История

УДК 81

Дата публикации 31.12.2023

Изменения в истории и театре китайской придворной музыки в эпоху династии Мин

Чэнь Сюй
аспирант кафедры теории и истории учреждения образования, Белорусская государственная академия искусств, г. Минск, Беларусь, 985794044@qq.com

Аннотация: Театр и опера отличаются от драмы, оперы, танца, кино и телевидения. Эти две формы представления полностью принадлежат китайской нации и уже давно достигли зрелости. Что касается оперы, то она занимает видное место в системе координат мирового театра. А поскольку она является культурной кристаллизацией традиций китайской нации, то для многих иностранцев она стала одним из окон для понимания китайской культуры. Кроме того, она часто выступает в роли культурного эмиссара, выступающего за рубежом, чтобы продемонстрировать традиционную культуру и искусство Китая. Однако, несмотря на то, что опера постоянно выходит за пределы страны, академическое изучение оперы не стало мировой дисциплиной. Глубина и широта понимания иностранцами китайского оперного искусства совершенно не равна глубине и широте понимания китайцами европейской и американской драмы, танцевального театра и оперы. В данной работе исследуется развитие китайского оперного искусства после династии Мин, чтобы китайцы могли полностью понять кульминационный момент развития китайского оперного искусства и его художественные достижения, тем самым немного восполняя недостаток знаний китайцев об оперном искусстве. Истоки развития театра в древнем Китае хорошо документированы, начиная с барабанов и колокольчиков феодалов в периоды Весны и Осени и Воюющих государств. Самые ранние записи делались на костях, а позже, поскольку их было неудобно хранить и переносить, театральные записи постепенно перешли на использование вместо них более легкого шелка и шелковицы. С развитием технологии производства бумаги в эпоху династии Хань древнекитайские драматурги и композиторы постепенно перешли на пергамент, а изобретение подвижного типа печати с глиняными иероглифами позволило постепенно ускорить производство нот и скорость печати, и запись и производство нот достигли нового пика. Было создано большое количество музыкальных композиций, таких как поэтические сборники и музыкальные сюиты династии Хань, а также цинпингун династии Хань и танцевальная музыка и танцы, а позже - музыка нишанью династии Тан, изобретение которой внесло большой вклад в реформы и инновации в искусстве китайского театра. С развитием Шелкового пути и морского транспортного сообщения в Китай попало большое количество западной музыкальной культуры, и ее сочетание с традиционным китайским оперным искусством позволило традиционному китайскому оперному искусству вобрать в себя большое количество западных музыкальных техник того же периода, сохранив при этом свои социальные особенности. С первых лет правления династии Мин, когда император Чжу Юаньчжан основал Павильон, развитие оперного искусства всегда ценилось правящим классом, который очень хотел демонстрировать оперное искусство, чтобы распространять традиционную китайскую культуру среди приезжих, и в то же время через сценарии оперного искусства доносить до простых людей свою собственную правящую идеологию, которую им нужно было передать, и использовать роль культуры в развитии идеологии как средство укрепления своего правления. Они также надеялись донести свои правящие идеи до простолюдинов через сценарии театрального искусства и использовать роль культуры в развитии идей для укрепления своего правления. После династии Мин феодальное общество древнего Китая вступило в позднюю стадию, коммерческая экономика и внешнеторговый обмен стали очень развитыми, общение между Китаем и европейскими странами и странами Океании становилось все более частым, и именно с династии Мин в Китай пришло большое количество передовых западных культур, которые стали изучаться и осваиваться китайскими композиторами и драматургами. Начиная с Чжу Ди, первого императора династии Мин, Чжэн Хэ совершил семь путешествий к Западному океану для обмена бизнесом со странами Юго-Восточной Азии, создав таким образом Морской шелковый путь Китая. Он заложил основу для экономического развития, а также способствовал культурному обмену между странами. Благодаря этому не только традиционная китайская культура попала в страны Тихоокеанского региона, но и в европейские страны с помощью морского транспорта. Этот шаг сделал классическую оперную культуру Китая впервые за пределами страны, в сторону мира, также сделал большое количество западных композиторов и драматургов для традиционной китайской оперной музыки имеет сильный интерес, они должны следовать за караваном в Китай, чтобы учиться, именно эти композиторы и драматурги общаться друг с другом, способствовать развитию и совершенствованию музыкального театра в династии Мин, но и для позднего императора Мин Чжу Ди улучшил музыкальный театр заложил очень прочную основу для развития музыкального театра. В данной статье рассматривается история музыки и театра в Китае с периода Юнлэ династии Мин до конца правления династии Мин, а также ряд исторических событий.
Ключевые слова: история музыки, театр, изменения, культурное развитие, китайский музыкальный театр

Changes in the history of music and drama in the Court of the Ming Dynasty in China

Chen Xu
Postgraduate student of the Department of Theory and History of Educational Institution Belarusian State Academy of Arts

Abstract: Theatre and opera are different from drama, opera, dance, film and television. These two forms of performance are entirely of the Chinese nation's own invention and have long since matured. As far as opera is concerned, it has a prominent place in the coordinate system of world theatre. And because it is the cultural crystallisation of the Chinese nation's tradition, it has become one of the windows for many foreigners to understand Chinese culture. It also often acts as a cultural emissary to perform abroad in order to show China's traditional culture and art. However, although opera is constantly going out of the country, the academic study of opera has not become a worldwide discipline. The depth and breadth of foreigners' understanding of Chinese opera art is completely unequal to the depth and breadth of Chinese people's understanding of European and American drama, dance theatre and opera. This paper studies the development of Chinese opera art after the Ming Dynasty, so that Chinese people can fully understand the culmination of the development of Chinese opera art and its artistic achievements, thus slightly making up for the lack of knowledge of Chinese people about opera art. The origins of the development of the art of theatre in ancient China have been well documented since the Spring and Autumn period and the Warring States period, when the lords' drums and bells were first recorded on bone-made scrolls, and then, because of the inconvenience of preservation and portability, theatre recordings gradually evolved into the use of lighter silk and silk instead. Later, as the volume of musical scores and plays gradually increased, this expensive material was gradually eliminated. With the development of paper-making technology in the Han Dynasty, ancient Chinese playwrights and composers gradually shifted their recording tools to vellum, and after the invention of movable-type printing with clay, which made the production and printing of musical scores gradually accelerated, the recording and production of musical scores reached a new peak. A large number of musical compositions were created, such as the poetry collections and musical suites of the Han Dynasty Lefu, as well as the Qing ping le of the Han Lefu and the dance music and dances, and later on, the Nei shang Yu yi of the Tang Dynasty, the invention of which greatly contributed to the reform and innovation of the Chinese theatre art. With the development of the Silk Road and the Maritime Transport Route, a great deal of Western musical culture was introduced into China, and their combination with the traditional Chinese theatre arts made it possible for traditional Chinese opera to retain its social characteristics while absorbing a great deal of Western musical techniques from the same period. The earliest trend of combination can be traced back to the Ming and Qing dynasties. From the beginning of the Ming dynasty, when Zhu Yuanzhang, the founder of the Ming dynasty, established the pavilions, the development of the art of Chinese opera has always been valued by the ruling class, who very much wished to display the art of opera in order to propagate the traditional culture of China to the visiting countries, and at the same time, through the scripts of the art of opera, they could convey to the common people their own ruling ideology they needed to pass on, and take advantage of the guiding role of culture in the development of ideas, so as to strengthen their own The Chinese government also made use of the role of culture in guiding the development of ideas to strengthen its rule. After the Ming Dynasty, the feudal society of ancient China entered into the late stage, the commercial economy and foreign trade exchanges became very developed, and the communication between China and European countries and Oceania countries became more and more frequent, and it was also from the Ming Dynasty that the advanced culture of the West came into China in large quantities, and began to be learnt by the Chinese composers and playwrights. From the Ming Dynasty onwards, Zheng He made seven expeditions to the West to exchange business with Southeast Asian countries, thus creating China's Maritime Silk Road. This established economic development as well as cultural exchanges between countries. This not only brought traditional Chinese culture to the Pacific Rim countries, but also to European countries through maritime transport. This move made the Chinese classical opera culture for the first time out of the country, towards the world, but also made a large number of Western composers and playwrights for the Chinese traditional opera music has a strong interest, they have followed the caravan to China to learn, it is these composers and playwrights to communicate with each other, promote the development and enhancement of the Ming dynasty musicals, but also for the late Ming Emperor Zhu Di to improve the musical to lay a very strong foundation for the future, this paper focuses on the exploration of the Chinese traditional culture. This paper focuses on the history of music and theatre in China from the Yongle period of the Ming Dynasty to the end of the Ming Dynasty and discusses a series of theses in the light of history.
Keywords: music history, theatre, change, cultural development, Chinese musical theatre


Расцвет и развитие придворной музыки в эпоху династии Мин

Династия Мин была важным периодом в истории Китая, который не только достиг больших успехов в политике, экономике и культуре, но и стал свидетелем расцвета и развития придворной музыки. В начале правления династии Мин первый император Чжу Ди создал Дворцовую музыкальную академию для укрепления придворной культуры, специализировавшуюся на подготовке музыкантов и исполнителей. В отличие от династии Хунву, которой управлял Чжу Юаньчжан, император-основатель династии Мин, Дворцовая музыкальная академия постепенно сформировала полную систему придворной музыки, собирая и обобщая музыкальные композиции со всего мира. Она находилась в ведении Министерства обрядов, при котором существовал целый ряд музыкальных учреждений, таких как храм Хунлу и Да Лиси, каждое из которых имело свое разделение труда, но при этом держало друг друга в узде. Когда Чжу Ди, первый император династии Мин, усовершенствовал систему придворной музыки предыдущей династии, в придворном театре появились некоторые новые черты: первая - создание новой музыкальной системы, вторая - участие большого числа композиторов, третья - введение института отделки сценария. [1.C.2-3]

1. Изменение новой музыкальной системы

После переноса столицы в Пекин под руководством Чжу Ди династия Мин создала в Пекине Управление церквей и Управление колоколов и барабанов, а также театр, кальянную и ресторан, созданные в Нанкине в период Хунхуа. Троица представлений была организована в виде небольших театров рядом с местами выступлений музыкантов для исполнения различных драм и т. д., а также общежитий для проживания музыкантов. А в традиционную ритуально-музыкальную систему добавили некоторые изменения, чтобы увеличить количество праздников, Чжу Ди переехал в Пекин, придворная янская музыка неуклонно развивалась. Придворные праздники периода Хунву были в основном представительными, такими как Праздник фонарей, Праздник весны, Зимнее солнцестояние и т.д. Во время правления Чжу Ди, императора Чэнцзу династии Мин, количество придворных праздников внезапно возросло, например, Праздник весны, Праздник Чонъян, Праздник лодок-драконов, Праздник Лахай и т.д. Увеличение количества праздников означало и увеличение количества соответствующих представлений. По этой причине композиторы династии Мин создали ряд музыкальных и танцевальных произведений, подходящих для исполнения на фестивалях, таких как "Танец для умиротворения мира" и "Танец для успокоения четырех варваров".

2. Вмешательство композитора

В отличие от периода правления Хунву, когда первый император династии Мин Чжу Ди просил оперных певцов создавать придворные пьесы, песни и танцы совместно с департаментом образования двора. Еще во времена правления Чжу Ди в Бэйпине в "Янь Ванфу" работала группа оперных исполнителей и театральных композиторов, чьи творения в "Янь Ванфу" имели непосредственное отношение к развитию музыки и театра династии Мин, и именно благодаря их непосредственному участию развитие музыки и театра при дворе династии Мин достигло небывалого расцвета. Небывалого процветания. Большинство этих композиторов происходили из городского люда, их театральные произведения ближе к повседневной жизни простого народа, а создаваемые произведения просты, не приукрашены, с характерными чертами времени, и в то же время благодаря этим оперным певцам весь путь от частной школы до школы инкультурации, и многие из них с юных лет принимают отцовское мастерство в наследство, в хорошей художественной атмосфере хорошего культурного воспитания. С открытием морского Шелкового пути в Китай стали проникать новые культуры, что еще больше обогатило учебные ресурсы литераторов, а под влиянием передовой культуры появилось большое количество театральных постановок, таких как "Сяо Шулань", "Юху Чунь" и "Цзинь Аньшоу".[2.C1-2]

В более поздний период, в связи с путешествием Чжэн Хэ к Западному океану, в династию Мин хлынуло большое количество иностранных культур, что оказало влияние на театральное искусство династии Мин. Чтобы справиться с жесткой рыночной конкуренцией, Книжная мастерская династии Мин продолжила практику годов Ваньли, отобрав и записав самые известные оперы мира в качестве эталона для записи. Кроме того, чтобы усилить конкурентоспособность рынка и противостоять вторжению иностранных культур, центральное правительство создало дополнительную линию оперных критиков. Был установлен ряд стандартов и законов для производства и исполнения опер. Примерно в 20-м году правления Ваньли книжный магазин изменил свой образ мышления и стал называться "Сюй Вэньчан", что стало комментарием, который добавил красок в оперный мир того времени, а также официально продемонстрировал, что помимо развития оперной культуры в династии Мин, он также добавил соответствующие системы и законы для улучшения развития и инноваций оперной системы. [2.C.3-4]

3. Учреждения, занимающиеся сбором судебных документов

В период правления династии Мин большинство музыкальных организаций находились в ведении евнухов. Если взять в качестве примера "24 ямэна" династии Мин, то в рамках ямэна при дворе существовало 12 надзирателей, 4 отдела и 8 бюро. Упомянутый выше отдел колоколов и барабанов является одним из них, его обязанность - отвечать за ритуальные и музыкальные мероприятия при дворе, в частности, отвечать за исполнение придворной драмы и завершение сценария учреждения, согласно записям в "Истории династии Мин - Чиновники Чжи", в отделе колоколов и барабанов есть евнух, отвечающий за официальную печать, выбранный лично императором и с юных лет воспитываемый в рядах придворных музыкантов, называемый Отделом Небесных Надзирателей. В то же время является также суд всех видов ритуалов и банкетов в ведении чиновников, но и ответственным за запись музыкантов и музыкантов играть партитуры и репертуара, а в министерстве обрядов вести записи, в соответствии с размером фестиваля, чтобы составить исполнение репертуара и спецификации пьесы и будет сделано в чжанчжан, чтобы быть представлены императору для рассмотрения. Просмотреть насквозь, то есть сделать во дворце посвященные ноты, и включить их в чердак. Благодаря такой тщательной организации удалось сохранить большую часть репертуара династии Мин, например "Юху Чунь" и "Цзиньшулань".[3.C.-3]

Помимо династии Хунву, императоры династии Мин уделяли большое внимание развитию театра, не только лично участвуя в создании и исполнении пьес, но и создав специальный придворный театр, подготовив ряд выдающихся актеров и драматургов. Благодаря их творениям и спектаклям придворный театр династии Мин поднимается и развивается, придворная культура становится более богатой и разнообразной, но и для последующего развития оперного искусства династии Цин Хуэй Бань в Пекине заложила основу.

Под влиянием ритуально-музыкальной системы придворные драмы династии Мин также прославляли правителя. Например, в пьесе известного минского драматурга Цзя Чжунмина "Цзинь Ань Шоу" рассказывается о двух служителях древнекитайского бога, которые уединились в земном мире, наслаждались всеми славами и богатствами мира и в конце концов были просвещены мудрецом, чтобы вернуться в небесный двор и стать богом. Премьера пьесы состоялась во дворце Янь в Бэйпине (современный Пекин), и после показа она очень понравилась Чжу Ди, императору Чэнцзу династии Мин, который поручил профессиональным работникам записать и сохранить партитуру и сценарий, а заодно распространить ее в различных уездах подвластных ему вотчин, чтобы местные чиновники могли наслаждаться и учиться на ней. [4.C.-1]

Помимо развития театральной культуры, императоры династии Мин также придавали большое значение культуре банкетов, часто устраивая грандиозные банкеты, которые, помимо верховой езды и стрельбы из лука военных генералов и соревнований по боевым искусствам, также включали богатое разнообразие музыкальных представлений, таких как выступления музыкальных инструментов и танцевальных ансамблей и т. д. При высоком уважении сменяющих друг друга императоров придворный театр и музыка достигли своего пика в этот период. При сменявших друг друга императорах придворный театр и музыка в этот период достигли своего апогея, имея не только богатый репертуар и пение, но и изысканное исполнение и исполнительское мастерство. Среди знаменитых произведений придворного музыкального театра династии Мин - "Гун Юнлэ" и др. Эти произведения, с их уникальным музыкальным стилем и прекрасными танцевальными постановками, демонстрируют процветание и великолепие придворной музыки династии Мин.[4.C-2.]

Влияние и наследование музыки и театра при дворе династии Мин

Развитие придворной музыки и театра в эпоху династии Мин не только повлияло на придворную культуру, но и оказало значительное воздействие на народную музыку и оперу. Изысканное исполнительское мастерство и уникальные стили придворной музыки и театра привлекали большое количество зрителей, что сделало театральное искусство желанным объектом для принцев и знати, а также богатых и влиятельных людей. Ценя театр, они строили в своих резиденциях павильоны для отдыха и выступлений театральных артистов, и в то же время многие их наследники и слуги также подсознательно заражались театральным искусством и спонтанно вливались в коллектив театральных артистов, как, например, знаменитые придворные музыканты династии Мин, такие как Тан Сяньцзу, Цзя Чжунмин и др.

Популярность придворной музыки и театра также способствовала развитию народной музыки и театра. Освоив технику придворной музыки и театра, народные артисты создали ряд прекрасных форм народного искусства, таких как опера "Ю", опера "Пинчжу" и кантонская опера. Эти оперные формы сохранили некоторые черты древней придворной музыки и театра, но в то же время вобрали в себя элементы народного искусства, сформировав уникальный стиль и характер. Благодаря влиянию и наследованию придворной музыки и театра китайское традиционное искусство достигло нового пика в эпоху династии Мин.

В период бурного развития оперного искусства один за другим рождались реформаторы оперы, самым известным из которых был Ван Янмин, реформатор династии Мин. Он выступал за социальную реформу оперы на благо атмосферы, возвысил статус оперы до уровня поэзии, тем самым еще больше утвердив назидательную роль и литературную ценность оперы, что стало большим подтверждением и поддержкой для развития оперного искусства в династии Мин в то время. Именно под влиянием этой идеи оперное искусство и политическая служба стали тесно связаны, оперное искусство развивалось и стало важным связующим звеном между высшей знатью и низшим сословием. В эпоху династии Мин большинство субъектов оперного творчества составляли литераторы и ученые, и развитие литераторов в оперном искусстве постепенно стало очевидным. Большинство опер, написанных ими, распространялись среди литераторов или исполнялись в их собственных театральных группах, содержание написанного соответствовало семейным правилам и моральным нормам, определенным ими самими, а большинство форм исполнения относилось к самообольщению и самовозбуждению, без необходимости художественного общения и литературной практики, что по ряду причин привело к большому сопротивлению развитию оперного искусства в династии Мин.[5.C-2.]

В то же время, чтобы добиться контроля над идеями, династия Мин приняла жесткую политику контроля над оперой. Начиная со второго года правления Хунву, Чжу Юаньчжан, великий предок династии Мин, приказал полностью запретить оперным исполнителям принимать участие в императорских экзаменах, и в книгах по истории записано: любого, кто приходил сдавать экзамены, строго проверяли на предмет его места происхождения, рождения, а также профессии, которой он занимался, и если он занимался пением опер или оперным пением, то ему не разрешалось сдавать экзамены. Под контролем этой системы многие артисты династии Мин утратили энтузиазм к созданию опер, из-за чего в конце периода Хунву в развитии оперного искусства наметился спад.[5.C-3.]

 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что развитие придворной музыки и театра в период правления династии Мин занимает чрезвычайно важное место в истории китайской культуры. Расцвет и развитие придворной музыки в династию Мин заложили основу для придворной музыки, а подъем и развитие придворного театра в династию Мин привели придворный театр к пику своего развития. Влияние придворной музыки и театра не ограничивалось только двором, но и оказало глубокое воздействие на народную музыку и театр. Хотя придворная музыка и театр династии Мин постепенно приходили в упадок в ходе последующей истории, они всегда будут оставаться ценным наследием китайской культуры, представляя собой уникальное очарование традиционного китайского искусства. Мы должны ценить и беречь это наследие, стремиться передавать и нести вперед суть традиционной китайской музыки и театра, чтобы они могли возродиться в современном обществе.

 

Правильная ссылка на статью
Чэнь С. Изменения в истории и театре китайской придворной музыки в эпоху династии Мин // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 04 (13). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/izmeneniya-v-istorii-i-teatre-kitajskoj-pridvornoj-muzyki-v-epokhu-dinastii-min.html (Дата обращения: 31.12.2023)

Список литературы

朱恒夫.戏曲曲艺话语体系建设的方法 戏剧艺术学报 2022年第12期
Чжу Хэнфу. Подходы к построению системы снежного дискурса оперы и песни / Журнал театрального искусства. CMN. 2022. № 12. C.2-3.

张勇敢.明末戏曲评定主体的历史演变 四川戏剧学报 2023年第7期
Чжан Храбрый. Историческая эволюция темы плоской колодки в опере эпохи Мин /Храбрый Чжан.- Сычуаньский театральный журнал. CMN. 2023. № 7. C.1-4.

武晴.阳明心学对明代戏曲艺术发展的影响 文化期刊 2020年第4期
У Цин. Влияние психологии Янмина на развитие оперного искусства династии Мин / Цин У .-Культурный журнал. № 4. CMN - 2020 - C.3.

边吴丽.明代戏曲管制与出版 戏剧文学期刊 2015年第9期
Бянь У Ли. Контроль и публикация оперы в драматической литературе династии Мин. Журнал драматической литературы. № 9. 2015.

园园.明代戏曲中的女性德行意识 闽西职业技术学院学报 2018年第10期
Ван Юаньюань. Сознание добродетели у женщин в операх династии / Журнал профессионально-технического колледжа Минска. № 10. 2018

Расскажите о нас своим друзьям: