История

УДК 433

Дата публикации 31.12.2023

Эволюция становления НАФТА и его современное положение

Пастухов Даниил Сергеевич
Магистрант факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ. г. Санкт-Петербург, pds2903@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются причины создания НАФТА и развитие этой организации. Особенный акцент сделан на рассмотрении пересмотра условий функционирования организации в период президенства Дональда Трампа. Американский президент полностью изменил условия дальнейшей работы организации, поставив на кон всё её существование. Данная работа имеет ценность для понимания процессов интеграции отличных от опыта Европейского Союза. В статье делается вывод, что НАФТА исключительно экономическая интеграция, что существенно отличает её от ЕС. Опыт функционирования и эволюции организации может быть полезен для развития интеграционных объединений на евразийском пространстве.
Ключевые слова: НАФТА, экономика, интеграция, эволюция, тарифы.

Evolution of NAFTA formation and its current situation

Pastukhov Daniil Sergeyevich
Master's student of the Faculty of International Relations, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The article analyzes the reasons for the creation of NAFTA and the development of this organization. Special emphasis is made on the review of the revision of the conditions of functioning of the organization during the presidency of Donald Trump. The American president completely changed the conditions for the further work of the organization, putting its entire existence on the line. This paper is valuable for understanding the processes of integration different from the experience of the European Union. The paper concludes that NAFTA is purely economic integration, which makes it significantly different from the EU. The experience of functioning and evolution of the organization can be useful for the development of integration associations in the Eurasian space.
Keywords: NAFTA, economy, integration, evolution, tariffs.


Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА, North American Free Trade Agreement, NAFTA) было заключено 1 января 1994 года. Данный договор был результатом долгой истории экономических отношений между хозяйственными субъектами в регионе нового света.

Некоторые эксперты считают, что большое влияние на экономическую интеграцию стран Северной Америки оказала политика Великобритании. В 1846 году в Англии был отменён хлебный закон [1]. Данная норма права устанавливала пошлины на ввоз в Соединённое королевства зерна, тем самым поддерживая цену на культуры на желаемом для продавцов уровне. Земельная аристократия имела большое влияние на парламент страны, что позволяло им быть монополистами в сфере продажи зерновых культур. Канада, как страна колония Великобритании, под этот закон не попадала, в результате чего канадские землевладельцы продавали зерно на рынках Англии беспошлинно. Отмена закона привела к тому, что канадские поставщики столкнулись с конкуренцией немецких, французских и голландских торговцев, отнявших у Канады часть рынка. В 1849 году был отменён Навигационный акт, закончивший протекционистскую политику английской короны. Параллельно происходила постепенная ликвидация тарифных преимуществ при сбыте канадского леса в 1842–1860 г. Переход к политике фритредерства пагубно сказалось на интересах канадских поставщиков, заставивших их искать новые рынка сбыта. Новой областью реализации продукции стали США, в которых цены на хлеб и лес были выше, чем в Канаде [2]. Так, в 1854 г. по инициативе канадских предпринимателей между Канадой и США был подписан договор взаимности, действовавший в течение 12 лет до окончания Гражданской войны в США [3]. Данный договор был первым в истории экономическим соглашением между двумя странами, создававший юридическую базу их взаимодействия. Несмотря на то, что в отношениях Канады и США бывали противоречия – тариф Хоули-Смита, устанавливавший высокие пошлины на ввоз товаров из заграницы, в том числе для Канады [4], экономическая взаимозависимость региона продолжала расти. С приходом к власти Франклина Рузвельта в США начинается курс, направленный на либерализацию экономики. В 1935 году между странами было принято торговое соглашение, ликвидирующее или снижающее пошлины на многие виды товаров [4]. Следующим важным шагом стало принятие соглашения о беспошлинной торговле продукцией автомобилестроения в 1965 году. Этот договор сокращал торговый дефицит Канады, создавая более честные рамки для торговли между двумя странами [5]. В 1988 год был принят договор, который был квинтэссенцией экономической интеграции двух стран - Соглашения о свободной торговле между Канадой и США (КУФТА). Все предыдущие договора снижали таможенные пошлины на отдельные виды товаров. Принципиальным отличием этого соглашения от других заключается в том, что оно должно было в течении 10 лет отменить абсолютно все таможенные пошлины между государствами, попутно создав условия для взаимных инвестиций [6].

В отношении истории экономических отношений Мексики с Канадой или с США стоит отметить, что исследователи из разных стран уделили этому аспекту намного меньше внимания, чем истории экономических отношений США и Канады. Впрочем, это неудивительно, ведь НАФТА была создана на институциональной и законодательной базе договоров, заключенных между США и Канадой. Процесс трёхсторонней интеграции начался в 1990 году, когда президент Мексики выступил с инициативой о заключении с США соглашения о свободной торговле. Ситуация в торговых отношениях США и Мексики до вступления в силу НАФТА была крайне невыгодной для Соединенных Штатов, поскольку тарифы на импортные товары из США в Мексике на 250% превышали аналогичные тарифы, установленные Соединенными Штатами на мексиканские товары [6]. Тем не менее, 5 февраля 1991 г. начались переговоры по Соглашению. Вследствие переговоров было решено, что соглашение будет расширено и захватит либерализацию торговли не только между Мексикой и США, но и между Канадой. Текст договора был выработан к январю 1992 г., а 17 декабря 1992 г. Североамериканское соглашение о свободной было подписано. У НАФТА были и другие перспективы создания. К моменту создания НАФТА экономические системы США, Канады и Мексики были в значительной степени взаимосвязаны друг с другом. Например, Канада от 75 до 80% своего экспорта реализует на территории США. Доходы от экспорта Канады в США составляли к середине 1990-х годов до 20% канадского ВВП. С другой стороны, 75% из всех иностранных инвестиций в экономику Канады являются американскими [3].

Стоит отметить, что ратификация этого договора в странах, которые его подписали, была невероятно сложным политическим процессом. В мои задачи не входит описание кейса ратификации договора в каждой стране, но для примера можно вспомнить дебаты касаемо соглашения в США. В ходе многочисленных и эмоциональных обсуждений НАФТА было одобрено Палатой представителей 17 ноября 1993 г. с 234 голосами «за» (132 представителя партии республиканцев и 102 члена партии демократов) и 200 голосами «против».

Говоря об истории организации, стоит отметить, что её развитие идёт по экспоненте. В 2003 г. была создана зона свободной торговли, а с 1 января 2008 г. – окончательно на основе ликвидации сохранявшихся таможенных пошлин. Из важных событий стоит отметить создание в 1994 году Североамериканского банка развития, который выделяет Мексике финансовые средства на реализацию инвестиционных проектов. Благодаря этому соглашению экономическое неравенство между странами-участниками организации выравнивается, что создаёт более устойчивую основу для дальнейшего развития отношений.

Несмотря на то, что НАФТА де-юро является договором, де-факто ему присущи признаки международной организации. Так НАФТА располагает организационной структурой. Важнейшим органом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, состоящая из министров торговли трёх стран-участниц. Комиссия занимается изменением и дальнейшей разработкой Соглашения и является медиатором в возникающих юридических коллизиях. Также она занимается координацией более чем 30 комитетов и рабочих групп. Принятие любых решений в комиссии происходит на основе консенсуса [7]. В 1997 году был создан другой важный орган - Координирующий секретариат НАФТА (NCS). Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии. Этот орган, как и другой любой секретариат имеет постоянный штаб сотрудников, которые занимаются выполнением повседневных задач [7]. Помимо этих двух главных органов существуют ещё вышеупомянутые тридцать рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров и движение людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА. Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшей либерализации торговли между странами-участницами.

Оценивая эффективность НАФТА, мы безусловно должны посмотреть на соотнесение изначально заявленных целей с конечным результатом. В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как и не создавала юридической базы для управления такой системой. НАФТА изначально создавалось как международное торговое соглашение. В связи с этим цели декларировались следующим образом [7]:

a) устранять барьеры в торговле и способствовать трансграничному перемещению товаров и услуг между территориями cторон;

b) содействовать созданию условий справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

c) существенно расширить инвестиционные возможности на территориях cторон;

г) обеспечить адекватную и эффективную охрану и защиту прав интеллектуальной собственности на территории каждой из cторон;

e) создать эффективные процедуры для реализации и применения настоящего Соглашения, для совместного управления им и для разрешения споров;

f) создать основу для дальнейшего трехстороннего, регионального и многостороннего сотрудничества с целью расширения и увеличения преимуществ настоящего Соглашения.

Благодаря либерализации в сфере торговли и инвестиций был создан ёмкий внутренний рынок, свободный от ограничений взаимной торговли товарами и услугами и взаимных инвестиций с количеством потребителей 474 млн человек и совокупным ВВП 20,1 трлн долл. За 15 лет функционирования НАФТА среднегодовой темп прироста ВВП в США составил 3,0%, в Канаде – 3,1% и в Мексике – 2,9%. При этом быстрыми темпами растёт объём взаимной торговли, когда доля взаимного экспорта увеличилась за 1994–2013 гг. с 41,4 до 49,2%, а объём взаимного экспорта – с 297 млрд до 1189 млрд долл., соответственно, или в 4 раза. В рамках НАФТА осуществляется 80% торговли Канады и Мексики, более 1/3 торговли США [8]. Говоря о достижениях в сфере продвижения инвестиций в устойчивое развитие, результат работы НАФТА очевиден. В 2011 г. более 80% кредитов направлено в сферу чистой энергетики. За 2010–2011 гг. вложения в чистую энергетику возросли с 1 до 13,3%, доля кредитов на улучшение качества воздуха снизилась с 47,7 до 32%, а на водоснабжение сохранилась на прежнем уровне – 33,8% [9]. Большие успехи были достигнуты в сфере повышения инвестиционной привлекательности и стимулировании притока взаимных и внешних инвестиций. Рост инвестиционной привлекательности произошёл благодаря созданию зоны свободной торговли и введению инвестиционных норм в Соглашение. Совокупные прямые зарубежные инвестиции в экономику стран НАФТА отличались динамичным ростом, начиная с 1994 г. В 2013 г. их объём достиг 288 млрд долл. и составил 20% от мировых потоков прямых инвестиций. Доля накопленных прямых зарубежных инвестиций в совокупном ВВП НАФТА возросла почти в 2 раза, с 8 до 15% за 1994–2012 гг. Накопленные прямые инвестиции США в Канаде возросли в 3,5 раза, а в Мексике – в 5,6 раза; канадские инвестиции в США возросли в 3,9 раза, а в Мексике – в 9,4 раза; мексиканские прямые инвестиции в США увеличились в 4,9 раза и в Канаде – в 2 раза [10]. Говоря о создании конкуренции в разных сферах, то эта цель действительно была выполнена. Однако многие оценивают это достижение с негативной стороны. Достаточно известная история, что, когда Б. Обама баллотировался в президенты, особый акцент он делал на неэффективность НАФТА для экономики США. Он заявлял, что примерно 100 тыс. ежегодных потерь рабочих мест связано с НАФТА, что составляет 0,6% американского рынка занятости. Согласно другим данным, создание рабочих мест в Канаде и Мексике привело к тому, что 829 280 американцев стали безработными. Двадцатая годовщина подписания НАФТА, отмечавшаяся в 2014 г., стала причиной очередного повышения внимания к торговле стран Северной Америки, акцентировав важность свободной торговли и соблюдения прав, а также правил, прописанных в этом соглашении. По словам М. Элиота, вице-президента «Global Intellectual Property Center», защита прав на интеллектуальную собственность, прописанная в НАФТА, была в то время на высоком уровне, однако по прошествии 20 лет стандарты изменились и теперь положения соглашения, касающиеся защиты прав на интеллектуальную собственность, не отвечают современным стандартам [11]. Особую обеспокоенность экспертов вызывает текущее состояние системы защиты прав на интеллектуальную собственность в Канаде, в том числе завышенные требования к получению патента на фармацевтическую продукцию, а также неэффективные законы об авторском праве. Уровень защиты прав на интеллектуальную собственность в Канаде, по мнению экспертов, ниже, чем во многих других развитых странах. Проблемы с этим возникают даже на американо-канадской границе, так как власти Канады не наделили свои таможенные органы официальными полномочиями конфисковывать товары, которые, возможно, являются контрафактными.

В связи с тем, что НАФТА не является полноценным интеграционным объединением, кооперация НАФТА с ЕС и АСЕАН отсутствует. У представителей НАФТА нет полномочий для введения диалога с другими наднациональными структурами. Правительства стран НАФТА работают в этой сфере самостоятельно, не используя НАФТА как институциональную базу.

Несмотря на очевидные успехи НАФТА, на наш взгляд, дальнейшее развитие организации не приведёт к созданию аналога европейского союза или даже АСЕАН. С нашей точки зрения, экономическая и геополитическая мощь США слишком велика, чтобы они захотели отдать ещё больше своего национального суверенитета наднациональной структуре. США стремятся играть ведущую роль в мировой политике, а создание наднациональной политической структуры создаст дополнительные ограничители для политического истеблишмента США. Поэтому перспектива того, что в северной Америке будет созываться общий парламент, а по всему континенту будет введена единая валюта, кажется мне нереалистичной. Лидеры Европейского союза и АСЕАН были готовы лишаться части своих полномочий из-за необходимости, а не по собственному желанию. Таким образом они получили больший политический вес, который был утрачен после второй мировой войны. Будучи гегемоном, США не видит необходимости проводить подобные шаги. На наш взгляд, обновлённый НАФТА 2.0 способен иметь важное экономическое значение, однако его функции и полномочия останутся на этом уровне.

Касаемо оценки полноценности интеграционного объединения, (можно) прийти к выводу, что НАФТА вовсе не является имитацией. За годы существования НАФТА темпы развития экономики во всех трёх странах значительно выросли. Полная отмена таможенных пошлин и либерализация экономики позволили хозяйственным субъектам развиваться в условиях полного доступа ко всем необходимым ресурсам, за которые не нужно больше переплачивать. Конкуренция подстёгивает бизнес производить более качественную продукцию за более приемлемую цену. Открытость границ привлекает большой поток финансовых инвестиций, ведь есть понимание в стабильности региона, в том числе благодаря НАФТА. Безусловно возникают различные проблемы, как, например, вышеупомянутая безработица в США, однако плюсов намного больше. Подводя итог, (можно) сделать вывод, что НАФТА является эффективной структурой, способствующей развитию американской и мировой экономики в целом.

Несмотря на достигнутые успехи, которые удалось добиться странам в рамках НАФТА, существование договора совсем недавно было под вопросом. Приход к власти в США популистского политика Дональда Трампа с его политическим курсом «America first» изменил (убрать букву) риторику США по отношению к своим союзникам по всему миру. Нужно признать, что проблемы между странами из-за разной трактовки договора были и до прихода Дональда Трампа, однако заявления о возможной денонсации договора никто не делал. Новый американский лидер сказал, что «НАФТА было одним из худших соглашений, когда-либо заключенным США» [12]. В связи с этим США инициировали пересмотр договора по многим ключевым пунктам, которые, согласно точке зрения администрации Трампа, нарушали интересы Соединённых Штатов Америки. Переговоры между сторонами начались 16 августа 2017 года и продолжались целых 13 месяцев. Переговорный процесс был осложнён тем, что американская делегация стремилась добиться для себя максимально выгодных условий, очень неохотно идя на уступки своим партнёрам. Риторика Дональда Трампа о возврате Америке величия за счёт отмены невыгодных договоров не оставляла возможности администрации Трампа не добиться результата, ведь в таком случае одно из главных предвыборных обещаний было бы не выполнено, что повлияло бы на рейтинг президента. Поэтому, когда делегации Мексики и Канады не согласились с требованиями США, которые не соответствовали их национальным интересам, весь переговорный процесс зашёл в тупик. В этот момент администрация Дональда Трампа прибегла к стратегии «разделяй и властвуй», запустив двухсторонние переговоры с Мексикой, которая как более слабый в экономическом плане партнёр, была готова идти на уступки [13]. Такая политика привела к тому, что Канаде ничего не оставалась, как принять требования США. В результате переговоров стороны пришли к следующему результату. Во-первых, само соглашение было значительно расширенно. Рассмотрим основные изменения договора [14]. В первую очередь, стоит отметить изменения договора касаемо автомобильной промышленности. В 4 главе договора прописано, что отныне 75% деталей автомобиля должны быть производства североамериканских стран. В предыдущем варианте договора это значение составляло 62,5%. Эта мера повысит спрос на автомобильные комплектующие, произведённые в США, что ударит по торговым интересам Азиатских и Европейских компаний. Также эта мера существенно увеличит стоимость авто, ведь издержки на производство этих запчастей в странах НАФТА будут значительно выше. В главе номер 2 закреплены изменения, связанные с доступом товаров на рынок. Эта сделка создаёт условия для экспорта американской молочной продукции на рынки Мексики и Канады. В связи с тем, что молочная продукция относится к стратегическим интересам продуктовой безопасности, американцы получили весьма небольшой сегмент рынка (3,59%, или порядка 16 млрд долл. в год). Также важным пунктом соглашения стала статья 20, закрепляющая более совершенную защиту интеллектуальной собственности. Так, например, вводится уголовная и административная ответственность за присвоение коммерческой тайны. Существенно расширены механизмы защиты по биопрепаратам и по химикатам.

Во время переговоров делегациям Канады и Мексики не удалось защитить бессрочный характер договора, однако, по крайней мере, удалось установить долгосрочные временные рамки его функционирования. США хотели внести «Sunset clause», позволяющий отменить договор через пять лет. Вместо этого текущий договор будет действовать минимум 16 лет, однако с возможностью проведения консультаций раз в шесть лет по его модификации. На наш взгляд, срочный характер соглашения может серьёзно сказаться на инвестиционной привлекательности североамериканского региона. Вполне возможно, что азиатские инвесторы будут вкладываться в компании европейского союза, подкреплённые бессрочными финансовыми соглашениями в рамках ЕС, чем в компании стран НАФТА.

После заключения нового договора возникла проблема с его названием. Трамп объявил, что новое соглашение носит название USMCA, с США на первом месте аббревиатуры [15]. Данное название идеально соотносится с концепцией «America first», ведь даже в названии закреплен новый, более выгодный для США паттерн отношений со своими партнёрами. В то же время Канада обозначает новое соглашение аббревиатурой CUSMA, с Канадой на первом месте [16]. А премьер-министр страны употреблял термин «the new NAFTA». Некоторые исследователи обозначают новое соглашение NAFTA 2.0. На наш взгляд, все стороны соглашения не могут открыто заявить о том, что они пошли на уступки, поэтому у организации так много названий. Новое соглашение сохранило практически все основные положения предыдущего договора, значительно расширив его сферы применения. Этот шаг только укрепит прочность договора, ведь сторонам удалось решить накопившиеся проблемы, которые были угрозой денонсации договора.

Правильная ссылка на статью
Пастухов Д.С.Эволюция становления НАФТА и его современное положение // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 04 (13). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/evolyutsiya-stanovleniya-nafta-i-ego-sovremennoe-polozhenie.html (Дата обращения: 31.12.2023)

Список литературы

1. Хлебные законы [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. – URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4694313# (дата обращения: 28.11.2023).
2. Федорова В.В. Североамериканское соглашение о свободной торговле: уроки истории и современность // Вестник Московского университета. 2012. №6. С. 76-83.
3. Комкова Е.Г. Канада и НАФТА: итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. М., 2005. С. 53.
4. Койков Д. А. Американо-канадский экономический диалог (к вопросу о торговом соглашении 1935 года) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №76-1. С. 167-170.
5. Crane D. Canada-US Auto Pact [Electronic source] // The Canadian Encyclopedia. – URL: www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/canada-us-automotive-products-agreement (дата обращения: 28.11.2023).
6. Федорова В.В. Североамериканское соглашение о свободной торговле: уроки истории и современность // Вестник Московского университета. 2012. №6. С. 76-83.
7. Foreign Trade Information System. Article 2001 [Electronic source] // SICE OAS. – URL: http://www.sice.oas.org/trade/nafta/chap-201.asp#A2001 (дата обращения: 29.11.2023).
8. Костюнина Галина Михайловна Североамериканская интеграция: 20 лет спустя // Вестник МГИМО. 2015. №2 (41). С. 231-241.
9. 2012 Annual Report of North American Development Bank [Electronic source] // Official website of North American Development Bank. – URL: https://www.nadb.org/about/reports--financials (дата обращения: 30.11.2023).
10. World Investment Report 2014. Investing in the SGDs: An Action Plan [Electronic source] // UNCTAD Official website. – URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2014_en.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
11. NAFTA at 20: Unfinished Business [Electronic source] // Global Innovation Policy Center. – URL: http://www.theglobalipcenter.com/nafta-at20-unfinished-business/ (дата обращения: 01.12.2023).
12. Трамп назвал НАФТА «стихийным бедствием» [Электронный ресурс] // РИА Новости. – URL: https://ria.ru/20200121/1563672061.html (дата обращения: 01.12.2023).
13. Васильева Е.В. НАФТА 2.0 в контексте текущей региональной и глобальной повестки // Торговая политика. 2019. №2 (18). С. 39-50.
14. Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada [Electronic source] // Office of the US Trade Representative. – URL: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/tradeagreements-accords-commerciaux/agr-acc/cusma-aceum/text-texte/toctdm.aspx?lang=eng (дата обращения: 02.12.2023).
15. Трамп подписал новое соглашение по торговле с Канадой и Мексикой. [Электронный ресурс] // РИА Новости. – URL: https://ria.ru/20200129/1564030058.html (дата обращения: 02.12.2023).
16. Summary Backgrounder: Canada-United States-Mexico Agreement (CUSMA) [Eletronic source] // Government of Canada Official website. – URL: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade-agreements-accords-commerciaux/agr-acc/cusma-aceum/index.aspx?lang=eng (дата обращения: 03.12.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: