УДК 13.11.22'808.5
Дата публикации 28.02.2021
Джо Байден – второй католик в президентском кресле США
Погодина Татьяна Юрьевна
ст. преподаватель кафедры английского языка факультета МО и МП Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г.Москва, DAConfa@mail.ru
Аннотация: Автор исследует политические взгляды и религиозные убеждения нового 46-го президента США Джозефа Байдена на основе публикаций о нем, а также изучения особенностей его выступлений, интервью и речей в процессе его политической карьеры, а также избирательной кампании и после победы на выборах. В статье также проводится сравнение не только взглядов, но и некоторых аспектов политики Джо Байдена и Джона Кеннеди – первого президента-католика в Соединенных Штатах.
Ключевые слова: президент, избирательная кампания, инаугурация, католик, Библия, Священное Писание, Псалмы.
Senior lecturer of the English chair Faculty of International relations and International Law, Diplomatic academy of Russia’s Foreign Ministry, Russia, Moscow
Abstract: The article analyses the views and religious principles of the new 46th President of the United States Joe Biden, based on publications, peculiarities of his speeches and interviews throughout his carrier as a politician, with a focus on the electoral campaign and after his victory. The article compares the views and certain aspects of the policies of Joe Biden and John Kennedy, the first-ever catholic President of the United States.
Keywords: president, electoral campaign, inauguration, catholic, Bible, Holy Scripture, Psalms.
Религия, традиция и воспитание представляют собой сильнейшую психологическую мотивацию для любого человека и важный критерий оценки происходящего. В масштабах государства религия является одним из основных геополитических факторов.
Неудивительно, что религиозная принадлежность и убеждения главы государства вызывают интерес у всех, начиная от граждан той или иной страны, до иностранных наблюдателей. Более того, религия главы государства иногда становится предметом их озабоченности. Граждане Соединенных Штатов, государства внешне сугубо светского, не представляют исключения. Как известно, речь в значительной степени отражает образ мыслей человека, поэтому анализ высказываний политика может помочь понять и объяснить те или иные решения и действия. Целью данной статьи является анализ того, каким образом религия влияла на формирование президентов США как политических лидеров. Предметом рассмотрения стали политические мировоззрения и моральные ценности Джозефа Байдена, второго президента-католика в истории США.
Почти все президенты США были протестантами, принадлежащими, в основном, к епископальной или пресвитерианской церкви. Исключение составляют только Джон Кеннеди и новый, избранный в ноябре 2020 года, президент Джозеф Байден.
Во время избирательной кампании Кеннеди столкнулся с давнишней подозрительностью американцев по отношению к католицизму, уходящей корнями в эпоху колониализма и борьбы за независимость [6]. Многие считали, что в случае избрания президент–католик будет получать указания из Ватикана. Кеннеди решил заранее развеять эти опасения и попросил разрешения выступить перед ассоциацией священнослужителей Хьюстона, состоящей, в основном, из баптистов. В своей речи Кеннеди по-своему интерпретировал идею об отделении церкви от государства:
I believe in an America where the separation of church and state is absolute, where no Catholic prelate would tell the president (should he be Catholic) how to act, and no Protestant minister would tell his parishioners for whom to vote; where no church or school is granted any public funds or political preference; and where no man is denied public office merely because his religion differs from the President who might appoint him or the people who might elect him.
I believe in an America that is officially neither Catholic, Protestant nor Jewish; where no public official either requests or accepts instructions on public policy from the Pope, the National Council of Churches or any ecclesiastical source; where no religious body seeks to impose its will directly or indirectly upon the general populace or the public acts of its officials / Я верю в Америку, где церковная и светская власть полностью разделены; где ни один католический священник не властен над президентом, даже если тот исповедует католицизм; где каждый гражданин волен поступать по-своему, не оглядываясь на мнение протестантского пастора; где ни одна школа и ни одна церковь и не получают ни финансовой, ни политической поддержки от государства; где ни одному человеку не будет отказано в устройстве на государственную службу лишь потому, что его президент или его избиратели принадлежат к иной вере.
Я верю в Америку без государственной религии, будь то католицизм, протестантство или иудаизм. В Америку, где государственные деятели принимают решения без оглядки на позицию Папы, Национального совета церквей или других религиозных организаций. В Америку, где ни одна церковь не диктует свою волю – напрямую или косвенно – гражданам Соединенных Штатов или представителям власти (здесь и далее – перевод автора). [14]
Кеннеди напомнил и о своей службе в армии, и о работе в Конгрессе в течение 14 лет. Он говорил об Америке как о государстве, основанном на принципах религиозной свободы и равенства перед законом. Он напомнил о том, что католики были среди тех, кто отдал жизнь во второй мировой войне, вписав в историю Америки свои имена как имена жертв за ее свободу. Напомнил он и том, что решительно выступает против отправки посла США в Ватикан и против помощи приходским школам, так как это противоречит Конституции.
I am not the Catholic candidate for President. I am the Democratic Party’s candidate for President who happens to be a Catholic / Я не кандидат в президенты от католиков. Я кандидат в президенты от демократической партии и при этом принадлежу к католической церкви [14].
В течение многих лет политические аналитики обвиняли демократов в том, что у них «проблема с Богом» и утверждали, что их партия уделяет слишком мало внимания религии и той роли, которую она играет в жизни миллионов американцев. С этим утверждением можно поспорить, ведь заявления о принадлежности к той или иной религиозной конфессии, обсуждение вопросов личной веры политических деятелей – это новая тенденция в демократической партии США. По словам директора Центра религии и политики им. Джона Денфорта при Университете Вашингтона в г. Сент Луис, «многие демократы были религиозными людьми – Джимми Картер или Джо Либерман, например, но об этом было не принято говорить. Считалось, что вера человека – это его личное дело (о чем, кстати, сказал и Кеннеди в вышеупомянутой речи), а не предмет для публичного обсуждения. Однако в последние годы кандидаты в президенты, начиная с Барака Обамы, Хиллари Клинтон, а затем и Джо Байден начинают открыто заявлять о своей вере и религиозности. Это говорит об изменении культурной среды, где религиозная принадлежность стала считаться скорее преимуществом, чем причудой» [2]. Однако даже в этих условиях упор Байдена на католическую веру представляет собой нечто исключительное.
Между избранием первого и второго президента–католика прошло 60 лет, но в этот период католики не уходили из политики. Они входили в состав Верховного Суда (в настоящее время 6 из 9 судей являются католиками), Палаты Представителей и Сената, включая последних трех спикеров Палаты Представителей, в том числе Нэнси Пелоси.
Католики составляют, примерно, одну пятую часть электората и всегда являются колеблющейся группой, которая в последние 50 лет в 75% случаев голосовала за победителя в президентских выборах.
Когда-то католики, в основном, были демократами, однако в семидесятых годах XX века они становятся более правыми из-за своей позиции по вопросу о легализации абортов. Сегодня латиноамериканцы составляют крупнейшую и постоянно растущую группу внутри католической церкви, и они голосуют, в основном, за демократов, за которых голосуют обычно также агностики и иудеи. Большинство протестантов голосуют за республиканцев. Некоторые американские аналитики объясняют это непостоянство в голосовании отчасти тем, что одни католические догматы соответствуют убеждениям республиканцев, другие – убеждениям демократов. Так, католическая церковь поддерживает людей труда, иммигрантов, но в то же время выступает против абортов и однополых браков.
Заведующая кафедрой религиоведения Пенсильванского университета проф. Алтеа Батлер [7] считает, что оптимизм протестантов, говорящих о силе, о Боге, о том, что все будет замечательно, меньше соответствует настоящему моменту, чем католическая вера, относящаяся с пониманием к страданиям людей, помогающая им преодолеть испытания в период пандемии. Новый президент и сам имеет опыт тяжелых потерь. Он не раз говорил, что вера помогла ему пережить личные трагедии, такие, как гибель его первой жены и годовалой дочери в 1972 году и смерть от рака его сына Бо в 2015 году. Байден до сих пор всегда носит с собой подаренные сыном четки. Вообще, тема горя и утрат, к которой Байден постоянно обращается, в настоящее время особенно актуальна, учитывая, что только в Соединенных Штатах от болезни скончалось более 500 тысяч человек (данные на 25.02.2021).
Байден родился и был воспитан в семье ирландцев–католиков, учился в католической школе (некоторые из обучавших его монахинь до сих пор живы и праздновали его победу). Католическая вера лежит в основе его мировоззрения, и она может оказать значительное влияние на его внутреннюю политику. «Я в одинаковой степени католик с точки зрения культуры и с точки зрения богословия», - пишет он в своей книге “Promises to Keep: on Life and Politics”, - «Мое представление о себе, о семье, обществе, о мире напрямую основаны на моей религии. Причем не столько на Библии, заповедях, таинствах или молитвах, которые я выучил. Прежде всего, это культура» [12]. В статье, написанной незадолго до выборов для газеты “The Christian Post”, Байден говорит: My Catholic faith drilled into me a core truth – that every person on earth is equal in rights and dignity, because we are all beloved children of God / Католическая вера внушила мне основную истину – что все люди на Земле равны в правах и достоинстве, потому что мы все – возлюбленные дети Божии [11]. Уже будучи избранным, он добавил: That are the principles that will shape all that I do, and my faith will continue to serve as my anchor, as it has my entire life / Это те принципы, которыми я буду руководствоваться во всем, что я делаю, а моя вера будет всегда служить мне якорем, как это было всю мою жизнь [13].
В отличие от Кеннеди, Байден никогда не стеснялся своей веры, и на протяжении всей избирательной кампании и он, и его сторонники всячески подчеркивали его искреннюю приверженность католицизму [6]. После победы Джо Байден вспоминал, как в детстве дед сказал ему: «Джо, береги свою веру!» А бабушка добавила: «Нет, Джо, распространяй ее, распространяй свою веру!» И Джо Байден действительно несет свою веру как знамя на протяжении всей своей политической карьеры – особенно же во время избирательной кампании.
Весной 1980 года Папа Иоанн Павел II провел одну из своих самых длительных встреч. И это не была встреча с кем-то из мировых лидеров, это была встреча с 37-летним сенатором Джозефом Байденом. По сообщению католической службы новостей, Папа Римский беседовал с ним в течение сорока пяти минут, и они обсудили огромное количество проблем – от Восточной Европы до распространения коммунизма в Латинской Америке. Атмосфера встречи была чрезвычайно доброжелательной. Но, несмотря на все благоговение, которое Байден испытывал к Понтифику, он отказался целовать его перстень, хотя у католиков это традиционный жест при приветствии высокопоставленного священнослужителя. Позже он объяснял это тем, что его мать запретила ему это делать. «Не целуй его кольцо!» - якобы сказала она. Однако это не помешало Байдену с большим теплом вспоминать эту встречу [12]; во время нынешней избирательной кампании он цитировал Иоанна Павла II, призывая американцев «не бояться». На самом деле и сам Папа Римский цитировал пророка Исайю: «Не бойся, я с тобой» (Ис. 41:10) (“Do not fear, for I am with you”) (Isaiah, 41:10). А свои совместные снимки с Папой Римским Франциском он использовал в качестве рекламных плакатов [5].
Отказ Байдена целовать перстень Папы стал показательным с точки зрения того, как он относится к своей вере. Это тенденция политического католицизма XX века, который отрицает безоговорочное подчинение Священному Престолу в вопросах политики. Байден с готовностью слушает католические проповеди, посещает мессу по воскресеньям, ссылается на Священное Писание, однако, если католическая мораль идет вразрез с его взглядами по таким социальным и юридическим вопросам, как аборты и права социальных меньшинств, он понимает свой долг политика и католика следующим образом: его решения должны быть основаны на знании догматов католической веры, но не продиктованы ими.
Сложное отношение Байдена к церковной иерархии в значительной степени повторяет отношение президента Кеннеди, который также отказался целовать перстень тогдашнего Папы Римского Павла VI в Ватикане в 1963 году.
В 2005 году в интервью газете “The News Journal of Wilmington” Байден сказал: «Когда Кеннеди баллотировался в президенты, я очень гордился тем, что он католик. Но ему пришлось доказывать, что его решения не продиктованы его верой. Я разделяю мнение Джона Кеннеди о роли религии в политике» [8].
Как отметила профессор католической экклезиологии Манхеттенского колледжа Наталиа Императори, Байден, как и Кеннеди, отделяет светскую сферу от религиозной не в своей личной жизни, а в своем подходе к управлению [8].
Однако претензии к обоим президентам-католикам разные: Кеннеди должен был доказать, что Ватикан и католическая вера не будут оказывать влияние на его управление страной, Байдена критикуют за то, что его либеральные взгляды на аборты и однополые браки противоречат учению церкви.
По словам архиепископа Лос-Анжелеса Хосе Гомеса, избрание президента-католика, который выступает за свободный выбор по вопросу абортов, создает непростую ситуацию для католической церкви США, так как его взгляды могут быть приняты за позицию всей католической церкви [8].
Сам Джо Байден заявлял, что он лично верит в зарождение жизни в момент зачатия, но осознает, что не все разделяют эту точку зрения. В 2015 году в интервью журналу «Америка» он сказал: «Чего я не собираюсь делать, так это навязывать другим людям свою точку зрения, продиктованную верой» [4]. Следует отметить, что в настоящее время многие католики в США и в других странах выступают за свободный выбор в отношении абортов. Так, в Польше в январе 2021 года, когда был принят закон о запрещении абортов, в стране произошли массовые протесты.
В своей речи после победы на выборах Байден благодарил всех за оказанную поддержку, упомянув при этом и людей нетрадиционной ориентации, и трансгендеров [13]. Нужно отметить, что он не всегда выступал за права ЛГБТ, но в настоящее время он поддерживает однополые браки и в первые же дни пребывания на посту подписал Закон о равенстве, запрещающий дискриминацию людей любой сексуальной ориентации и гендерной идентичности в вопросах занятости, жилья, образования и т.д.
Не понравилось многим католикам и назначение Камалы Харрис, баптистки с индуистскими корнями, в качестве вице-президента. Епископ Род-Айленда Томас Тобин написал в Твиттере по этому поводу: «Впервые за долгое время вице-президентом от демократов не стал католик. Очень печально» [8].
Нужно отметить, что для американских католических епископов подобная ситуация не нова: в 1960 году они пытались получить федеральную помощь для епархиальных школ и назначить посла США в Ватикан. Кандидат от демократической партии католик Джон Кеннеди высказался против по обоим вопросам, так как боялся, что его заподозрят в том, что он поддается влиянию церкви. В лагере Кеннеди отнюдь не без оснований полагали, что кардинал Нью Йорка Френсис Спельман не только лично выступал против кандидатуры Кеннеди, но и вел подковерную борьбу против него.
Журналист газеты «Нью-Йорк Таймс» Пол Хорманн вспоминал, что в неофициальной беседе тогдашний посол Ватикана в США преп. Эджидио Ваньоцци (позже ставший кардиналом) в неофициальной беседе говорил ему, что среди католиков США и Ватикана бытует мнение, что католик в Белом Доме принесет больше вреда, чем пользы для католической церкви [8].
Уже будучи президентом, Джон Кеннеди не поддержал ни одно из направлений политики католических епископов даже после того, как в 1962 году Второй Ватиканский Собор настолько радикально пересмотрел учение католической церкви, что это вызвало протест и отдаление от нее консервативно настроенных католиков. В настоящее время ситуация внутри католической церкви сходна с ситуацией в начале 60-х годов прошлого века. По таким вопросам, как изменение климата, смертная казнь, капитализм, бедность и миграция, позиция Папы Франциска практически не отличается от его предшественников. В то же время он придерживается более либеральных взглядов на аборты, гомосексуализм, разводы и женщин на руководящих постах. Это не нравится консервативным католикам в США (включая большинство епископов), некоторые из которых относятся к нему с откровенной враждебностью.
Папа Франциск открыто критиковал президента Трампа и был одним из первых, кто поздравил Байдена с победой на выборах, и это не осталось незамеченным. В среде американского католического церковноначалия наблюдаются разногласия в связи с их отношением к новому президенту. Некоторые даже предлагают отлучить его от причастия за либеральные взгляды. Однако кардинал Вашингтона Уилтон Грегори подчеркнул свое стремление найти «точки соприкосновения» с администрацией Байдена [8].
Таким образом, сегодня католическая церковь США сильно отличается от той, которая была при Кеннеди. Она стала более неоднородной, количество ее последователей быстро сокращается, разногласия внутри нее становятся все более серьезными. В своеобразной «гражданской войне» внутри американской католической церкви Байден находится в лагере Папы Франциска. Неудивительно, что архиепископ Гомес и другие американские епископы опасаются, что он посеет еще большие разногласия в среде американских католиков.
Во время съезда Демократической партии в августе 2020 года, когда он был официально выбран кандидатом в президенты, его друг и преемник на посту сенатора от штата Дэлавер Крис Кунс сказал, что вера Байдена – это не пропаганда и не инструмент политики. Интересно, что Кунс всю свою речь посвятил обсуждению его веры: «Джо понимает силу молитвы, я видел его в моменты радости и триумфа, горя и отчаяния, он всегда обращается к Богу» [7]. Даже республиканцы, такие, как бывший губернатор штата Огайо Джон Касич, называли Байдена «человеком веры» (“a man of faith”). Бывшая первая леди Мишель Обама считает его «очень порядочным человеком, который руководствуется своей верой в Бога». Спикер Палаты Представителей Нэнси Пелоси заявила, что «вера Джо Байдена дает ему силу вести за собой людей». Сестра Байдена Валери Байден Оуэнс, ссылаясь на послание Апостола Павла к евреям, сказала: In Biden-Harris administration the evidence of things that are hoped for will be seen in the soul of America. Now faith is being sure of what we hope for and certain of what we do not see… (Hebrews 11:1) / Мы увидим осуществление ожидаемого в душе Америки. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… (Евр. 11:1). «В этой душе будет отражаться ваша душа, моя и всех тех, кого Дональд Трамп записал в маргиналы и злодеи», - добавила Валерии [3].
Сам Джо Байден, выступая на этом съезде демократов, который отличался чрезвычайно религиозной атмосферой, сказал: «Я обнаружил, что лучший способ преодолеть боль, потери, горе – это найти цель: у нас, детей Божиих, у всех есть цель в жизни. У нашего народа есть великая цель: открыть двери демократии всем американцам. Спасти нашу демократию. Вновь стать светом миру» (Аллюзия на фразу «Вы – свет миру» (Мф 5:14) / “You are a light to the world” (Matthew 5:14) [3]. Таким образом, в его речи, как и в речах многих его предшественников с момента зарождения Соединенных Штатов, звучит идея избранности американского народа; народа, на который смотрят и равняются все остальные народы Земли [1, c.142], «града на холме». После избрания в ноябре Байден заявил: We are seeing all over this nation, all cities, all parts of the country, indeed across the world, an outpouring of joy, of hope, renewed faith in tomorrow to bring a better day / Мы видим, что по всей стране, во всех городах, во всех частях страны, да и по всему миру воцарилась радость, надежда, возродилась вера в завтрашний день, в лучшее будущее [13].
Выступая прошлой весной на пасхальной неделе и говоря о ситуации с коронавирусом, Байден сравнил веру в Бога со светом во тьме. Это ссылка на Евангелие от Иоанна, где говорится: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5) / “The light shines in the darkness, and the darkness has not overcome it” (John 1:5).
За неделю до выборов Байден приехал в городок Уорм Спрингз, штат Джорджия. Это место известно тем, что туда неоднократно приезжал на лечение президент Рузвельт, там он и скончался в 1945 году. По-видимому, прибытие туда Байдена накануне выборов имело символический смысл – оно должно было показать, что новая администрация надеется провести реформы и осуществить перемены уровня «Нового курса» Рузвельта. Там Джо Байден цитировал последнюю энциклику Папы Римского “Fratelli Tutti” (Все – братья). В этом послании епископам и пастве Папа Франциск говорит о том, что католики верят в справедливое распределение богатства, и приводит слова Иоанна Павла II: «Бог дал Землю всему роду человеческому для поддержания жизни всех его представителей, никого не исключая и никого не выделяя». Здесь же содержится призыв к защите окружающей среды, говорится о безработице и необходимости создания рабочих мест, о том, что общество должно извлечь урок из пандемии и прекратить разрушение систем здравоохранения, а также о том, что католическая церковь осуждает расизм теми же словами, что и аборты – называя их внутренним злом. Вообще, отрывки, выбранные Байденом, свидетельствуют о том, что он задумывался, как его собственная католическая вера будет влиять на управление страной, в которой живут не только католики. «Те, кто хотят руководить», - процитировал он Папу Франциска, - «должны спросить себя: почему я это делаю? Какова моя настоящая цель?» [9]. Но в какой-то мере эти вопросы являются отсылкой к инаугурационной речи Джона Кеннеди (20 января 1961г.)
В 2015 году в интервью главному редактору журнала «Америка» Мэтту Малоне Дж.Байден сказал, что его вера – это «дар», добавив, что родители внушили ему католические ценности. «Иисус Христос – это человеческое воплощение того, что хочет от нас Бог», - сказал он, - «Все, что делал Иисус соответствует основному принципу человеческого общения: уважать достоинство другого человека». В этом интервью Байден упомянул также о своей встрече с Папой Римским в 2013 году: «Он является воплощением католической социальной доктрины, в соответствии с которой я был воспитан. Это учение о том, что каждый человек заслуживает уважения, что бедным необходимо уделять особое внимание, что каждый обязан протянуть руку помощи любому человеку, кем бы он ни был» [4].
Соратники Байдена заявляют, что исповедуемые им принципы основаны на вере, а его политика основана на этих принципах. Он в большей степени полагается на веру, а не на доктрину; он предпочитает молиться с простыми людьми, а не со священнослужителями. «Он к любому человеку относится как к своему ближнему, в каждом видит образ Божий», - утверждает сенатор Крис Кунс, знающий его много лет [7]. Сестра Кэрол Кихан, президент Католической медицинской ассоциации, соглашается с ним: «Джо Байден очень четко говорит о справедливости, он говорит то же, что сказано в Евангелии от Матфея: Whatever you did for one of the least of these brothers and sisters of mine, you did for me. (Matthew 25:40) / Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40) [3].
По результатам опросов на выходе с избирательных участков, за Байдена проголосовало больше половины (51%) американских католиков. Для сравнения, в 2016 году за демократов проголосовало 45% католиков. Эти результаты, конечно, не идут ни в какое сравнение с результатами Джона Кеннеди, за которого в 1960 году проголосовало от 70 до 83% американских католиков.
Нужно отметить, что приверженность Байдена католической вере не отпугивает тех американцев, кто принадлежит к другим религиозным конфессиям. Так генеральный прокурор штата Миннесота Кит Эллисон, мусульманин, заявил: «Байден абсолютно прав, когда говорит о необходимости борьбы за душу нации» (Борьба за душу нации была основным лозунгом и лейтмотивом избирательной кампании Джо Байдена) [2]
Как сказал сенатор Кунс в своей речи, «Байден будет президентом для американцев любого вероисповедания, так же, как и для всех честных людей, не исповедующих никакой веры» [2].
В своих речах Джо Байден действительно постоянно призывает к объединению и примирению. В этом он противопоставляет себя Дональду Трампу. Характеризуя состояние страны в период правления его администрации, он называет США “Nation in the wilderness” (нацией в пустыне), довольно вольно трактуя слова из первой главы Евангелия от Иоанна. За пару месяцев до выборов в своем выступлении перед членами религиозной организации, занимающейся помощью нуждающимся, он сказал: All of you remind me of how the Scripture describes a calling born out of the wilderness. A calling to serve, not to be served. A calling towards justice, healing, hope – not hate. To speak the good news, and followed by some good deeds / Все это напоминает мне ситуацию, описанную в Священном Писании: Глас вопиющего в пустыне, глас, призывающий служить, а не пользоваться услугами других; призывающий к справедливости, исцелению, надежде – а не ненависти. Призывающий приносить хорошие новости и совершать добрые дела. [3]. На самом деле Иоанн Креститель в Евангелии от Иоанна говорит: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя» (Ин. 1:23). (John replied in the words of Isaiah the prophet, I am the voice of the calling in the desert, “Make straight the way for the Lord (John, 1:23). И если быть точным, он призывал к покаянию, а не к справедливости и т.д.
Подводя итоги вышеизложенному, можно отметить, что католики уже более ста лет играют заметную роль в американской политике, но до 1970-х годов, когда вопрос об абортах стал доминировать во внутренней политике США, представителям власти не приходилось выбирать между своей католической совестью и службой государству.
Тем не менее, религиозные убеждения Байдена мало отличаются от веры миллионов американских католиков, дающей утешение в минуты горя и тревоги, она укрепляет в периоды духовной борьбы, но эти люди в большей степени руководствуются советами своих монахинь-наставниц, простых верующих или своей совестью, чем эдиктами церковного начальства.
И какими бы либеральными ни были взгляды Джо Байдена, он остается вторым президентом-католиком в Соединенных Штатах: президентом, который заявляет о том, что он видит свою основную задачу в борьбе за социальную и экономическую справедливость; католиком, который в попытке придать уверенности своим последователям, а может, прежде всего, самому себе, повторяет за Иоанном Павлом II: Do not fear, for I am with you (Isaiah 41:10) / Не бойся, Я с тобой (Ис. 41:10).
Погодина Т.Ю. Джо Байден – второй католик в президентском кресле США // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2021. № 01 (02). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/dzho-bajden-vtoroj-katolik-v-prezidentskom-kresle-ssha.html (Дата обращения: 28.02.2021)
Список литературы
1. Коптелова И.Е. Миф, который создал нацию // Философия и социальная теория. Сб. научных трудов. МГУ. М. : 2004. С. 136-148.
2. Jenkins Jack. Joe Biden’s Acceptance Speech Caps off an Unusually Faith-Filled Democratic National Convention. Religion News Service, August 21, 2020. URL: https://religionnews.com/2020/08/21/joe-bidens-acceptance-speech-caps-off-an-unusually-faith-filled-democratic-national-convention/ (Дата обращения 02.02.2021)
3. Khalid Asma. How Joe Biden’s Faith Shapes His Politics. NPR, September 20, 2020. URL: https://www.npr.org/2020/09/20/913667325/how-joe-bidens-faith-shapes-his-politics (Дата обращения 02.02.2021)
4. Malone, Matt S.J. What Joe Biden could do to heal our divided nation? November 06, 2015. URL: https://www.americamagazine.org/politics-society/2020/11/06/matt-malone-sj-what-joe-biden-could-do-heal-our-divided-nation (Дата обращения 02.02.2021)
5. Millies Steven P. 60 Years after JFK, the Election of a Second Catholic President Calls for Reconsideration of the Church’s Role in Politics. Chicago Suntimes. November 12, 2020. URL: https://chicago.suntimes.com/2020/11/12/21562516/catholic-presidents-jfk-john-kennedy-joe-biden-abortion-pope-francis-fratelli-tutti (Дата обращения 01.02.2021)
6. O’Loughlin Michael. Joe Biden Will Be the Second Catholic President. Here is What You Need to Know about His Faith. America. November 7, 2020. URL: https://www.americamagazine.org/faith/2020/11/07/joe-biden-second-catholic-president-faith (Дата обращения 01.02.2021)
7. Sherwood Harriet. Soul of the Nation: How Joe Biden’s Faith Will Shape His Presidency. The Guardian. November 10, 2020. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2020/nov/10/catholic-to-the-core-joe-bidens-faith-will-be-central-to-his (Дата обращения 02.02.2021)
8. Silk Mark. Biden, Second Catholic President, Exacerbates US Bishop’s Visions. Religion News Service (RNS). November 25, 2020. URL: https://religionnews.com/2020/11/25/the-catholic-bishops-contend-with-the-second-catholic-president/ (Дата обращения 02.02.2021)
Источники
9. Библия. Издание русского христианского радиовещания. США – Швеция. Перепечатано с синодального издания.
10. Holy Bible. New International Version. Hodder and Stoughton. London, Sydney, Auckland, Toronto, 1982.
11. Joseph R. Biden. The greatest commandment has guided my politics. Transcript. URL: https://www.christianpost.com/voices/the-greatest-commandment-has-guided-my-politics.html (Дата обращения 01.02.2021)
12. Joseph R. Biden. Promises to Keep: On Life and Politics. Random House. 2008. 400 p.
13. Joseph R. Biden, Jr. Victory Speech. Transcript. URL: https://www.nytimes.com/article/biden-speech-transcript.html (Дата обращения 01.02.2021)
14. John F.Kennedy. Speech on His Religion. Transcript. URL: https://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=16920600 (Дата обращения 01.02.2021)