УДК 81
Дата публикации 31.12.2022
Казахский жетыген: типологическое сравнение с родственными многострунными инструментами
Жакыпбек Нургуль Бижановна
Ст.преподаватель Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Магистр искусствоведческих наук, г. Алматы,РК
Аннотация: в статье вкратце описывается типологическое сравнение казахского музыкального инструмента жетыген с родственными многострунными инструментами. Испокон веков казахский народ с помощью музыкальных инструментов передавал свои переживания, тяготы и невзгоды, радость и веселье. Традиции и обычаи, события общественной жизни всегда сопровождались мелодией и песней. Если бросить взгляд в прошлое казахского этноса, то можно заметить, что народ не ограничивался одним-двумя инструментами, ведь у каждого из них свой голос, ритм, умение передавать нюансы настроения. Звук, издаваемый жетыгеном, созвучен с другими многострунными инструментами.
Ключевые слова: жетыген, фольклор, чатхан,гуджен.
Senior lecturer Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Master of Arts, Almaty, RK
Abstract: The article briefly describes a typological comparison of the Kazakh musical instrument zhetygen with related multi-stringed instruments. And from time immemorial, the Kazakh people used musical instruments to convey their experiences, hardships and adversities, joy and fun. Traditions and customs, events of public life have always been accompanied by a melody and a song. If you look into the past of the Kazakh ethnic group, you can see that the people were not limited to one or two instruments, because each of them has its own voice, rhythm, ability to convey the nuances of mood. The sound produced by the token is consonant with other multi-stringed instruments.
Keywords: zhetygen, folklore, chathan, gudzhen
При определении идентичности и различий структуры инструмента жетыген с помощью типологического сравнения с аналогичными инструментами за основу было взято сравнение жетыгена с китайским гудженом и хакасским чатханом. Дело в том, что лишь следом за изучением своеобразных свойств жетыгена у нас появится возможность изменить и дополнить и при этом привести в соответствие его давно забытые методы игры и структуры посредством разбора этих инструментов.
Широко распространенные и прошедшие путь развития на протяжении многих веков виды инструментов из семейства цитры встречаются в странах Азии, среди них китайский гуджен /цинь/, японское кото, корейский каягым, монгольская ятга. В процессе работы из вышеперечисленных инструментов наш выбор пал на китайский гуджен, который считается самым древним, и нами был проведен сравнительный анализ. С помощью гуджена были обнаружены следующие особенности:
- Настройка инструмента гуджен представляет собой трех-четырехоктавную пентатонику, начиная с контроктавы до третьей, четвертой октавы;
- Инструмент гуджен имеет удлиненную форму размером около 160-180 см;
- Гуджен – широко усовершенствованный инструмент, на котором наряду с народными композициями можно исполнять и сложные классические произведения;
- На нем играют, положив его на специальную подставку;
- С помощью первых трех пальцев правой руки извлекают звук, надев на пальцы специальные плекторы, а вторая рука выполняет функцию извлечения из одного звука второй звук, вибрируя;
При сравнении инструмента жетыген с вышеуказанным инструментом были выявлены следующие различия:
- жетыген является инструментом, вышедшим из употребления среди своего населения, следовательно, его можно воссоздать, играя небольшие произведения, а не усложняя за один прием. Для этого необходимо провести анализ на возможности исполнения с помощью семи струн жетыгена и только впоследствии досконального освоения исполнения можно будет ввести ход процесса постепенного усложнения, пересмотреть его структуру, расширить исполнительский потенциал и увеличить число струн;
- жетыген настраивается не с помощью пентатонической настройки, а посредством настройки, свойственной своей географической специфике, то есть в связи с расположением Казахстана в Евразийском континенте настройка соответствует его местоположению (диатоническая, хроматическая, кварта-квинтовая);
- поскольку корпус жетыгена намного короче, чем у других многострунных, инструменты стран Азии настроены на минорную пентатонику, а настройка жетыген начинается с малой октавы и его можно квалифицировать как жетыген-тенор. Чем выше звук инструмента, тем короче инструмент по форме, это физические закономерности распространения звука;
- величина длины корпуса жетыгена и ширина устройства, не превышающая объема колен исполнителя дают возможность играть на нем, горизонтально расположив его на специальную подставку;
- способы игры на жетыгене делятся на два: параллельная игра пальцами обеих рук и двумя пальцами одной руки.
При рассмотрении различия этих инструментов жетыген и гуджен, была сделана попытка обозначить взаимные сходства между двумя инструментами. Поскольку период применения гуджена [1, с. 30] приходится на время существования гуннских этносов в Средней Азии, вполне возможно, что под влиянием и воздействием взаимоотношений этих народов в ту эпоху наряду с культурной интеграцией происходил обмен опытом по взаимному обучению и применению этих инструментов, вследствие чего аналогичные инструменты получили распространение среди народов стран Азии и тюркоязычных народов. Свидетельством тому служат взаимные сходства с древним жетыгеном. А именно:
- идентичность формы игры и способов исполнения на древнем инструменте этих народов, положив на его колени.
- Мнение исследователя Е. Васильченко: «Мудрецы, играя на пятиструнном цине, привели в движение сотворенный окружающий мир. Они использовали цинь для регуляции взаимоотношений неба и земли, инструмент стал символом гармонии, владыкой неба и человеком, связь духов предков с живыми людьми» [2, с.129], демонстрирует, что цель использования данного инструмента очень схожа с историей происхождения жетыген;
- на гуджене играли в просторных и тихих дворцах китайских аристократов [3, с. 99-129], в связи с чем можем заметить, что печальный и нежный звук этих двух инструментов предназначался для исполнения виртуозными музыкантами исключительно внутри здания дворца, а не для неустойчивого кочевого образа жизни;
- первые образцы гуджена имели 5 струн и этот древний вид назывался цинь, впоследствии число струн увеличилось до 12-13, а сейчас достигло до 21-25 струн. Также и первые образцы жетыгена имели 5-7 струн, в настоящее время их число достигло до 21-22.
Самый первый музыкальный инструмент, не претерпевший забвения на протяжении всей истории, достигший пика своего развития, до сих пор находящийся в употреблении – китайский инструмент гуджен (V-IVвв. до н.э.). При сравнении инструментов кото, каягым мы заметили, что вышеупомянутые инструменты сродни с гудженом по своей структуре, способам исполнения, специфике настройки, в результате чего пришли к мнению, что в связи с тем, что он появился после 800-1000 г.г., жетыген был введен в употребление вследствие аналогичного китайского инструмента цинь. А также, констатируя факт, что эти народы усовершенствовали свои инструменты, опираясь на структуру инструмента дацинь (гуджен). Мы не сомневаемся в том, что рассмотрение национального инструмента казахского этноса жетыген является работой, проводившейся в правильном направлении.
Вместе с тем, проводя сравнительный анализ структуры, в целом фактуры типологически схожих инструментов стран Азии, мы убедились в том, что жетыген как музыкальный инструмент отстал по своему развитию. Инструменты стран Азии давно преуспели в сфере расширения музыкального репертуара, усвоения инструмента, удобства применения, нашли свою нишу и сформировались, а жетыген в свое время даже доходил до уровня забвения, выходя из употребления. Тем не менее, в результате изучения утерянных, преданных забвению старинных методов с помощью дошедших до нас исторических записей обнаружили, что есть множество таких схожих с гудженом моментов: способы расположения кобылок; извлекая звук пальцами одной руки, с помощью второй руки издавать вибрацию звуков; нажимая на один звук, извлекать из него второй хроматический звук; настраивать инструмент, сдвигая кобылку; игра на инструменте в лежачем положении на коленях.
Ученый-этнограф Б. Сарыбаев, обнаружив наличие типологически аналогичных инструментов среди родственных тюркских народов, убедился в достоверности концептуальных доказательств об их общем происхождении и путей популяризации.
В настоящее время ознакомление с историческими письменными источниками перед проведением глубокого анализа на определение самого древнего многострунного инструмента, страны происхождения и принадлежности к какой-либо конкретной нации показало, что география происхождения инструментов указывает на территорию Средней Азии. Упомянутые многострунные инструменты до сегодняшнего дня находят при раскопках на территории Монголии. Перечисленные предположения и некоторые сведения не дают усомниться в том, что история происхождения всех инструментов семейства цитра едина. Однако, со временем с момента, когда каждый народ сложился как нация, структура струнных инструментов и способы исполнения приобретали национальный характер. Несмотря на это, уникальные специфические особенности струнных инструментов все же сохранили свою первозданность. Например, до настоящего времени сходства между многострунными инструментами народов Средней Азии, Монголии, сибирских тюрков стали очевидными. В таком случае, если работу по воссозданию процесса исполнения на жетыгене и восстановления инструмента с точки зрения структуры не проводить в сравнении с родственными инструментами, работу усовершенствования через адаптацию нужных частей к жетыгену, то он может превратиться во вновь появившийся инструмент, сделанный без научной основы, без модели структуры, без собственной исторической ценности. Следовательно, исследование инструмента жетыген, получившего отражение в истории культуры казахского этноса, на пути правильного усовершенствования даст возможность оставить его на исторической сцене в качестве инструмента со сформировавшимся, научно обоснованным происхождением через исследование нужных моментов родственных инструментов других народов. В таком случае, перед тем, как провести сравнительный анализ между жетыгеном и многострунными инструментами тюркоязычных народов, считаем уместным остановиться на инструменте монгольского народа «ятга».
Ятга – инструмент, успевший в своей стране стать на путь развития и реализоваться в качестве музыкального инструмента. К тому же, его происхождение берет свое начало из глубокой древности (V-IV вв до н.э.). Его структура, способы исполнения, настройка очень похожи на китайский гуджен.
Для его настройки используют шнур из специальной нити, с помощью чего натягивают струну с одного края, проводив в соответствие, затем регулируют, сдвигая кобылку. Это – процесс, продолжающийся с испокон веков. А в настоящее время они усовершенствованы, настройку делают так же, как и в случае с гудженом. Ятга является многовековым древним инструментом, степень развития которого довольно высока. При пентатонической настройке создается условие для свободной игры сложных классических произведений с диапазоном от трех до четырех октав, начиная с контроктавы. Хотя с точки зрения родства жетыгену более близка ятга, чем гуджен, в виду того, что с точки зрения идентичности структуры он аналогичен с гудженом, предпочли сравнить жетыген с китайским гудженом. Ятга, как и музыкальные инструменты стран Азии, давно прошла свой путь развития, да и специфика исполнения очень схожа с многострунными инструментами тех стран, следовательно, не очень подходит для сравнения с жетыгеном.
Если учитывать, в первую очередь, необходимость наставить на путь методики игры на жетыгене в старинной форме, можно развить сущность инструмента жетыген лишь путем нахождения инструментов, у которых сохранены старинные модели и особенности исполнения, чем сравнивать его с развивающимися инструментами. Для того, чтобы жетыген достиг потенциала играть сложные классические произведения, будет уделено особое внимание на инструменты, развитые по указанному пути и в одностороннем порядке полностью вводившие старинные правила, наставив на конкретный путь. Тогда согласно исполнительским требованиям можно будет ввести дополнения на настройку и методы исполнения на жетыгене.
В нашей исследовательской работе учтены нахождение и сравнение конкретных сведений об инструменте жетыген наряду с китайским гудженом и со считающимся родственным инструментом чатхан, как упоминалось выше. В настоящее время самый близкий по структуре и звучанию жетыгену инструмент – это хакасский чатхан. Это инструмент, полностью сохранивший до настоящего времени свою старинную структуру. Следовательно, можно исследовать и сравнить, насколько он похож на жетыген. Об этом высказывал свое мнение и ученый Б. Сарыбаев: «В наше время трудно определить возраст джетыгена и тот период, когда он распространился среди казахов. Во всех упомянутых трудах нет всестороннего описания этого древнего инструмента. Поэтому, мы можем сослаться лишь на строй однотипных дошедших до нас хакасского чатхана и тувинского чадагана»[4, с. 112].
Итак, аналогичность и схожесть способов игры на старинных образцах чатхана и жетыгена заметны с помощью таких параллелей:
«Чатхан, чатган, джатыган – многострунный инструмент. Корпус деревянный, длина около 1000-1500 см. по внешнему виду напоминает корыто, перевернутое вверх дном. Иногда нижняя открытая сторона заделывается и внутрь корпуса насыпаются мелкие камушки, которые при игре издают дребезжащие звуки. Под ними находятся передвижные подставки из бараньих позвонков или лодыжек. Каждая струна в зависимости от подставки дает разные по высоте звуки. При передвижении подставок настройка меняется. На чатхане играют обычно правой рукой, нажимая левой на незвучащие участки струн, придают вибрирующий характер. Под его аккомпанемент поют песни старинные и современные. Ведутся работы по усовершенствованию чатхана и созданию его разновидностей» [5, с. 4-11].
Тот факт, что структура жетыгена древнего периода схожа с чатханом, можно заметить и в модели, записанной Б. Сарыбаевым: «Название «жетыген» – «джатыган» инструмент получил благодаря семи струнам, натянутым на инструменте, ибо «джаты» /жеті-Б.С./ – «жеті», то есть означает слово «семь». У инструмента выдолбленная из дерева дека длиною в полтора аршина, его ширина равна ¼ корпуса, а высота достигает двух вершков, длинная и широкая сторона оставлена открытой, вторая сторона – закрытая. В закрытую сторону натягиваются проволоки разной толщины, внизу каждой из них натянуты по две струны. При игре на нем тонкие струны располагаются, повернувшись лицом к исполнителю, его постукивают двумя руками, одной рукой щелкая по струнам, а второй рукой регулируя печальные и вибрирующие звуки» [6, с.109].
После Б. Сарыбаева на жетыген обратил серъезное внимание, сравнивая его с чатханом, на практике проверил потенциал исполнения на нем казахских песен и кюев, обучал исполнителей игре на жетыгене исполнитель и исследователь старинной казахской музыки А. Райымбергенов. Основываясь на главном, мы можем ввести давно забытые способы игры и структуру жетыгена, заимствуя их у чатхана. Однако, чатхан – инструмент, адаптированный на произведения своего народа, поэтому нам необходимо ввести лишь самые нужные способы, сохраняя свои национальные особенности. Для этого проверим различия двух инструментов:
- поскольку чатхан настроен, начиная со звуков малой октавы си бемоль,ля, его длина составляет 130-180 см, а жетыген настроен на звук до, соответственно его длина составляет не более 100-110 см;
- на чатхан натягиваются проволочные струны, что не гармонируит с приятным, мелодичным звучанием жетыгена;
- кобылки из альчиков, установленные в древности, сохранились в датхане, а в жетыгене в связи с многисленностью струн эти кобылки не подошли и их заменили легкие деревянные кобылки;
- хотя мы адаптировали игру на чатхане через кварта-квинтовую настройку, для расширения исполнительского потенциала оставили диатоническую настройку, созданную Б. Сарыбаевым.
- впоследствии, узнавая о различиях двух инструментов, умело включив самые нужные из них, у инструмента жетыген намного возрос исполнительский потенциал. По кварта-квинтовой настройке начали исполняться многие казахские кюи обратной настройки, репертуар инструмента начал пополняться. Такие способы игры на чатхане, как щелканье, регулирование вибрации, извлечение второго хроматического звука нажатием одной струны введены в инструмент жетыген, соответственно в ряд исполнительских особенностей были максимально привнесены дополнения. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что адаптирование к условиям усовершенствования инструмента жетыген, самое главное через сравнительный анализ истории происхождения, становления, исполнительских периодов инструментов аналогичного семейства, структуры и исполнительских форм между родственными с жетыгеном инструментами или близких по своей сущности с жетыгеном инструментов оказало содействие на расширение творческого репертуара жетыгена, на увеличение спроса на инструмент. Это выяснилось благодаря вышеизложенным конкретным сведениям, довольно убедительным сравнениям в достаточном количестве, а также научно-практической деятельности.
Жакыпбек Н.Б. Казахский жетыген: типологическое сравнение с родственными многострунными инструментами // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 04 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/kazakhskij-zhetygen-tipologicheskoe-sravnenie-s-rodstvennymi-mnogostrunnymi-instrumentami.html (Дата обращения: 31.12.2022)
Список литературы
1. Ақселеу С. Көшпенділер тарихы.Алматы 1995 ж.-112б.
2. Васильченко Е. Музицирование на цине и его место в Китайской культуре. // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. – М., 1986.-150с.
3. Васильченко Е. Музицирование на цине и его место в Китайской культуре. // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. – М., 1986.-150с.
4. Сарыбаев Б. Қазақтың музыкалық аспаптары. Алматы: Өнер1981.-208б.
5. Жақыпбек Н. Жетіген аспабының құрылымы және ойнап үйрету әдістемесі. Алматы 2016.-184б.
6. Сарыбаев Б. Қазақтың музыкалық аспаптары. Алматы: Өнер1981.-208б.