Культурология

УДК 327.8

Дата публикации 20.12.2021

Особенности политики «мягкой силы» Королевства Испания

Цапина Елена Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры романских языков Дипломатической академии МИД РФ, Россия, Москва, DAConfa@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления проводимой Королевством Испания политики «мягкой силы». Выделяются особенности указанной политики государства в сферах языка, искусства, образования, спорта и информации. Описываются преимущества Королевства Испания в вопросе международного взаимодействия с бывшими колониями государства в Латинской Америке, Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Рассматриваются перспективы и проблемы текущей политики «мягкой силы» государства.
Ключевые слова: Королевство Испания, мягкая сила, гуманитарное взаимодействие, международные отношения.

Specifics of soft power policy of the Kingdom of Spain

Tsapina Elena Alexeevna
Ph.D. in Philology, Associate Professor of the Department of Romance Languages Diplomatic Academy of Russia’s Foreign Ministry, Russia, Moscow

Abstract: The article studies the main directions of the "soft power" policy conducted by the Kingdom of Spain. Policy features in the spheres of language, art, education, sports and information are highlighted. Spain international communications’ advantages with former states’ colonies in Latin America, Africa and the Asia-Pacific region are described. Prospects and challenges of state’s current soft power policy are considered.
Keywords: Kingdom of Spain, soft power, humanitarian interaction, international relations.


В современном мире «мягкая сила» выступает противовесом «жесткой силы» и способствует созданию благоприятного имиджа государства на международной арене. «Мягкая сила», представляет собой своеобразный инструмент оказания влияния.

Прежде чем изучать политику «мягкой силы» испанского государства, следует рассмотреть содержание самого термина «мягкая сила». Данный термин был введен в научный обиход в 1990-х годах американским политологом Джозефом Найем. Исследователь описал данный термин как способ реализации государством своих геополитических интересов за счет привлекательности и формирования имиджа своей страны [14, p. 9]. Необходимо признать невозможность сведения «мягкой силы» к совокупности гуманитарных ресурсов государства. Это противоречит источнику: Дж. Най неоднократно предостерегал против зауженного представления о ней, подчеркивая, что существует множество основных ресурсов «мягкой силы», к которым относятся культура, ценности, легитимная политика, позитивная внутренняя модель, успешная экономика и профессиональная военная сила – в смысле ее наличия, а не применения [8, с. 222]. Этот вопрос рассматривается с разных сторон в отношении разных государств [2; 4; 6].

Тем не менее среди основных сфер, в которых реализуется «мягкая сила», выделяют культуру и традиции того или иного этноса. Рассматривая непосредственно политику «мягкой силы» Королевства Испания, стоит отметить, что ее главным инструментом создания внешнеполитического имиджа является испанский язык.

Испания начала осознанное проведение политики «мягкой силы» в 70-х годах XX века. Основными направлениями, на которые опирается королевство в вопросе осуществления данной политики, являются культура, туризм и образование. Начиная с 1970-х годов, приоритетным направлением государственной политики Испании на международной арене становится создание национального бренда страны. Стоит отметить, что все механизмы проведения «мягкой политики» Испании закреплены на государственном уровне в соответствующей нормативно-правовой базе. К направлениям политики «мягкой силы» относятся такие сферы деятельности как СМИ, публичная дипломатия, туризм, различные образовательные и спортивные обмены, культурный диалог и миграционная политика. Таким образом, приведенные выше инструменты «мягкой силы» способствуют созданию привлекательного образа и доверия к тому или иному государству и влияют как на политические, так и на гуманитарные процессы в мире.

В 2020 году испанское государство заняло 13 место по индексу рейтинга «мягкой силы», который позволяет проследить слабые и сильные стороны политик государств, их динамику и тенденцию развития. По приведенным данным, Испания выигрывает в культурном и языковом направлении, но значительно отстает в экономическом и технологическом развитии. Говоря о рычагах воздействия на другие страны, стоит отметить королевский авторитет, знаменитый испанский футбол, известные во всем мире испанские вина и кухню [15].

Исходя из вышесказанного, имеет смысл подробнее рассмотреть некоторые составляющие «мягкой» политики Королевства Испания. Основу данной политики составляет культурно-языковой фактор. Испанский язык является родным языком более 450 млн. человек в соответствии с подсчетами, проведенными 2020 году. Одновременно ещё для более чем 20 млн. человек используют испанский язык в качестве второго языка. Испанский язык официально распространен в 24 странах, а наиболее популярным он является в Мексике [9]. Испанский язык выступает как язык международного общения в  рамках таких организаций, как Европейский союз и Организация Объединенных Наций. Более того, испанский язык является официальным языком организаций, членом которых Королевство Испания не является. Примером таких организаций выступает МЕРКОСУР [7]. Такая популяризация языка способствует благотворному развитию страны в культурном и экономическом плане. Испанская продукция за счет глобального распространения языка нашла свой рынок сбыта товаров преимущественно в Латинской Америке, где население максимально приближено к испанской культуре. В качестве товаров для сбыта можно выделить испанские книги, музыку, кино [11]. Стоит отметить, что популярность испанской культуры не ограничивается Латинской Америкой, а распространяется на весь мир, включая Россию.

Испанский язык, будучи третьим по распространенности в мире, а также объединяя между собой множество государств и культур, представляется полидиалектным и, следовательно, требует определенного регулирования, с этой целью еще в 1713 году была создана Королевская академия испанского языка, штаб-квартира которой по сей день находится в Мадриде. Основной функцией академии является регулирование языковой и литературной нормы современного испанского языка во всех странах, где он закрепляется в качестве официального. Находясь на территории Испании, академия выступает одним из практических применений инструментов «мягкой силы» в сфере языковой коммуникации. В ее рамках также существует Ассоциация академии испанского языка, объединяющая множество лингвистических, научно-исследовательских институтов, расположенных во всех испаноязычных странах [3]. Одна из главных целей, стоящих перед указанной организации - стандартизация достаточно сильно отличающихся друг от друга диалектов испанского языка. Одновременно в рамках данной организации, проходит работа по ведению толкового и этимологического словаря испанского языка. С  1951 года в рамках Ассоциации академии испанского языка каждые четыре года проходят соответствующие конгрессы, на которых поднимаются различные вопросы, связанные с проблемами развития испанской лингвистики. Так, с 27 по 29 марта 2019 года в городе Кордова, Аргентина проходил уже шестнадцатый по счету конгресс ассоциации.

Описывая организации, продвигающие испанский язык на международном уровне, нельзя обойти стороной государственный институт Сервантеса, основанный в 1991 году под руководством министерства иностранных дел Королевства Испании. Основной задачей института Сервантеса является преподавание испанского языка, а также распространение испанской культуры в различных странах мира. Институт объединяет в себе 77 центров. Один из таких центров расположен в Москве. Институт считается одним из головных организаторов международного конгресса испанского языка, важной повесткой которого являются актуальные проблемы в вопросах распространения и функционирования испанского языка.

Необходимо упомянуть и о так называемых перекрестных годах, в рамках которых происходит межкультурный и языковой обмен между странами. Испания тому не исключение. Так, например, в 2011 году проводился перекрестный год России и Испании. Целью года являлось расширение сотрудничества и взаимопонимания в широком спектре направлений: культура, туризм, спорт, бизнес и экономика, наука и образование, передовые технологии и инновации. Во время официальной церемонии открытия перекрестного года России и Испании 24 февраля 2011 года состоялась встреча короля Испании Хуана Карлоса I с Президентов РФ Д.А. Медведевым в Санкт-Петербурге. Затем 2016 год стал годом туризма России и Испании.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Королевство Испания уделяет большое внимание вопросам распространения испанской культуры и языка, что является важным инструментом политики «мягкой силы» государства.

Отдельно стоит отметить, что для Испании особенно важна поддержка своего авторитета на территории своих бывших колоний, к которым относятся государства Латинской Америки, северо-запада Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона [10]. Часть территорий Испанская империя потеряла в первой четверти XIX века в ходе череды войн американских колоний за независимость от Испании. Итогом данных войн стало образование на территории Америки новых независимых государств – Венесуэлы, Новой Гранады, Аргентины, Чили, Мексики, Перу, Панамы, Боливии, Колумбии, Гондураса, Никарагуа, Гватемалы и других. В 1898 году Испания отказалась от Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин. К 1968 году Испания окончательно утратила контроль над своими последними колониями, находящимися на территории Африки, к которым относились Гвинея, Марокко и Испанская Сахара. На сегодняшний день почти все территории, в прошлом находящиеся в зависимости от Испании, состоят в сообществе «Испанидад». Оно включает в себя испаноговорящие страны со сформированной на основе испанского языка культурой. К настоящему моменту в состав данного международного сообщества входят 23 государства, расположенные в Латинской Америке, Африке и Тихоокеанском бассейне [Рис. № 1].

Рисунок 1. Государства-члены сообщества «Испандад»

Таким образом, особым направлением «мягкой силы» являются территории бывших колоний. Одним из главных африканских партнеров испанского королевства выступает Марокко. Одними из главных вопросов в рамках взаимодействия Испании и Марокко остаются административно-территориальное регулирование испанских анклавов Сеута и Мелилья на территории Марокко, а также коллективная борьба с контрабандой наркотиков и нелегальной миграции. Также на близлежащих к Испании африканских территориях государство распространяет свое влияние за счет своей разнообразной культуры и совместной истории в определенные периоды времени.

Говоря о Латинской Америке, необходимо заметить, что территории находящихся в данном регионе государств можно назвать обычной сферой влияния испанского королевства. И стоит отметить, что заслуга популярности испанского языка принадлежит исключительно Испании. Именно благодаря постколониальной Латинской Америке испанский язык достиг своей нынешней популярности. В частности, это происходит благодаря латиноамериканским исполнителям, которые известны на весь мир: Дженнифер Лопес, Шакире, Рики Мартину. Представляется возможным упомянуть и известных художников, имеющих латиноамериканское происхождение: Фрида Кало, Диего Ривера, Федерико Дель Кампо [5, с. 5].

Особое влияние на колонии оказывает авторитет испанского института монархии в силу сохранения определенной исторической памяти в период, когда данные государства входили в состав испанской империи. Население колоний считало себя подданными испанской короны, а короля считали своим защитником перед нередким произволом безликих испанских чиновников.

Государственное устройство Королевства Испания представляет собой конституционную монархию, а главой государства является король Испании Филипп VI. Испания является единственной страной в мире, где была приостановлена монархия и возобновлена вновь без отягощающих последствий. Во время правления предыдущего короля Хуана Карлоса I в стране произошли серьезные перемены. Король спас страну от военного переворота, привел ее к демократической конституции. Период правления Хуана Карлоса I связывают с бурным экономическим ростом государства. Однако в 2010-х годах престиж королевской династии был сильно подорван. Испанскому королю были приписаны коррупционные действия, а именно получение 100 млн. долларов от Саудовской Аравии из-за чего король впоследствии отрекся от престола в пользу своего сына. Данный инцидент имел немалые имиджевые потери для Королевства Испания. В настоящее время король Филипп смог вернуть уважение к короне и доверие к королевской династии.

Институт монархии в Королевстве Испания также можно считать частью политики «мягкой силы» государства. В первую очередь это связано с тем, что именно король представляет собой ту публичную символическую фигуру, в зависимости от действий которой формируется престиж всего Королевства Испания на международной арене [1, с. 14-15].

Проецирование культурных ценностей за рубеж способствует плодотворному развитию туризма. Отдых в Испании является одним из самых популярных направлений у туристов. Различные музеи, памятники, пляжи, парки и заповедники привлекают своей красотой все больше отдыхающих. Также гастрономия не оставляет равнодушных туристов, поскольку в отдельных регионах Испании она предельно разнообразна. Кухня Испании известна по всему миру: паэлья, хамон, разнообразие морепродуктов и, конечно, испанское вино.

К особым культурным ценностям Испании относятся танцы, которые отличаются своей страстностью и притягательность. Испанские танцы популярны по всему миру. Самыми распространенными являются пасодобль и фламенко. Отличительными чертами испанского танца являются переборы гитарных струн, красивые костюмы и кастаньеты.

Еще одна особая, отличительная черта испанской культуры - коррида. Коррида представляет собой традиционную форму боя быков; яркое зрелище, которое выглядит как представление в нескольких действиях. Главным участником боя выступает матадор – человек, укрощающий быков. Раньше данная профессия являлась престижной в Испании, однако на сегодняшний день заработок матадоров стал значительно ниже. Уже в XX веке начали формироваться движения за отмену корриды, поскольку такое обращение с животными признано неприемлемым.

Футбол остается самым популярным видом спорта в Испании. Основные испанские футбольные клубы - Реал Мадрид, Барселона, Атлетико Мадрид. Футбол является важным политическим рычагом для Испании и инструментом «мягкой силы» государства. Футбол для Испании -  способ признания страны на глобальном уровне.

Одной из важных составляющих политики «мягкой силы» в отношении иностранных государств является обширная сеть международных неправительственных организаций и фондов, действующих на территории других стран и продвигающих интересы единственного бенефициара [13]. Так, например, в США широко развита сеть международных организаций, объединяющих собой как экологические или правозащитные, так и другие гуманитарные организации, имеющие влияние по всему миру и продвигающие интересы США на международной арене. На территории Испании также действуют такие американские международные организации, как Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED, USA), Институт Джона Хопкинса, Агентство международного развития (USAID), Информационное агентство США (USIA) и многие другие. Указанные организации имеют серьезный лоббистский ресурс и влияние во многих странах мира, в том числе и в Испании. В ходе поиска испанских международных общественных организаций, продвигающих политические интересы Королевства, обнаружилось их отсутствие, что является серьезным упущением в проведении политики «мягкой силы», во многом осуществляющейся неправительственными организациями (НПО) за рубежом.

В качестве немаловажного инструмента «мягкой силы» рассматриваются средства массовой информации, осуществляющие вещание за рубеж. Так, подобные СМИ существуют как в США (Радио Свобода, Голос Америки), так в России (Радио Спутник, Russia Today). Испанские СМИ ограничиваются вещанием исключительно в рамках своего государства и не ставят своей задачей вещание не только на иностранные государства с другими языками, но даже и на испаноговорящие страны, например, страны Латинской Америки [12].

Исходя из всего описанного выше, представляется возможным сделать некоторые выводы в отношении политики «мягкой силы» Королевства Испания на международной арене. Существует серьезный культурный и языковой ресурс и потенциал для оказания Мадридом влияния в первую очередь на свои бывшие колонии, в рамках которых испанский язык закреплен в качестве официального, государственного. Королевством Испания ведётся внешнеполитическая работа по распространению испанского языка и культуры в мире, а также поддержанию уже имеющихся позиций своего языка в статусе третьего по числу носителей. Одновременно формируется и укрепляется статус Испании в качестве крупного туристического центра, и с этой работой государство успешно справляется, даже несмотря на трудности в связи с ограничениями, введенными по причине распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в период действия которых наблюдалось резкое сокращение турпотока в Испанию.

В то же время в вопросах оказания политического влияния путем использования инструментов «мягкой силы», наблюдаются серьезные просчеты. В Королевстве Испания отсутствуют информационные и политические механизмы оказания «мягкого давления» на страны, входящие в сферу влияния государства. По-видимому, это связано с тем, что Испания сама является объектом «мягкой силы» иных государств (например, США или Германии). Из-за вхождения в НАТО и Европейский Союз, в рамках которых государство является далеко не ведущим членом, Испания вынуждена следовать во внешнеполитическом фарватере указанным выше странам, занимающим лидирующие позиции в упомянутых альянсах.

Правильная ссылка на статью
Цапина Е.А. Особенности политики «мягкой силы» Королевства Испания // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2021. № 04 (05). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/osobennosti-politiki-myagkoj-sily-korolevstva-ispaniya.html (Дата обращения: 20.12.2021)

Список литературы

1. Андроненко И.Ф. Динамика политической роли института монархии в Испании // Филологический аспект. 2020. № S1 (1). C. 6-17.
2. Галимзянова А.К. «Мягкая сила» России в современной мировой политике // Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. Москва. Квант-Медиа. 2018. С. 118-126.
3. Карданова М. Л., Эздекова Л. Б. Роль культурно-языкового фактора как инструмента «Мягкой силы» во внешней политике Испании // Научный журнал «Дискуссия», 2015. С.72-76.
4. Кашина А.А. Концепт «Мягкой силы» в арабских странах // Восточный альманах. Сб. научных статей. Москва. Квант-Медиа. 2019. С. 29-43.
5. Ковалевская Н. В. Роль испанского языка как «Мягкой силы» во внешней политике Испании // Научный журнал «Историческая и социально-образовательная мысль» Т. 7 № 5, 2015. 5 с.
6. Коптелова И.Е. «Мягкая сила» как ресурс внешней политики Венгрии при работе с соотечественниками // Стратегия «мягкой силы» в контексте информационных войн. Сб. материалов конференции. МГЛУ. 2017. С. 129-141.
7. Ликунова И.Ф. Испания и ибероамериканские конференции. ДА МИД РФ, Москва. 2014. 60 c.
8. Неймарк М.А. О некоторых методологических подходах к изучению «мягкой силы» // Стратегия «мягкой силы» в контексте информационных войн. Сб. материалов конференции. МГЛУ. Москва. 2017. С. 221-224.
9. Самосадко А.С. Особенности «мягкой силы» Испании. Издательство Уральского университета, 2019. 419 с.
10. Семенова Е.Н. Роль испанской колонизации в трансформации латиноамериканской этнокультуры // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2021. № 02 (03). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/rol-ispanskoj-kolonizatsii-v-transformatsii-latinoamerikanskoj-etnokultury.html (Дата обращения: 17.11.2021)
11. Яковлев П.П. Экономическая дипломатия Испании: роль «мягкой силы» // Язык как экономический и политический фактор международных отношений: Международный симпозиум: Сборник докладов. М.: Ин-т Латинской Америки РАН, 2014. С. 92-96.
12. Astakhov E. Reflexiones sobre el poder blando de España. Universidad MGIMO. P. 26-33.
13. Noya Javier. Diplomacia pública//Editorial Ariel, Barcelona, 2007, 17 p.
14. Nye J. Soft Power. The Means to success in World Politics. Nueva York: Public Affaire, 2005. p. 9
15. Ramiro P. Marca España. ¿A quién beneficia? Barcelona: Icaria, 2014. 96 p.
16. Информационно-справочный портал «The soft power 30» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://softpower30.com/ (Дата обращения: 28.08.2021)

Расскажите о нас своим друзьям: