УДК 78.02
Дата публикации 31.12.2022
Факторы становления казахских окариновидных музыкальных инструментов
Далбагай Гульфайруз Есимханкызы
аспирант 3 года обучения Института Философии, права и социально-политических исследовании имени А.Алтмышбаева НАН Кыргызской Республики
Аннотация: Данная статья рассматривает происхождения окариновидных музыкальных инструментов казахского народа. Казахский духовой инструмент сазсырнай прошёл через длинный эволюционный путь. Имеется множество доказательств того, что каждый этап развития кочевого народа и исторические периоды его жизни прошли под звуки таких музыкальных инструментов как сазсырнай.
Ключевые слова: сазсырнай, окариновидные инструменты, аэрофоны, ускирик, уилдек, куссайрауык
3rd year postgraduate student of the Institute of Philosophy, law and socio-political research named after A. Altmyshbaev NAS of the Kyrgyz Republic.
Abstract: This article examines the release of ocarina-shaped instruments of the Kazakh people. The Kazakh wind instrument sazsyrnay has gone through a long evolutionary path. A large amount of evidence that each stage of the development of the Nomadic people and the historical periods of life passed to the sounds of such musical instruments as sazsyrnay.
Keywords: sazsyrnay, ocarina instruments, aerophones, uskirik, wildek, kusairauyk.
В истории эволюции человечества духовые музыкальные инструменты появились в доисторические времена. Первые образцы этих инструментов найдены при археологических раскопках каменного века, эпохи палеолита. Они изготовлены из рогов, зубов, костей разных зверей и животных, полых трав и стебелей растений. В труде исследователя об истории происхождения духовых инструментов С. Левина можно встретить примеры, основанные на некоторые исторические и археологические сведения касательно этапов развития данного инструмента [6, 3-5].
Несомненно, первые инструменты были не на уровне извлекать мелодичные звуки, широко использовались для извлечения разных искусственных звуков, созвучия и тональности, то есть для предупреждения, позыва, сплочения группы, магических молений, наведения страха при охоте. По мере продвижения вперёд процесса общественного развития эти инструменты стали неотъемлемой частью жизни людей на всех уголках мира, где существовали крупные цивилизации и развиты очаги культуры. В период первобытно-общинного строя среди групп духовых инструментов часто встречаются инструменты типа свирели (сыбызғы). В росписях на различных керамических вазах Древней Греции и на мозаиках на стенах роскошных дворцов часто видим исполнителей на свирели и рубе. Ясность следов, оставленных в письменных источниках относительно духовых инструментов в древневосточных цивилизациях, таких, как Древнее Междуречье, Древний Египет, Мессопотамия, Палестина, Китай, Индия, демонстрирует высокую музыкальную культуру. «Если говорить о музыкально-исполнительском искусстве Древнего Востока, то оно достаточно высоко для своего времени: многочисленные хоровые, танцевальные и инструментальные коллективы отличаются конкретной организаторской структурой, широко использовав различные музыкальные инструменты при решении определённых задач» [6, 6]. А в средневековье разные виды этих инструментов широко использовались в религиозных процессиях и службах.
Думаем, что генезис происхождения духовых инструментов и источник звукового развития такого народа, как кочевой казахский народ, имеет глубокие корни. Народ вёл кочевой образ жизни, благоприятный для скотоводства. Все четыре сезона года проводил в степи, в тесной связи с природой, кочевал словно кровные дети матушки-природы. Окружающая среда и все природные явления в ней, звуковой мир зверей и птиц, животных в лоне природы никогда не оставались в стороне от чутких и бдительных ушей казахов. Наоборот, живые и неживые природные явления, звуки домашнего скота, хищных зверей и птиц они воспроизводили на простом музыкальном инструменте, слагали песни, развивали и создавали звуковую партитуру степного пространства. Среди них, начиная с полых внутри камышей, распространился многообразный ряд различных духовых инструментов, философия созвучности. Кроме специальных музыкальных инструментов особо отмечен и характеризован бытовой, ритуальный, оружейный мир звуков.
Хочется отметить, что музыкальный инструмент изначально не возник сразу в таком виде. Любое культурное наследие или ценный предмет, составляющий национальную сокровищницу, благодаря непрерывности идей поднимается на высокий уровень, приобретает хужожественный облик и достигает вершину как ценность. Изначально возникший по причине простой бытовой надобности предмет со временем благодаря фантазии и умелых рук народных мастеров превращаются в украшение, в ценность, определяющую место человека (статус) в обществе. Это явление, присущее развитию вещей, входящих в ряд многих культурных ценностей, которые в истории человечества развиваются именно таким способом и человечество придумало ряд музыкальных инструментов, в частности духовных инструментов, которые в диалектике развития также имеет свое место. Об этой проблеме в введении своей диссертации писала исследователь музыкальных инструментов тюркских народов М. Дорина, которая провела специальное исследование: «Согласно распространённой в европейском инструментоведении гипотезе, духовые и ударные музыкальные инструменты формируются из простейших шумовых орудий, погремушек, разного рода свистулек, манков и пр. Вследствие несложного устройства и довольно простого способа звукоизвлечения последние относятся учёными к наиболее ранним, появившимся ещё до каких-либо струнных в эпоху палеолита. Как правило, такие инструменты имеют прикладное значение и носят особое название трудовых фоноинструментов. Музыкальными в строгом смысле их назвать нельзя, поскольку они находят применение не в чисто музыкальной практике (профессиональной или фольклорной). Статус музыкальных такие звуковые орудия обретают лишь будучи вовлечёнными в фольклорную музыкальную среду» [3]. Думаем, что следует согласиться с правильным мнением учёной, опиравшейся на мнения исследователей европейских музыкальных инструментов. Следовательно, мы можем высказать своё мнение и о казахском сазсырнае и других похожих на окарину глиняных инструментах, связывая его с данным высказыванием.
Следует отметить несколько источников способов возникновения духовых инструментов, подобных окарине, среди номадов. Во-первых, духовые инструменты, похожие на инструмент сазсырнай, были в широком употреблении в быту ещё в ранние периоды в жизни человечества. Мы не сомневаемся в том, что кроме этого он занимал особое место в религиозном веровании и военно-охотнической жизни людей, где они в повседневных бытовых условиях поклонялись своим богам. В те времена они широко использовались при взаимообмене разной информацией, при передаче звуковых условных знаков и приказов, имитируя голоса зверей и птиц. Как приводили примеры выше, в звукоизвлечении, в первую очередь, рассмотрим как получить звук в соответствии с природой для завывающего звука.
В целом человечество, когда у него в наличии не было ни одного совершенного материального орудия для охоты на зверей, на производство продукции, он с помощью своих рук был в состоянии изготавливать самый примитивный и самый первый вид духового инструмента, похожего на окарину. Мы рассмотрим два способа этого явления.
Во-первых, первый шаг к изготовлению натурального инструмента с помощью рук – само собой возникающее явление у людей в холодный сезон года. В морозные дни в первую очередь замерзают тело человека и палцы рук. Поэтому чтобы греть руки, человек дует на них и вследствие этого естественного процесса происходит то, что мы в данный момент рассматриваем. Человек, грея замёрзшие руки, потирает ладони друг о друга, дует на них своим горячим дыханием. В этот самый момент внешний вид рук, который возникает через скрещивание правой и левой руки человека, сразу обретает внутреннюю и внешнюю форму музыкального инструмента, похожего на окарину. Если положить правую руку на левую или наоборот, при этом сдавливая их местами, то получится форма, позволяющая внутри и снаружи не менять отверстие для вдувания, и воздух внутри ладони не меняется, оставаясь в одном и том же положении без изменений. Это положение создаёт основную структуру звукоизвлекаемого инструмента.
Второй способ состоит в сложении ладоней обеих рук. Это можно назвать положением, возникающим при признании таинственной мощи природы в качестве божьей кары в момент моления, поклонения этим сверхъестественным силам. Большие пальцы остаются в сложенным друг на друге положении, остальные четыре пальца зажавшись со всех сторон, образуют полое пространство. Отверстие, остающееся в изогнутой середине двух сложенных больших пальцев, совпадает с ролью отверстия будущего музыкального инструмента, в которую вдувается воздух. Первобытные люди через вдувание в это отверстие в определённом направлении могли услышать звук в форме первых духовых инструментов, похожих на окарину, как сазсырнай, у которых одна система звукоизвлечения, природа и краска звука одинаковы. Вполне уверенно можно заявить, что этот звук, возникающий с помощью обеих рук, позднее использовался для изготовления свистулек и первых инструментов. Сначала, научившись извлекать один звук, поднимая палец или увеличивая или уменьшая пространство щели, тренируясь, можно извлекать разные звуки, играть примитивные мелодии. Это, в свою очередь, выполняет множество практических задач таких как извлечение звуков, имитирующие голоса зверей и птиц в лесу.
Его можно назвать самым первым образцом духовых инструментов на земле, подобных окарине. Кажется, не будет сложным доказать своё заключение, что способ простого и доступного духового звукоизвлечения – самый первый шаг к игре на инструменте сазсырнай был сделан аналогичным образом. Это привычная картина, которую можно встретить в местах, где собирается деревенская и городская ребятня и в наши дни. Вероятно, человечество всё ещё не разлучилось, полностью не отказалось от своего опыта, полученного в ранние периоды жизни человечества.
Учёные отмечают, что данные инструменты значительно раньше нашли своё применение, чем струнные инструменты, которые появились в эпоху палеолита. Поскольку прикладное значение данных инструментов велико, то они называются рабочими звуковыми инструментами.
Среди традиционных оружий казахских батыров (палицы, копья, сабли, боевого топора и других грозных оружий своего времени) особо отмечается место лука [2]. Разнообразие названий древних казахских оружий, встречающихся в древних эпосах и сказаниях, обращает на себя внимание исследователей. В героическом эпосе «Қобыланды» есть строки, упоминающие важность лука в культуре казахского народа.
После того, как придумали огнестрельное фитильное оружие, основным оружием кочевого народа служили лук и стрела. Об оружии адырна древние сказители и акыны нашего народа слагали замечательные стихи. «Кого только смерть не настигал от натянутой тетивы, Колчан, полный стрел, для кого хранится?» («Сұм ажал адырнасынан кімдерді байлап атпаған, Қорамсақ толы сұр жебе кімдерге әлі сақтаған?») [7], – демонстрируя тем самым, что он является особо ценным видом оружия для батыра. Из пламенных строк Махамбета видим траекторию полёта стрелы, выпущенной из лука, вместе с тем видим и специфические особенности звуковой природы оружия – параллельный процесс. Это неповторимый звук тетивы, напоминающий «мычание пегого быка».
Виды наконечников стрел для тетивы и лука: сайгез, бұлың, серая стрела, развдоенная стрела из латуни (жез айыр), қалжуыр, ала білек, вместе с этими названиями существуют и другие наименования стрел: стрела с баранью лопатку (қозы жауырын оқ), стрела сай кез, жёлтая стрела, серая стрела из пера грифа, красная стрела и т.д. Это можно встретить в произведениях указанных выше древних сказителей, в творчестве исполнителей эпосов, а также в произведениях современных авторов, писавших на историческую тематику.
В романе писателя Дукенбая Досжана «Шёлковый путь» касательно слов «сарнама» и «зарлауық» можно встретить следующие строки «Обрывок каравана, лезущий напролом, внезапно остановился. Из детской люльки на последнем верблюде доносился ясный чужеродный звук. Лошади зашевелили ушами, шерсть на затылке верблюдов встала дыбом. Войска осмотрели всё внизу. Ясный голос из детской люльки на весь голос бранил кагана, проклиная, что все полководцы, идущие вслед за старым безумцем чванливые; точно голос Бауыршыка. Ноян Шики-Хутуху повернул лошадь в сторону последнего верблюда, вытащив саблю из ножен. ...Превратился в бога войны наподобие Сүлде, громко ржав и зажав зубами кровавую саблю Маңғұл и кипчака. Сүлде кому-то показывался в виде стремительно летущей и шипящей стрелы, кому-то – в виде бесхозного скакуна, повесившего на седло барабан, а кому-то – коварного посла с волочащейся чалмой.
Или же в поэме талантливого акына Сайлауа Байбосына «Жанпида» (по мотивам эпоса «Жантай батыр»), повествуя о смутных временах, когда на чаше весов стояла судьба казахского народа, в один из таких периодов – в ХVІІІ веке, описывая героизм батыров, он так воспевает движение батыра, натягивающего лук. Обнаружение характеристики точно передающей природу звука, который имеется в инструменте сазсырнай, присуща особая специфическая звуковая тональность внутри музыкального инструмента, отражающая прошлое и настоящее казахского народа, приведённая во вчерашних и сегодняшних фольклорных образцах, в прозе и поэзии.
Мы рассматриваем структуру инструмента в связи с природой функционирования, с историей происхождения нескольких казахских музыкальных инструментов. Здесь можно особо отметить физические явления с извлечением нескольких звуков, возникающих в связи со структурой и функциями лука, полётом стрелы.
Звук, появляющийся в результате колебания присущ для казахских струнных инструментов, извлекаемый щёлканием, – хордофонам (домбра, шертер, адырна и т.д.) стал основой для формирования системы звукоизвлечения.
Способ формирования инструментов, извлекающих аэрофонный звук, возникаетсяв результате трения летящей на небе стрелы воздухом (сюнь, сазсырнай, чоор и т.д., похожие на окарину).
Вернёмся к сазсырнай и другим инструментам, считающимся древним казахским духовым инструментом, похожим на окарину.
В процессе специального исследования мы убедились, что казахский духовой инструмент сазсырнай также прошёл через аналогичный эволюционный путь. Имеется множество доказательств тому, что каждый этап развития нашего народа и исторические периоды его жизни прошли под звуки таких музыкальных инструментов, как сазсырнай.
Б. Сарыбаев в своём труде под названием «Казахские музыкальные инструменты» придаёт особое значение обилию общих обозначений, присущих для родственных тюркских народов в образцах звукоизвлечения, в структурном описании, в названиях духовых инструментов. Он пишет: «В раскопках в окресности древней Казани (ХІІІ-ХV века) была найдена глиняная свистулька с четырьмя отверстиями и соскобленная кость гуся шириной 0,7 см, длиной 7 см. Глиняная свистулька имеет схожесть с сазсырнай, изготовленным из глины, и с инструментами наподобие үскірік. Сазсырнай был найден при раскопках средневекового городища Отырар в Шымкентской области» [8, 16]. Подобная схожесть давала большие возможности для рассмотрения истории казахских музыкальных инструментов в тесной связи с различными инструментами других родственных тюркских народов. Руководствуясь высказываниями исследователя «Музыкальные инструменты тюркоязычных народов имеют общее происхождение. ... Музыкальные инструменты, первоначально произошедшие из одной разновидности, развивались, подвергаясь многим преобразованиям в соответствии с особенностями, присущими каждому народу» [8, 16], можно было бы развивать и совершенствовать различные виды казахских национальных инструментов, сделать неотъемлемой частью духовной жизни народа. Однако, в связи с тем, что в своё время не придавали достаточного значения широкомасштабному развитию и совершенствованию сферы национального инструментоведения, не было дальнейшего развития.
Духовые инструменты наподобие сазсырнай были найдены на обширной территории Казахстана. Различного вида инструменты на территории республики встречаются в разных формах, изготовленные из керамики, глины, гипса, извести. В исследованиях, где даны описания найденных артефактов, ясно, что эти инструменты до сих пор не вышли из обихода.
Из научного труда ученого Б. Сарыбаева, собиравшего и изучавшего, а затем прилагавшего огромные усилия для увеличения двух звуков на три, трёх звуков – на четыре, инструмент, ранее бывший глиняной детской игрушкой, становится в один ряд с казахскими национальными музыкальными инструментами. В качестве фольклорного музыкального инструмента получил широкую известность как полноценный инструмент, способный выступать на сцене в составе ансамбля и самостоятельно.
Учёный Т. Коныратбаев в своём учебном пособии «Музыкальная культура и фольклор казахского народа» классифицирует музыкальные инструменты следующим способом:
- Архаические инструменты, возникшие в древности (демос).
- Фольклорные инструменты, возникшие при племенном строе (этнос);
- Инструменты эпохи феодализма (народ)
- Современные инструменты (нация).
«Фольклорные инструменты используются в рамках быта и традиций, народные инструменты – в исторические периоды, национальные инструменты – в настоящее время в культурной жизни» [5] - пишет Қоңыратбаев Т.
Учёный причисляет музыкальный инструмент сазсырнай к фольклорному инструменту.
Сделаем несколько предположений касательно истории происхождения, области применения, развитии казахского инструмента сазсырнай. Думаем, что эти заключения вызовут дискуссию и разные мнения относительно происхождения инструмента.
Сначала обратим внимание на национальные оружия, которые описаны в труде известного этнографа, исследователя Ахметжана Калиоллы «Этнография традиционного оружия казахов». Описав строение лука и стрелы, автор точняет его функции в обществе, сферу обитания в рамках традионной культуры. Он даёт такое определение: «Особый тип казахских стрел – «свистящая стрела», предназначенная для подачи звукового сигнала. Этот тип стрелы изготовлен из кости, рога, внутри полая, в форме круглой призмы, на кончике были звукоизвлекаемые во время полёта отверстия» [4, 98].
Следующая древняя вариация инструмента сазсырнай, предназначенного совершать звукоизвлечение через воздух, инструмент сюнь, широко распространённый в Китае.
Ни один из первых образцов инструмента сазсырнай, найденных при раскопках городища Отырар, как тастауық, уілдек и т.д. не попал в наши руки с полным диапазоном, как сейчас. Даже широко распространённые среди казахов инструменты домбра икобыз, начиная с момента появления коллективного творчества – оркестра национальных инструментов, подверглись серъёзным изменениям. Об этом говорится в специальных трудах известных инструментоведов Б. Сарыбаева, С. Отегалиевой. С. Отегалиева этой проблеме посвятила свой сборник «Хордофоны Центральной Азии», научные статьи «О звуковысотной зоне настройки казахской домбры», «Современные и традиционные музыканты о высоте домбрового строя», «Где производят струны для домбры» [10] и. т.д. Безусловно, совершенствование домбры привело к изменению натурального вида, качества звучания, были и положительные, и отрицательные моменты. Главное, к звукам инструмента прибавилось несколько звуков, её диапазон значительно расширился. Струну, изготавливаемую из кишки домашнего скота, извлекающую натуральные звуки, сменила синтетическая леска, сила звука инструмента увеличилась, появилась возможность повысить регистр звука. Наряду с этим, навсегда потерян традиционный музыкальный инструмент – домбра с натуральным приятным звучанием, приятный тёплый тембр ниже среднего регистра. Когда инструмент кобыз усовершенствовали, приспосабливая к оркестру, отдельному исполнителю, его также подвергли значительным изменениям. Эти сведения свидетельствуют о том, что древние музыкальные инструменты любого народа нуждаются в усовершенствовании в соответствии с велением времени, в выведении из архаической формы и обеспечении звуковыми возможностями согласно требований современных слушателей.
Когда впервые был найден инструмент сазсырнай, его объём был маленький «с птичье яйцо», также у него были считанные отверстия, не более двух-трёх. Инструмент, в своё время использовавшийся быту, в настоящее время с помощью работ по обеспечению требований и спросов фольклорного звукоизвлечения, возрождению искусства древних музыкальных инструментов и искусства кюй, исполнительского искусства, вошёл в число музыкальных инструментов. Огромный вклад на включение сазсырная на передние ряды многочисленных инструментов нашего народа и завоевание симпатии публики своим неповторимым звучанием внёс деятель, проявивший особую заботу о национальных инструментах, – Б. Сарыбаев [5]. Несомненно, чтобы найденные из глубины веков древние прикладные орудия стали полноценными музыкальными инструментами, требуются огромные усилия, годы неустанного труда, огромного терпения, по многу раз повторяющихся экспериментальных работ.
Если совершить экскурс на ближайшую историю инструмента, то увидим, что древняя история тюркских народов, наскальные изображения и пиктографическая письменность, культурные и бытовые артефакты в изобилии разбросаны по территории современной Монголии. Об этом свидетельствует очень ценная находка – музыкальный инструмент V века домбра, о которой в последнее время дал описание учёный-этнограф К. Сарткожаулы [9]. По следам данного инструмента мы на территории нынешней Монголии обнаружили сведения о том, что первые образцы сазсырная также были в широком употреблении. Артефакт (ХІІІ-ХVІ в.в. нашей эры), найденный при раскопках Сарайшык Западно-Казахстанской области, – свистулька с тремя отверстиями похожа на сазсырнай, сделанный из медвежьей кости, также является доказательством тому.
Если говорить о сведениях относительно периода, связанного с приходом инструмента в казахскую землю, в казахскую культуру, то можно убедиться, что он широко применялся во время средневековых походов империи Чингисхана. В населённом пункте близ столицы Монгольской Народной Республики Улан-Батора, на берегу реки Тулба установлен памятник великому кагану Чингисхану, где он изображён сидящим верхом на коне. На нижнем этаже этого огромного памятника величиной с десятиэтажное здание есть крупный историко-познавательный музей. Среди экспонатов есть артефакты, бывшие в употреблении во времена завоевателя мира Чингисхана, свидетельствующие тот факт, что быт и экономика народа, который существовал за счёт завоеваний чужих территорий полностью были мобилизованы для обеспечения военных походов. Среди этих изделий того периода особое место занимают военные снаряжения. В экспозиции в числе разнообразных оружий: копья, пики, наконечников стрел и другого арсенала, изготовленного из железа, особо привлекает внимание сделанный из кости экспонат величиной с птичье яйцо, у которого в нескольких местах есть отверстия. Это изделие из кости, на боку которого есть несколько отверстий, напоминает изделие, найденное нашим известным инструментоведом Б.Сарыбаевым при раскопках в городище Отырар, которое позднее стал называться сазсырнаем. Кроме объёма, количества отверстий в нём, также совпадают его продолговатая форма, расположение отверстий и структура. Несмотря на то, что экспонат сделан из кости,в экспозиции был представлен вместе с холодными оружиями из железа. На вопрос «Для какой цели монгольские войска использовали эту вещь?» был дан ответ, что даже в те далёкие времена войска в своей военной тактике для достижения более приоритетного положения с психологической точки зрения, чем противник широко использовали эту вещь. Известно, что во время набегов широко использовались наряду с такими ударными инструментами, как дауылпаз, дабыл, даңғыра, духовые музыкальные инструменты с сильным звукоизвлечением керней, сырнай, которые были широко распространены в народе. Это были инструменты с сильным, резким звукоизвлечением, широко популяризированы в быту у всех народов во все времена. В разных источниках можно встретить сведения о том, что в Европе он был использован во время крупных походов, совершённых до Рождества Христова. Например, в святой книге повествуется о «Трубе Иерихона», звук которого настолько был силён, что несокрушимые стены крепости рухнули от его звука[1]. Волынка (у казахов желбуаз, мес қобыз), считающаяся у шотландцев национальным инструментом, у горных шотландцев служила сильным оружием против врагов. В истории были такие периоды, когда Указом Английского Короля игра на волынке, которая поднимает дух шотландцев, была категорически запрещена. Позднее инструмент целиком вошла в быт и военную жизнь англичан, использовался во всех завоевательских войнах, которые велись на протяжении последних 300 лет.
Хотим отметить, что генезис происхождения и природа развития звучания окариновидных музыкальных инструментов показывает, что они развиваются параллельно, начиная с первых шагов человечества, периода приспосабливания к быту.
Далбагай Г.Е. Факторы становления казахских окариновидных музыкальных инструментов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 04 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/faktory-stanovleniya-kazakhskikh-okarinovidnykh-muzykalnykh-instrumentov.html (Дата обращения: 31.12.2022)
Список литературы
1. Библия. Старый завет. Книга Иисуса Навина, гл. 6. – М.,2013.-1376с.
2. Батырлар жыры.- Алматы. Жазушы.1989. -416б.
3. Дорина М.В. Духовые и ударные музыкальные инструменты тюрков Саяно-Алтая (Опыт историко-этнографического исследования): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07: Томск, 2004. -203 c.
4. Қалиолла А. «Қазақтың дәстүрлі қару-жарағының этнографиясы» – Алматы. Алматыкітап, ЖШС, 2006/2016. -216б.
5. Қоңыратбаев Т. «Қазақ халқының музыкалық мәдениеті мен фольклоры» – Алматы. МерСал. ЖШС, 2004. – 168б.
6. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Москва, Музыка. 1973. – 263с.
7. Махамбет. Бес ғасыр жырлайды. 3-томдық, І т. – Алматы; Жазушы 1984. – 256 б.
8. Сарыбаев Б. Қазақтың музыкалық аспаптары. –Алматы: Өнер,1981/2018.–208б.
9. Cартқожаұлы Қ. Ата домбыра // Дала мен кала. 2010 ж. № 78.
10. Утегалиева С. «Хордофоны Центральной Азии» – Алматы: Қазақпарат, 2006/2016 – 120б.