Культура

УДК 81

Дата публикации 31.12.2022

Современные виды инструмента жетыген и пути его совершенствования

Жакыпбек Нургуль Бижановна
Старший преподаватель Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, магистр искусствоведения

Аннотация: Истинные ученые, занимающиеся инструментом жетыген, не покладая рук должны трудиться, чтобы наладить вопрос с репертуаром для этого инструмента, который по-настоящему продемонстрирует его уникальную сущность. Исполнение на инструменте все что ни поподя, любого произведения и песни, не осмыслив первооснову жетыгена, вновь может привести к исчезновению любимого инструмента казахского народа, который на протяжении веков пролежал невостребованным и не смог дать своему народу возможность насладиться своим дивным звуком, пока ученый исследователь Б.Сарыбаев с трудом не «возвратил его» после долгой разлуки с народом.
Ключевые слова: мировая глобализация, духовная культура, культурные ценности, национальная музыка, поляризация.

Zhakypbek Nurgul Bizhanovna
Senior Lecturer of the Kazakh National Kurmangazy Conservatory, Master of Arts

Abstract: True scholars of the zhetygen instrument must work tirelessly to sort out a repertoire for this instrument that will truly demonstrate its unique essence. Performing anything and everything on the instrument, any work and song, without comprehending the fundamental principle of zhetygen, can again lead to the disappearance of the beloved instrument of the Kazakh people, which for centuries lay unclaimed and could not give its people the opportunity to enjoy its wondrous sound, until the scientist researcher B .Sarybaev hardly "returned it" after a long separation from the people.
Keywords: world globalization, spiritual culture, cultural values, national music, polarization.


По истечению времени, по мере изменения духа времени вместе с материальными ценностями общества будет меняться и спрос на культурные ценности. В настоящее время, когда настала эпоха мировой глобализации, облик духовной культуры также преобразовываясь, по-иному оказывает влияние на систему мышления. Например, если рассмотреть казахское общество с точки зрения музыкальной культуры, то можно убедиться в том, что широкое распространение эстрадной музыки, максимальное пропагандирование разной рок музыки на европейский лад негативно влияет на популяризацию национальной музыки. Тем не менее, исследователи, исполнители казахской национальной музыки, в целом национальные музыкальные работники по мере возможности должны  стремиться сохранить национальный облик, чтобы казахский этнос не остался за бортом истории. В связи с этим, усовершенствование используемых национальных музыкальных инструментов, которые вместе со своим репертуаром обеспечивает национальный колорит в музыкальной культуре, является велением времени. Также и инструмент жетыген, который рассматривается в качестве объекта исследовательской работы, чтобы сохранить свое название, мелодичное звучание, в первую очередь, свой национальный инструментальный образ, нуждается в повышении и усовершенствовании своих структурных и звуковых возможностей.

Чуть не подвергшийся исчезновению и возродившийся вид инструмента жетыген тенор, в настоящее время полностью включился в народную среду и находится в свободном обращении. Исполнители, мастерски освоив введенное нами направление преобразования инструмента с помощью кварта-квинтового и диатонического круга, кроме народных песен и кюев исполняют сложные произведения композиторов Казахстана и зарубежных композиторов, получают специальность, обучаются в магистратуре, являясь продолжателями инструментальной исполнительской тенденции.

В настоящее время посредством научных экспериментов начата работа по созданию вида жетыгена бас  и введению его в практику. Нотная система данного инструмента установлена, начиная со звука соль контроктавы, число  струн – 21. Также сделан диатонический круг. Длина инструмента около 100-115 см. Струны натягиваются аналогично инструменту гуджен, порядковое число которого начинается с 21, также инструмент проходит через исследовательскую классификацию. Первоначальная толщина деревянного корпуса инструмента немного толще, т.е. 1-1,5 см. Дело в том, что, если по мере утолщения струны основа не будет толстой, она может треснуть, не выдержав натянутые струны. При экспериментальной игре на инструменте тенор данный тип придал жетыгену новую струю с присущим ему своеобразным насыщенным и устойчивым звучанием, тем самым возродив и дополнив звук инструмента. 

В процессе усовершенствования инструмента в целях устранения недостатков, встречающихся на деревянном корпусе и струнах при игре на инструменте, которое располагается на коленях исполнителя в горизонтальном положении, по-новому проводится реконструкция, в модернизированном виде инструмента огромное внимание уделяется комфортности и в конечном счете вводится в практику. Данная тематика в дальнейшем будет продолжением нашей исследовательской работы. Следовательно, бесспорно, в перспективе достижения в процессе развития инструмента жетыген таким образом будут иметь свое продолжение в новом направлении и займет достойное свое место в системе полноценных модернизированных инструментов со своеобразной ценностью.

Однако, сегодня на пути усовершенствования инструмента возникают некоторые трудности. Этапы развития инструмента из века в век, продолжив свой путь разными способами, в конечном счете, не сумев раскрыть свою природу и сущность в качестве отголосков древних эпох, задыхается и подвергается забвению, окончательно потеряв спрос среди  населения. Следовательно, в настоящее время развитие инструмента и дальнейшее продолжение его усовершенствования находится в очень тяжелой ситуации. Сколько бы инструмент не пытался приукрашивать суровую действительность и делать вид, «что все идет хорошо», каждый раз проблемы не дают забыть о себе. Например, самое главное препятствие – это тот факт, что структура инструмента не сохранился и не дошел до современных исполнителей. Хотя исполнители наших дней на протяжении нескольких лет играли на видах инструмента, изготовленного и выпущенного в свет ученым этнографом Б.Сарыбаевым [1; 109-112с.], впоследствии исполнители ограничивались этой игрой. На инструменте, изготовленном в аналогичной форме, при игре порой не хватает гротескной интонации, возможностей обработки звука, а также при исполнении кюев и удивительных мелодий казахского народа порой его потенциал остается ограниченным. Несмотря на то, что мы использовали его на практике и проводили эксперименты, начали разрабатывать способы дальнейшего его развития, взялись за увеличение числа струн, довели число струн до 25-30, от этого уровень инструмента не вырос. Этот инструмент, исполняющий сравнительно небольшие фольклорные произведения, к великому сожалению, остается жалким подобием давным давно прошедшей все свои эволюционные ступени арфы, на которой исполняются более сложные произведения, которая прошла свой конкретный путь и превратилась во всемирно известного инструмента. Если диапазон инструмента арфы в 3-4 октавы и педали для извлечения хроматических звуков делают ее уровень доминирующим, то наш фольклорный инструмент жетыген со своим потенциалом в 1-2 октавы, безусловно, отстает от арфы и продемонстрировал насколько он способен освоить сложные произведения, исполняемые на арфе. Вместе с тем, по специфике прикладывания рук на арфу, если не считать арфу только многострунным инструментом, приемы игры на ней не подходят для жетыгена [2;  185с.]. При игре на жетыгене локоть, запястье и пальцы ставят по-своему, на арфе звуки извлекаются внутренней стороной кончика пальца, а на жетыгене чтобы извлекать звук таким способом, приходится делать движения, направляя локоть наружу, делая нагрузку на запястье, это со своей стороны приводит к судороге пальцев, их обессиливанию, нарушая в целом игровой аппарат и процесс извлечения звука. На жетыгене локоть не вытягивается наружу, запястье не опускается вниз или не случается спазм, а свободно двигается, а пальцы вбирает в себя силу, поступающую, начиная с плеча, кончиком пальцев точно по центру тянет звук, для этого нужно делать упражнения и глубоко вникнуть в суть дела. Умение правильно ставить пальцы на поверхность жетыгена, чувствуя их силу, требует колоссального труда, внутреннюю часть ладони также необходимо держать согнутой [3](см.: учебник Н.Жакыпбека). Увеличение числа струн жетыгена нарушит структуру инструмента, ширина инструмента жетыген, который располагается на коленях исполнителя в лежачем виде, не должна превышать края того колена, в котором исполнитель держит инструмент (около 28-30 см.). Инструмент с увеличенным числом струн может упасть на землю, когда исполнитель положит его на колени, и ему придется освоить способ, не дающий ему уронить инструмент. А если увеличить число струн без увеличения ширины, расстояние между струнами уменьшится и пальцы не поместятся, создав тем самым дискомфорт. Таким образом, каждый инструмент имеет присущую только ему специфику, поэтому если мы при усовершенствовании инструмента слишком увлечемся, то получится не жетыген, а какой-нибудь другой и мы изобретем новый инструмент под другим названием. Следовательно, основной миссией современных исполнителей-инструменталистов и мастеров по изготовлению музыкальных инструментов должна быть проведение дальнейшей модернизации инструмента, сохранив структуру инструмента и приемы игры на нем, сложившиеся с испокон веков.

Ресурсов используемого ныне инструмента хватает на исполнение ряда классических произведений, для этого ведется работа по поиску способов игры без увеличения числа струн, рассматриваются варианты адаптирования аналогичных правил игры на многострунных инструментах. Например, для взятия более высокой октавы в инструмент вносятся способы извлечения звука с помощью флажолета, глиссандо, стаккато, пиццикато, легато и т.д. [4.] (см.: учебник Н.Жакыпбека).

Дефицит специального репертуара для инструмента порождает такое же беспокойство по каждому инструменту и бросает тень на природу жетыгена. Для того, чтобы жетыген не потерял свою 1-2,5 октавную модель, сохранил свой уровень, не имитируя исполнительскую специфику какого-нибудь другого инструмента, нужно написать множество специальных произведений, которые способствуют раскрытию природы инструмента. Исполнители нынче для выхода на народном жанре продолжают играть на жетыгене кюи, написанные специально для домбры, не считаясь с возможностями инструмента. Увлекшись репертуаром, написанным специально для домбры, затрудняются играть на жетыгене, не в состоянии довести до совершенства специфические звуки, присущие только данному инструменту. Например, кюи казахских народных композиторов адаптируются для  жетыгена и исполняются. Однако, бывают случаи, когда исполнительская специфика двух инструментов и различие в принципах извлечения звука отрицательно влияет на изящество мелодии кюев, тем самым в большинстве своем не имеет возможности передать своеобразную глубину. Несмотря на это, инструмент жетыген со временем превращается в популярный народный инструмент со своим приятным звуком, природной душевностью и мелодичностью. Спрос на инструмент с каждым годом увеличивается. Следовательно, нам надо освободиться от таких негативных предрассудков, что у него нет своего собственного репертуара, что на нем играют произведения, написанные для других инструментов. На повестке дня стоит одна из главных задач будущего – создать репертуар, присущий природе инструмента.

Расширение способов усовершенствования применения инструмента в перспективе требует от исследователей аккуратности и творческого подхода. Дело в том, что оказавшийся когда-то невостребованным жетыген вновь включился в жизнь, но причиной не превращения его до сих пор в любимого и популярного народного инструмента является его исполнительская специфика и тот факт, что среди населения не сохранился и подвергся забвению способ настройки инструмента. Поэтому, обратив внимание на аналогичные инструменты и изучив в сравнительной форме, адаптировав необходимые методики для жетыгена, можно рассмотреть пути его развития. Прежде чем сравнивать его, нужно уметь различать приятный тембр и акустические особенности жетыгена, которые присущи казахскому народу. Для этого необходимо в полной мере исследовать и определить взаимную схожесть жетыгена с другими родственными инструментами, к каким изменениям подверглись его структура и струны, начиная с древних эпох, через какие этапы развития прошли и т.д.

Правильная ссылка на статью
Жакыпбек Н.Б. Современные виды инструмента жетыген и пути его совершенствования // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 04 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/sovremennye-vidy-instrumenta-zhetygen-i-puti-ego-sovershenstvovaniya.html (Дата обращения: 31.12.2022)

Список литературы

1. Жақыпбек Н.Б. «Жетіген үйрену мектебі». А,2011
2. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР.Изд.2-е.М,1975.
3. Жақыпбек Н.Б. «Жетіген үйрену мектебі». А,2011
4. Жук.Л. «Искусство игры на гуслях». Уебно-методическое пособие. РАМ им.Гнесиных. М,1998.

Расскажите о нас своим друзьям: