Искусствоведение

УДК 75.071

Дата публикации 17.03.2025

Художественное своеобразие работ африканского цикла К.С. Петрова-Водкина

Христолюбова Татьяна Павловна
кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры искусствоведения, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, e-mail: takhristol@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена художественному своеобразию работ африканского цикла выдающегося русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, созданных под впечатлением от его путешествия в Северную Африку в 1907 году. Поездка стала важным этапом в творческом становлении мастера, оказавшим значительное влияние на формирование его уникального стиля и мировоззрения. В статье подробно рассматриваются ключевые произведения африканского цикла. Особое внимание уделяется тому, как африканские впечатления повлияли на развитие художественных принципов Петрова-Водкина, включая его концепцию планетарности и сферической перспективы. Автор отмечает, что африканский цикл стал важной вехой в творчестве Петрова-Водкина, обозначив переход к зрелому периоду его искусства, в котором соединились символистские искания и уникальное видение мира, основанное на планетарном мироощущении.
Ключевые слова: Кузьма Петров-Водкин, африканский цикл, Северная Африка, планетарность, сферическая перспектива, Сахара, африканская архитектура, русское искусство XX века.

Artistic Distinctiveness of the African Cycle Works by K.S. Petrov-Vodkin

Khristolyubova Tatyana Pavlovna
Candidate of Art History, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Art History, Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences

Abstract: The article is devoted to the artistic distinctiveness of the works from the African cycle by the outstanding Russian artist Kuzma Sergeevich Petrov-Vodkin, created under the influence of his journey to North Africa in 1907. This trip became a significant stage in the master's creative development, greatly influencing the formation of his unique style and worldview. The article examines in detail the key works of the African cycle. Special attention is paid to how African impressions influenced the development of Petrov-Vodkin's artistic principles, including his concept of planetarity and spherical perspective. The author notes that the African cycle marked an important milestone in Petrov-Vodkin's career, signifying a transition to the mature period of his art, which combined Symbolist explorations with a unique worldview based on a planetary perspective.
Keywords: Kuzma Petrov-Vodkin, African cycle, North Africa, planetarity, spherical perspective, Sahara, African architecture, Russian art of the 20th century.


В 1907 году К.С. Петров-Водкин, проживавший в это время в Париже, отправился в Северную Африку за художественными впечатлениями. Поездка оказалась удачной, и по возвращению в Санкт-Петербург в 1909 году живописные и графические работы африканского цикла художника были показаны в «Салоне» С.А Маковского и на первой персональной выставке Петрова-Водкина в редакции журнала «Аполлон» [1], принесшие ему известность в художественных кругах.

Поездка в Африку стала для К.С. Петрова-Водкина основополагающим моментом на пути творческого становления. «Ожидаю многого от поездки в Африку, а привезу ли что – бог ведает. Это путешествие будет для меня как бы экзаменом приобретенного в Париже. Ломал он меня грешного вовсю – сломать-то, кажется, не удалось, только бы не исковеркало…» [2, c. 93], - писал он в письме своей матери перед поездкой. Африка поразила художника своим уникальным укладом жизни и необычно ярким колоритом. «Невозможно выразить словами величие Сахары. Ужасно светло и жарко. <…> Бискра – это оазис, а вокруг оазиса – море песку» [2, c. 98], - писал Петров-Водкин своей супруге в Париж.

В 1910 году К.С. Перов-Водкин опубликовал в сборнике «На рассвете» часть своих путевых заметок о поездке в Африку. В них он также восхищался «царственной Сахарой»: «С Эль-Кантары раскинулась она из края в край молчаливая, необъятная, приняла она меня нудного и чужого…» [3, c. 17] В своей автобиографической повести «Пространство Эвклида» Петров-Водкин описывает что упал однажды с холма и «увидел землю, как планету» [4, c. 265], этот опыт положил начало развитию его концепции планетарности, нашедшей отражение во многих произведениях художника и его теоретических работах. В Париже он испытал на себе влияние французских символистов, однако поездка в Африку вернула ему планетарное мироощущение и ту связь с землей, которая начала было затухать. «Так отравила меня ложь, -- думал я, посылая злобу воспоминаниям о всех дворцах искусств, о всех городах, о всем, что разлучило меня с землей» [3, c. 18], - признавался художник.

На работах Петрова-Водкина африканского цикла можно увидеть пески и бескрайние пространства («Африка. Сирокко» (1907), «Дюны. Сахара» (1907), «Ночь в пустыне» (1908)), экзотические растения («Африка. Белый олеандр» (1907), «Кактусы» (1907), «Сад Беневента. Сахара» (1907)), архитектуру («Город Константина. Алжир» (1907), «В оазисе (Негритянская деревня)» (1907)), портреты африканцев («Алжирская женщина» (1907), «Семья кочевника (Африканская семья)» (1907), «Поцелуй» (1907)) и др.

Картина «Ночь в пустыне» была закончена художником в 1908 году по возвращению из заграничной поездки на основе этюдов и воспоминаний. Линия горизонта делит живописное пространство на две примерно равные части. Глубокая синева темного неба резко контрастирует с желтизной песка, покрывающего земную поверхность. Дорога уходит вдаль мимо небольшой прямоугольной постройки с плотными стенами и узкими окнами, сводящими к минимуму попадание солнечного света внутрь. Несколько под наклоном расположенные стволы пальм – типичный прием Петрова-Водкина, который можно встретить также в работах его учеников, с помощью которого он передавал так называемую «сферическую перспективу» в своих работах. Перед нами тихая ночь, но интенсивные мазки придают всей композиции внутреннее движение. На небосводе ярко светит звезда. Яркие звезды в небе Северной Африки запомнились художнику. В очерке «Самаркандия» (1921) Петров-Водкин обращается к своим африканским впечатлениям, глядя на звезды: «Вспоминается Африка: там Полярная была еще ниже» [4, c. 576]. Вероятно, данная картина может проиллюстрировать эти слова.

На картине «Кактусы» (1907) растение выглядит довольно условно. Плоскостность трактовки изображения, близость основного объекта изображения к переднему краю, наличие выраженного темного контура у листьев кактуса придает картине сходство с работами художников-авангардистов. У подножья кактуса спрятался павлин; его не легко заметить при беглом взгляде на холст. За кактусом взору зрителя открывается условно трактованный природный ландшафт. В колорите этой картины (как и многих других работ африканского цикла) преобладает зеленый цвет, которого в последующих работах художник будет стремиться избегать или сводить к минимуму, разрабатывая свою теорию трехцветия, согласно которой колорит картины строится на соотношении трех основных цветов: красного, синего и желтого. В описываемой же работе художник стремится передать жаркий день с помощью теплых оттенков.

Картина «В оазисе (Негритянская деревня)» (1907) изображает группу небольших прямоугольных построек с башней, возвышающихся среди пальм на фоне голубого неба. Цвет песка, окружающего деревню практически идентичен цвету стен домов, благодаря чему возникает ощущение, что здания вырастают из земли. Башня создает вертикальный акцент в композиции. Изображение статично. Цель художника – запечатлеть скупую на выразительность африканскую архитектуру, противостоящую палящему дневному солнцу.

На картине «Алжирская женщина» (1907) изображена, вероятно, женщина, торгующая своим телом, которых К.С. Петров-Водкин описывал в «Поездке в Африку»: «Когда над пустыней зажигался млечный путь – девушки выходили из гаремов и усаживались на порогах своих жилищ. Молодой евнух менял кальян и подавал кофе, а ведьмы зорко следили за проходящими, зазывали и торговались» [3, c. 21]. Женщина на картине «Семья кочевника (Африканская семья)» (1907) изображена лежащей на коврах в аристократической позе и кормящей грудью ребенка, в то время как ее супруг на заднем плане занят тяжелым физическим трудом. Контраст между тружеником и «царицей» вносит в сюжет картины противоречие. Интересно, что подобная композиция будет повторена художником позже в работах «Сон» (1910), «Вакханка» (1912) и «Мать» (1913). Стоит отметить, что образ африканской женщины с этюда к данной картине (Негритянка (1907)) при весьма точном композиционном сходстве лишен этого аристократизма и выглядит более народным: цвет ее кожи темнее, голова не покрыта убором, сильнее выражены надбровные дуги, расширены крылья носа, утолщены губы. Иными словами, она в большей степени соответствует своему этнографическому типу.

Поездка в Африку подвела некоторый итог раннему творчеству Петрова-Водкина, показала его сформировавшимся художником, способствовала раскрытию его творческого потенциала. В его письме к супруге из Бискры можно прочесть следующие строки: «Я был прав, когда считал, что после всех впечатлений европейской цивилизации, которую я так хорошо знаю, непременно мне следовало посмотреть другую жизнь. И вот, я смотрю и вижу, как много дурного в нашей культурной жизни; везде ложь, и как далеки мы от правды жизни. Многое из того, что я прежде любил, я теперь презираю» [2, c. 102]. Вскоре после возвращения в Россию Петров-Водкин представит публике такие свои работы как «Берег» (1908), «Сон» (1910), «Играющие мальчики» (1911), «Купание красного коня» (1912), в которых будет заметен его уникальный символистский стиль, уходящий корнями к африканским впечатлениям.

Африканские впечатления, насыщенные яркими красками, необычными ландшафтами и уникальным укладом жизни, вдохновили художника на создание работ, в которых соединились символистские искания и планетарное восприятие мира. Этот период не только укрепил связь Петрова-Водкина с природой и землей, но и стал отправной точкой для развития его уникальной концепции сферической перспективы. Африканский цикл обозначил переход к зрелому этапу творчества художника, где его искусство обрело новую глубину и философскую значимость, став важной вехой в истории русского искусства XX века.

Правильная ссылка на статью
Христолюбова Т.П. Художественное своеобразие работ африканского цикла К.С. Петрова-Водкина // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2025. № 01 (16). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/khudozhestvennoe-svoeobrazie-rabot-afrikanskogo-tsikla-ks-petrova-vodkina.html (Дата обращения: 17.03.2025)

Список литературы

1. Бородина В.И. К.С. Петров-Водкин. Новая оптика для коллектива Земли : монография / В. И. Бородина ; Фонд Президентских грантов, Фонд сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района Саратовской области "Сосновый остров". - Хвалынск : Фонд сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района Саратовской области "Сосновый остров", 2021. – 385 с.
2. Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы / Сост. сб., вступ. ст. и коммент. Е.Н. Селизаровой. - М. : Сов. художник, 1991. – 381 с.

Список источников:
3. Петров-Водкин К.С. Поездка в Африку // На рассвете. Художественный сборник под ред. А.Ф. Мантеля. 1910. Кн. 1. – С. 17-21.
4. Петров-Водкин К.С. Хлыновск ; Пространство Эвклида ; Самаркандия : [Повести / Рис. авт.; Вступ. статья, с. 3-31, подгот. текста и коммент. Ю.А. Русакова. - Ленинград : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1970]. - 629 с.

Расскажите о нас своим друзьям: