УДК 355.233.231.4
Дата публикации 29.03.2023
Опыт актуализации военно-исторического наследия Черноморского флота в музеях Крыма и Севастополя
Покровская Анна Федоровна
кандидат культурологии, доцент кафедры “Музейное дело и охрана памятников историко-культурного наследия”, Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, aspaf@mail.ru
Бараненко Павел Андреевич
магистрант кафедры “Музейное дело и охрана памятников историко-культурного наследия”, Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, PavelNichey@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается методология построения экспозиций и опыт экспонирования военно-исторического наследия Черноморского флота в музеях Крыма и Севастополя. Выявляются особенности постоянных выставок в военно-исторических музеях, затрагивающих тематику Черноморского флота, а также основные способы актуализации военно-исторического наследия.
Ключевые слова: Черноморский флот, военно-историческое наследие, музеи Севастополя, метод построения экспозиции, актуализация.
Candidate of Culturology, Associate professor at the Department of “Museology and protection of monuments historical and cultural heritage”, Sevastopol State University, Russian Federation, Sevastopol
master student of the department “Museum business and protection of monuments historical and cultural heritage”, Sevastopol State University, Russian Federation, Sevastopol
Abstract: The article discusses the methodology of building expositions and the experience of exhibiting the military-historical heritage of the Black Sea Fleet in the museums of Crimea and Sevastopol. The features of permanent exhibitions in military history museums that touch on the subject of the Black Sea Fleet, as well as the main ways of updating the military historical heritage, are revealed.
Keywords: Black Sea Fleet, military-historical heritage, museums of Sevastopol, exposition construction method, actualization.
В современных условиях, обусловленных внешнеполитической повесткой и запросом общества, военно-историческое наследие становится все более важной частью историко-культурного наследия в целом. В пору информационной войны и культурного противостояния Западу все чаще общество и государство обращается к тем страницам нашей истории, где сплочение русского народа позволило одолеть внешнюю угрозу, зачастую исходившую из Европы. Здесь можно вспомнить польскую интервенцию в начале XVII века, Отечественную (1812) и Крымскую (1853-1856) войны в XIX веке, а также, разумеется, Великую Отечественную войну (1941-1945) в XX веке.
Уже в двух последних событиях важную роль играл Черноморский флот, что для Крыма и Севастополя является особенно важным, поскольку развитие полуострова во многом было подчинено интересам флота. Значение это в последние десятилетия только росло. Связано оно прежде всего с распадом СССР в 1991 году и последовавшим за ним распадом традиционных культурных, экономических и политических связей, а затем с референдумом в 2014 году, когда Крым и Севастополь вернулись в состав Российской Федерации. На протяжении долгого времени именно Черноморский флот оставался одной из самых прочных связей полуострова с Россией, а потому так важно находить новые способы и методы актуализации его истории. Основная работа в этом направлении, конечно, приходится на военно-исторические музеи.
Вообще, говоря о военно-историческом наследии и деятельности музеев в этом направлении, важно уточнить формулировки определений, которыми мы будем пользоваться в данной статье.
Под «военно-историческим наследием» мы понимаем совокупность произведенных в результате материальной и духовной деятельности людей объектов и явлений, свидетельствующих о военных событиях прошлого, развитии военного дела и осознаваемых обществом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. Спектр памятников, относящихся к этому наследию достаточно обширен, сюда относятся как памятники материального, так и нематериального (военные песни и стихи) наследия. Прежде всего сюда стоит отнести места боевого подвига, поля воинской славы, мемориальные кладбища и братские могилы, военные объекты и технику, а также вещественные свидетельства (униформа, вооружения, карты-схемы и т.д.).
В музеях военно-историческое наследие не только физически сохраняется, но также расшифровывается и ретранслируется его смысл и значение для сохранения в памяти посетителей музея. Реализуется это в разных формах, рассмотрение которых могло бы стать предметом целого ряда статей, в особенности по тематике Черноморского флота, однако здесь мы умышленно ограничимся только анализом экспозиционно-выставочной деятельности конкретных музеев.
Перед тем как приступить к рассмотрению экспозиций музеев Крыма и Севастополя, нужно сделать небольшое отступление относительно методов актуализации. Военно-историческое наследие хоть и является составной частью общего историко-культурного наследия, однако имеет свою специфику.
Проблемы развития методик работы с посетителями в музеях военно-исторического профиля, а также актуализации военно-исторического наследия неоднократно поднимались в научном дискурсе. Так, например, в своей работе «Нам необходимо услышать этих солдат…» И. А. Гринько анализирует европейский опыт экспонирования военно-исторического наследия в связи с уменьшением интереса российского сообщества к данной тематике, подтвержденного опросом ВЦИОМ в 2014 году. Как раз в это время во многих отечественных музеях проводились реэкспозиции, в рамках которых и предполагалось учесть данный опыт. Однако уже к концу 2010-х годов можно говорить о разработке ряда методик и практик призванных привлечь посетителей в музеи военно-исторического профиля. Здесь нужно отметить разработку экспозиций таким образом, чтобы основной акцент делался на судьбы героев, отображение повседневности и внедрение трехмерных панорам, позволяющих еще больше усилить эффект присутствия [1, с. 22-28]. Впрочем, недостаточно только разработать методики, но важно также посмотреть, как они будут работать на практике. К тому же, уровень развития музейной науки во всех регионах разный, везде есть своя специфика.
Актуализация в широком смысле — это интерпретация подлинного объекта наследия. Осуществляется она во многих формах: экспозиции, выставки, экскурсии, лекции, музейно-педагогические программы, музейные уроки и т.д.. Именно музейная экспозиция, что основана на подлиннике и интерпретирующая наследие, выступает главной формой музейной коммуникации, т.е. основной формой актуализации наследия, будь то военно-историческое, архитектурное или природное, является музейная экспозиция. Уже на ее основе будут проводиться экскурсии, создаваться музейно-педагогические программы или уроки.
Характер интерпретации экспонатов, а также выстраивания взаимосвязей между ними, зависит от методов построения экспозиции. Они довольно разнообразны и им посвящено немало работ в отечественной науке. Здесь можно вспомнить работы И. В. Андреевой [2, с. 16-28], Н. М. Дружинина [3, с. 242-253], Е. А. Розенблюма [4, с. 108-117], Л. М. Шляхтиной [5], однако довольно популярной является точка зрения Т. П. Полякова [6, с. 60-71]. В своих работах он не только обобщил уже имеющийся опыт проектирования экспозиций, но также сформулировал и вывел новый метод – сюжетно-образный.
Итак, в современной отечественной музеологии в качестве основных методов проектирования выделяются: систематический (коллекционный), ансамблевый, ландшафтный, тематический (тематико-иллюстративный) и сюжетно-образный. В рамках интерпретации военно-исторического наследия систематический метод подходит для показа однородных предметов (макеты оружия, снаряжение, боеприпасы), тематический – для представления отдельных аспектов фронтовой жизни или другого узкого направления, сюжетно-образный – зачастую используется для комплекса предметов, найденных с погибшими солдатами и, наконец, ансамблевый и ландшафтный очень схожи по применению – с их помощью раскрываются бытовые тематики или фрагменты сооружений (как правило – in situ).
Традиционной формой сохранения культурного наследия «на местности» является формирование охранной (заповедной) территории посредством создания музея-заповедника. Впрочем, когда мы смотрим на военно-исторические музеи нашего региона, то видим обратную картину. Большая их часть находится в бывших фортификационных сооружениях (например, Константиновская и Михайловская батареи) или же просто старинных зданиях (например, Музей Черноморского флота), но не имея статуса музея-заповедника.
Распространенным способом для лучшего погружения посетителя, для формирования соответствующей атмосферы в музеях военно-исторического профиля является создание панорам и диорам. Под «панорамой» следует понимать картину с круговым обзором, живописный фон которой совмещен с объемным предметным планом. Таким образом достигается иллюзия реального пространства. Наиболее известные панорамы России: музей-панорама «Бородинская битва», панорама «Оборона Севастополя», панорама «Волочаевская битва» и другие. Диорама, в отличие от панорамы, охватывает только половину круга горизонта, а потому, как правило, не изображает событие в полном масштабе. Они технически проще в создании, а потому диорам намного больше в музеях страны. На данный момент в Российской Федерации существует более 40 диорам. Наиболее известные из них: цикл из 6 диорам в залах Музея Победы (Центрального музея Великой Отечественной войны), диорама «Штурм Сапун-горы», созданные Студией военных художников им. М.Б. Грекова. Впрочем, диорамы могут быть и меньших масштабов, т.е. быть составной частью одной из экспозиций музея, что мы не раз увидим ниже.
Рассмотрение экспозиций, посвященных истории и деятельности Черноморского флота правильнее будет начать с военно-исторических музеев Севастополя, поскольку на протяжении всей своей истории город был неразрывно связан с флотом. И довольно быстро стал его главной базой - в 1804 году [7, с. 100-103].
Говоря об актуализации военно-исторического наследия Черноморского флота, прежде всего стоит затронуть Музей Черноморского флота (полное название - Филиал ФГБУ «ЦВММ» Минобороны РФ). Здесь, в сравнении с другими музеями, представлена, пожалуй, самая полная и богатая на экспонаты выставка, посвященная Черноморскому флоту от дня его основания и до современности. Экспозиция поделена на семь залов, каждый из которых раскрывает отдельные этапы в истории флота: Создание Черноморского флота и основание г. Севастополя, Русско-турецкие войны XVIII - середины XIX веков; Первая оборона Севастополя 1854-1855 гг.; Развитие Черноморского флота в конце XIX – начале ХХ века; Первая русская революция 1905-1907 гг., Первая мировая война 1914-1918 гг.; Черноморский флот и г. Севастополь в годы Гражданской войны и иностранной интервенции в 1918-1922 гг. Восстановление Черноморского флота в 1922-1941 гг., Первая мировая война 1914-1918 гг.; Вторая оборона Севастополя 1941-1942 гг.; Освобождение Кавказа и Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 гг., Победа в Великой Отечественной войне. Вся экспозиция позволяет поступательно, в хронологическом порядке, раскрыть историю флота и города, их взаимосвязи и развитие. Делается большой акцент на героических подвигах моряков-черноморцев, бывших главными защитниками Севастополя на протяжении всей его истории. Выставка снабжена большим количеством подлинников: обмундирование, вооружение, картины, а также макетами кораблей и другим вспомогательным материалом. Впрочем, стоит заметить, что при всем этом многообразии, современная история города и флота не раскрыта, поскольку существующий для этого зал закрыт на реставрацию и реэкспозицию, которая длится уже продолжительное время. Также история города, как главной базы Черноморского флота, освещена не полностью, акцент делается только на моменте основания Севастополя и разрушениях в ходе I и II оборон [8].
Музей Черноморского флота считается одним из старейших в стране. Он был основан 14 (26) сентября 1869 года, тогда еще посвященный Севастопольской обороне 1854-1855 годов, покровительство российских императоров, активное участие ветеранов в формировании музейного собрания позволили сформировать основу для этой уникальной коллекции по истории Черноморского флота [8]. Впрочем, истории флота посвящены экспозиции и других музеев города.
В первую очередь, стоит упомянуть Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя. Он состоит из ряда филиалов, находящихся в разных точках города и посвященных отдельным аспектам I и II обороны Севастополя. Так или иначе деятельность флота затрагивается в экспозициях следующих объектов: Мемориальный комплекс «Малахов курган», Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» и Собор св. Равноапостольного князя Владимира. Ровно как тематика, так и содержание экспозиций во многом перекликаются, отсылая посетителя к другим объектам музея-заповедника. Экспозиции Малахова кургана и Панорамы, в основном, сконцентрированы вокруг I обороны. Однако в Панораме так же, как и в Соборе, часть экспозиции посвящена истории самого здания [9].
Малахов курган представляет собой мемориальный комплекс, экспозиция которого состоит из двух частей – экспозиция под открытым небом и выставка внутри «Оборонительной башни Корниловского бастиона». Они повествуют об обороне Севастополя в 1854-1855 годах с «точки зрения» Малахова кургана. Экспозиция в башне раскрывает роль Малахова кургана в годы I и II оборон, а сохранившиеся личные вещи участников – героизм наших солдат и моряков. Выставленные подлинники отлично дополняются мультимедийными проекциями, позволяющими еще лучше окунуться в атмосферу. Немаловажную роль в этом также играет небольшая диорама «Контрминные работы перед Малаховым курганом» (Ф. Д. Кутинов, Н. С. Шеметов), которая в сочетании с экспонатами позволяет получить представление о тяжести той работы, которую проводили саперы в ходе I обороны [9].
Экспозиции под открытым небом дополняют картину подлинными экспонатами тяжелых вооружений XIX-XX веков, которые использовались в ходе двух оборон [9]. Хотя и оборонительная башня, и сам мемориальный комплекс недавно были обновлены, безусловным преимуществом экспозиции Оборонительной башни Корниловского бастиона является наличие современных мультимедийных технологий. В тоже время, все пушки на территории комплекса доступны для прямого тактильного контакта, что в свою очередь очень нравится детям и молодежи.
Другим важным объектом, входящим в музей-заповедник, является Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.». Она повествует о тех же событиях, что и экспозиция Малахова кургана, однако с учетом уникальной истории самого здания. Здесь тема Крымской войны раскрывается через 349-дневную оборону Севастополя и делается это в два этапа. Сначала посетителю открывается экспозиция «Панорама Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – памятник народному подвигу», расположенная на первому этаже, и только после получения необходимых «знаний» ему представляется живописное полотно Панорамы. Сама выставка поделена на несколько разделов, которые поступательно раскрывают историю обороны и самой Панорамы. Среди экспонатов стоит выделить фрагменты подлинного полотна Ф. Рубо (экспонируется копия, воссозданная советскими реставраторами), а также некоторые его этюды. Они дают возможность посетителю сравнить оригинальное полотно с тем, что экспонируется ныне. В экспозиции также представлена небольшая диорама – «Подземно-минная война в Севастополе» (Б. Н. Беляев и В. И. Гранди). За исключением уникальной истории Панорамы, как памятника, историческая часть во многом перекликается с Малаховым курганом. Похожие диорамы, написанные на одну тему, только усиливают это ощущение. Впрочем, негативного эффекта такой подход не несет, а лишь дает возможность посетителю взглянуть на события I обороны Севастополя с разных «точек зрения». Важно отметить, что как вся экспозиция и живописное полотно концентрируют внимание посетителя прежде всего на реальных личностях, участвовавших в обороне города, таковы, например, хирург Н.И. Пирогов, адмирал П. С. Нахимов, генерал С. А. Хрулев и другие [9]
Если экспозиции в Панораме и на Малаховом кургане посвящены I и II обороне Севастополя и тематика Черноморского флота является вторичной, то в Соборе Св. Равноапостольного князя Владимира история флота раскрывается через биографию прославленных адмиралов (М. П. Лазарев, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов) и историю самого собора. Колорита также добавляет тот факт, что собор продолжает действовать как православный храм, где ежегодно совершается молебен в честь основания Черноморского флота, проходят богослужения и панихиды по морякам, освящаются Андреевские флаги и вымпелы для кораблей. Можно сказать, что здесь удалось сохранить традицию [9].
В Нижнем храме Собора представлена выставка «Владимирский собор – усыпальница выдающихся адмиралов». В экспозиции представлены экспонаты, раскрывающие историю собора, жизнь и деятельность адмиралов, захороненных в нем, творчество архитекторов, художников, реставраторов, выполнена реконструкция штурманской рубки парусного корабля XIX века [9].
В отдельную группу можно отнести военно-исторические музеи, расположенные в бывших береговых батареях Севастополя – Константиновской и Михайловской. Их экспозиции посвящены не только истории города, но и истории самих оборонительных сооружений, а также деятельности Черноморского флота.
Военно-исторический музей фортификационных сооружений, частью которого является экспозиция Михайловской батареи, имеет в своем распоряжении самую богатую в мире коллекцию, посвященную Крымской войне (1853-1856). Знаковой чертой музея, на наш взгляд, является расположение выставочных площадей. Экспонаты расположены в нишах вдоль коридора (анфилад) на протяжении всех каземат, таким образом, достигается смысловое деление не только истории города на периоды, но и тематического (типологического) ряда экспонатов. Благодаря этому достигается эффект «путешествия во времени» – от основания города до современности. Большое количество подлинников позволяет постоянно обновлять существующие экспозиции и создавать временные [10].
Переходя к Константиновской батарее, важно отметить, что это музейно-выставочный комплекс, находящийся в ведении Русского географического общества (РГО), а потому спектр его деятельности частично смещен на проведение выставок, которые приурочены к разного рода праздникам или соответствуют тематике РГО. Экспозиция «Константиновская батарея: два века на страже родины» также затрагивает историю города и Черноморского флота, однако в основном концентрируется вокруг истории самой батареи. Выставочные помещения обустроены схожим с Михайловской батареей образом, что, разумеется, обусловлено похожей архитектурой [11].
Замыкает список музеев Севастополя, посвященных деятельности Черноморского флота и истории города, небольшой и малоизвестный Музей военных строителей ЧФ РФ. Впервые музей был открыт в 2001 году, однако в тот момент не был востребован и потому через некоторое время закрылся и долгое время простаивал. Проблемы с финансированием были решены относительно недавно и музей вновь возобновил свою деятельность в марте 2020 года. Он имеет небольшой штат и представлен только сообществом в социальной сети «ВКонтакте» [12].
Несмотря на уникальную по составу коллекцию, способную раскрыть особенности работы военных строителей и их истории, а также подлинные материалы, из которых сооружены исторические здания Севастополя (как стройматериалы, так и оборудование), музей слабо представлен в информационном пространстве города. Существующая экспозиция традиционно рассказывает об истории Севастополя, однако акцент в ней смещен на деятельность военных строителей и их вкладе в развитие города [12].
Таким образом, можно отметить, что отличительной чертой всех экспозиций музеев города является их переплетенность между собой, а уникальность достигается путем рассказа истории города «с точки зрения» объекта, в котором находится музейное собрание.
Республика Крым имеет большее количество, как собственно военно-исторических, так и краеведческих музеев, которые так или иначе затрагивают в своих экспозициях деятельность Черноморского флота. Для рассмотрения отберем самые популярные из них – Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник и Центральный музей Тавриды.
В состав Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника входит несколько филиалов и объектов музейного показа. Основу фондов составляют именно археологические коллекции, поскольку большая часть его объектов – это античные гробницы и городища. Впрочем, в составе музея-заповедника также есть Музей истории Керченского-Эльтигенского десанта 1943-1944 гг., представляющий для нас интерес. Залы музея подробно раскрывают все этапы высадки десанта. Разумеется, что в этом событии принимали участие не только моряки-черноморцы, но и другие советские солдаты. Важно отметить, что в крымских музеях внимание флоту уделяется несколько меньшее, чем в Севастополе, что, разумеется, обусловлено историей. Важной частью экспозиции музея являются военно-исторические памятники: площадка вооружений периода Великой Отечественной войны, братские могилы, военный госпиталь и операционная десантников Эльтигена, памятный знак «Мотобот». Все они расположены на прилегающей территории, ровно, как и мемориальный комплекс «Парус», включающий памятник в виде паруса и 60-метровую стену с барельефами, где запечатлены эпизоды боевых действий десанта [13].
Центральный музей Тавриды — это второе по важности музейное объединение Республики Крым. Оно не является военно-историческим по своей специализации, равно, как и предыдущий музей. В состав объединения входят такие важные для нас объекты, как Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. «Концлагерь Красный» и Алуштинский историко-краеведческий музей. Музей Тавриды заявлен как музей региона, в нем представлены выставки самого широкого профиля, посвященные как истории, так и природе Крыма. Из исторических экспозиций, интересующей нас тематики стоит отметить две – «Крым в Великой Отечественной войне 1941-1944 гг.» и «В «Окаянные дни». Первая, как видно из названия, рассказывает о кровопролитных сражениях за Крымский полуостров в 1941-1944 годах, затрагивая все десантные операции и партизанские движения. Экспозиция снабжена личными вещами участников боевых действий, образцами вооружений и обмундирования, картами и фотоматериалами. Правда часть материалов доступна в мультимедийном формате. Экспозицию дополняют две диорамы, выполненные художником-баталистом И. Дзысем: «Участие кораблей Черноморского флота в отражении штурма Севастополя 29 декабря 1941 г.» и «Бой 2-го партизанского отряда 1-й бригады 30 декабря 1943 г. на горе Колан-Баир» [14; 15, с. 376-385].
Выставка «В «Окаянные дни» раскрывает историю противоборства Красной и Белой армий в Крыму в ходе Гражданской войны 1917-1920 гг. Экспозиция состоит из двух частей. В первой представлены элементы обмундирования двух армий, образцы оружия, бытовые предметы, а во второй – комплекс документов, листовок, которые ярко и точно отражают эпоху. Выставка дает представление о роли и судьбе Черноморского флота в ходе Гражданской войны [14].
Помимо указанных музеев, как уже говорилось выше, существуют и другие, которые в той или иной степени, освещают историю Черноморского флота, однако они менее популярны или их вклад в актуализацию данной тематики незначительный.
Важным инструментом популяризации музейного собрания, актуализации тех или иных аспектов историко-культурного наследия может также выступать Государственный каталог Музейного фонда РФ, доступный для всех желающих. Впрочем, нахождение каких-либо предметов по интересующей тематике на сайте остается довольно непростой задачей [16, с. 34-38]. Из всех перечисленных музеев только Музей Черноморского флота, являющийся филиалом Центрального Военно-морского музея им. Императора Петра Великого, удобен для поиска предметов. Это очевидно, поскольку он полностью посвящен тематике флота. В тоже время, разделения между предметами из археологических коллекций и предметами периода XIX-XX веков в крымских музеях нет, что, безусловно, делает их поиск довольно трудоемкой задачей [17].
Таким образом, возвращаясь к методам построения экспозиции, как это часто бывает на практике, нельзя сказать, что в музеях Крыма и Севастополя использовался какой-то один конкретный. Для музеев-заповедников характерно сочетание тематического, сюжетно-образного и ансамблевого методов. Делается акцент на личностях, их лишениях и подвигах, совершенных несмотря ни на что, достигается это путем демонстрации личных вещей героев. При этом каждая экспозиция раскрывает сразу несколько важных аспектов (например, экспозиция Панорамы раскрывает сразу несколько «историй» – историю Крымской войны, I Обороны Севастополя, истории самого здания и т. д.). Наконец, здания и их окружение (зачастую включенные в мемориальные комплексы) сами являются музейными объектами.
Важно отметить средства, которыми пользуется музей для большего воздействия на посетителя. Здесь два важных аспекта, которые нужно подчеркнуть: использование мультимедийных технологий и «малых» диорам в экспозициях музеев-заповедников. Оба аспекта являются безусловным преимуществом перед другими музеями или выставочными комплексами.
Наконец, следует затронуть тематическую составляющую экспозиций, описанных выше музеев. Прежде всего, музеи Севастополя практически однородны по предоставляемой посетителю информации. Каждая экспозиция обладает подлинными свидетельствами прошлого, однако в основе своей они однородны. Уникальность каждой экспозиции достигается путем предоставления взгляда с иной точки зрения – с точки зрения здания, как свидетеля героических страниц истории города. В музеях Крыма тематика Черноморского флота рассматривается опосредованно. Впрочем, например, посетители этих музеев смогут больше узнать о роли флота в Гражданской войне. Для Севастополя также представляется актуальной тема влияния флота на развитие городской инфраструктуры, она сравнительно слабо представлена в существующих экспозициях. Тема может быть расширена до влияния флота на развитие гражданской инфраструктуры всего Крыма и раскрыта на основе межмузейного сотрудничества уже именующимися ресурсами. Данный вопрос будет особенно актуален в условиях празднования в 2023 году 240-летнего юбилея со дня основания Черноморского флота.
Покровская А.Ф., Бараненко П.А. Опыт актуализации военно-исторического наследия Черноморского флота в музеях Крыма и Севастополя // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 01 (10). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/opyt-aktualizatsii-voenno-istoricheskogo-naslediya-chernomorskogo-flota-v-muzeyakh-kryma-i-sevastopolya.html (Дата обращения: 29.03.2023)
Список литературы
1. Гринько И.А. Нам необходимо услышать этих солдат... // Музей. №8. – 2014. – С.22-28.
2. Андреева И.В. Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций // Вопросы музеологии. – 2019. – № 1. – С. 16–28.
3. Дружинин Н.М. Методы историко-революционной экспозиции // Внешняя политика России. История Москвы. Музейное дело: избр. тр.– М.: Наука,1988. – С. 242–253.
4. Розенблюм Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. М., 1997. С. 108–117.
5. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. – М.: Высш. шк., 2009. – 183 с.
6. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» : монография / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Пустовойт, О. Ю. Нельзина, А. А. Корнеева; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. — М.: Институт Наследия, 2021. — 438 с.
7. История Севастополя в трех томах. Том II. Севастополь в эпоху Российской империи. Конец XVIII века - 1917 г. – М.: Издательство “ИстЛит”, 2021. – 800 c.
8. Сайт Филиала ФГБУ "ЦВММ" “Музей Черноморского флота в г. Севастополь” [Электронный ресурс]. URL: https://navalmuseum.ru/filials/black_sea_fleet (дата обращения: 15.03.2023)
9. Сайт ФГБУК “Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя” [Электронный ресурс]. URL: https://sevmuseum.ru (дата обращения: 15.03.2023)
10. Сайт Военно-исторического музея фортификационных сооружений [Электронный ресурс]. URL: https://muzey-sevastopol.com (дата обращения: 15.03.2023)
11. Официальный сайт музейно-выставочного комплекса «Константиновская батарея». [Электронный ресурс]. URL: http://ravelink.ru (дата обращения: 15.03.2023)
12. Официальное сообщество Музея военных строителей ЧФ РФ в социальной сети “ВКонтакте” [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/public206665217 (дата обращения: 15.03.2023)
13. Сайт Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника [Электронный ресурс]. URL: https://kerchmuseum.ru (дата обращения: 15.03.2023)
14. Сайт Центрального музея Тавриды [Электронный ресурс]. URL: https://tavrida-museum.ru (дата обращения: 15.03.2023)
15. Музеи Крыма. Путеводитель-справочник / Сост. В.П. Пересунько, А.В. Зубарев. – Симферополь: Н. Орiанда, 2022. – 512 с.
16. Костенко В. В., Козлова А. С. Госкаталог Музейного фонда России: первый подход к прикладному анализу данных // Вопросы студенческой науки. – 2021. – №9. – С. 34-38.
17. Сайт Государственного каталога Музейного фонда РФ [Электронный ресурс]. URL: https://goskatalog.ru/portal/ (дата обращения: 15.03.2023)