэлы заявил о победе Николаса Мадуро, набравшего 51,95% голосов. При этом официальная публикация протоколов избирательных участков, утвержденная законом Венесуэлы в качестве обязательной процедуры, несмотря на призывы оппозиции, а также официальных властей Испании и ряда других государств, так и не была проведена.

Уже на следующий день большинство стран Северной и Южной Америки заявляют о своем непризнании результатов выборов, а 5 августа 2024 года Совет Европейского союза в официальном пресс-релизе объявляет о своем отказе в признании победы Николаса Мадуро [15]. Одновременно с этим, венесуэльское внешнеполитическое ведомство отзывает дипломатов из стран Аргентины, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Панамы, Чили и Уругвая [16]. Обостряется дипломатический скандал. 13 августа 2024 года Организация Объединенных Наций публикует отчет, в соответствии с содержанием которого предпринятые в ходе проведения президентских выборов меры, призванные обеспечить прозрачность анализа результатов, оказались недостаточными [17].

 

Рис. 1 Международное признание президентских выборов в Венесуэле
28 июля 2024 г. (красным – не признали, зеленым – признали)

 

11 сентября 2024 года испанский парламент по инициативе оппозиционной Народной партии в рекомендательном порядке призывает королевство официально признать Эдмундо Гонсалеса победителем президентских выборов в Венесуэле, а министр обороны королевства Маргарита Роблес 12 сентября 2024 года объявляет о торжестве диктатуры в Венесуэле, после чего венесуэльское внешнеполитическое ведомство отзывает посла из Испании. 19 сентября 2024 года депутаты Европейского парламента по результатам голосования утверждают рекомендательную резолюцию о выписке международного ордера на арест Николаса Мадуро [18]. Тем не менее, испанская правящая политическая сила во главе с премьер-министром Педро Санчесом отказывается в поддержке утвержденных парламентом инициатив и не идет на дальнейшее дипломатическое обострение [19].

На фоне нарастающего международного напряжения с Венесуэлой внутри страны начинается уголовное расследование в отношении оппозиционного кандидата в президенты Эдмундо Гонсалеса за публикацию 30 июля 2024 года поддельных протоколов с избирательных участков. Однако 7 сентября 2024 года Эдмундо Гонсалес, по согласованию властей Каракаса и Мадрида и после подачи заявления на предоставление убежища, на испанском военном самолете покидает Венесуэлу и направляется в Испанию для встречи с премьер-министром Педро Санчесом, состоявшейся 12 сентября 2024 года. Вскоре выясняется, что перед своим отбытием Эдмундо Гонсалес в результате трехсторонних переговоров с правящей политической силой Венесуэлы в лице спикера Национальной ассамблеи Венесуэлы Хорхе Родригесом и официальными испанскими властями в лице посла Рамона Сантоса в посольстве Испании в Каракасе подписывает документ [20], в соответствии с которым признает Николаса Мадуро в качестве легитимного президента и отказывается от попыток представлять венесуэльскую политическую власть «в изгнании» за рубежом, как это делал оппозиционный предшественник Хуан Гуайдо [21].

Вероятно, одной из наиболее острых точек дипломатического кризиса по линии Мадрид - Каракас стал арест 15 сентября 2024 года в Венесуэле двух граждан Испании, которым были выдвинуты обвинения в организации государственного переворота, дестабилизации внутриполитической ситуации в Венесуэле и попыток организации политических убийств, включая самого Николаса Мадуро. Тем не менее, сам Николас Мадуро, комментируя данный арест, воздержался от заявления в причастности официального Мадрида к вышеуказанным обвинениям. Одновременно и власти Испании заявили об отсутствии каких-либо связей с арестованными лицами [22].

Таким образом, очередной внутриполитический кризис власти по инициативе оппозиционного лидера Венесуэлы удалось купировать. По всей видимости, именно данное решение Эдмундо Гонсалеса побудило правящую власть Венесуэлы предоставить ему гарантии безопасности и позволить покинуть страну.

Представляется возможным предположить, что процесс обострения текущего политико-дипломатического кризиса в отношениях Венесуэлы и Испании удалось приостановить. Несмотря на предпринимаемые как со стороны Европейского союза, в который входит и Испания, так и со стороны внутренних испанских оппозиционных политических сил, попыток усиления международной напряженности, правящим силам Испании и Венесуэлы, несмотря на текущее непризнание результатов венесуэльских выборов до официальной публикации избирательных протоколов, удалось совместными дипломатическими усилиями договориться о приостановке эскалации сложившейся ситуации.

Так, для Николаса Мадуро в настоящий момент представляется невыгодным разрыв дипломатических связей с Мадридом по причине того, что правящая испанская власть во главе с Педро Санчесом в любой момент может удовлетворить ходатайство как испанского парламента о признании Эдмундо Гонсалеса единственной легитимной венесуэльской властью, так и ходатайство европарламента об аресте Николаса Мадуро.

Представляется невыгодным мероприятием эскалация дипломатического конфликта и для самой Испании, поскольку ранее описанные коллективные «западные» торгово-экономические ограничения в отношении России сохраняются, ставя под угрозу энергетическую независимость как Европы, так и самой Испании, на протяжении последних лет компенсирующуюся возрастающими поставками энергоресурсов из Венесуэлы.

Более того, сохраняются и даже углубляются трансграничные бизнес-связи государств, нарушать которые представляется невыгодным для обеих сторон. Так, в середине 2024 года две крупнейшие энергетические корпорации, венесуэльская PDVSA и испанская Repsol, несмотря на усиление энергетических санкций со стороны США, договорились о расширении географии деятельности совместного предприятия Petroquiriquire в западной части латиноамериканского государства [23],

Формируя заключение, представляется возможным отметить, что политико-дипломатические отношения между Боливарианской Республикой Венесуэла и Королевством Испания на протяжении последних десятилетий остаются крайне напряженными, о чем свидетельствуют хотя и не прямые, но все же вмешательства королевства в венесуэльские внутриполитические процессы как в 2002, так и в 2019 годах. В то же время, неоднократные провалы венесуэльских оппозиционных сил, несмотря на широкую поддержку со стороны международного сообщества, очередное утверждение власти венесуэльскими правящими элитами в августе-сентябре 2024 года, а также нарастающая зависимость Испании от венесуэльских энергоресурсов, вероятно, повлияют на взаимное стремление двух государств к купированию имеющихся политико-дипломатических разногласий.

Несмотря на наличие положительных перспектив, формировать однозначные выводы в отношении направленности взаимных отношений Испании и Венесуэлы пока что представляется несвоевременным, поскольку предыдущий виток эскалации произошел сразу после инаугурации Николаса Мадуро на пост президента 10 января 2019 года, в то время как следующая инаугурация на пост президента Венесуэлы запланирована только на 10 января 2025 года, по результатам внутренней и международной реакции на которую представится возможным давать какие-либо определенные выводы в отношении направленности движения отношений Испании и Венесуэлы.

 

Правильная ссылка на статью
Андроненко И.Ф. Политико-дипломатический кризис отношений Венесуэлы и Испании. История и перспективы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2024. № 02 (15). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/politiko-diplomaticheskij-krizis-otnoshenij-venesuely-i-ispanii-istoriya-i-perspektivy.html (Дата обращения: 30.09.2024)

Список литературы

цивилизационных факторов на экономическое развитие Венесуэлы // Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Сб. материалов конференции. 2021. С. 605-615.
2. López-Morales J.S., Vargas-Hernández J.G., Wise J.A. (2014) Emerging Multinationals: Multilatinas. International Journal of Business and Social Research. Vol 4. №4. pp. 150–159.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
3. Венесуэла высылает посла Испании после санкций ЕС // Информационно-аналитическое агентство «Reuters» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20150223/104940671.html (Дата обращения: 21.09.2024)
4. Власти Испании объявили венесуэльского посла персоной нон грата // Информационно-аналитическое агентство «Аргументы и факты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aif.ru/politics/world/vlasti_ispanii_obyavili_ venesuelskogo_posla_personoy_non_grata (Дата обращения: 21.09.2024)
5. США и ЕС расходятся во мнениях по поводу санкций в отношении Венесуэлы // Информационно-аналитическое агентство «Voice of America» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.voanews.com/a/us-eu-at-odds-over-new-sanctions-against-venezuela/4869617.html (Дата обращения: 21.09.2024)
6. Interim Venezuelan president sworn in // Информационно-аналитическое агентство «BBC UK» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/1927322.stm _(Дата обращения: 21.09.2024)
7. Колониальный нажим: как Испания ставит отношения с Венесуэлой под угрозу // Информационно-аналитическое агентство «Sudamerica» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/1758171/ekaterina-khamova-elizaveta-borisenko/kolonialnyi-nazhim-kak-ispaniia-stavit-otnosheniia-s-venesueloi-pod-ugrozu (Дата обращения: 21.09.2024)
8. Испания призывает ЕС отменить санкции против Венесуэлы // Информационно-аналитическое агентство «Sudamerica» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudamerica.ru/venezuela/ispaniya-prizyvaet-es-otmenit-sankcii-protiv-venesuehly (Дата обращения: 21.09.2024)
9. Совет ЕС заявил о готовности отменить санкции против Венесуэлы // Информационно-аналитическое агентство «РИА Новости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20231113/es-1909199873.html (Дата обращения: 21.09.2024)
10. ¿Cuánta ventaja le sacaría Edmundo González a Maduro en las elecciones presidenciales si solo compitieran ellos dos? // Информационно-аналитическое агентство «El Nacional» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elnacional.com/venezuela/cuanta-ventaja-le-sacaria-edmundo-gonzalez-a-maduro-en-las-elecciones-presidenciales-si-solo-compitieran-ellos-dos/ (Дата обращения: 21.09.2024)
11. Encuesta revela que Edmundo González tiene una aprobación de 58.6% // Информационно-аналитическое агентство «Analitica» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.analitica.com/actualidad/actualidad-nacional/encuesta-revela-que-edmundo-gonzalez-tiene-una-aprobacion-de-58-6/ (Дата обращения: 21.09.2024)
12. El incuestionable liderazgo de María Corina Machado impulsa la candidatura de Edmundo González muy por encima de Nicolás Maduro (Flash Meganálisis) // Информационно-аналитическое агентство «Morfema Press» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://morfema.press/actualidad/el-incuestionable-liderazgo-de-maria-corina-machado-impulsa-la-candidatura-de-edmundo-gonzalez-muy-por-encima-de-nicolas-maduro-flash-meganalisis/ (Дата обращения: 21.09.2024)
13. Edmundo González, el candidato presidencial poco conocido en Venezuela que sin hablar toma impulso en las encuestas // Информационно-аналитическое агентство «Voice of America» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.vozdeamerica.com/a/edmundo-gonzalez-candidato-presidencial-poco-conocido-venezuela-que-sin-hablar-toma-impulso-en-encuestas/7579140.html (Дата обращения: 21.09.2024)
14. Resultados de las elecciones en Venezuela 2024 // Информационно-аналитическое агентство «ElPais» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://elpais.com/america/2024-07-29/resultados-de-las-elecciones-en-venezuela-2024-en-vivo.html (Дата обращения: 21.09.2024)
15. В ЕС заявили, что результаты выборов в Венесуэле не могут быть признаны // Информационно-аналитическое агентство «Известия» [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttps://ria.ru/20240805/venesuela-1964049165.html (Дата обращения: 21.09.2024)
16. Венесуэла отзовет дипломатов из отрицающих результаты выборов стран // Информационно-аналитическое агентство «Известия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/1734959/2024-07-30/venesuela-otzovet-diplomatov-iz-otritcaiushchikh-rezultaty-vyborov-stran (Дата обращения: 21.09.2024)
17. U.N. experts say Venezuela election results lack basic transparency // Информационно-аналитическое агентство «The Washington Post» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/world/2024/08/13/ venezuela-election-results-un-report/ (Дата обращения: 21.09.2024)
18. Европарламент призвал арестовать президента Венесуэлы Николаса Мадуро // Информационно-аналитическое агентство «РБК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2024/09/20/66ec419f9a79 4716f61901df (Дата обращения: 21.09.2024)
19. Посла Испании в Венесуэле вызвали в МИД страны // Информационно-аналитическое агентство «ТАСС» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21853079 (Дата обращения: 21.09.2024)
20. МИД Испании потребовал от правых извинений за слова о выборах в Венесуэле // Информационно-аналитическое агентство «РИА Новости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20240920/ispaniya-1973894591.html (Дата обращения: 21.09.2024)
21. Гонсалес перед бегством в Испанию признал итоги выборов в Венесуэле // Информационно-аналитическое агентство «РИА Новости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20240918/gonsales-1973526422.html (Дата обращения: 21.09.2024)
22. Мадуро назвал задержанных в Венесуэле испанцев террористами // Информационно-аналитическое агентство «РИА Новости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20240917/maduro-1973178332.html (Дата обращения: 21.09.2024)
23. Новый участок углеводородов в Венесуэле достался СП PDVSA и Repsol // Информационно-аналитическое агентство «НефтьКапитал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oilcapital.ru/news/2024-04-19/novyy-uchastok-uglevodorodov-v-venesuele-dostalsya-sp-pdvsa-i-repsol-5060536 (Дата обращения: 21.09.2024)

Расскажите о нас своим друзьям: