Исторические науки

УДК 81

Дата публикации 31.12.2023

Об экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» в Арктику в 1931 г.

Маслов Валерий Петрович
магистрант факультета истории и социальных коммуникаций, АГУ им. В.Н. Татищева

Аннотация: Статья посвящена анализу экспедиции в Арктику на управляемом дирижабле «Граф Цеппелин» в Арктику в 1931 г. В тексте проводится исследование процесса приготовления к маршруту полета, а также сбора исследовательского материала в экспедиции.
Ключевые слова: Арктика, дирижабль, «Граф Цеппелин», экспедиция, 1931 г.

About the expedition on the airship «Graf Zeppelin» to the Arctic in 1931

Maslov Valery Petrovich
Master's student at the Faculty of History and Social Communications Tatishchev’s ASU

Abstract: The article is devoted to the analysis of the expedition to the Arctic on the controlled airship «Graf Zeppelin» to the Arctic in 1931. The text examines the process of preparing for the flight route, as well as collecting research material in the expedition.
Keywords: Arctic, airship, «Graf Zeppelin», expedition, 1931.


Исследование Арктики было завершающим витком Эпохи Великих географических открытий. В XIX в. было совершено большое количество экспедиций в этот регион. Проекты исследования Арктики не теряли свою актуальность в XX в., не теряют и по сей день из-за труднодоступности региона.

В начале XX в. было проведено большое количество воздушных и водных экспедиций к Арктике, разной степени успешности, что было обусловлено суровым Арктическим климатом, непродолжительным навигационным периодом, большой толщиной ледяного покрова, которую, зачастую, не могли преодолеть ледоколы 1920-1930-х гг [1, с. 5]. Важный вклад в пополнение данных рассматриваемого региона внесли результаты экспедиции на дирижабле 1931 г [2, с. 64]. До этого года было всего две попытки добраться до территорий Арктики на управляемом дирижабле, однако, результаты этих исследований дали весьма скудный научный материал, что было обусловлено, во-первых, не научно-исследовательскими задачами полета, во-вторых, малыми габаритами летательных аппаратов [3, с. 215].

Говоря об экспедиции на управляемом дирижабле «Граф Цеппелин» 1931 г. нельзя обойти стороной такую личность, как Рудольф Лазаревич Самойлович. Благодаря активному увлечению Севером и ряда успешных экспедиций в регион Арктики в 1920-х гг., Самойлович Р.Л. был назначен ответственным за географические расчеты и фото фиксацию маршрута и объектов [6, с. 14].

21 июня 1931 г. подготовительные работы были завершены, а на следующий день был назначен пробный полет, в Германии, близ Боденского озера [5, с. 55]. Однако из-за масштабности проекта и неблагоприятной метеообстановки до конца не было известно, состоится ли вылет в назначенное время. Тем не менее всем участникам полета было предложено собраться на верфи к 8 часам утра [1, с. 26]. Пробный полет прошел успешно, экипаж добрался до Берлина. На следующий день началось движение по экспедиционному маршруту [7, с. 60].

В ходе следования были успешно опробованы инновационные технологии и внесены новые данные исследования Земли на «диких» территориях. Так были использованы радиозонды для исследования слоев атмосферы, разработанные Молчановым П. Сущность приборов заключалась в том, что их выводили на уровни атмосферы выше и ниже высоты полета, данные о состоянии температуры, давления и влажности передавались на борт при помощи коротковолнового передатчика вниз [3, с. 216]. Высота подъема радиозондов составляла 17-20 км, что позволило установить высоту стратосферы в различных частях Арктики [1, с. 77]. Исследование изменений температуры в нижних слоях атмосферы проводилось следующим образом – метеорограф, снабженный специальным оперением, опускался на стальной проволоке вниз, при подъеме и спуске аппарата фиксировались показания температуры, влажности и давления для всех нижних точек [3, с. 222]. Исследования показали, что во всех изученных частях маршрута высота стратосферы оказалась почти одинаковой и колебалась в пределах 10 400 – 10 600 м [1, с. 77].

Производимая фотограмметрическая съемка во время полета благодаря которой было произведено геоморфологическое деление Арктики на три области: северная – возвышенная равнина; центральная – наиболее возвышенная часть земли; южная – самая низкая часть архипелага. Также были выделены отличия типов ледяного покрытия: материковое оледенение; альпийское; глетчеры предгорья и отдельные ледяные щиты [7, с. 61-62].

Особый интерес вызывают опыты, направленные на определение числа пылинок, содержащихся в 1 куб. см, проводимые профессором Вайкманом. Так, результаты показали, что в Ленинграде в 1 куб. см было обнаружено 50 000 пылинок, в Архангельске – 26 000, на территории Северной Земли – 200-300 пылинок [4, с. 35]. После был сделан вывод о том, что санатории для больных туберкулезом рациональней открывать на территории полярных стран, поскольку, к примеру, в нескольких километрах от Ялты было зафиксировано, что на 1 куб. см воздуха приходится порядка 4 000 пылинок [1, с. 52].

Геомагнитные исследования, проводимые профессором Лунгдаль были не менее уникальными, поскольку из 90 замеров 70 были проведены над землей, прежде не исследованной. Этот эксперимент показал 6 отклонений. В дальнейшем, результаты исследований пригодились в составлении магнитных карт земной поверхности [1, с. 76].

Во время полета использовался инновационный для того периода прибор – эхолот. Его использование было обусловлено определением расстояния от дирижабля до воды из-за того, что видимость, зачастую, была плохая [3, с. 229].

Собрав все необходимые данные, «Граф Цеппелин» направился в Архангельск. Дирижабль совершал арктический полет не «вообще», а по маршруту, указанному профессором Р.Л. Самойловичем. Всего было пройдено 100 079 км. Рудольф Лазаревич писал, что воздушный корабль этого типа весьма пригоден не только для научно-исследовательской работы, но также в качестве прекрасного транспортного средства. Рудольф Лазаревич отмечал: «За 105 часов арктического полета дирижабль проделал такую работу, которую при нормальных экспедициях на ледоколах можно выполнить лишь за 2-3 года упорной, настойчивой работы» [7, с. 62].

Арктический полет дирижабля «Граф Цеппелин» в 1931 г. по замкнутой петле доказал, что имеется еще одно техническое средство передвижения для исследования Арктики и вообще малоисследованных областей, которое до начала 1930-х гг. мало использовалось и которое совершенно необходимо применять для научно-исследовательских целей.

 

 

Правильная ссылка на статью
Маслов В.П. Об экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» в Арктику в 1931 г. // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 04 (13). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/ob-ekspeditsii-na-dirizhable-graf-tseppelin-v-arktiku-v-1931-g.html (Дата обращения: 31.12.2023)

Список литературы

1. Ассберг Ф.Ф. Дирижабль в Арктике. М.: Госмашметиздат. 1933. 83 с.
2. Каневский З.М. Рудольф Самойлович: превратности судьбы // Наука в СССР. № 2 (56). 1990. С. 62-75.
3. Молчанов П. Первый научно-исследовательский полет дирижабля «Граф Цеппелин» в Арктику // Природа. № 3. 1932. С. 215-236.
4. Орлов И.Б. В «Стране ледяного ужаса»: научно-туристическая экспедиция «Интуриста» в Арктику в 1931 году // Современные проблемы сервиса и туризма. Т. 10. № 4. 2016. С. 31-40.
5. Рычагова Е.Ю. Путь в Арктику // Донской временник. Р. н/Д.: ООО «Донской издательский дом». 2005. С. 52-59.
6. Самойлович Р.Л. История полетов в Арктике и Антарктике // Воздушные пути Севера. М.: Советская Азия. 1933. С. 10-50.
7. Самойлович Р.Л. Путь к Полюсу. Л.: Издательство Всесоюзного Арктического института. 1933. 74 с.

Расскажите о нас своим друзьям: