История, Культура

УДК 37.018.2

Дата публикации 24.03.2023

Воспитание исторической памяти в мемориальных произведениях Н.М. Рубцова

Володин Олег Николаевич
кандидат юридических наук, методист Центра профилактической работы, Институт регионального развития Пензенской области, РФ, г. Пенза, ORCID 0000-0003-3568-0942, e-mail: ov68ppp@rambler.ru

Аннотация: Настоящая публикация задумана с целью выделить в творческом наследии Н.М. Рубцова произведения, названные нами мемориальными. Проведен системный анализ мемориальных поэтических произведений Н.М. Рубцова на предмет выявления воспитательного аспекта, непосредственно формирующего качество исторической памяти. В качестве гипотезы выдвинута идея о привнесении воспитательного аспекта в проводимые педагогами предметные занятия по русской литературе. В заключении сделан вывод о значительном воспитательном потенциале мемориальных произведений Н.М. Рубцова и их соответствии задаче формирования исторической памяти у учащихся образовательных организаций.
Ключевые слова: педагогический процесс, воспитание, культура, литература, поэзия, историческая память, мемориальные произведения.

Educating historical memory in the memorial works of N.M. Rubtsov

Volodin Oleg N.
candidate of yuridical sciences, Сenter for preventive work, metodist, Institute of Regional Development of Penza Region, Russia, Penza

Abstract: This publication is intended to highlight in the creative heritage of N.M. Rubtsov the works that we have called memorial. A systematic analysis of N.M. Rubtsov's memorial poetic works was carried out in order to identify the educational aspect that directly forms the quality of historical memory. The idea of introducing an educational aspect into the subject classes on Russian literature conducted by teachers is put forward as a hypothesis. In conclusion, the conclusion is made about the significant educational potential of N.M. Rubtsov's memorial works and their compliance with the task of forming historical memory among students of educational organizations.
Keywords: pedagogical process, upbringing, culture, literature, poetry, historical memory, memorial works.


Введение.

В последнее десятилетие достаточно энергично и с глубокой заинтересованностью в научных и социально-управленческих кругах дебатируется проблема «исторической памяти». Смысл данного обсуждения предельно понятен: современная российская действительность задыхается в экзистенциальных попытках найти и обрести «хоть что-то» в отношении самой себя. Общим местом стало осознание того, что тотальная «деидеологизация» «девяностых» повлекла за собой «ковровую» бездуховность, манкуртизацию, коммерциализацию, прочие социокультурные беды, перерастающие в том числе в различные формы агрессии и деструктива. Прекрасно понимая текущую диспозицию, Президент России предпринял волевой шаг к сбалансированию идеологических отношений, желая удержать общество от ползучего скатывания к откровенной деградации, издав Указ №809, которым утвердил Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.[1] Одним из факторов, активных агентов процесса «сохранения и укрепления» как раз и является «историческая память».

Память вообще достаточно сложное, многомерное явление. «Память — это способ конструирования людьми своего прошлого. <…> это понятие используют для изучения репрезентаций прошлого и его конструирования через медиа памяти — книги, фильмы, монументы, церемонии и т. д.»[2, С.15] Мы бы, пожалуй, уточнили, указав что память представляет собой иррационально мотивированное переживание, отображение в сознании значимых для конкретной личности событий, обстоятельств, деталей бытия.

Что же касается памяти «исторической», то это явление все-таки социальное, более масштабное и существующее как данность, как следы прошлого объемом и длиною больше чем жизнь отдельно взятого человека. «Историческая память создает современные социальные представления о прошлом, социально разделяемые знания об истории страны, рода, семейного клана. В соответствии с теоретико-методологическими воззрениями на историческую память прошлое служит строительным материалом для конструирования разных типов социальных, политических идентичностей, однако особое значение оно имеет для памяти многих наций.»[3]

С нашей точки зрения предельно интересным для исследователя является вопрос соотношения и взаимосвязи памяти человека, личности и памяти исторической, как социальной программы развития общества на неких фундирующих обстоятельствах, накопленных и хранимых общностью, связанной как территориально, культурно, так и исторически [принцип «единой судьбы»].

Важнейшим фактором с точки зрения источников, носителей элементов исторической памяти мы считаем литературу, как культурное явление, оплодотворяющее общество метафизикой «единства».

Исследование.

Литература наряду с собственно историей главные с нашей точки зрения школьные предметы и сферы научно-исследовательской деятельности, «отвечающие» за формирование исторической памяти. Соответственно, литературные произведения следует считать яркими носителями и проводниками исторической памяти. Опять же с нашей точки зрения одним из исторически показательных поэтов, в творчестве которого переплетаются личные мемориальные мотивы с судьбами Родины, как малой, так и большой является Николай Михайлович Рубцов.

Произведения Н.М. Рубцова, как собственно и его личность, творческая и человеческая, вызывают на протяжении десятилетий неослабевающий интерес. Это увлечение трудами и перипетиями биографии поэта вовлекает в свою орбиту все новых и новых людей, и армия искренних поклонников Н.М. Рубцова только растет. Очевидно, что творчество поэта обладает какими-то такими качествами, которые не дают «свалиться» в забвение, стать «неактуальным». Это отмечалось еще при жизни Николая Михайловича. «Я не скажу точно, какое место занимает Н.Рубцов в нашей поэзии. Я знаю лишь то, что он поэт истинный, с редким даром говорить простыми и точными словами о самых главных, всегда живых, а потому всегда современных связях родины и души.»[4]

Однако, считать Н.М. Рубцова «просто» поэтом – неверно и неоправданно упрощенно. При всей своей самобытности, при всем том, что «гранение» его таланта происходило в экстраординарных жизненных событиях, Н.М. Рубцов конечно же впитал все величие русской литературы и красоты русского языка, его философских и художественных достижений. «Истинным наследником великой поэтической культуры стать невероятно трудно. Для этого совершенно недостаточно "изучить" наследие – пусть даже самым серьезным и тщательным образом. Ведь речь идет не о том, чтобы просто "усвоить" наследие, а о том, чтобы продолжить его. А это невозможно осуществить в рамках собственно "литературной" деятельности; необходимо освоить, завоевать, выстрадать великое наследие самой своей жизнью в ее целостном содержании.»[5]

Произведения Н.М. Рубцова, жанрово – безусловно лирические, наполненные посвящениями и живописаниями малой Родины, неразрывно и почти плотски связанными с вновь переживаемыми в творчестве картинами «несладкого» сиротского детства, мы назвали «мемориальными».

Показательным примером мемориального творчества поэта мы бы назвали стихотворение «Березы».

«Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви. <…>

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез…»[6, С.42]

Трогательная любовь и искреннее восхищение родной стороной заметно и в эпистолярных источниках авторства Н.М. Рубцова. Так, например, пишет поэт о малой Родине в одном из писем к Александру Яшину:

«Здравствуйте, Александр Яковлевич!

Пишу Вам из села Никольского. Это в старинном Тотемском районе Вологодской области. Вы, наверное, бывали и здесь, в этих красивых и грустных местах?

Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны неширокой реки Толшмы, деревни на холмах (виды деревень), леса, небеса. У реки, вернее, над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называют село), под березами – разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина! В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина), здесь мне нравится, и я провожу здесь уже второе лето.»[6, С.356]

Мы чувствуем, как в сдержанных строчках просыпается симфония чувств, как мысли о Родине, о родной земле заставляют поэта говорить высоко, возвышенно, например, в замечательном стихотворении «Душа хранит»:

«О, вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм,

И, отраженный глубиной,

Как сон столетий, божий храм.

О, Русь – великий звездочет!

Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты,»[6, С.24]

В абсолютно похожем ключе строит автор сюжетную историко-лирическую линию и в следующем стихотворении:

«Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои! <…>

И храм старины, удивительный, белоколонный,

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, –

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..»[6, С.11-12]

Квинтэссенцией раздумий и переживаний Н.М. Рубцова о судьбах земляков, родных мест, собственных впечатлениях о Родине и о детстве мы бы назвали стихотворение «Родная деревня», которое позволим себе воспроизвести полностью:

«Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

Бывает, что пылкий мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

- Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок

Храбрится, едва из пеленок:

- Ну что по провинции шляться?

В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу…»[6, С.16]

В письме Глебу Яковлевичу Горбовскому Н.М. Рубцов раскрывает человеческую тайну собственной души, связанную с родной стороной: «…Вологда – земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую себя и живым, и смертным.»[6, С.364]

В одном из «программных» поэтических произведений «Видения на холме» Николай Михайлович страстно признается в своих чувствах родной земле, не разделяя любовь к большой Родине – Руси-России, и малой Родине:

«Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя»[6, С.21]

В стихотворении «О Московском кремле» мы почти телесно ощущаем веяние времени, созерцаем скульптурно выведенные поэтом атрибуты российской истории, внимаем одухотворенным строкам:

«Бессмертное величие Кремля

Невыразимо смертными словами!

В твоей судьбе, – о, русская земля! –

В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старина,

Где было все; смиренье и гордыня –

Навек слышна, навек озарена,

Утверждена московская твердыня!»[6, С.55]

Завершим наше цитирование мемориальных произведений Н.М. Рубцова строками, которые мы полагаем итогом философских размышлений поэта о Родине, о жизни, о судьбе в стихотворении «Русский огонек»:

«Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь как добрая душа,

Горишь во мгле – и нет тебе покоя…»[6, С.61]

Поэтическое наследие Н.М. Рубцова по палитре идей и чувств относится к вершинам русской поэтической школы. Вполне правомерен вывод о серьезном потенциале произведений поэта в условиях применения не только в эстетических, но и в педагогических целях.

Заключение. Как мы убедились, мемориальная поэзия Н.М. Рубцова во многом основана на личных, биографических впечатлениях, которые явились питательной творческой почвой для рождения редчайших в своем лирическом совершенстве произведений.

Однако, и это мы тоже прекрасно видим – в мемориальных стихотворениях Н.М. Рубцова вполне отчетливы и мотивы исторического свойства, основой которых является знание, полученное извне, переработанное самим автором, пережитое им лично и кристаллизованное в картинах Руси-России, очень тонко и бережно прописанных на душевном «холсте» поэта. Таким образом, мемориальное поэтическое творчество Н.М. Рубцова представляет собой уникальный образец создания исторической памяти, сотканной из элементов опыта личной биографии и собственно исторического [культурно-цивилизационного] опыта. 

Мы солидарны с мнением о том, что «индивидуальная память, связанная либо с собственным опытом, либо с тем, что достается человеку от его ближайших предков: личные воспоминания, письма, фотографии, семейные реликвии и пр. <…> При этом прошлое, пережитое лично, в гораздо большей степени окрашено эмоциями, чем заученное прошлое. Мало того, как показывают исследования, воспоминания детства и юности лучше запечатлеваются в памяти, чем более поздние события.»[7, С.19]

Полагаем, мы вправе сформулировать тезис о приемлемости мемориального творчества Н.М. Рубцова в качестве литературной базы в воспитательной работе среди детей и молодежи. «Вопросы анализа и управления исторической памятью молодежи становятся важным аспектом государственного строительства, развития в современном мире. Они определяют особенности исторической политики государств.»[8]

Поддерживаем мнение, что «формирование исторической памяти – это не только проблема мнемотехники или психологии, но и образования и воспитания.»[9, С.261] Соответственно, мемориальную поэзию Н.М. Рубцова смело можно записать в источники формирования и развития исторической памяти в рамках школьной учебной предметной программы.

В связи с этим обратим свой взгляд на положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Общие задачи образования и воспитания:

«формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;»[10]

Конкретные воспитательные задачи:

«42.1.2. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.»[10]

Задачи достижения результатов в изучении предмета [извлечение]:

«45.1.2. По учебному предмету «Литература»:

1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3) овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: <…>

умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определенному литературному направлению);

выявление связи между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений; <…>

6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному; <…>

8) овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа):

<…> произведения литературы второй половины XX - XXI в.:

<…> не менее чем трех поэтов по выбору (в том числе Р.Г. Гамзатов, О.Ф. Берггольц, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, А.С. Кушнер, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов), Гомера, М. Сервантеса, У. Шекспира;

9) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счет произведений современной литературы;»[10]

Вполне очевидно, что положения и требования ФГОС ООО не обнаруживают коллизий с содержанием мемориального творчества Н.М. Рубцова. Наоборот, мы наблюдаем в стихах поэта значительный потенциал гражданственного воспитания учащихся, в том числе в части формирования исторической памяти у подрастающего поколения.

Более того – присутствие имени Н.М. Рубцова в предметном списке ФГОС ООО наиболее ценных к изучению авторов – знак высокого признания и авторитета, художественной ценности, его произведения [как приведенные нами, так и другие] органично и полнокровно как набухающие по весне почки и завязи растений раскрываются в прекрасные, чарующие взор листья и соцветия.

Изучение, чтение, декламирование мемориальных произведений Н.М. Рубцова рекомендуем для учащихся 6-9 классов в том числе с участием родителей на уроках литературы, на классных часах, в тематических творческих вечерах, в ходе воспитательных и профилактических мероприятий, в рамках системы дополнительного образования детей.

Правильная ссылка на статью
Володин О.Н. Воспитание исторической памяти в мемориальных произведениях Н.М. Рубцова // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 01 (10). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/vospitanie-istoricheskoj-pamyati-v-memorialnykh-proizvedeniyakh-nm-rubtsova.html (Дата обращения: 24.03.2023)

Список литературы

1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77839.html (дата обращения 10.03.2023).
2. Сафронова, Ю.А. Историческая память: введение : учебное пособие / Ю. А. Сафронова. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. — 220 с.
3. Танина М.А., Юрасов И.А., Юдина В.А. Особенности исторической памяти студентов российской провинции // Теория и практика общественного развития. 2021. № 10. С. 77-82. doi.org/10.24158/tipor.2021.10.10.
4. Куняев, Станислав. Словами простыми и точными // «Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова» [Электронный ресурс] URL: https://rubtsov-poetry.ru/critica/kuniaev.htm (дата обращения 10.03.2023)
5. Кожинов, Вадим. О Николае Рубцове // «Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова» [Электронный ресурс] URL: https://rubtsov-poetry.ru/critica/kojinov1.htm (дата обращения 10.03.2023)
6. Рубцов, Н.М. Видения на холме: Стихи, переводы, проза, письма / Вступ. ст. и сост. В.В. Коротаева; Худож. В.А. Сергеев. – М.: Сов. Россия, 1990. – 400 с.
7. Шнирельман, В.А. Социальная память: вопросы теории // Историческая память и российская идентичность / под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М.: РАН, 2018. – 508 с.
8. Танина М.А., Юрасов И.А., Юдина В.А. Теоретико-методологические аспекты анализа исторической памяти российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №7. С.24-27. doi.org/10.24158/spp.2021.7.3.
9. Стожко, К.П. Историческая память как социокультурный феномен // Наука, образование, культура: межвузовский сборник научных статей. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ГАУ, 2023. – Выпуск 5. – 376 с.
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 10.03.2023)

Расскажите о нас своим друзьям: