Культура

УДК 78.02

Дата публикации 31.12.2022

Генезис и развитие духовых окариновидных музыкальных инструментов тюркоязычных народов

Далбагай Гульфайруз Есимханкызы
аспирант 3 года обучения Института Философии, права и социально-политических исследовании имени А.Алтмышбаева НАН Кыргызской Республики

Аннотация: Создание инструмента, его усовершенствование, увеличение его качественных показателей – всё это беспрерывное движение вперёд, стабильно развивающийся процесс. Подготовка этого профессионального инструмента, изготавливаемого настоящими мастерами, требует непрерывного повышения квалификации. Такие технологические процессы, как сбор сырья и необходимых компонентов, подготовка глины для инструмента, гончарное дело, сушка, обжиг, раскрывают собственные грани мастерства и показывают наличие своих каких-то секретных способов у каждого мастера.
Ключевые слова: сазсырнай, культурное наследие, цивилизация, шелковый путь, музыкальные инструменты.

Genesis and development of ocarine wind musical instruments of the turkish-speaking peoples

Dalbagai Gulfayruz Yesimkhankyzy
3rd year postgraduate student of the Institute of Philosophy, law and socio-political research named after A. Altmyshbaev NAS of the Kyrgyz Republic.

Abstract: Creating a tool, improving it, increasing its quality indicators - all this is a continuous movement forward, a steadily developing process. The preparation of this professional tool, made by real craftsmen, requires continuous training. Such technological processes as the collection of raw materials and necessary components, the preparation of clay for tools, pottery, drying, firing, reveal their own facets of craftsmanship and show that each master has his own secret ways.
Keywords: sazsyrnay, cultural heritage, civilization, silk road, musical instruments.


Название окариновидного музыкального инструмента казахского народа сазсырнай, изготовленного из глины и история его развития берёт своё начало с испокон веков. Материальная основа инструмента слова «саз» и «сырнай» требуют специального изучения по отдельности. Если всесторонне изучить их суть и содержание, провести анализ истории происхождения, пути эволюционного развития инструмента, то название инструмента, состоящее из двух слов, в первую очередь, даёт информацию о природе материала, из чего он изготовлен.

Среди исследователей фольклора существуют несколько гипотез о возникновении этого музыкального инструмента. Одна из них напрямую связана с охотничеством, которым человечество занималось ещё с доисторических времён. Говорят, что охотники, ударяя палки друг о друга, пугали зверей и птиц, издавали разные звуки, таким образом, появились первые виды ударных инструментов. История происхождения духовых инструментов также напрямую связана с природой, они появились через «простое подражание природе с помощью влияния ветра в такие полые предметы, как камыш, кость и т.д. [13, 63].

Древние люди, заселявшие территорию нынешнего Казахстана и Средней Азии, начиная где-то с середины І тысячелетия до нашей эры начали создавать общины и переходить в оседлую городскую жизнь, создавая несколько государств. А с житья-бытия народов, занимавшихся скотоводством на обширной территории, развилась цивилизация номадов и на пересечении Европы и Азии возникли своеобразное искусство и культура. Из истории известно, что подобный обмен и взаимодействия между цивилизациями шли непрерывно [7]. Материальные и нематериальные продукты умственного труда людей того времени – наследия, отличающиеся своей уникальностью, появились и в обеих средах обитания. Т.С. Вызго, говоря относительно сформировавшихся культурных связей на территории Казахстана и Средней Азии, писала: « ... уже в глубокой древности намечаются две параллельные линии развития культуры: земледельческого городского населения и кочевых племён. Перекрещиваясь и взаимодействуя, эти линии не сливаются, не поглащают одна другую и в более поздние эпохи. В области художественного творчества (в частности, музыкального) это привело к формированию различных пластов наследия» (курсив автора. Г.Д.). Однако в памятниках материальной культуры городская культура представлена гораздо полней, что и определяет неравномерность их освещения в археологических искусствоведческих публикациях. Ещё в большой мере это касается музыкально-исторических исследований, поскольку большинство памятников искусства прошлого документирует историю городской культуры» [3, 15]. Как отмечает автор, хорошему сохранению и фиксированию  дошедших до наших дней в целости и сохранности древних артефактов огромное влияние оказала городская культура. Широко используя в быту глиняные изделия, они произвели на свет многообразные неповторимые образцы ценного культурного наследия. Благодаря подобным взаимоотношениям и обмену информацией между соседствующими народами в древних артефактах, которые находят в настоящее время, можно заметить общность между ними, единый корень происхождения. Безусловно, тесная связь в торговле, в обмене духовными ценностями, сложившейся между народами, находящихся на территории Казахстана и Средней Азии, напрямую связана и с происхождением аналогичных древних музыкальных инструментов.

Философ Г.В. Плеханов в своей работе высказывает такое мнение: «Природа является самым первым, самым первичным объектом религии. Это мнение доказала история всех религий, всех национальностей» [9, 436-437]. Такие священные книги, как «Тора», «Библия», «Коран», ниспосланные распространителям мировых религий – Пророкам, начинаются с интересных сведений о сотворении мира, о возникновении жизни в нём, о появлении человечества. До тех пор, пока человечество познавало окружающую среду, открывало и исследовало тайны мироздания, считало его явлением, наделённым сверхъестественной силой и поклонялось этим природным явлениям это было закономерностью. Первобытные люди считали, что сама природа порождает собственное дитя природы, которое, собственно, является и хозяином природы. Среди них в «Библии» Господь Бог беспрестанно трудился целую неделю, чтобы создать Небо и Землю, мир и всё что в нём, Сам дал всему жизнь и дыхание и всё. Сотворив воздух, землю, воду и т.п. необходимую среду обитания, приложил особое усилие для сотворения самого разумного существа среди всех живых существ животных, зверей и птиц – Человека. Облик, умение мыслить, созидательную способность человека Он создал по своему образу и подобию, используя уникальный «строительный» материал. Этим материалом служила обыкновенная земля, глина, которая лежит у нас под ногами, которую мы каждый день видим.

А в Коране о прародителе всего человечества, первом пророке Адаме говорится:

«Истинно, положение Исы (то есть появление на свет без отца) подобно положению Адама (мир ему) перед Аллахом. Аллах его тоже сотворил из земли. Затем сказал "Будь", и он (оживился) стал» (сура «Али Имран»59).

«Аллах сотворил Адама (мир ему) из земли, которую доставили из разных сторон света. Поэтому, читая суры священной книги, где написано: «Как и существуют чёрнокожие, белые, смуглые, краснокожие люди, среди них есть некоторые цвета между ними. Некоторые из них были мягкие, некоторые жёсткие, а некоторые без примеси и кристально чистые (Хадис шариф - Муснәди Ахмед ибн Ханбал), поскольку по понятиям людей древних эпох из земли был сотворён человек, после смерти его лицо также покрывается землёй, он обладает особым свойством смешиваться с землёй. Значит, если основу организма Адама во всём мире составляет земля, то его составляющие, химические элементы, имеющиеся в нём, свойства передаются Его любимейшим рабам, сотворённым Аллахом по его образу и подобию, через землю, которая является его структурой.

Та самая земля – благоприятный пъедестал, в котором пускают корни все растения на белом свете. Земля в жизни человечества является широко используемым сырьём, из которого по мере эволюции разума он создавал и другие необходимые изделия для быта. Она особенно широко применялась в изготовлении крова, посуды, в строительстве городов, дорог и других нужных для быта вещей.

Первые люди на земле также, в свою очередь, много использовали для удовлетворения своей нужды эластичную глину для изготовления бытовых предметов, терракотовых фигур разных форм, вымешивая глину ногами и руками. В Центральной Азии можно встретить работы, сделанные из глины, это терракотовые фигуры богов, воинов, музыкантов, которые предназначались не для бытовых нужд, а для удовлетворения духовных надобностей, для поклонения богам [3, 17]. Скульптурные фигуры, сделанные первобытными людьми вручную стоят на расстоянии друг от друга. Человечество приблизительно в 5-м тысячелетии до нашей эры в разных точках земли в одно и то же время начало осваивать гончарное дело, изготавливая из глины посуду для приготовления пищи, сбора воды, хранения пищевых отходов. Это было значительным достижением человечества в освоении первых бытовых принадлежностей. Создание различных форм посуды из глины, продление её срока употребления с помощью обжига было очередным достижением людей на пути приготовления и варки пищи в быту.

В создании культурного наследия древних эпох люди широко применяли глину в качестве инструмента для письма и чертежа [5]. Глиняные книги, дошедшие до наших дней через цивилизацию древних шумеров, 3500 лет назад до нашей эры живших  на территории Месопотамии, позднее через вавилоно-аккадскую цивилизацию, когда раннее человечество ещё не изобрело бумагу и ручку, является свидетельством тому. Доски, где написан известный как «Кодекс Хаммурапи», первый урегулирующий отношения между людьми с правовой точки зрения, самый древний образец среди литературных артефактов,написанный на глиняных досках эпос «Эпос о Гилгамеше» [14,8] – одно из древних наследий, дошедших до нас. Эти первые книги, выработанные по особой технологии изготовления, нанесённые на глиняные доски, высушенные и хранившиеся в специальных помещениях, внесли огромный вклад в развитие цивилизации. Дошедшие до наших дней письмена, в целом культура древней эпохи и материальные предметы из глины, керамики демонстрируют какую роль играло для человечества оставление первого культурного наследия своим грядущим поколениям. Керамические изделия, изготавливаемые, начиная с доисторических времён, несмотря на то, что веками находились под множеством слоёв земли или на дне бескрайних океанов, не подверглись структурным изменениям, и сам факт отличного сохранения до наших дней показывает, что они были в особом употреблении у человечества. Свойство устойчивого сохранения идентичных простых предметов из керамики дало возможность музыкальным инструментам в целости и сохранности дойти до наших дней. Тогда как другие инструменты из дерева, кожи, кости и т.д., не выдержав испытания времени, изменчивым климатом, крошатся, гниют, разрушаются, только изделия из керамики устойчиво сохраняются, расширяя особую область применения и срок употребления [11].

Эти кувшины и сосуды разных размеров для хранения воды, котлы для приготовления пищи, разнообразная посуда и другие предметы быта, изготовленные ремесленниками, которые имеют место в культуре всех народов, обитающих землю, повсеместно вошли в жизненный круг людей. Керамика, выполнившая такую задачу, работа с разнообразной структурной основой земли позднее привела к удивительным результатам. Благодаря собранным в самых передовых музеях экспонатам мы в настоящее время хорошо знакомы с образцами декора из глины древней греческой культуры через описания сюжетов мифов и легенд, технологии обжига посуды, разных чертежей к ним [4].

Т.С. Вызго, проводивший глубокие исследования музыкальных инструментов народов Средней Азии, в своём фундаментальном труде исторических очерков под названием «Музыкальные инструменты Средней Азии», рассказывает об истории античных музыкальных инструментов, изделий, изготовленных из кости, глины, дошедших до нас с эллинской эпохи, которые были в широком употреблении в своё время. В период, когда войска Александра Македонского завоевали Центральную Азию, на территории нынешнего города Самарканд, где когда-то процветала городская культура, при раскопках городища Афрасиаб было найдено огромное количество терракотовых фигур. Автор, опираясь на конкретные источники, заявляет, что в той среде особое внимание уделялось музыкальной культуре. Автор, рассказывая касательно духовых инструментов, найденных в данном историческом поселении, пишет: «В афрасиабской терракоте представлены также флейтовые инструменты своеобразной конструкции (ил. 9). Возможно, то были свистковые флейты с боковым «отростком» (патрубок) для вдувания и несколькими игровыми отверстиями – то есть инструменты, окариновидные инструменты, а может быть, простые свистульки (также относящиеся к окариновидным). Инструмент последнего типа, но другой формы (обычно в виде птицы или животного) до сих пор бытует у разных народов в качестве детской игрушки, представляющей собой глиняную (керамическую) свистульку с одним-двумя игровыми отверстиями. Надо думать, что и флейта в руках музыкантши из Афрасиаба была снабжена игровыми отверстиями (верней всего, двумя), находящимися под её пальцами (совершенно очевидно, что и здесь запечатлён момент игры). Можно также утверждать, что в то время инструменты подобного типа предназначались не для детской забавы, а наравне с другими, более сложными для торжественных церемониях» [3, 26].

Особенно закономерно рассмотрение автором терракотовых фигур, в большом количестве найденных здесь, музыкальных инструментов из глины, изделий, на которых изображены инструменты, в парадигме с древними сведениями, найденными учёным в Восточном Туркестане (нынешняя КНР, СУАР). Обнаружение взаимосвязи между наследиями, найденными в двух городищах, расположенных в Великом Шёлковом пути, и для нас стало интригующим и ценным сведением. Поскольку нельзя отрицать их присутствие в жизни народов, обитавших на территории городов и населённых пунктов, расположенных в этом пространстве.

В этих и других источниках говорится, что широко распространённый в Китае музыкальный инструмент сырнай (суона), короткий щипковый барбап (пипа) происходят от древних тюркских народов. Отметим, что современные учёные-востоковеды особо отмечают тот факт, что тогда ещё имели место взаимный обмен и контакты между соседними державами и крупными племенами [10, 2, 3]. Безусловно, подобные связи, другие культурные обмены и взаимовлияния между соседними странами, берущие своё начало с испокон веков, также поспособствовали географической популяризации музыкальных инструментов. Об этом заявляет доктор искусствоведения Т. Алибакиева, которая проводит исследования касательно истории искусства и культуры уйгурского народа в её исторической родине в Китае, в своей статье «Памятники материальной культуры шёлковых путей и музыкальная хроника Центральной Азии об уйгурском музыкальном искусстве» особо отмечает связь между миниатюрными терракотовыми фигурами, найденными в городище Иоткан в оазисе Хотан и терракотовыми фигурами с изображением людей, играющих на музыкальном инструменте, которые были найдены в городище Афрасиаб. В ней пишет: «Наиболее многочисленны терракоты музицирующих обезъянок и скоморохов. Наделённые антропоморфными качествами и символом оберега» обезьяны играют на длинных и коротких лютнях, арфах, свирелях раковинах, продольных, поперечных и многоствольных флейтах, (курсив наш Г.Д.) разнообразных барабанах [1]. Это высказывание является свидетельством того, что между нашими народами тогда ещё существовала довольно тесная интеграция.

Инструмент, похожий на окарину позднеантичной эпохи, найденный на территории Средней Азии (Афрасиаб) на сегодняшний день можно считать единственным в своём роде уникальным образцом, обнаруженым до этого времени. Считаем, что такие наследия присущи также таким процветающим городским культурам, как Отырар, Туркестан (Яссы), Тараз, Манкент и т.д., населённые пункты на побережье Амударьи и Сырдарьи, расположенные на Великом Шёлковом пути, в древние эпохи являвшиеся крупными торговыми центрами центральной и южной части нашей страны. В этих благоприятных для торговли городах, связывающих Восток и Запад, с развитой интеграцией, расположенных в поблизости друг от друга, вполне возможно есть древние музыкальные инструменты, изображённые в образцах из керамики, найденных в Афрасиабе.

Если аргументировать эту мысль сведениями, приведёнными З. Жакишевой в своей книге «Традиционные музыкальные инструменты казахов», то: «Древняя территория Хорезма, расположенная на юге Аральского моря, а также населённые пункты, где обитали кочевые и оседлые казахи, являются местом древней цивилизации. Терракотовая фигура сакского воина с домброй на руке, найденная на этой территории, терракотовые фигуры, относящиеся  наследиям древнетюркской эпохи, найденные в таких населённых пунктах, как «Город, где пали овцы» («Қой қырылған қала»), «Земляной город» («Топырақ қала»), «Город-базар» («Базар қала»), считаются ценными наследиями среди археологических находок V-VIII веков. Внешний облик сакского мужчины в шапке с выпуклым верхом, манера держания домбры, форма его домбры и тот факт, что его одежда близка одежде современного казаха, всё отчётливее доказывает это высказывание. Автор пишет «... если рассматривать с точки зрения истории нашей независимой страны, то не можем отрицать, что дальние предки древних хорезмийцев происходят от древних сакских племён, и в этих краях с испокон веков обитают казахи Младшего джуза. Поскольку Хорезм расположен в низменности, местные жители называли «казахи из низменной местности», «казахи из низменности»... Так как на территории Хорезма есть пять городов с развитой цивилизацией, прикладным искусством и торговлей – (Шымбай, Төрткүл, Үргеніш, Қоңырат, Қожелі), есть множество сведений о том, что эти места назывались «Пять городов» («Бесқала»). Закономерно, что на древних поселениях этих городов имеются артефактные скульптуры, касающиеся казахской этнокультуры, как «Сакские домбристы-сказители» («Домбырашы сақ жыраулары»).

А среди экспонатов, находящихся в музеях и архивах соседних стран, находящихся на юго-востоке нашей страны, привлекает внимание вопрос «Какие музыкальные инструменты были в употреблении в древности»?

Известный учёный-фольклорист Акселеу Сейдимбек в своей исследовательской книге «Казахское искусство кюй», сделав обзор истории казахской музыки и музыкальных инструментов, начиная с древних эпох, приводит новые сведения из истории национальных инструментов, которые до этого не очень много использовались. Он прилагает усилие на то, чтобы обратить внимание читателей на историю музыкальных инструментов, которая берёт своё начало с испокон веков, описывая ценные инструменты, хранящиеся в музеях стран Европы и Азии, связывая их с нашим национальным наследием. А также эти наши сведения по артефактам в большинстве своём берёт из источников соседнего Китая, который с особой аккуратностью хранит, развивает и пропагандирует все свои культурные наследия, хранящиеся в библиотеках Европы, приводит ряд примеров из книг, которые на сегодняшний день редко встречаются.

Учитывая ценность конкретных документов, приведённых в книге, наше внимание сразу привлекли фотографии, обозначенные как духовой инструмент сазсырнай. В первом образце мы видим древний вариант инструмента, похожий на найденный казахский инструмент сазсырнай, один из которых изваян из камня, другой – из керамики. Однако, автор в своей книге приводит в качестве примера фотографии инструмента, указав их как сазсырнай, но не даёт комментариев. Считаем, что будет правильным, если мы выскажем своё мнение об этой фотографии.

В книге дана фотография сазсырная (таушун), найденного в захоронении Кумрабат в оазисе Хотан Восточного Туркестана [12]. Это культурное наследие, берущее своё начало в VI-VII веках нашей эры, было опубликовано в «Большом альбоме культурно-исторических памятников Синь-Цзяня» (Вэн Ву Гу жи Да гунь 1999 г. 47 с.). Здесь имеются сходство и различия с современным инструментом сазсырнай. Музыкальный инструмент имеет округлённый корпус размером с кулак, а также отверстия для извлечения звуков. А вот несхожесть с инструментом сазсырнай заключается в том, что отверстие, которое подносится к губам, выходит не из самого корпуса, а через специальную трубочку. Этот инструмент с такими внешним данными широко распространён в Китае и не подходит по структуре инструменту сюнь, который имеет многовековую историю. Шея, хвост этого инструмента, внешний облик которого напоминает очертания птицы, среди казахских духовых инструментов, подобных окарине это ценное наследие больше похоже на такие инструменты, как тастауық или құссайрауық, чем сазсырнай.

Вторая иллюстрация, встречающаяся в книге автора – другой древний вид инструмента сазсырнай в ней можно заметить отверстия с обделанными краями на углах в разных формах. И на эту фотографию автор не дал пояснения. По нашему мнению, это вполне может быть древний вид духового музыкального инструмента, история происхождения которого уходит в древность. Материал, из чего изготовлен инструмент, похож на строительные материалы, благоприятные для изготовления разных фигур, бытовых принадлежностей, – известь, мел и т.д., которые в изобилии встречаются в недрах Западного Казахстана и Туркменистана, которые расположены рядом с Каспийским морем. Надо заметить, если учесть, что наряду с множеством других бытовых изделий, изготовленных из этого материала, которому с помощью рук быстро можно придать нужную форму, лёгкого для обработки, были найдены такие казахские музыкальные инструменты, окариновидные инструменты, как тастауық, үскірік и т.д., широкое распространение духовые инструменты на западных регионах получили неспроста.

В капитальном исследовании учёного Т. Вызго, тщательно изучавшего музыкальные инструменты родственных народов Центральной Азии, находящейся в соседстве с Казахстаном, приведённом выше в качестве ссылки, можно извлечь множество информации касательно музыкальных инструментов соседних народов в разные периоды, а именно: средние века до нашей эры, средние века нашей эры, последние несколько веков. На этой территории на одной терракотовой скульптуре встречаются сведения относительно духового инструмента, подобного окарине. Сведения об этом нашлись в фондах Эрмитажа, это силуэт женщины-музыканта, играющего на духовом инструменте, подобном окарине, изготовленно приблизительно в І веке до нашей эры и ІІІ веке нашей эры, найденно в городище Афрасиаб (№ 9, Головка флейтистки) [приложение Д]. Это один из источников, дающий информацию об истории древних инструментов, найденных и хорошо сохранённых в соседних странах [3, 26]. Безусловно, это заключение повествует об инструментах, использованных в эллинскую эпоху, охватывающих несколько веков до григорианской системы исчисления и в последующие несколько столетий. Заметим, что, глядя на виды этих инструментов, их область применения, по приведённым автором выше предположениям вполне можно разделить их на две группы. Они, во-первых: У первой область применения, распространения только вида, который находится в составе музыкальных инструментов, исполняющих чисто аристократическую дворцовую музыку. А ко второй группе можно отнести больше известные как игрушечные инструменты с определённым количеством отверстий, из этих отверстий извлекающих несколько разных звуков, чем музыкальный инструмент. Казахские духовые инструменты такие, как Үскірік, Тастауык, Уілдек, Құссайрауық составляют эту вторую группу. Музыкальные инструменты данной группы на огромной территории нашей республики изготавливаются из разных материалов и часто встречаются среди населения под разными названиями, с разной структурной формой. После того, как в результате долгих поисков эти инструменты нашлись, из-за того, что не было достаточной активной пропаганды среди народа, не было достаточного внедрения в область применения, они не имели дальнейшего развития. Поэтому на сегодняшний день среди казахских музыкальных инструментов только сазсырнай, подобный окарине, причисляем к числу отдельных полноценных инструментов с широкой областью применения.

Хотя исследователь писал о музыкальных инструментах в представлениях с музыкальными исполнителями на восточных миниатюрах, широко распространённых в средние века, невозможно встретить сведения о духовых инструментах, которые применялись среди соседних народов. Даже сам этот факт говорит о том, что большая часть инструментов, подобных окарине,встречаются в употреблении в виде детской игрушки. Их природа и форма позднее подверглись изменениям.

В Европе есть инструмент, который называется «Окарина» (итал. Ocarina – гусёнок) [6], относящийся к группе духовых аэрофонов. Его история берёт своё начало с древних веков. Этот инструмент, который как и флейта входит в группу духовых инструментов, но внутри полый, имеет несколько отверстий, откуда извлекается звук. По сведениям некоторых исследователей он появился 12 000 лет тому назад. Данный инструмент играл особую роль в культурной жизни Китая, Америки (до открытия Америки Х. Колумбом).

По всей видимости, люди начали пользоваться каменными и глиняными духовыми инструментами, подобным окарине, считающейся самым древним музыкальным инструментом на земле, ещё до того, пока человечество не начало производить железо. В те времена некоторые государства ещё не появились. Это доказывают находки археологических раскопок, проведённых на территории нынешней Африки, Индии, Азии, Европы, Южной и Центральной Америки. Духовой музыкальный инструмент типа окарины), который был в употреблении 2500 лет тому назад до нашей эры, хранящийся в качестве экспоната в Национальном музее столицы Ирана в Тегеране, считается одним из самых древних инструментов в мире,  найденный на Дальнем Востоке японский инструмент с многовековой историей под названием «тан» можно считать древним образцом духовых инструментов, подобных окарине. В этот список можно отнести такие инструменты, как гудуки, сопилку, свистульку и т.д. Они являются первыми образцами древних инструментов в мире, похожих на окарину.

Абсолютно ясно, что духовой инструмент, похожий на окарину, не придумал итальянец в ХІХ веке. Мастер сделал современный образец духового инструмента, который существовал и раньше, согласно требованиям времени усовершенствовал звучание и диапазон. Это демонстрирует превосходство авторской работы итальянского мастера, сделавшего инструмент, похожий на «гусёнка».

Окарина на протяжении тысячелетий служил музыкальным аккомпонементом в мероприятиях, связанных с обычаями и традициями, верованиями народов. Религиозные процессии, похороны, поминки и свадьбы не проходили без загадочного, завывающего, мягкого звука инструмента. В народных торжествах этот инструмент был украшением праздника, люди под аккомпонемент инструмента танцевали и развлекались, а прорицатели, знахари и гадалки с помощью чарующих звуков инструмента входили в транс, поднимаясь выше бренного мира, отстранялись и использовали его в качестве прелюдии для перехода на связь с потусторонним миром. Всё это стало неотъемлемой частью земной жизни человечества, придавал ему особое значение, духовность. В настоящее время этот инструмент не отклонился от своей первозданной структуры и природного звучания, не подвергся особым изменениям. Он не потерял своё уникальное свойство создавать условия для проникновения его звука в душу человека, его впечатляющий звук оказывает глубокое воздействие на внутренний мир человека.

Человеческий род ещё до того, как начал своими руками создавать для себя какой-нибудь музыкальный инструмент, издревле был знаком со структурой, системой извлечения звука, приятным и звучным звуком инструмента, похожего на окарину. Накладывая друг на друга ладони обеих рук, приняв позу молящегося Богу человека, обратив руки к небу, когда обе ладони соприкасаются друг к другу, словно здороваются, между ладонями появляется полое пространство. Если передувать через щель между двумя большими пальцами, извлекаемый звук будет похож на звук обычной окарины. Людям давно было известно, что с его помощью можно извлекать определённые звуки. Мы думаем, что человек ещё задолго до того, как начал создавать для себя инструмент, сначала научился издавать звуки путём скрещивания ладоней обеих рук, позднее начал изготавливать специальный инструмент. Если учесть, что каждый второй деревенский мальчуган таким образом может играть на «сазсырнай», то увидим, что этот способ извлечения звука, который сохранился в памяти ещё доисторического человека, до сегодняшнего дня не забыт. Тот факт, что инструмент сазсырнайсреди всех соседних народов обосновался у казахского народа, демонстрирует особую стойкость памяти кочевых народов, способность запоминать.

Структура инструмента окарины имеет особую характеристику. На поверхности полой игрушки антропоморфной или зооморфной формы, или же трубочка размером с обычное яйцо, предназначенная для извлечения дополнительных звуков помимо звуков, извлекаемых из специальных звуковых отверстий инструмента, которые расположен нижней и верхней стороны. Их количество согласно выполняемой задаче инструмента и области применения меняется. Инструмент с одним или с двумя отверстиями называется «Тастауық», «Үскірік», «Уілдек», «Үшкірік», «Құссайрауық»и т.д. Эти названия и у других народов даются по-разному. На русском языке инструмент с наименьшим числом отверстий называется «Зозуля» или «Кукушка». Инструмент с количеством отверстий более двух называется сазсырнай. Профессиональные и умелые гончары могут изготовить «двойную окарину». Внутренняя полая часть такого инструмента разделен на две части, из которых извлекают два разных звука. В процессе игры на подобном инструменте, из которого одновременно можно извлекать два звука, он играет роль двух исполнителей. Хотя образец двойного сазсырнаяна на сегодняшний день широко не используется казахскими музыкантами, думаем, что в недалёком будущем инструмент сазсырнай по мере усовершенствования появится на сцене.

Диапазон инструментов, похожих на окарину обычно начинается с одного-двух звуков, бывают в пределах одной октавы. Не будет лишним, если напомним, что в последнее время в ходе усовершенствования инструмента усилиями специалистов он находится в процессе пополнения дополнительными звуками. В настоящее время у данного инструмента величина звука расширена, его диапазон достиг возможности исполнять произведения между одной, двумя октавами.

В этом ключе в повестке дня стоит вопрос расширения величины звука казахского окариновидного музыкального инструмента сазсырная. В результате проведённых совместно с мастерами-изготовителями работ объём звука сазсырная увеличился, количество отверстий для появления  звука увеличено, диапазон расширен до 1,5 октавы. Это, несомненно, в первую очередь обогатит репертуар народного инструмента, повысит исполнительскую возможность, расширит область применения, поднимет инструмент на новый качественный уровень.

Правильная ссылка на статью
Далбагай Г.Е. Генезис и развитие духовых окариновидных музыкальных инструментов тюркоязычных народов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 04 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/genezis-i-razvitie-dukhovykh-okarinovidnykh-muzykalnykh-instrumentov-tyurkoyazychnykh-narodov.html (Дата обращения: 31.12.2022)

Список литературы

1. Алибакиева Т. Музыка тюркского мира. Мат-лы. Первого Международного симпозиума. – Алматы: Дайк-Пресс,2009/2019.-320 б.
2. Жанболат Сұлтан. Ежелгі ұлыс тарихы. Тарихи зерттеу. – Алматы: Дүниежүзі қазақтары қауымдастығының «Атажұрт», 2012/2018. -296 б.
3. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. -Москва, Музыка, 1980. -191 с.
4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол.- М.: Высш.шк.,1990. – 351 с.
5. Кьер Э. Они писали на глине. – Москва: Наука, 1984. -133с.
6. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Москва, Музыка. 1973. – 263с.
7. Массон В.М. Средняя Азия и древний Восток. -Москва. Л., 1964. -468с.
8. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Эпос о Гильгамеше и его связь с Библией // Земля Древнего Двуречья: История, мифы, легенды, находки и открытия. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 160 с.
9. Плеханов Г.В. Шығармалары. Таңдамалылары. Соңғы кітап. 1962.-280б.
10. Сартқожаұлы Қ., Мәсімханұлы Д. Ежелгі түрік және қытай өркениеті: тоғысуы мен ықпалдастығы. //Ақиқат. 2010 ж. № 10.
11. Толстов С.П. Древний Хорезм . Опыт историко-археологического иследования. – М.,1948.-352с.
12. Сейдімбек А. Қазақтың күй өнері. Монография. Астана 2002/2017. – 832 б.
13. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
14. Якобсон В. А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 1982. -С. 103–108. -430с.

Расскажите о нас своим друзьям: