Культура

УДК 94(73).092

Дата публикации 25.02.2022

Мартин Лютер Кинг v. BLM: мечта и реальность

Погодина Татьяна Юрьевна
ст. преподаватель кафедры английского языка факультета МО и МП Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г.Москва, DAConfa@mail.ru

Аннотация: В свете событий последних лет в Соединенных Штатах ситуация вокруг межрасовых отношений, прав и компетенций различных групп населения обострилась еще сильнее. Не утихают противоречия, связанные с деятельностью движения Black Lives Matter (BLM). В связи с этим интересно рассмотреть сквозь призму современной жизни в США взгляды и наследие выдающегося борца за гражданские права чернокожих Мартина Лютера Кинга, память которого чтут не только в США, но и во всем мире.
Ключевые слова: Мартин Лютер Кинг; Black Lives Matter (BLM); афроамериканцы; чернокожее население; гражданские права; насилие; дискриминация; полицейский произвол; сегрегация; демонстрация; протест

Martin Luther King v. BLM: dream and reality

Pogodina Tatyana Yurievna
Senior lecturer of the English chair Faculty of International relations and International Law, Diplomatic academy of Russia’s Foreign Ministry, Russia, Moscow

Abstract: In the light of the events of recent years in the United States, the situation around interracial relations, rights and competency of different population groups has become tenser. The controversies surrounding the activities of Black Lives Matter show no sign of an end. In this context, it is interesting to analyze through the prism of today’s life in the United States the views and legacy of the prominent fighter for the civil rights of the black Martin Luther King who is remembered not only in the United States but also in the whole world.
Keywords: Martin Luther King; Black Lives Matter (BLM); Afro-Americans; black population; civil rights; violence; discrimination; police arbitrariness; segregation; rally; protest


Рабство в Америке было отменено в 1865 году, но отмена рабства не сделала белых и чернокожих граждан равноправными. На Юге чернокожих преследовали расисты из Ку-Клукс-Клана; с конца XIX века там же действовали законы о сегрегации. Афроамериканцы и белые жили в разных районах, ездили в разных вагонах поездов, межрасовые браки были невозможны. Неграмотных, то есть почти всех чернокожих, закон лишал права голосовать на выборах. В городах Севера чернокожие селились в гетто, где уровень жизни был гораздо ниже, чем в белых районах. В таких городах как Детройт, Чикаго, Миннеаполис, Вашингтон появились черные районы, которые существуют до сих пор. Именно там в 1919 году произошли первые негритянские погромы.

После экономического кризиса 1907 года сотни тысяч разорившихся чернокожих фермеров хлынули в города. Правительство оказывало помощь только белым. Появились многочисленные черные гетто, обитатели которых соглашались на любую работу, нередко становясь штрейкбрейхерами, что вызывало протест у белых рабочих. Конкуренция между этнорасовыми группами обострилась до предела.

В 1917 году негритянское население приветствовало вступление США в Первую мировую войну, надеясь доказать своим патриотизмом, готовностью умереть за свою страну, что они такие же граждане США, как и белые. Однако офицеры им не доверяли, использовали на тыловых работах, обращались с ними, как с людьми второго сорта. Американская пресса публиковала фальшивые статьи о неподобающем поведении чернокожих на фронте: пьянстве, изнасилованиях и неподчинении приказам. Дошло до расследований, которые опровергали эти обвинения. Но американская публика стала относиться к неграм как к потенциальным преступникам. Лишь французское командование, имеющее успешный опыт использования колониальных войск, по достоинству оценило храбрость негритянских солдат и не поскупилось на военные награды.  Однако на родине чернокожие ветераны нередко подвергались нападениям, убийствам и линчеваниям. Преступников никто не судил. Все это вызывало ненависть негритянского населения, и в 1919 году по США прокатилась волна погромов. В столице велись настоящие бои с привлечением армии. Эти события, ставшие поворотной точкой в межрасовых отношениях, вошли в историю США как «Красное лето 1919 года» [4].

С середины 1950-х годов борьба за равные права между белыми и чернокожими становится массовым явлением. В 1955 году 42-летняя негритянка Роза Паркс в городе Монтгомери, штат Алабама, отказалась уступить место в автобусе белому пассажиру. Ее арестовали и присудили штраф. После этого чернокожее население города год бойкотировало весь городской транспорт, а Паркс стала одним из символов борьбы за равноправие [2]. Одним из организаторов этой акции был Мартин Лютер Кинг.

Майкл Кинг Младший родился 15 января 1929 года в семье потомственного пастора. Пастором стал и Майкл, который, как и его отец, в 19 лет сменил свое имя на Мартин Лютер в честь знаменитого немецкого проповедника и реформатора. Он учился на теологическом факультете Бостонского университета. Получив прекрасное образование и докторскую степень, Мартин Лютер стал пастором баптистской церкви в г. Монтгомери, штат Алабама. Кинг всегда выступал за права чернокожих, а в декабре 1955 года он возглавил первую негритянскую мирную акцию «автобусный бойкот», которая продолжалась 382 дня и закончилась победой: 21 декабря 1956 года Верховный суд США объявил неконституционными законы, требовавшие сегрегации в общественном транспорте, и с тех пор черные и белые американцы ездили в автобусах вместе. В 1957 году Мартина Лютера Кинга избрали президентом Конференции лидеров южных христиан (Southern Christian Leadership Conference) – организации, созданной для того, чтобы возглавить набирающее силу движение за гражданские права. Кинг положил в основу этой организации идеалы христианства, а методы борьбы позаимствовал у Махатмы Ганди. Кроме того, большое влияние на его взгляды оказали труды Вальтера Раушенбуша, основателя движения «Социального Евангелия», считавшего бедность и неравенство социальным грехом, а главной задачей христианина – неустанный труд для построения царства божия на земле не с помощью пламенной проповеди, а посредством христоподобной жизни с целью «преобразования жизни на земле в гармонии с небесами» [6, с. 17].

Хотя Кинг и Ганди никогда не встречались (Кингу было 19 лет, когда Махатма Ганди был убит), Мартин Лютер изучал его работы и в 1959 году посетил Индию. Позже Кинг писал: «Во время бойкота в Монтгомери … Ганди был нашей путеводной звездой, он научил нас технике ненасильственных социальных изменений.» Под «ненасилием» Ганди (а вслед за ним и М.Л. Кинг) понимал не просто отказ от применения физической силы, а то, что он называл «сатьяграха», т.е. «сила правды», или «сила любви». Этот принцип предполагает поиск правды, борьбу за справедливость путем ненасильственного сопротивления [11]. Эти же принципы исповедует и христианство: «Любите врагов ваших и молитесь за преследующих вас», - говорится в Евангелии. Мартин Лютер Кинг писал: «Я впервые увидел, что христианская доктрина любви, воплощенная через метод ненасильственного сопротивления Ганди, является мощнейшим оружием угнетенных в их борьбе за свободу» [11]. В 1958 году в своей книге «Шаг к свободе: история бойкота в Монтгомери» Кинг изложил принципы ненасильственного сопротивления, впервые примененные во время бойкота. Он считал, что эта история доказала действенность таких методов сопротивления: борьба со злом, а не с людьми, творящими его. Он подчеркивал, что те, кто применяет ненасильственные методы сопротивления, должны быть готовы пострадать за свое дело, не оказывая сопротивления – ни внешне, ни внутренне: «Участники ненасильственного сопротивления отказываются не только от стрельбы в своих противников, но и от ненависти к ним».

По словам профессора истории и директора института им. М.Л. Кинга Клейборна Карсона, Кинг рассматривал ненасилие как выражение любви ко всем людям, как способ достучаться до них, убедить их в правоте своего дела.

Вскоре после того, как Верховный Суд США признал сегрегацию в автобусах противоречащей Конституции, Мартин Лютер Кинг сказал: «Христос указал нам путь, а Ганди в Индии показал, что этот путь действенный» [6].

В течение последующих одиннадцати лет Мартин Лютер Кинг участвовал в многочисленных мирных демонстрациях и акциях протеста по всей стране, он написал пять книг и множество статей, выступил более двух с половиной тысяч раз. Он возглавил акции протеста в городе Бирмингем, штат Алабама, за предоставление избирательного права негритянскому населению, и это общественное движение привлекло внимание мировой общественности. В это же время он написал «письмо из бирмингемской тюрьмы», ставшее манифестом негритянской революции. Это был ответ на открытое письмо восьми белых священнослужителей, обвиняющих его в подстрекательстве к беспорядкам. Ответ Кинга поражал своей логичностью, эмоциональностью, изяществом языка. На обвинение в экстремизме он отвечал: «А Иисус разве не был экстремистом любви? Пророк Амос разве не был экстремистом справедливости? ...Апостол Павел разве не был экстремистом Евангелия Иисуса Христа?» Говоря о своем разочаровании в церквях белых людей, он писал: «Я снова и снова спрашиваю себя: какие люди молятся в этих церквях? Кто их Бог?» [11]

Возглавив 28 августа 1963 года мирное шествие к мемориалу Линкольна в Вашингтоне, в котором приняли участие более 250 тысяч человек, Мартин Лютер Кинг произнес свою самую знаменитую речь «У меня есть мечта», считающуюся верхом американского ораторского искусства ХХ века, речь, которую до сих пор цитируют во всем мире (кстати, недавно ее процитировал в своем выступлении и президент Путин).

Мартин Лютер начал свою речь с аллюзии – отсылке к прокламации об освобождении рабов 1863 года, которой предшествовал указ Авраама Линкольна об отмене рабства. Символично, что между этими двумя событиями прошло ровно сто лет. «Сотню лет тому назад рукой великого американца, монумент которому символично возвышается над нами в этот день, был подписан манифест об освобождении рабов». Кинг в буквальном и переносном смысле стоит «в тени» Линкольна, произнося свою речь у подножия мемориала в его честь и продолжая его борьбу за гражданские права. Он ссылается на знаменитую Геттисбергскую речь Линкольна, которая, как считается, послужила началом воссоединения Америки во время гражданской войны [3] и способствовала подписанию указа об освобождении рабов - указа, давшего неграм свободу, но не равенство.

Мартин Лютер Кинг обращается к текстам Конституции США и Декларации независимости: «Слагая знаменательные слова Конституции и Декларации независимости, зодчие нашей республики подписали вексель, долгосрочное обязательство, перед каждым американцем. Обязательством этим стало обещание всем без исключения – да, черным наравне с белыми, - гарантий неотъемлемых прав на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Речь «У меня есть мечта» призывает к примирению и объединению общества, она полна оптимизма и надежды, но при этом совершенно реалистична: «Это не Земля обетованная, - говорит Кинг, - это не то общество, которое хотел бы видеть Бог».

«У меня есть мечта, - снова и снова повторяет Кинг, - приблизится тот день, когда все чада Господа нашего – черные и белые, иудеи и язычники, католики и протестанты – смогут взяться за руки и спеть старый негритянский спиричуэл» [6, с. 21].

Марш в Вашингтоне и речь Мартина Лютера Кинга ускорили принятие Конгрессом Закона о гражданских правах. В результате удалось покончить с сегрегацией в общественных местах и запретить дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, религии, пола и национального происхождения. Это считалось главным достижением движения за гражданские права наряду с Законом об избирательных правах 1965 года. Одно из его основных положений состояло в том, что в целях предотвращения дискриминации власти штатов и местные органы власти не могли изменять порядок голосования без разрешения Генерального прокурора США.

Однако не все чернокожие борцы за равные права разделяли точку зрения Кинга, и не все акции протеста были мирными [2]. В 1962 году массовые беспорядки прошли в штате Миссисипи в связи с отказом местных властей зачислить чернокожего абитуриента Джеймса Мередита в университет, несмотря на решение Верховного суда США о его зачислении. Последовавшие за этим беспорядки привели к тому, что в штате было объявлено военное положение и была введена национальная гвардия.

В 1965 году в пригороде Лос-Анжелеса Уоттс начались массовые выступления после того, как полиция арестовала семью молодого человека, который подозревался в вождении в нетрезвом состоянии. Беспорядки продолжались неделю, более тысячи человек получили ранения.

В 1967 году похожая история произошла в Детройте, где массовые выступления продолжались на протяжении пяти дней. При этом погибли 43 человека, полиция арестовала 7200 человек.

Мартин Лютер Кинг подвергался арестам более двадцати раз, по крайней мере, четыре раза на него совершались покушения, но, несмотря на это он никогда не призывал к насилию.

Сила красноречия Кинга, его стратегия ненасильственного гражданского неповиновения трогала душу даже его оппонентов, обнажая их неправоту: «Вы можете не признаться в этом своей жене, вы можете не признаться в этом своим избирателям, но вы знаете, что неправильно, когда чернокожие и белые сидят в разных частях автобуса; когда чернокожие и белые едят в разных ресторанах; когда чернокожие и белые пьют из разных уличных фонтанчиков. Это Бог внутри нас знает, что это неправильно. И я буду говорить от имени этого Бога и напомню вам о том, что вы и сами знаете…» [6, с. 20].

Мартин Лютер Кинг был удостоен пяти почетных докторских степеней; в 1963 году был назван человеком года, а в возрасте тридцати пяти лет стал самым молодым лауреатом Нобелевской Премии Мира [13]. Все полученные от Нобелевского комитета деньги (более 54 тысяч долларов) он направил на развитие движения за гражданские права. (Здесь уместно вспомнить коррупционные скандалы с участием лидеров BLM).

Мартин Лютер был убит 4 апреля 1968 года во время акции протеста в поддержку бастующих мусорщиков в Мемфисе. Акции протеста и гражданского неповиновения прошли по всей стране.  Незадолго до смерти он говорил, что пред ним предстало видение будущего страны: «Я был на вершине горы. Я посмотрел и увидел Землю обетованную… Мы как народ войдем в Землю обетованную». [6, с. 22]

Мартин Лютер Кинг стал не только символом борьбы за гражданские права в США, но и фигурой всемирного масштаба.

Благодаря движению 1960-х годов в США появилось первое поколение чернокожих политиков. Официально с сегрегацией было покончено, но неравенство, в том числе экономическое, осталось.

Появились программы по борьбе с бедностью. Все, кто не имел работы, начали получать социальные пособия, что, по мнению многих консервативных социологов, приводило к деградации социума, люди утратили мотивацию к работе.

В марте 1991 года полицейские Лос-Анжелеса избили резиновыми дубинками нетрезвого чернокожего нарушителя дорожного движения (он получил 55 ударов дубинкой и два удара электрошоком). Его избиение снял на пленку случайный прохожий и отнес ее на телевидение. 29 апреля 1992 года суд присяжных оправдал полицейских, и в США начались самые крупные в ХХ веке столкновения на расовой почве. Погибли 63 человека, было разрушено около пяти с половиной тысяч зданий. Ущерб от погромов составил 1 млрд. долларов. Именно после этих событий гражданские и правозащитные организации впервые получили доступ к контролю над правоохранительными органами. Избивавшие чернокожего полицейские со второго раза были признаны виновными, а их жертва – Родни Кинг – получил компенсацию от полицейского департамента Лос-Анжелеса в размере 3.8 млн. долларов.

Именно проблема полицейского насилия была причиной беспорядков в последние годы. В 2001 году в Цинциннати власти были вынуждены объявить комендантский час после того, как чернокожий 19-летний правонарушитель Тимоти Джонс был застрелен белыми полицейскими.

С августа по декабрь 2014 года в разных городах США происходили волнения из-за событий в городе Фергюсон, штат Миссури: полицейские при попытке ареста убили 18-летнего чернокожего – Маркуса Брауна.

Лозунг «Жизнь черных имеет значение!» (“Black Lives Matter!”) появился в 2015 году в ответ на жестокость полиции.

В 2016 году в штате Северная Каролина пришлось вводить национальную гвардию после убийства полицией афроамериканца Кейта Скотта. А 25 мая 2020 года в Миннеаполисе полицейский Дерек Шовин почти девять минут душил ногой чернокожего Джорджа Флойда. Ранее судимый Флойд пытался расплатиться в магазине фальшивой купюрой. Позже выяснилось, что он умер, вероятнее всего, от передозировки наркотиков, но полицейский был признан виновным и осужден. Джордж Флойд был похоронен с почестями в золотом гробу и стал своего рода национальным героем.

 Прошло пятьдесят восемь лет с тех пор, как проповедник и общественный деятель Мартин Лютер Кинг выступил перед толпой почти в 300 тысяч человек в Вашингтоне и изложил свое видение будущего Америки, в которой, по его мнению, должны были восторжествовать расовое равенство, свобода и справедливость. Однако, по мнению его сына, в современной Америке мечта Кинга так и осталась мечтой, пишет газета «Таймс». «Если бы отец был еще жив, то, на мой взгляд, он считал бы, что мы могли достичь гораздо большего. Он был бы очень расстроен и разочарован», - заявил изданию Мартин Лютер Кинг Третий.  Он считает, что полиция чрезмерно контролирует районы, где проживают чернокожие. По его словам, стражи правопорядка слишком часто останавливают молодых афроамериканцев, «которые ни в чем не виноваты». «Вы наблюдаете, как полицейские вытаскивают людей из машины, надевают на них наручники…это страшно», - говорит он [9].

В 2013 году Верховный суд США отменил положение Закона об избирательных правах 1965 года, которое не позволяло местным властям изменять порядок голосования без разрешения Генерального прокурора США. По сведениям газеты «Таймс», на сегодняшний день республиканские политики в сорока семи штатах внесли более 350 законопроектов, ограничивающих избирательные права [9].

По утверждению эксперта Российского института стратегических исследований американиста Ильи Кравченко, дискриминация наблюдается и при приеме на работу, белые чаще занимают руководящие посты [8].

Таким образом, борьба за права чернокожего населения продолжается. Третий понедельник января отмечается в Соединенных Штатах как День Мартина Лютера Кинга. Дата выбрана не случайно, она приурочена ко дню рождения этого выдающегося проповедника и борца за права чернокожих, память которого особенно почитают члены движения BLM. Если же говорить о методах борьбы, то они сильно отличаются от тех, к которым прибегал и призывал Кинг.

После убийства Джорджа Флойда беспорядки начались не только в США, но и за их пределами. В Америке протестующие громили магазины, жгли машины, избивали белых, устраивали стрельбу. В нескольких американских городах полицейские вставали на колено, демонстрируя раскаяние и солидарность с митингующими. Вслед за ними на колено начали вставать политики, звезды шоу бизнеса, спортсмены, обычные граждане – и не просто вставать на колено, но зачастую и целовать ботинки афроамериканцам. Белые, отказывавшиеся это делать, подвергались насилию со стороны чернокожих [10, с. 161].

Интересно, что даже во время европейского чемпионата по футболу целые команды вставали на колено перед началом матча в знак покаяния перед афроамериканцами. Команды, отказавшиеся «каяться» таким образом (в том числе команда России), были подвергнуты осуждению в западных СМИ.

В Америке и других странах под прицел протестующих попали исторические памятники, которые, по их мнению, символизируют расовую несправедливость. Так, в США сносили памятники Христофору Колумбу; в Бельгии изуродовали памятник королю Леопольду Второму, в XIX веке колонизировавшему Конго. В Великобритании протестующие сбросили с пьедестала и утопили в море памятник жившему в XVII веке филантропу, политику и работорговцу Эдварду Колстону.

За пределами США самые массовые демонстрации прошли в Германии. Здесь звучали требования разобраться с собственным колониальным прошлым и бороться с проявлениями расизма в наши дни.

Смерть Флойда и последовавшие за ней акции протеста произошли всего через пару месяцев после вспышки эпидемии коронавируса. Во многих городах демонстранты нарушали комендантский час и требования самоизоляции. Эти связанные с пандемией ограничения могли сыграть определенную роль. По мнению профессора права университета Флориды Кеннета Нанна, людям было нечем заняться, и они очень хотели выйти на улицу [7].

Возможно также, одной из причин поддержки BLM со стороны белых либерально настроенных американцев была ненависть к президенту Трампу. Эти люди всеми силами поддерживали движение, несмотря на огромные разрушения и человеческие жертвы. Вообще, это самое массовое участие белого образованного населения США в борьбе за права чернокожих.

Западные СМИ и власти США в большинстве своем поддерживают движение BLM как демократический процесс, борьбу за права чернокожих. Беспорядки, поджоги, грабеж – объясняют необходимостью «немедленно компенсировать свой гнев, грабя белые кварталы».

В мае 2021 года Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) округа Колумбия, а также BLM, другие организации и отдельные протестующие обвинили Дональда Трампа, Генерального прокурора Уильяма Барра и других должностных лиц в насильственном подавлении «мирного протеста». Однако в министерстве юстиции США указали, что экс-президент и его сотрудники не могут быть привлечены к ответственности по гражданским делам, так как действия правоохранительных органов были связаны с обеспечением безопасности первых лиц государства.

Кроме того, эксперты министерства юстиции отметили, что поражение Трампа на выборах в ноябре 2020 года сделало крайне маловероятным повторение этих событий. В то же время администрация президента Байдена подчеркнула, что не разделяет позицию своих предшественников по отношению к митингам и демонстрациям, происходившим в 2020 году [1].

Вообще, демократы довольно сдержанно и невнятно осуждали насилие во время акций BLM. Так, бывший советник по делам национальной безопасности при президенте Обаме Сьюзан Райс, которая заняла высокий пост и в администрации Джо Байдена, заявила: «Имели место случаи насилия, что недопустимо и подлежит осуждению независимо от обстоятельств, однако эти случаи не характерны для всех акций протеста» [14].

В июне 2020 года Барак Обама высказался в поддержку BLM и организованных ими акций протеста, однако осудил насильственные действия и заявил о невозможности оправдать их, а также отметил, что общество в целом должно руководствоваться высокими нравственными принципами.

Президент Байден 31 мая 2020 года выразил сочувствие тем чернокожим гражданам США, права которых нарушаются. Он заявил: «Протестовать против жестокости правильно и необходимо. Это типично американская реакция. А вот устраивать поджоги и разрушения – нет. Нельзя подвергать опасности жизнь других людей, нельзя разрушать бизнес тех, кто служит нашему обществу» [14].

В ответ на обвинение в организации беспорядков лидер BLM в городе Сент-Пол, штат Миннесота, Рашад Тернер назвал беспорядки и уничтожение собственности глупостью (“stupid stuff”), которую движение не одобряет. Он заявил: «Люди эмоциональны. Но мы никогда бы не стали поощрять их на насильственные действия. Есть другие способы выразить свой гнев» [14].

Совсем не такой была реакция политических деятелей и СМИ на проникновение сторонников Трампа в здание Капитолия 6 января 2021 года. Эта акция вызвала шквал осуждения, ее участников назвали террористами; более 70 человек были арестованы в следующие несколько дней, за сотнями других ФБР открыло настоящую охоту. Против Дональда Трампа начали беспрецедентную вторую процедуру импичмента. Всего в день штурма Капитолия погибло пять человек, среди которых был один офицер полиции и одна участница акции протеста, застреленная в упор. Об этой женщине, прежде служившей в морской пехоте США, в отличие от прежде судимого наркомана Джорджа Флойда, в американских СМИ никто не упоминал и не сожалел.

Эту разницу в отношении к протестующим со стороны демократов и сторонников BLM заметили очень многие, она активно обсуждалась в социальных сетях. Член Конгресса депутат от штата Огайо Джим Джордан, высказавшийся против импичмента президента Трампа, заявил, что республиканцы осуждают любое насилие. «Все дело в политике», - утверждал он.

Многие западные журналисты также признают кардинальные различия в освещении акций BLM и захвата Капитолия. Они объясняют это благородством цели первых и самодурством вторых. При этом никто не упоминает о фальсификации результатов выборов, которую требовали расследовать сторонники Трампа.

По результатам опроса, проведенного исследовательским центром Pew в июне 2020 года, 67% американцев поддерживали движение BLM, однако в сентябре того же года эта цифра опустилась до 55%. Американцы в большинстве своем не поддержали и «осаду» Капитолия (по результатам опроса, проведенного в январе 2021 года газетой «Вашингтон Пост» совместно с Эй-Би-Си Ньюc, девять из десяти американцев высказались против. При этом 56% опрошенных поддержали смену власти в Белом доме. [14]

Следует также отметить, что в своей речи после избрания президентом США Джо Байден горячо поблагодарил чернокожее население США за оказанную поддержку и обещал в ответ свою [5, с. 11]. Байден был одним из тех, кто преклонял колено в память о Джордже Флойде и в знак поддержки BLM.

И все же, по мнению уважаемого в США издания National Affairs, несмотря на благородные цели, движение BLM представляет определенную угрозу для национальной безопасности США. Основная опасность заключается в том, что деятельность этого движения ведет к общей деградации принципов процедурного судопроизводства и правопорядка, от которых зависит свобода и безопасность американских граждан, а также сохранность их имущества [12].

Еще Авраам Линкольн писал в молодости о своей тревоге по поводу того, что толпы протестующих все чаще прибегали к насильственным действиям. Цели этих людей были очень благородными, и поэтому они считали, что нарушение ими существующих законов полностью оправдано. Однако Линкольн предупреждал, что какими бы высокими ни были цели, их действия могут привести к цепочке событий, в результате которых «и невинные, и виноватые – все станут жертвами ярости толпы». Уже в 1838 году Линкольн утверждал, что Америка идет к гражданской войне.

Сейчас ситуация несколько иная, но тоже очень нестабильная. Движение BLM представляет угрозу не только для отдельных граждан, но и для единства Соединенных Штатов в целом, так как его сторонники преступают общий для всех закон. Кроме того, оно щедро финансируется организациями левого толка.

По мнению выдающегося чернокожего аболициониста Фредерика Дугласа (1818-1895), историческая миссия Америки, основанная на сочетании ее основополагающих принципов и историко-географических условий, заключается в том, чтобы создать такое единое и достойное человеческое общество, какого еще не было на Земле [6, с. 15]. Нечто похожее говорил и Мартин Лютер Кинг, сравнивая Америку с Землей обетованной.

На веб-сайте движения BLM говорится, что его основной задачей является борьба с полицейским произволом и убийством чернокожих без суда и следствия. Существуют разные подходы к решению этой задачи среди участников движения. Однако наиболее распространенной является «борьба за справедливость для жертв полицейского произвола в контексте гораздо более радикальных целей» (to entangle the cause of justice for victims of police violence in an expansive web of far more radical objectives). Этот подход отражен на основном сайте BLM и на сайте Movement for Black Lives (Движение за жизни черных), которое является головной организацией для BLM. На этом сайте также говорится, что лидеры BLM стремятся не к реформам, а к «трансформации», они хотят видеть совершенно другой мир, возникший в результате «полной трансформации существующих систем». То есть на этом и других сайтах BLM звучит откровенно революционная риторика [12].

Лидеры BLM утверждают, что примером для них является движение за гражданские права в США 1960-х годов, а Мартин Лютер Кинг для них пример для подражания, их кумир. Но так ли это на самом деле?

С одной стороны, существует некоторое сходство: как и BLM, движение за гражданские права не было единым ни с точки зрения организации, ни с точки зрения идеологии. Возглавляя это движение на его раннем, наиболее успешном этапе, Мартин Лютер Кинг тоже иногда использовал революционную риторику, но делал это гораздо более сдержанно и умеренно. Он призывал не к полной смене строя, а к изменению существующей многолетней практики дискриминации чернокожих, призывал вернуться к истокам, к воплощению «американской мечты». Он называл этой мечтой, уходящей корнями в американскую мечту – то есть обращался к основополагающим принципам американской революции.

Результатом этого этапа движения за гражданские права стало вступление в силу Закона об избирательном праве в 1965 году. Когда риторика и цели участников движения стали более революционными, оно раскололось и закончилось после ряда актов насилия. Движение за гражданские права из созидательного превращалось в разрушительное по мере того, как его цели менялись и переросли от ограниченных либеральных реформ к полной отмене строя. 

То же самое происходит и сейчас. Несмотря на возможность осуществления реформ, лидеры BLM настроены на радикальные изменения существующей системы. Это, в свою очередь, приводит к расшатыванию общества, ослаблению единства, к ситуации, чреватой серьезным кризисом.

Существуют, конечно, и более умеренные участники движения BLM, такие как балтиморская организация «Мы, протестующие» (We the Protesters) и ее лидер и основатель ДеРэй МакКессон (De Ray McKesson). Принципы этой организации основаны на Декларации независимости и Конституции США, которые цитируются на ее сайте. От этой организации отпочковалась «Кампания Зеро» (Campaign Zero), которая озвучила первый вариант политической платформы BLM. Основной задачей этой фракции движения является сокращение случаев убийства полицейскими гражданских лиц, независимо от цвета кожи и национальности. (Количество таких случаев в США гораздо выше, чем в других развитых странах.) С этой целью они предлагают программу, состоящую из десяти пунктов, призывающую прекратить беспорядки и погромы, ввести в программы обучения полицейских обучение непредвзятому отношению, обязательное ношение полицейскими видеорегистраторов, публикацию информационных бюллетеней, назначение независимых прокуроров для рассмотрения дел о насилии полиции и т.д. [12].

Все это говорит о более прагматичном, конкретном подходе к проблеме полицейского произвола, чем у большинства лидеров BLM. На странице сайта M4BL говорится: «Насилие государства принимает разные формы – это и систематическая нехватка инвестиций в наши сообщества, и хищнические действия государства и корпораций, направленные против них, такие, как отравление воды, отъем земли, плохие школы, в которых дети не столько обучаются, сколько становятся преступниками.» На сайте BLM также содержатся обвинения в геноциде со стороны государства, бедности, незаконных арестах, постоянных нападках на детей и семьи чернокожих. Таким образом, лидеры BLM выступают против всего политического и социального устройства США.

Они считают Соединенные Штаты государством в основе своей деспотичным и расистским, и заявляют о своей готовности бороться с ним до полного свержения американского империализма, капитализма и белого превосходства (как сказано в программе M4BL) [12]. Эти люди не верят в действенность ненасильственных мер в рамках закона, в то время как для Мартина Лютера Кинга они были единственно допустимыми.

Насилие со стороны приверженцев BLM имеет и еще одну негативную сторону – ослабление и запугивание полиции может привести к тому, что жители негритянских районов окажутся беззащитными перед лицом действующих там преступников и преступных группировок.

Кроме того, движение, призванное вызвать сочувствие и человеческое отношение к афроамериканцам, начинает оказывать противоположный эффект из-за беспорядков, погромов, принуждения целовать ботинки и вставать на колени перед чернокожими, причем не только в США, но и в других странах. Это вызывает отторжение [10, с. 162].

Движение BLM оказывает разрушительное действие и на само чернокожее население Америки, которое учится не уважать закон и человеческое достоинство.

Если Мартин Лютер Кинг призывал преодолеть расовые разногласия и конфликты и жить по принципам, прописанным в Декларации независимости, то радикальные фракции BLM пропагандируют идеи, которые приведут к еще большей расовой разобщенности.

Кроме того, нужно отметить, что, перечисляя имена чернокожих, убитых полицейскими во время задержания, представители BLM включали туда и тех, кто был застрелен в результате оправданной самообороны. И этим они тоже отличаются от Мартина Лютера Кинга. Лидеры BLM не интересуются, а часто и не доверяют результатам расследования каждого конкретного случая. Они предпочитают действовать сразу, скатываясь к протесту ради протеста и все дальше отходя от объединяющих принципов Декларации независимости.

В своем «Письме из Бирмингемской тюрьмы» Мартин Лютер Кинг писал, что при подготовке любой акции протеста необходимо собрать все факты, чтобы убедиться, что несправедливость имела место. Кроме того, в книге 1963 года «Почему мы не можем ждать» Кинг подчеркивает: «Мы ясно дали понять, что позволим участвовать в демонстрациях только тем, кто смог убедить себя и нас в том, что он в состоянии сдерживаться и не отвечать насилием на насилие… Не все, кто хотел участвовать в акциях протеста, смог пройти наш строгий отбор» [12].

Возможно, лидеров движения BLM и вдохновляет фигура Мартина Лютера Кинга, чья слава может сравниться со славой Авраама Линкольна, так много сделавшего для сохранения единства Соединенных Штатов. При жизни Кинг всегда говорил, что не стремится к славе и признанию, однако его помнят и почитают миллионы людей не только в Америке, но и далеко за ее пределами. Движение, которое он возглавил, вошло в историю США как «славная революция» (“glorious revolution”) двадцатого века. Но, как и в любой революции, очень важно вовремя остановиться. 

Правильная ссылка на статью
Погодина Т.Ю. Мартин Лютер Кинг v. BLM: мечта и реальность // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 01 (06). Режим доступа:https://scipress.ru/fai/articles/martin-lyuter-king-v-blm-mechta-i-realnost.html (Дата обращения: 25.02.2022)

Список литературы

1. В США открыли стрельбу на акции памяти Джорджа Флойда. РБК [Электронный ресурс] 29.05.2021. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60ad4e319a794795c286d6e3 (Дата обращения 10.11.2021)
2. Козенко А. Д. От гражданской войны до Black Lives Matter. Как движение за права чернокожих меняло США. Би-Би-Си. Русская служба. [Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/russian/features-53112571 (Дата обращения 20.09.2020)
3. Коптелова И.Е. Мифы и моделирование социальных процессов //Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. Сб. научных статей. М. : 2021. С. 171 – 177.
4. Мамедов Фарид. Красная жара 1919 года: как негритянские погромы перевернули историю США [Электронный ресурс] URL: https://warhead.su/2020/07/07/krasnaya-zhara-1919-goda-kak-negrityanskie-pogromy-perevernuli-istoriyu-ssha (Дата обращения 07.09.2020)
5. Погодина Т.Ю Джозеф Байден – второй католик в президентском кресле США // Филологический аспект. 2021. № S1 (2). C. 6-17.
6. Погодина Т.Ю. Священные тексты Америки // Филологический аспект. 2021. № S2 (3). C. 13-25.
7. Почему гибель Дж. Флойда вызвала глобальные протесты. DW. 08.03.2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.dw.com/ru/pochemu-gibel-dzhodzha-flojda-vyzvala-globalnye-protesty/a-56787818 (Дата обращения 29.09.2021)
8. Радио Спутник – РИА Новости. Официальный вебсайт. URL: https://radiosputnik.ria.ru/
9. Times: «Движемся не туда» - сын Мартина Лютера Кинга сказал, что современная Америка расстроила бы его отца. 27.04.2021. [Электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/inotv/2021-04-27/Times-dvizhemsya-ne-tuda- (Дата обращения 21.02.2022)
10. Шевченко А.П. О движении Black Lives Matter и обратной дискриминации ЭЭ Актуальные проблемы мировой политики: итоги и перспективы. Бюллетень VII ежегодной международной научной конференции молодых ученых. 2020. С. 160-162.
11. Little Becky. How Martin Luther King Jr. Took Inspiration from Gandhi on Nonviolence. Jan.11, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.biography.com/news/martin-luther-king-jr-gandhi-nonviolence-inspiration (Дата обращения 22.02.2022)
12. Myers, Peter C. The Minds of Black Lives Matter. National Affairs. Summer 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.nationalaffairs.com/publications/detail/the-mind-of-black-lives-matter (Дата обращения 21.02.2022)
13. Nobel Prize Committee. The official website. URL: https://www.nobelprize.org/prizes/peace
14. Pitts Myron B. 8 Times Biden, Obama and others Condemned BLM Violence. The Fayetteville Observer. Jan 16, 2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.fayobserver.com/story/opinion/columns/2021/01/15/8-times-biden-obama-et-al-condemned-black-lives-matter-violence/4170932001/ (Дата обращения 21.02.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: