УДК 391
Дата публикации 15.12.2023
Мужской свадебный костюм в Карелии в XVIII–XIX вв.
Сидорова Екатерина Максимовна
Студент кафедры технологии изобразительного искусства и дизайна, Петрозаводский государственный университет, РФ г. Петрозаводск, ksidorova2804@yandex.ru
Научный руководитель Волошина Татьяна Александровна
кандидат пед. наук, доцент, зав. кафедрой технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета, РФ г. Петрозаводск
Аннотация: В статье рассматриваются народные традиции, обряды и особенности свадебного обряда. Основное внимание в работе автор акцентирует на свадебном мужском костюме в Карелии XVIII–XIX вв. Изучена пядевая система мер. Определена старинная система кроя народного костюма.
Ключевые слова: свадьба, традиции, обряд, пядевая система, традиционный костюм жениха.
Student of the Department of Technology, Fine Arts and Design, Petrozavodsk State University of the Russian Federation Petrozavodsk
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head.Head of the Department of Technology, Fine Arts and Design, Petrozavodsk State University of the Russian Federation Petrozavodsk
Abstract: The article discusses folk traditions, rituals and features of the wedding ceremony. The author focuses on the wedding men's costume in Karelia of the XVIII–XIX centuries. The span system of measures has been studied. The ancient cut system of the national costume has been determined.
Keywords: wedding, traditions, ceremony, span system, traditional groom's costume.
Одной из важных традиций в жизни любого человека является вступление в брак. Карельский свадебный обряд – явление многогранное и запоминающееся. Этнографические описания свадебного ритуала несут важную информацию и подробно показывают социальную принадлежность человека, а свадебный костюм отражает индивидуальность народа и характеризует культуру, является предметом национальной гордости. Можно сказать, что костюм – это средство, с помощью которого можно познать народ, его образ жизни, быт, культуру. В настоящее время много научных работ посвящено женскому свадебному костюму в праздничной обрядовой культуре русского народа XVIII - XIX веков. Мужской костюм представлен меньшим разнообразием, чем женский. Отчасти это объясняется ориентированностью мужского населения на городскую моду, а также стоит отметить, что мужская выходная одежда снашивалась, становилась повседневной и быстро исчезала, поэтому информации о ней очень мало [1]. На кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна института педагогики и психологии ПетрГУ ведётся большая работа по ревитализации народного костюма. Студенты изучают народный костюм, осваивают традиционные ремёсла, изготавливают исторические реплики. В рамках проекта «Выездная экспозиция традиционных ремёсел "Прядимые бесёды" с мастер-классами» мы провели исследование по изучению роли жениха в свадебном обряде и посетили национальный краеведческий музей Карелии в г. Петрозаводске для изучения истории свадебного обряда. Интерактивная программа музея позволила погрузиться в атмосферу свадебного ритуала XVIII–XIX веков. В этнографических экспедициях по районам Карелии в г. Олонце и г. Беломорске студенты исследовали фонды музеев, а мастера-ремесленники помогли овладеть навыками работы с традиционными технологиями. Фотографии, замеры и исторические справки помогли выявить особенности кроя традиционного костюма: простой, широкий крой, без вытачек и приталенности, нет пересечения швов на плечах, запястьях, по подолу утяжелитель чтобы рубаха хорошо держала форму и не поднималась, ластовица* для удобного движения рук, минимум швов. Крой одежды был на все случаи жизни – для повседневной жизни и праздничных мероприятий, в ней можно спать и работать, можно худеть, полнеть, расти и т. д. Это могло быть исподнее** бельё или дорогой, торжественный наряд. Производство текстильного полотна долгий, трудный и дорогой процесс, поэтому крой был экономный, все детали построены из прямоугольников и исходили из размера ткацкого полотна (36-40 см.).
При пошиве одежды наши предки пользовались пядевой системой мер и в ходе нашего исследования мы изучили старинный крой одежды.
Пядь в качестве народной меры употреблялась в России вплоть до XX века. Пядь – это живая мера, равняющаяся расстоянию от конца большого пальца, до конца указательного, когда пальцы расположены под прямым углом по отношению друг к другу [2].
У каждого своя живая мера. Пядь привязывали к пропорции тела человека, чтобы каждый мог для себя создать костюм по фигуре. Пядь женщины отличается от пяди мужчины. А одна мужская пядь совсем не равна другой мужской пяди. Например: мерка Шп (ширина плеча) необходимая для кроя рубахи состоит из двух пядей, но расстояние от большого до указательного пальца у каждого человека свое и соответственно мерка будет соответствовать конкретному человеку. Для построения чертежа основы традиционного костюма требуются ещё такие меры как вершок – ¼ пяди и ноготь – 1 см. (прибавка на швы). Все остальные мерки просто пересчитывались под размер пяди, и любая девушка знала основные меры:
- Ди (длина изделия) 7- 8 пядей от 7 шейного позвонка и до пола;
- Друк. (длина рукавов) 3 пяди + 1 вершок;
- Олад. (обхват ладони) 1 пядь + 1 вершок (при узком рукаве);
- Олок. (обхват локтя) 2 пяди, Огол. (обхват головы) 3 пяди;
- Шп (ширина плеча) 2 пяди;
- Шг (ширина груди) см. 2 пяди;
- Шс (ширина спины) 2 пяди.
Пядевая система позволяла шить на конкретного человека, а вещь отлично садилась по фигуре. Но предки верили, что в работу женщина вкладывала душу, сердце и любовь, а в сочетании с вышивкой красной нитью или красным поясом: красный цвет символизирует мощный оберег, такая одежда становилась обережной и наполняла мужчину силой, давая энергетическую защиту [3].
Изучение теории и исследование в фондах музеев позволило нам разобраться в деталях мужского костюма. С младенчества и до свадебного периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами* и ластовицей*, разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вышитым). Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи.
Головным убором служил – картуз.
Рисунок 1. Карельский мужской костюм
По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что традиционный костюм обладает особым изяществом, уникальностью и универсальностью, передаёт самобытность и многогранность нашего народа. Изучить и апробировать старинную пядевую систему кроя, было очень интересно, а изготовление традиционного костюма жениха мотивировало погрузиться в народные традиции, способствовало изучению и анализу особенностей кроя и изготовления традиционной одежды. Эти знания помогли справиться с задачей, изготовить мужской свадебный костюм с аксессуарами, а в рамках проекта «Выездная экспозиция традиционных ремёсел "Прядимые бесёды" с мастер-классами» представить изготовленные реплики перед школьниками в районах Карелии. На основе полученной информации есть возможность применить знания в преподавании швейных дисциплин в школе и тем привлечь школьников к возрождению и сохранению культурного наследия родного края.
* ластовица – четырехугольная вставка под мышкой рубахи, сшитой по принципу кроя русской народной одежды. Название, как предполагается, связано со словом «ласт» в значении «планка, рейка», мн. ч. «ластья» — также «лоскуты», «черепки», «обломки». У м. Фасмера слово «ластовица» отсутствует (Этимологический словарь русского языка, М., 1986).
** исподний, яя, ее (разг. устар. и обл.) – нижний, находящийся под чем-н. другим, не верхний (об одежде). Исподняя рубашка. Исподняя юбка.
*** полик – Полик– это прямоугольная деталь кроя, соединяющая перед и спинку по линии плеча. Полики прямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, образуя плечевой пояс в изделии. Полик обеспечивает высокую функциональность народной одежды. Применение полика в рубахах прямого кроя определено высоким мастерством ремесленников XIX века, стремившихся к максимальной практичности, которая превратилась в искусство (не выкроенная пройма и рукав без оката).
Сидорова Е.М. Мужской свадебный костюм в Карелии в XVIII–XIX вв. // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 04 (13). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/muzhskoj-svadebnyj-kostyum-v-karelii-v-xviiixix-vv.html (Дата обращения: 15.12.2023)
Список литературы
1. Винокурова, И.Ю. Обряды жизненного цикла / И. Ю. Винокурова // Народы Карелии: историко-этнографические очерки. - Петрозаводск, 2019. – С.174-194.
2. Новикова, В.В. Изделия из текстиля в северно - русском свадебном обряде / В.В. Новикова // Обряды и верования народов Карелии. - Петрозаводск, 1992. - С.127-150.
3. Пядевая система мер и Обережная одежда [электронный ресурс], 2020. URL: https://dzen.ru/a/X7kPdP_h3n9cvwaD. (дата обращения: 15.09.2023).
4. Пядевая система мер в древней руси для пошива одежды [электронный ресурс], 2021. URL: https://kinobaza24.ru/biography/pyadevaya-sistema-mer-v-drevney-rusi-dlya-poshiva-odezhdy.html. (дата обращения: 15.09.2023).
5. Трифонова Л.В. Традиционный крестьянский костюм Заонежья второй половины XIX – первой трети XX в. / Л.В. Трифонова // Кижский вестник. Выпуск 17 Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2017. 316 с.