Культура

УДК 786.1 (574)

Дата публикации 31.12.2022

Развитие и обучение игре на инструменте шертер

Измуратова Замзагуль Шариповна
доцент кафедры домбры факультета народной музыки Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, заслуженный деятель культуры РК, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, г.Алматы

Аннотация: В этой статье об усовершенственном инструменте шертер, об истории и достижениях этого инструмента, делится многолетним педогогическим опытом. Шертер - древний струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре. Наибольшую известность в народе получали такие исполнители, у которых искусство пения и игры на инструменте сочеталось с даром импровизации на злободневную тему. Планируемый уровень достижений результатов обучения: у ученика формируется понятие о казахских народных инструментах, о казахском народном оркестре; понимание казахской народной музыки, её тематики и жанровых особенностях; интерес к казахскому народному творчеству и различным видам музыкально-творческой деятельности.
Ключевые слова: шертер, репертуар, фольклорная музыка, аппликатура, методика, преподавание, этнограф, строй инструмента, гриф, звук.

Development and training to play the sherter instrument

Izmuratova Zamzagul' Sharipovna
Associate Professor of the Dombra Department of the Folk Music Faculty of the Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Honored Worker of Culture of the Republic of Kazakhstan, Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Almaty

Abstract: In the article instrument of click a finger achievements of history, grounding through much years experience of knew. The sherter is an ancient stringed plucked instrument. The sherter was played in the same way as the dombra. The most famous among the people were such performers who combined the art of singing and playing an instrument with the gift of improvisation on a topical topic. The planned level of achievement of learning outcomes: the student develops the concept of Kazakh folk instruments, the Kazakh folk orchestra; understanding of Kazakh folk music, its themes and genre features; interest in Kazakh folk art and various types of musical and creative activities.
Keywords: conservatory, professor, instrument, much, article, national, achievements.


Шертер – один из древних трёхструнных щипковых инструментов в казахской музыкальной инструментальной культуре. Шертер – широко распространённый инструмент среди пастухов в основном для исполнения песен и сказаний, для сопровождения эпосов. Судя по рассказам старцев, шертер по своему строению и форме был похож на домбру, имеет короткий гриф, струны из конского волоса, по величине напоминает кобыз. Корпус инструмента наполовину обтянут подсохшей выделенной кожей, поэтому и звук низковатый и приятный. На инструменте свободно можно играть кюи для трёхструнной домбры.

Сведения о том, что в старину инструмент шертер существовал в быту казахского народа  указаны в трудах русских этнографов, живших в XVIII-XIX веках.   Данный инструмент внешне прост. В древности инструмент имел изогнутую форму, короткий гриф без ладов. Этот инструмент идентичен с трёхструнной домброй, найденной на территории Семипалатинской области, только по форме меньше домбры, поскольку корпус натянут высушенной и выделенной кожей, имеет низковатый приятный звук [1, 12-15 страницы]. Возможно, корни самого названия инструмента взято с его свойства («шертпе», «шертіп ойнау» в переводе с казахского означает «играть пощипыванием струн». Результатом неустанных трудов известного учёного-этнографа Болата Сарыбаева является возрождение шертера, саз сырная, жетігена, сыбызғы и многих казахских инструментов, развитие в определённом направлении в настоящее время и обучение игре на данном инструменте. В 1988 году отдельно был открыт класс шертера в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и началось обучение [ 2, 5-10 страницы]. В первые годы появились препятствия и трудности, что было закономерным явлением. Значительное количество музыкантов выступали против, опираясь на мнение, что инструмент этот выдуман и он не казахский. Поскольку не было специально написанных для инструмента произведений и кюев, вопрос репертуара также был проблематичным. Но всё же, сторонники инструмента и люди, болеющие душой за фольклорную музыку, не сомневались в том, что инструмент является исконно казахским, со временем и репертуар был подобран для инструмента, нашлись несколько кюев для шертера, инструмент начали преподавать в качестве отдельной специальности.

В ансамбле, созданном под руководством Болата Сарыбаева, преподаванием шертера первым начал заниматься выдающийся учитель Отепберген Хамзаулы, благодаря которому, появилась возможность услышать звуки шертера в составе ансамбля. Конечно, шертеры того времени в сравнении с современными шертерами звучали гораздо слабее, так как мастеров, изготавливающих инструмент шертер, было ничтожно мало.

Для ансамблевой или оркестровой игры инструменты (шертеры) должны быть одинаковыми по размеру, яркими, сильными и богатыми по звучанию. Все части современных инструментов изготовливались из отдельных дощечек и склеивались. Чтобы строй инструмента был более устойчивым, половина деки была сделана из дерева. Струны подбирались из струн арф, жильные и навязывались жильные ладки. У современных шертеров шейки немножко удлиненные, корпус широкий, обьемный, струны капроновые или нейлоновые. Звуки шертера стали более звучными, сильными, а строй устойчивым и чистым. Сольный же инструмент – более вариабелен, искусен. Для него обычно брали древесину клёна, ели, карагача. Корпус традиционного шертера был чаще всего овальный, выдолбленный из цельного куска дерева, варьировался в пределах: длина корпуса 74-76 см, ширина 12-14 см, глубина 6-8 см. Дека могла полностью закрывать корпус, или же только нижнюю его часть, что влияло на характер звука: с частично покрытой декой – более сильный и объемный, с полностью покрытой декой – достигается самое сильное звучание, звук уплотненный, более богатый по тембру. Для деки брали кожу коров, верблюдов, баранов, коз. Но баранья кожа бывает слабее, чем остальные (струны из бараньих кишок тоже слабые). Струны делались из пучка конских волос (в пределах от 30 до 60 см). На некоторых инструментах они были металлическими.

Играли на инструменте указательным пальцем (щипком) или же надевали на него оймак (своеобразный плектор – наперсток с маленьким крючком, который обычно изготавливался из грубой и плотной кожи домашних животных). Также извлекали звук с помощью плоской костяной пластинки (наподобие современного медиатора).

Проблемы реконструкции инструмента тесно связаны с его функционированием в культуре и связанного с этим репертуара. Именно эта часть наследия оказалась наиболее уязвимой, в большой части утерянной, а отсюда представляющей особые трудности в ее реконструкции. Если в отношении оркестровой музыки особых проблем нет, шертер всего лишь участник ансамблевой игры, не влияющий на репертуар, то для сольного – она чрезвычайно актуальна.

Решение репертуарного вопроса возможно в двух направлениях: сбор музыкальные материал, связанного с традиционным исполнительством на шертере; переложение древних вокальных мелодий и инструментальных наигрышей, а также кюев для других инструментов на шертер. Первое направление – путь чрезвычайно сложный, и связан он, прежде всего, с экспедиционной работой. При этом следует учесть, что среда возможного обитания исчезнувших из обихода инструментов и их музыкального наследия – это, прежде всего, "глубинка" и места компактного проживания казахской диаспоры за рубежом. Второе направление – путь наиболее реальный и быстро осуществимый. Именно, с него и началось освоение и пополнение репертуара для шертера с момента появления первого воссозданного инструмента. Таким "прототипом" для шертера выступила 3-струнная восточно-казахстанская домбра, наиболее близкий по строению инструмент, с одинаковым количеством струн. Поэтому, очевидным было, что в первую очередь на шертер могут "лечь" именно кюи для трехструнной домбры.

Учёные-педагоги Ерсаин Басыкара и Замзагуль Измуратова, пропагандирующие этот инструмент, внесли огромный вклад в развитие инструмента и в учебный процесс. Впервые была написана специально для инструмента «Школа обучения игре на шертер» [3] и второе – в 2011 году была издана «Школа обучения игре на шертер» [4]. На базе этих трудов во всех областях Казахстана открылись классы шертера, где преподают выпускники консерватории. Вышеназванные опытные педагоги сформировали репертуар шертера, осуществили систематизацию учебного процесса, приложили огромное усилие для разработки типовой и рабочей учебной программы, а также выступали на научных конференциях с научными работами об инструменте, в средствах массовой информации опубликовали ряд статей. Были записаны теле и радиопередачи, был выпущен CD, где записаны произведения и кюи в исполнении Е.Басыкары на инструменте шертер. В CD сборник «1000 казахских кюев» вошли кюи «Ой толғау», «Әсем толғау» в исполнении З.Измуратовой на шертере; кюи «Қара жорға», «Бөкен жарғақ» в исполнении Е.Басыкары на шертере. Два сборника под названием «Произведения для шертера»  [5] пополнили репертуар шертера.  

Одно из достижений инструмента шертер, которое нас радует, – это формирование в качестве специальной номинации в международных конкурсах и в настоящее время растёт число лауреатов из числа молодых музыкантов. В международном фестивале «Шабыт» и в конкурсе имени Курмангазы шертер является отдельной номинацией и в нём участвуют музыканты со всех концов нашей республики, играющие на шертер [6,12 страницы]. 

Во многих областях нашей республики, например: в музыкальных колледжах Кызылординской, Восточно-Казахстанской областей (Усть-Каменогорск, Семей), в Актюбинской, Атырауской, Алматинской областей (Талдыкурган), города Павлодар, в Алматинском музыкальном колледже имени П.Чайковского, в Астане открылись классы шертера, где ведётся обучение игре на инструменте. Поскольку в целом в музыкальных школах не ведётся обучение по специальности «Шертер» и в музыкальные колледжи принимают учеников без специального музыкального образования, педагоги музыкальных колледжей наряду с преподаванием инструмента шертер являются популяризаторами инструмента шертер, большинство музыкантов, играющих на шертер являются выпускниками  консерватории. А именно: Бозымбеков Нурлан, Кудайбергенов Айбол (Талдыкурган), Кудайбергенов Багдат (Кызылорда), Тутинова Куляш (Павлодар), Бокеева Арай (Усть-Каменогорск), Ахметова Жанар, Турлыбекова  Шынар (Семей), Урбисинова Гулфара,  Казиев Артур (Атырау), Мадина (Актобе), стоит отметить и по достоинству оценить заслуги этих педагогов в дело развития инструмента.

На протяжении долгих лет исследовавший инструмент шертер, профессиональный знаток данного инструмента Нурлан Абдрахманов внёс значительный вклад в развитие шертера с профессиональной точки зрения, инструменты мастера в течение более 25 лет, благодаря консультациям специалистов, были подвержены изменениям, корпус инструмента увеличился, объём кожи уменьшился, так как настрой инструмента (касательно кожи) был опитимизирован. Такие изменения, как удлинение грифа, увеличение корпуса, оказали содействие на полное становление инструмента.       

Специалисты, освоившие шертер, становятся лауреатами международных и республиканских конкурсов, трудятся над освоением и развитием инструмента, они: Сабыргалиева Сания (лауреат Республиканского конкурса имени Дины Нурпеисовой), Кожбанова Салтанат (дипломант Республиканского конкурса имени Дины Нурпеисовой), Байметова Анара (лауреат Международного конкурса имени Курмангазы, гран-при), Жаркымбекова Салтанат (лауреат Международного конкурса имени Курмангазы, лауреат конкурсов «Асыл мұра», «Мәңгілік Сарын»), Алмагамбетова Куралай (дипломант Международного конкурса имени Курмангазы, лауреат конкурсов «Асыл мұра», «Мәңгілік Сарын»), Смакова Зарина  (лауреат Международного конкурса имени Курмангазы, 2-место), Казиев Артур (лауреат Международного конкурса имени Курмангазы, I-место, дипломант Международного фестиваля «Шабыт»), Дарибаева Айнур  (дипломант Международного конкурса имени Курмангазы, лауреат Международного фестиваля «Шабыт», I-место, 2013г.), Смакова Зарина  (лауреат Международного фестиваля «Шабыт», III-место, 2013г.), Жумагалиев Азамат (лауреат Международного конкурса имени Курмангазы, 2014 г.).

Обучение игре на инструменте шертер ведётся в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, а также в специальных классах шертера в Университете искусства г.Астаны. Шертер занимает особое место во всех оркестрах и ансамблях народных инструментов Казахстана. Фольклорный ансамбль «Шертер», созданный в Тургайской области, также берёт своё название от инструмента шертер. Этот ансамбль был создан давно [7,15 страницы].

Исполнители на инструменте шертер, окончившие консерваторию, поступают в магистратуру и повышают свою квалификацию, по требованиям магистратуры разрабатываются научные работы касательно похожих на шертер инструментов народов Средней Азии, об исполнительской специфике на инструменте, об исполнителях на инструменте, ведётся исследование.         

Правильная ссылка на статью
Измуратова З.Ш. Развитие и обучение игре на инструменте шертер // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 04 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/razvitie-i-obuchenie-igre-na-instrumente-sherter.html (Дата обращения: 31.12.2022)

Список литературы

1. Сарыбаев Б.Ш. // Қазақтың музыкалық аспаптары . Алматы, Өнер, 1988 - 12-15 беттер.
2. Ізмұратова З.Ш. // Шертер үйрену мектебі Алматы. Мектеп баспасы. 2005 –5 бет.
3. Ізмұратова З.Ш. // Шертердегі орындаушылық өнер Алматы.Консерватория баспасы. 1999 – 3бет.
4. Басықара Е.Б , Хамзин Ө.Х. // Шертер үйрену мектебі Алматы , Консерватория баспасы, 2011.
5. Басықара Е.Б. // Шертерге арналған шығармалар Алматы , Өнер, 1997ж.
6. Гизатов Б. // Қазақтың музыка фольклоры Алматы. Ғылым. 1982- 12 бет.
7. Гизатов Б. // Казахская народная инструментальная музыка М.,Музыка, 1988.- С.15

Расскажите о нас своим друзьям: