Культура

УДК 78.03

Дата публикации 28.02.2021

Музыкальная культура США 40-50х годов: буги-вуги

Синицын Алексей Юрьевич
к.полит.наук, доцент кафедры английского языка факультета МО и МП, Дипломатическая академия МИД РФ, Россия, г.Москва, DAConfa@mail.ru

Аннотация: Статья описывает возникновение и развитие музыкально-танцевального стиля буги-вуги, исторические условия и его социокультурное значение. Приведен анализ роли буги-вуги в американском и мировом музыкальном сообществе и место буги-вуги в общем генезисе джазовой музыки. Особое внимание уделено социальной среде, в которой развивалось это музыкальное направление.
Ключевые слова: история джаза; американская музыка; межкультурные связи; буги вуги как танец; буги вуги как музыкальный стиль

Sinitsyn Alexey Yurjevich
Cand. in Political Science, Associate Professor, English Chair of Internal and Extra-mural Department, Diplomatic Academy of Russia's Foreign Ministry, Moscow

Abstract: The article dwells upon the invention and development of boogie-woogie as a music and dancing style, its historic background as well as social and cultural impact. The analysis of a role of boogie-woogie in American and global music society together with its influence upon the genesis of jazz music. Particular attention was focused on social environment as a landscape of the music genre.
Keywords: history of jazz; American musical culture; cross-cultural bonds; boogie-woogie as a dance44; boogie-woogie as a music genre


Любая форма культуры всегда тесно связана с историческими и политическими процессами, которые происходят в государствах или территориях, на которой эти формы культуры появляются и развиваются. Без знания этих форм культуры невозможно понимание исторических и политических процессов, создание активного диалога, что и является целью обучения [5, с.301]. Говоря о послевоенной музыкальной культуре Америки, следует учитывать факт ее интегрированности в мировые процессы развития музыкальной культуры в целом с одной стороны, и ее влияние на континентальную музыкальную общественность с другой. Американская музыка этого периода вобрала в себя музыкальное наследие и новые тенденции развития афро-американских музыкальных стилей. Критик и искусствовед

Уильям Сарджент так охарактеризовал взаимное проникновение музыкальных культур: «В наши дни фактически не существует афроамериканской музыки, абсолютно свободной от влияния белых. Столь же бесспорно, что вся джазовая музыка… …находится под сильным влиянием негритянских музыкальных традиций». [4, c.17] Таким образом, в этот период происходили музыкальные революции невероятного значения и небывалой сложности на основе культурного взаимообмена [2, c.29].

В рамках одной статьи невозможно охватить все музыкальные стили и их генезис, поэтому ограничимся одной из форм музыкального творчества середины XX века – буги вуги (Boogie Woogie) [3]. На основе творчества различных музыкантов в статье прослеживается зарождение, развитие и постепенное снижение интереса к данному стилю. Также мы рассмотрим разные трактовки самого названия стиля «буги-вуги».

Само слово «буги-вуги», в отличие от многих других американских музыкальных стилей, не звучит как английское название. И это действительно так, поскольку несколько африканских терминов являются лингвистическими предшественниками слова «буги-вуги». Среди них слово из языка хауса "буг" и слово наречия мандинго "буга", значениями которых считается словосочетание «бить в барабаны». Дополняют этимологию западноафриканское слово «боги», которое означает «танцевать», и термин языка банту «мбуки мвуки», где мбуки - «взлетать в полете», а мвуки - «дико танцевать, как будто стряхивая с себя одежду». Африканское происхождение этих терминов совпадает с мнением критиков об афроамериканском происхождении названия этого музыкального направления [6]. Существовали и вариативные названия буги-вуги, такие как: хуги-буги (Hoogie Boogie) и буга-руга (Booga Rooga). Следует учитывать некоторую условность подобной этимологии. В своей книге по истории джаза Ю. Верменич отмечает: «Если мы говорим «африканский ритм», то надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские негры никогда не играли «джаз» как таковой — речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным «хором» барабанов с его сложной полиритмией и многим другим» [1, с.17].

Мелодика и гармонии буги-вуги можно услышать в третьей вариации второй части Сонаты для фортепиано № 32 (с-moll), Op. 111 Людвига ван Бетховена, которая была написана композитором между 1821 и 1822 годами. Музыкальный критик Ю.А. Кремлев так характеризует Сонату: «Последняя соната Бетховена — произведение в высшей степени замечательное остротой противостоящих друг другу контрастных элементов и рельефностью, обобщенной силой образов… …Развитие главной партии — волнующий образ борьбы, попыток разорвать путы сплетающихся как змеи имитаций — пока все не докатится до криков…» [11, с.98]. Энергия и динамика тридцать второй Сонаты действительно напоминает современное построение традиционных гармоний буги-вуги. Однако непосредственным предшественником буги-вуги следует считать фортепианный стиль рэгтайм (Ragtime - «рваный ритм»). Расцвет регтайма продолжался около двадцати лет: с 1896 по 1917 год. Настроение, создаваемое музыкой регтайма, в отличие от спиричуэлс и блюза, почти всегда бодрое и веселое, этим и можно объяснить его внезапную популярность в конце XIX в. [2, c.24].

Если дать определение музыкальному направлению буги-вуги, то им является фортепианный блюзовый стиль, который относится к одной из ранних разновидностей негритянской инструментальной музыки. Стиль буги-вуги сложился приблизительно к концу XIX века на Среднем Западе, где в 1870-х годах его создали и исполняли чернокожие пианисты в штате Техас. Классические образцы стиля окончательно сформировались в 20-х годах XX века.

После того, как мир познакомился с первыми записями “Original Dixieland Jazz Band”, в моду начала входить синкопированная, энергичная музыка, которая стала называться «джаз». В тон этому течению менялась и сама манера исполнения салонных музыкантов, исполнявших до этого спокойную и тихую музыку. В то время быстро увеличилось число медиаканалов, по которым джаз мог достичь широкой публики. В быт вошли фонограф, радио, а позднее — звуковое кино. Джаз распространялся в различных направлениях, в различных плоскостях и с различной скоростью [2, c. 38]. Термин “Boogie Woogie” вошёл в обиход в 1928 году как обозначение танца под аккомпанемент фортепиано, когда вышла запись пьесы, ставшая позже классической, “Pine Top’s Boogie Woogie” в исполнении пианиста по имени Пайнтоп Смит (Pine Top Smith) [7].

В начале 1930-х годов стиль буги-вуги вошел в репертуары больших джазовых оркестров, которые исполняли свинг. В 1936 году начался период возрождения традиционных форм стиля буги-вуги. Характерными чертами фортепианного буги-вуги являлись импровизационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпанемента и преобладание непрерывного ритмического движения [8].

Истоки музыкального стиля буги-вуги находятся в Пайн-Вудс на северо-востоке Техаса. Этот стиль в то время был известен как “Fast Western”. [9] Энергичность музыкального стиля связана со строительством железной дороги в западном Техасе, а его ритм напоминал быстрые повторяющиеся звуки вращения колесных валов паровых локомотивов, которые стали появляться в это время. Железная дорога также способствовала либерализации консервативного южного общества и эмансипации афроамериканского населения южных штатов, что в свою очередь позволило чернокожим музыкантам шире представлять свою музыкальную культуру публике. Для них открылась возможность выступать в недорогих кафе «хонки-тонк» и в барах “barrelhouse”, управляющие которых приглашали одного пианиста вместо дорогих оркестров.

В джазе существует понятие «комбо», т. е. комбинация различных инструментов в составе одного оркестра. В комбо входил малый состав до десяти музыкантов, а оркестр, где играли свыше десяти инструментов, назывался «бэнд» [2, c.32]. Перед пианистом стояла задача заменить целый оркестр, для чего они изобретали различные способы ритмичной игры. Чтобы выполнить поставленную сверхзадачу и получить звучание близкое к оркестровому, но имея в распоряжении лишь фортепиано, пионеры-виртуозы создали неповторимый по колориту стиль буги-вуги. С момента своего появления буги-вуги был привлекательной музыкальной формой в первую очередь для тех музыкантов, кто был совершенно незнаком с традиционной техникой игры на инструменте. Импульсы для своего творчества они черпали из других, порой не менее фундаментальных областей творческого процесса. Так, например, Альберт Эммонс (Albert C. Ammons) и Пит Джонсон (Pete Johnson) до того, как сесть за фортепиано, играли на барабанах. Джимми Янси (Jimmy Yancey) и уже упомянутый Пайнтоп Смит вообще начинали как исполнители степа. Жизненный путь многих пионеров буги-вуги свидетельствует, что большинство из них были самоучками, которые часто случайно впервые сели за фортепиано на какой-нибудь вечеринке [8].

Среди наиболее популярных исполнителей, которые играли в период увлечения этим стилем, выделяются несколько музыкантов, такие как Джей Макшенн (Jay "Hootie" McShann), Пайнтоп Смит (Pine Top Smith), Альберт Аммонс (Albert Ammons), Джимми Янкей (Jimmy Yancey), Джо Салливан (Joe Sullivan), Кларенс Лофтон (Clarence Lofton), Пит Джонсон (Pete Johnson) и вышеупомянутый Мид Люкс Льюис (Meade Lux Lewis). В более поздние годы, уже как младшее поколение исполнителей буги-вуги, получили известность Фредди Слэк (Freddie Slack), Клео Браун (Cleo Brown) и Боб Зерк (Bob Zurke) [8]. В наше время музыкальное творчество этих исполнителей переживает второе рождение благодаря кризису музыкальных жанров, исчерпавших спекуляции на соединениях существовавших ранее музыкальных направлений (mashups), с одной стороны, и возрастающему интересу музыкальной общественности, уставшей от цифровой музыки, к «теплому звуку» ламповых усилителей и виниловым пластинкам (LPs).

Если есть музыка, то появится и танец. Танцы под музыку в стиле буги-вуги стали пользоваться огромной популярностью. Это подтверждает тот факт, что одно из движений танца “Ballin' the Jack, который танцевали во многих странах в 1920-х годах, также называлось Boogie Woogie. Когда же этот танец вышел из моды, термином буги-вуги начали называть любой танец в стиле свинг, который исполнялся в быстром темпе.

В Европу буги-вуги был доставлен на боевых самолетах американской армии. Американские солдаты завезли East Coast Swing на континент во время Второй Мировой войны. Первое время консервативные европейцы не принимали этот танец, считая его движения дикарскими и развязными, и его исполнение на танцевальных вечерах не приветствовалось. Однако позже буги-вуги захватили Европу. Основной период развития этого танца приходится на конец 40-х — начало 50-х годов прошлого столетия.

С появлением рок-н-ролла в 60-х годах в моду вошёл бибоп, название которого, как принято считать, появилось благодаря Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespi), который напевал мелодии блюзовыми квинтами – музыкальными интервалами из двух нот, характерными для стиля бибоп. По звучанию они были схожи с восклицанием Hey! Ba-Ba-Re-Bop [10]. В это же время еще одно музыкальное направление - рок-н-ролл – стало постепенно вытеснять буги-вуги с танцевальных и эстрадных подмостков. С появлением твиста буги-вуги был окончательно забыт всеми, кроме профессиональных танцоров. Американские и европейские версии буги-вуги стали принимать спортивно соревновательные формы, к которым относятся джайв и акробатический рок-н-ролл. Эти танцы распадаются на две основные версии — “social”, то есть развлекательный танец для удовольствия, и “acrobatic”, что требует основательной спортивной подготовки. С начала 20-х годов буги-вуги был быстрым танцем, однако сейчас существует и его медленная версия [8].

В наши дни также можно услышать измененные и дополненные вариации классического стиля буги-вуги. Самым известным в жанре биг-бэнда является ставший классическим “Boogie Woogie Bugle Boy”, который Кристина Агилера переработала в свой хит 2006 года “Candyman”. Не обошли своим вниманием буги ритмы и исполнители музыки кантри. Группа Чарли Дэниэлса в своей мелодии “The South's Gonna Do It Again” использует влияние буги-вуги, а в 1988 году группа выпустила “Boogie Woogie Fiddle Country Blues”. Три года спустя, в 1991 году, дуэт Brooks & Dunn имели огромный успех с “Boot Scootin’ Boogie” [6]. Более представительные примеры можно найти в некоторых песнях пионера западного свинга Боба Уиллса и современного гитариста Колина Джеймса, выступающего с биг-бендом и известной композицией “Cadillac Baby” (1993). Традиционные исполнители «Южного кантри» также любят «припасть к истокам» наследия буги: Реба Маккентайр, спевшая “Why Not Tonight” как саундтрек для фильма «Дрожь земли» (Tremors, 1989), семейный дуэт The Judds с кавером песни Элвиса Пресли “Don’t Be Cruel”, Джордж Стрейт в “Here For a Good Time” и многие другие.

На примере музыкального и танцевального стиля буги-вуги можно проследить не только взаимное проникновение культур, появление новых форм музыкального и танцевального творчества, их развитие, апогей и упадок, но и спиралевидное развитие истории общества в целом. Невозможно создать что-то абсолютно новое, о чем никто не слышал и чего никто до этого не мог увидеть. Прислушайтесь повнимательнее к новизне в современной музыкальной культуре и, возможно, вы услышите в ней что-то, что напомнит вам музыкальные фрагменты из прошлого. И, вполне вероятно, этим прошлым могут быть буги-вуги.

Правильная ссылка на статью
Синицын А.Ю. Музыкальная культура США 40-50х годов: буги-вуги // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2021. № 01 (02). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/muzykalnaya-kultura-ssha-40-50kh-godov-bugi-vugi.html​​​​​​​ (Дата обращения: 28.02.2021)

Список литературы

1. Верменич Ю.Т. Джаз. История. Стили. Мастера. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. 608 с.
2. Кузнецов А.Г. Из истории американской музыки. Классика. Джаз. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2008. 130 с.
3. Петрухина М.А. Новейший англо-русский лингвострановедческий справочник. Американцы – такие разные и такие похожие. АСТ. М.: 2010. 352 с.
4. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика/ Пер. с англ. М.Н. Рудковской и В.А.Ерохина; Вступ. статья В.А.Ерохина; Общ. ред. и коммент. В.Ю.Озерова. — М.: Музыка, 1987. 296 с.
5. Синицын А.Ю. Музыка на занятиях по иностранному языку для взрослых студентов // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах. Сб. материалов конференции. Рязань. 2019. С. 299-304. 6. Бугги-вугги. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.qaz.wiki/wiki/Boogie-woogie (дата обращения 20.10.2010)
7. Что было до рок-н-рола? Буги-вуги»? 5 этапов [электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/5ideas/chto-bylo-do-roknrola-bugivugi-5-etapov-5aed458e8c8be3337340c698 (дата обращения 20.10.2010)
8. История буги-вуги [электронный ресурс] Режим доступа: https://rockandroll.ru/media/posts/boogiewoogie (дата обращения 20.10.2010) 9. Буги-вуги [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.eurodance-music.ru/over/1645-boogie-woogie.html (дата обращения 20.10.2010) 10. Что такое бибоп? [электронный ресурс] Режим доступа: https://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/style-jazz-bebop/ (дата обращения 20.10.2010)
11. Бетховен. Соната для формерьяно № 32 [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.belcanto.ru/beethoven_ps_32.html (дата обращения 20.10.2010)

Расскажите о нас своим друзьям: