УДК 793.3.01
Дата публикации 26.12.2023
Танец как элемент театрального искусства: несколько тезисов о проектировании танца
Цзян Минсюань
аспирант кафедры теории и истории учреждения образования, Белорусская государственная академия искусств, г. Минск, Беларусь, 1264317174@qq.com
Аннотация: Танец, как вид искусства, созданный древним человечеством, может использоваться для выражения эмоций танцоров, а также для общения и взаимодействия. Стабильность и равновесие танца и театра позволяет им не только учиться друг у друга в разнообразии выбора, но и в процессе ассимиляции, чтобы искусство танца и театральное искусство более совершенным образом сочетались. Развитие театра тесно связано с прогрессом танцевального искусства. Во многих театральных пьесах танец объединяет "движение человеческого тела" и театр "язык и рэп", и достигает хорошего эффекта от представления через трансформацию между реальностью и пустотой. Среди них виртуальное – это то, что исполнитель высвобождает внутренние эмоции в форме танца, чтобы сформировать резонанс с сердцем зрителя. Реальное – это исполнитель в танце с помощью формы рэпа, чтобы зрители поняли сюжет, для достижения более идеального эффекта просмотра. Театральное искусство основано на теме сюжета (или истории), через красоту сцены, чтобы показать красоту эмоций, и в переплетении, так что театральные произведения могут быть хорошо развиты. Жизнь – основа танцевального творчества, передаваемый на сцене образ должен отражать характер персонажа, быть ярким и запоминающимся. Например, актер должен анализировать персонажа через свое "намерение", корректировать персонажа в соответствии с информацией в предписанной ситуации, пока не достигнет истинного поведения персонажа, и вывести информацию на его реальное поведение. Затем он отправляет информацию другим персонажам и зрителям, взаимодействует со всем вокруг себя во взаимосвязи, образуя непрерывный эмоциональный контур и формируя многослойный спектакль, и т. д., что побуждает нас задуматься о характеристике в танцевальном спектакле с новой точки зрения. Танец считается отголоском и фольгой драмы, а ассимиляция и слияние внутренних смыслов этих двух искусств может сделать сценический образ певучим и танцевальным – драма перетекает в танцевальное представление, танец экстернализируется во внешнее выражение сюжета, а характер может быть продвинут с помощью искусства танца для достижения хорошего визуального эффекта. Между танцевальным и театральным искусством много общего, но они относятся к разным категориям искусства, поэтому сравнительное изучение танца и театра является основной и важной темой в исследованиях теории искусства. Театральное искусство и танцевальное искусство – важные отрасли сценического искусства, также обладающие высокой степенью художественной заразительной силы и выразительности, эти два вида искусства имеют высокую степень сходства. В процессе развития театрального искусства было сделано много ссылок на формы и элементы танцевального искусства. В настоящее время театральное искусство Китая вступило в новый этап бурного развития, и зрительский спрос на театральное мастерство становится все выше и выше, поэтому вопрос о том, как лучше усвоить, изучить и использовать элементы танцевального искусства, является очень важным.
Ключевые слова: Театральное искусство; танец; фьюжн; вид искусства; театр; хореография; танцевальный образ
Postgraduate student of the Department of Theory and History of Educational Institution, Belarusian State Academy of Arts
Abstract: Dance, as an art form created by ancient mankind, can be used to express the dancers' emotions as well as to communicate and interact. The stability and balance of dance and drama can make them learn from each other in multiple choices, but also in the process of assimilation, so that the art of dance and the art of drama for a more perfect combination. The development of theater is closely connected with the progress of dance art. In many drama plays, dance is integrated with drama "speech" through "human body movement" and "speech and singing", and achieves good performance effect through the change between reality and emptiness. Among them, the virtual is that the performer releases the inner emotion in the form of dance, so as to form a resonance with the audience's heart. The real is the performer in the dance with the help of the form of rap, so that the audience to understand the plot, to achieve a more ideal viewing effect. Drama art to plot (or story) as the theme, through the beauty of the stage to show the beauty of emotion, and in the interspersed, so that the theater works can be well developed. Life is the basis of dance creativity, the image transmitted on stage should reflect the personality of the character, be vivid and memorable. For example, the actor analyzes the character through the "intention", and adjusts the character according to the information in the stipulated situation until the character hits the real behavior, and outputs the information to other characters and the audience, communicates with everything around him in an interrelationship, and forms a continuous loop of emotions, shaping a multilayered performance, etc., which inspires us to think about characterization in dance performance from a new point of view. Dance is considered to be the echo and foil of drama, and the assimilation and fusion of the inner meanings of the two can make the stage image singable and danceable – the drama melts into the dance performance, the dance is externalized into the external expression of the drama, and the character can be promoted by the art of dance to achieve good visual effects. There are many similarities between dance art and theater art, but they belong to different art categories, so the comparative study between dance and theater is a basic and important topic in art theory research. Drama art and dance art are important branches of stage art, also has a high degree of artistic infectious force and expressive power, the two art forms have a high degree of similarity. In the course of the development of theater art, a lot of reference has been made to the forms and elements of dance art. At present, China's theater art has entered a new stage of rapid development, and the audience has higher and higher requirements for the artistry of theater, so how to better absorb, learn from and use the elements of dance art is a very important issue.
Keywords: Theater arts; dance; fusion; art form; theaters; choreography; dance image
В процессе создания танца необходимо всестороннее проектирование внешнего вида, времени, частоты танцевальных движений и т.д., нельзя произвольно использовать танцевальные движения, каждое движение необходимо проектировать в соответствии с развитием сюжета, постановкой образа персонажа, эмоциональной выразительностью. Структура танцевального движения содержит несколько частей: вступление, начало, развитие, кульминация и концовка. В хореографии танца можно попытаться добавить сальто, вращения, прыжки, чтобы у зрителей при просмотре возникло головокружительное ощущение, и эта часть является важным проявлением исполнения действия, которое не имеет соответствующей языковой выразительной функции, но может способствовать выражению танцевальной эмоции и развитию сюжета, что очень благоприятно для художественного совершенствования танцевальных произведений. Например, в третьем акте "Лебединого озера" черный лебедь в исполнении Одиллии делает 32 взмаха хлыстом, что выражает психологию победы Одиллии в любовной сцене, а затем подталкивает развитие всей драматургии и эмоциональные изменения к кульминации. При постановке движения, прежде всего, необходимо обратить внимание на художественную сферу, художественную ценность, духовный резонанс и эмоциональное взаимодействие самого танцевального произведения, чтобы придать танцевальному произведению жизненную силу [5, С. 43].
Танцевальное движение – это воплощение художественного стремления хореографа, но также и достижение ключевых средств и процесса танцевального взаимодействия. Если при создании танца противоречить этой сути, только ради танцевального движения и создавать движение, то танец превратится в акробатику. Хореографу-танцовщику при создании танцевальных произведений, кроме того, необходимо обращать внимание на грамотное использование танцевального действия, придавать танцу более мощную заразительную силу, чтобы подчеркнуть тему танца и танцевальную эмоцию более образно [3, С. 56–62]. Хореографы должны находить вдохновение в повседневной жизни и общественной деятельности и в то же время возвращать танец к реальности, что является одним из важных принципов формирования образа действия в танцевальном творчестве. На практике хореографам необходимо постоянно совершенствовать свои личные качества, включая проницательность, новаторское художественное видение и богатый жизненный опыт. Жизнь – основа танцевального творчества, танцевальные произведения должны получать творческие элементы из жизни, что также требует от хореографов инициативы по углублению в жизнь, восприятию жизни, накоплению танцевальных творческих материалов из жизни, доработке танцевальных элементов, соответствующих эстетике публики, с целью более полной реализации образного формирования танцевальных движений. Конечно, искусство танца может не только отражать жизнь, но и танец быть выше жизни, что часто называют танцевальной выразительностью. Хореографы должны исходить из образа жизни в действии, на основе разнообразных элементов сгущать и сублимировать, чтобы получился более гибкий и яркий танцевальный образ, чтобы люди наслаждались красотой. В танцевальном произведении "Топтание моллюсков" описывается радостная сцена, когда рыбачки топчут моллюсков на берегу моря после отлива, что отражает восхваление рыбачками жизни. Группа девушек в саронгах и фартуках радостно играет, быстро притопывая ногами, меняя темп и поворачивая тело в ритме строя и музыки, и вытаптывает зарывшихся в песок моллюсков. Этот танец является типичным народным танцем Цзяннань, хореограф при его создании руководствовался действиями рыбаков по вылавливанию моря, для уточнения фантазии создал танец, чтобы интегрировать его в танцевальное представление и представить на сцене. На самом деле, отличный хореограф должен не только уделять внимание технике танца, но и более гибко отражать элементы жизни, чтобы зрители могли понять и получить эмоциональный отклик в танцевальном спектакле. Формирование образа танцевального движения не только предъявляет высокие требования к личностному росту хореографа, но и требует от него отличного владения танцевальными основами, такими как основы танцевальной техники и основы танцевального творчества. Хореографу необходимо полностью понимать образ мыслей и ситуацию, в которой находятся исполнители танца на сцене, и целенаправленно создавать танцевальные произведения. Хореографу достаточно иметь хорошую профессиональную базу в области танца, чтобы обеспечить плавную артикуляцию различных движений, чтобы образ танцевального движения был реалистичным и вызывающим. При создании танца хореографы должны обладать хорошим чувством общей ситуации, творческим сознанием, уровнем подражания, всесторонним анализом структуры танцевального движения, чтобы построить хорошую атмосферу танцевального движения. Например, в произведении "Китайская мать" рассказывается история китайской матери, воспитывающей японских сирот во время антияпонской войны. В этом произведении, независимо от того, какова конструкция танцевального движения или выражение эмоций, все они выполнены безупречно, а танцоры с помощью языка тела и мимики передают образ доброй, великой, простой и широко мыслящей китайской матери. В танцевальном спектакле нет роскошных костюмов и яркого света, все, что представлено, – это простая северо-восточная женщина в хлопчатобумажной куртке, типичная сельская заколка, которая вызывает у людей ощущение простоты и естественности, трудолюбия и дружелюбия, а слегка согнутая талия при длительном труде описывает несчастную жизнь этой китайской матери [1, С. 49–52]. Произведение повествует об эмоциях материнской любви, движения не преувеличены, полны реальных эмоций, простые танцевальные движения, такие как приседание, поднимание, вставание, вставание на колени и т. д., оказывают на зрителя сильное визуальное воздействие и затрагивают сердечные струны каждого. Свежая музыка очень богата характеристиками Северо-Востока, эта простая народная мелодия используется на протяжении всего танца, и через эту детскую песню эффективно показана структура сюжета и ситуация танца. По мере развития танца музыка меняется соответственно. Люди потрясены сменой захватывающей, веселой и успокаивающей музыки и постепенно включаются в сюжет в музыкальной среде. Тесное сочетание музыки и танца делает различные части танца естественно связанными, вызывая у зрителей ощущение естественной интеграции. Если хореограф не обладает хорошей танцевальной базой и не понимает требований к исполнителю танца, то создать такое движение, полное скрупулезности, очень сложно. Как говорится, "десять минут на сцене, год работы под сценой". Каждое успешное танцевальное выступление и танцевальный коллектив вне сцены старательно практикуются неразрывно, для того чтобы сохранить слаженность танцевальных движений и растяжку, в выступлении полностью освободить танец, несущий жизненную силу и напряжение. Артистам танца в обычном режиме необходимо проводить долгие часы многократной практики, чтобы принести зрителям достаточно художественного заражения. Для того чтобы донести до зрителей достаточное художественное воздействие, артистам танца также необходимо изучать эмоции и подтекст своих танцевальных постановок, чтобы использовать свое исполнительское мастерство для завершения сублимации танцевальных движений на сцене, чтобы зрители могли полностью влиться в ритм танца и следовать за движениями танцоров, исследуя их подтекст [4, С. 24–25].
Искусство драмы и танца реализует органичное сочетание с точки зрения эстетики в самых разных вариантах. Такого рода ассимиляцию можно в какой-то степени рассматривать как веление времени и потребности общества. Даже сегодня, движимая силой прогресса, материальная цивилизация продолжает совершенствоваться, и то, что приспособлено к ней, – это самобытная духовная жизнь. Таким образом, исходя из предпосылки полной адаптации к многочисленным эстетическим запросам публики и удовлетворения их, а также полного отражения реальной жизни общества с разных точек зрения, возникла ассимиляция танца и драмы, которая утвердилась в области искусства в новой форме [2, С. 125–127]. В танцевальном творчестве формирование танцевального образа играет очень важную и заметную роль, которая в полной мере отражает художественную ценность танца. Если танец не имеет своего уникального, репрезентативного танцевального образа, то ценность танцевального произведения не может быть отражена в полной мере и не может дать зрителям глубоких переживаний. Исходя из важности формирования имиджа, создатели танца должны в полной мере понимать методы его формирования. Кроме того, формирование имиджа имеет свои принципы, которые необходимо соблюдать, когда хореографы, режиссеры, творцы создают и формируют его по своему усмотрению, необходимо сочетание с другими элементами танцевального творчества. Поэтому необходимо посвящать много времени изучению методов формирования танцевального образа, разумному использованию формирования образа в танцевальном творчестве, с целью построения уникального, объемного танцевального образа, чтобы показать художественную ценность танцевальных произведений, чтобы зрители могли оценить их по достоинству.
В заключение следует отметить, что в процессе создания танца структура движения является наиболее важной частью соответствующего танцевального движения. Создатели движения должны, прежде всего, глубоко понимать его структуру, уделять внимание изучению его формы, постоянно пытаться применять данные знания при исполнении танца, чтобы осуществлять проектирование движения в соответствии с физическими характеристиками исполнителей танца, чтобы повысить декоративность танца и усилить художественную заразительность. Это повысит оценку танца и его художественное воздействие, а также заставит большее количество людей полюбить танец как вид искусства.
Цзян М. Танец как элемент театрального искусства: несколько тезисов о проектировании танца // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 04 (13). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/tanets-kak-element-teatralnogo-iskusstva-neskolko-tezisov-o-proektirovanii-tantsa.html (Дата обращения: 26.12.2023)
Список литературы
1. 牛绪光. 舞蹈创作中的人物形象塑造探究 天津传媒学院 2022年第十六期=Ниу Сюгуан. Изучение характера в танцевальном творчестве / Сюгуан Ниу. –Тяньцзиньская академия СМИ. –2022. –№ 16. – С. 49–52.
2. 田甜. 戏剧与舞蹈的相融共生 戏剧文学 2018年第九期=Тянь Тянь. Слияние и симбиоз драмы и танца / Тянь Тянь. –Драматическая литература. –2018. –№ 09. – С. 125–127.
3. 陈建娜. 论舞蹈艺术与戏剧艺术的界限及其艺术特征 浙江艺术职业学院院报 2005年第二期=Чэнь Цзянна. О границе между танцевальным искусством и театральным искусством и их художественных особенностях / Цзянна Чэнь. –Журнал Чжэцзянского профессионального колледжа искусств. –2005. –№ 02. – С. 56–62.
4. 郑美玲. 戏剧艺术在舞蹈创作中的作用初探 文化艺术研究院 2016年第101期=Чжэн Мэйлин. Предварительное исследование роли театрального искусства в создании танца / Мэйлин Чжэн. – Институт культуры и искусств. – 2016. –№ 101. – С.24–25.
5. 张姣姣. 戏剧舞台的舞蹈表演形式研究 戏剧之家 2019年第十四期=Чжан Цзяоцзяо. Исследование форм танцевального исполнения на театральной сцене / Цзяоцзяо Чжан. –Драматический театр. –2019. –№ 14. – С.43.