Исскуство

УДК 7.012

Дата публикации 31.12.2023

Средовые концепции современных музеев

Фомина Элина Владиславовна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн и искусство», Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти, E-mail: fomina2004@rambler.ru
Барсукова Наталия Ивановна
профессор, доктор искусствоведения, Национальный институт дизайна, г. Москва, E-mail: bars_natali@mail.ru

Аннотация: Современные музеи расширяют свои возможности: кроме традиционного хранения и экспонирования предметов, они приобретают новые функции. Музей сегодня – это многофункциональные культурные центры с досуговыми возможностями. Здесь проводятся мастер-классы, кинопоказы, находятся пространства для лекций и детского развития, кафе, сувенирные магазины, библиотеки. Музеи стремятся привлечь широкий круг посетителей. В статье рассматриваются новые проектные концепции музеев, направленные на связь с окружающей средой и объединение культурно-образовательных функций музеев со спортивными и рекреационными возможностями. В результате прилегающие к музеям территории становятся открытыми музейными экспозициями, местами для тихого отдыха, активных игр детей.
Ключевые слова: музей, дизайн среды, проектные концепции.

Environmental concepts of modern museums

Fomina Elina Vladislavovna
PhD of Arts, Associate Professor of the Department of Design and Art Volga Region State University of Service, Togliatti
Barsukova Natalia Ivanovna
Professor, Doctor of Arts, National Design Institute, Moscow

Abstract: Modern museums are expanding their capabilities: in addition to the traditional storage and display of objects, they acquire new functions. The museum today is a multifunctional cultural center with leisure facilities. There are workshops, film screenings and spaces for lectures and child development, cafes, souvenir shops, libraries. Museums strive to attract a wide range of visitors. The article discusses new design concepts of museums aimed at connecting with the environment and combining cultural and educational functions of museums with sports and recreational opportunities. As a result, the territories adjacent to the museums become open museum expositions, places for quiet recreation, active games for children.
Keywords: музей, дизайн среды, проектные концепции.


Современные музеи становятся круглогодичными местами притяжения горожан. Они проектируются не только как достопримечательности города или региона. Оригинальность проекта включает в себя формообразование и смысловую образную составляющую. Индивидуальный проект здания или комплекса зданий теперь включает и особенности территории, которая его окружает, учитывает культурный, исторический и природный контекст.

Главной задачей музея становится формирование коммуникации между экспонатами и посетителем, донесение смыслов и трансляция ценностей [1; 7]. В этом музею активно помогают интерактивные и цифровые технологии [2; 4; 8]. Важную роль играет создание визуальной идентичности музея в цифровом пространстве [3].

В статье рассматривается одна из тенденций современного музейного дизайн-проектирования, заключающаяся в синтезе комплекса зданий и ландшафтных пространств. В литературе уже отмечались футуристические по стилю отдельные музейные проекты [5; 6]. Но еще не были проанализированы средовые концепции музеев, располагающиеся в окружающем ландшафте, вписанные в естественный рельеф и представляющие с ним одно целое, что приводит к целостной экосистеме.

Примером гармоничного объединения здания музея и природного ландшафта является Галерея музея Мосгаард (г. Орхус, Дания, архитектурное бюро Henning Larsen Architects, 2014 год). Благодаря такому проектному решению Галерея становится не просто достопримечательностью города, но и средообразующим объектом. Клинообразная форма здания и его плоская крыша становятся продолжением пологого ландшафта. Не только на прилегающей территории, но и на крыше Галереи можно прогуливаться, устраивать пикники, ярмарки, театральные представления, лекции, здесь же организована велодорожка. Верхняя часть крыши становится, кроме того, смотровой площадкой. Музейная среда, не только интерьеры, но и прилегающие пространства проектируются для всесезонного пребывания посетителей. На крыше, покрытой травой и мхом можно отдыхать летом, зимой ее склон становится спуском для катания на санях.

Архитектурно-дизайнерский проект Галереи музея Мосгаард создан по принципу целостности: интерьеры, экстерьер, прилегающая территория объединяются в единую композиционную и смысловую систему.

Проект реконструкции (расширения) Штедельского музея (г. Франкфурт-на-Майне, Германия, бюро schneider+schumacher, 2008-2012 гг.) –инновационное архитектурно-дизайнерское решение в контексте исторической среды. Главной задачей в проекте стало увеличение экспозиционной площади. Для того, чтобы не нарушать стиль застройки, новое здание было построено под землей. На уровне земли располагаются круглые окна-«глаза искусства», через которые в залы попадает естественный свет. Кроме того, площадка имеет выпуклую поверхность и покрыта газоном. Ландшафтный дизайн, выполненный минимальными средствами, не отвлекает внимания от здания музея. Наземная часть нового здания Штедельского музея стала новым парком для посетителей, которые теперь могут прогуляться, отдохнуть на газоне, устроить пикник. Таким образом, музейная среда расширяет круг своих функций.

Проект музея искусств на острове Пинтань (провинция Фуцзянь, Китай, архитектурное бюро MAD architects, 2018 год) – организация целостной музейной среды на воде. Музей является частью большого проекта преобразования острова Пинтань в новый урбанистический центр. Музей представляет собой бетонный остров, состоящий из трех «холмов» и плоской хорошо озелененной площадки между ними. Музей соединяется с берегом понтонным мостом. Благодаря волнообразному рельефу и обтекаемой форме музей гармонично вписывается в природное окружение. В «холмах» располагаются анфилады залов, по рельефности стен, напоминающих пещеры. Выставочные залы имеют выход на открытую площадку в центре острова. На площадке организованы места для отдыха, проведения лекций, кинопоказов и т.п.

Таким образом, музей искусств на острове Пинтань был спроектирован как целостная среда рекреационного характера для различных видов досуга и отдыха, как знаковое сооружение, меняющее культурный контекст места.

 Музей альпинизма (гора Кронплац, Италия, бюро Zaha Hadid Architects, 2014 год) расположен в Южном Тироле на высоте 2275 метров над уровнем моря. Это пример архитектурного сооружения, гармонично вписанного в природный ландшафт. Объект расположен в недрах горы Кронплац. В здании расположены выставочные и лекционные залы. На поверхность выходят панорамные окна и смотровая площадка. Значительная площадь окон позволяет обеспечить естественное освещение интерьеров музея. Кроме того, окна расположены так, что из каждого можно увидеть разные горы. Таким образом создается смысловая связь экспозиции музея и природного окружения. Окна имеют зеркальную поверхность, отражая всё вокруг. Благодаря такому эффекту, здание практически растворяется в местности. Выходящие на поверхность части здания цветом, фактурой и обтекаемой формой напоминают горные утесы. На горе Кронплац уже расположены объекты со спортивными и рекреационными возможностями, Музей альпинизма стал культурным и образовательным центром, а также средой для комфортного загородного отдыха.

Такие подходы как экологичность, органичность и образность делают музейную среду как своеобразную экосистему, способную быть комфортным пространством для посетителя. Музеи конкурируют с активно развивающейся индустрией развлечений за внимание посетителей, поэтому средовые концепции направлены на многофункциональность, расширение возможностей, на связь с окружающим ландшафтом. Однако современные музейные проекты принципиально отличаются от музеев-заповедников и историко-культурного ландшафта – в их основе лежит создание дизайн-средствами зрелищного здания-бренда в окружающей природе.

 

Правильная ссылка на статью
Фомина Э.В., Барсукова Н.И. Средовые концепции современных музеев // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 04 (13). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/sredovye-kontseptsii-sovremennykh-muzeev.html (Дата обращения: 31.12.2023)

Список литературы

1. Барсукова Н.И. Экспозиционный дизайн современных художественных музеев // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна / Электр. ресурс: мат. I Межд. науч.-тех. конф. – Самара: СГАСУ, 2014. – С. 58–63.
2. Барсукова Н.И. Технологии виртуальной реальности в дизайне интерьера // Архитектура и дизайн в цифровую эпоху / коллек. монограф. по мат. Межд. науч. конф. – М.: РГХПУ им. С.Г.Строганова. – 2021. – С. 222–228.
3. Барсукова Н.И. Визуальная идентификация музея в цифровом пространстве // Синтез искусств в проектировании среды. Мат. V Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. – Омск: ОГТУ. – 2023. – С. 115–122.
4. Барсукова Н.И., Родионова Н.В. Медиапространство музея как поиски нового формата // Костюмология. – 2022. – Т. 7. № 1. С. 1–11.
5. Майстровская М.Т. Футурологические музеи современности // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ. – 2021. 4–2. – С. 8–19.
6. Майстровская М.Т. Новая архитектура и экспозиции в музейном строительстве России. XXI век // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ. – 2021. – № 1– 1. – С. 22– 23.
7. Родионова Н.В., Барсукова Н.И. Коммуникативный потенциал медиапространства современного музея // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 55. – С. 123–131.
8. Родионова Н.В., Барсукова Н.И. Медиадизайн и онлайн-стратегии современного музея // Архитектура и дизайн в цифровую эпоху / коллек. монограф. по мат. Межд. науч. конф. М.: РГХПУ им. С.Г.Строганова – 2021. – С. 113–119.

Расскажите о нас своим друзьям: