Культура

УДК 62.1

Дата публикации 31.12.2022

Из истории проникновения гармоники в казахскую культуру

Смакова Зауре
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, профессор кафедры кобыза и баяна

Аннотация: В статье рассматривается история проникновения гармоники и ее более совершенных форм – баяна и аккордеона в Казахстан. Помимо бытового музицирования гармоника-сырнай широко функционирует в традиционном творчестве акынов, жырши, народных певцов. Кроме того, затрагиваются вопросы становления и развития казахстанской профессиональной баянной школы.
Ключевые слова: гармоника, сырнай, акыны, народные певцы, жырши.

From the history of harmonica penetration into Kazakh culture

Smakova Zaure
Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy, Professor of the Department of Kobyz and Bayan

Abstract: The article examines the history of the penetration of the harmonica and its more perfect forms - button accordion and accordion into Kazakhstan. In addition to everyday music-making, the syrnay harmonica is widely used in the traditional works of akyns, zhyrshi, and folk singers. In addition, the issues of the formation and development of the Kazakhstani professional button accordion school are discussed.
Keywords: harmonica, syrnai, akyns, folk singers, zhyrshi.


Огромное значение для осознания предпосылок распространения и понимания особенностей функционирования гармоники в казахской музыкальной культуре имеет выявление ее национальных аналогов в сфере инструментального звучания.

Истоки музыкального фольклора казахского народа уходят в далёкое прошлое. На протяжении многовекового бытования народного музыкального инструментария – одни инструменты исчезали, другие изменялись в форме и конструкции, в диапазоне и тембре, третьи возрождались и получали своё развитие. Так, к середине XIX века, в результате многовекового развития домбровое исполнительство переживает небывалый расцвет и достигает высокого профессионального уровня [6, 67 с.]. В то же время путём естественного отбора многие музыкальные инструменты исчезают из культурного обихода. Образовавшийся вакуум в казахском музыкальном инструментарии с успехом заполняет гармоника, а позже её более совершенные разновидности баян и аккордеон, получившие в степи национальные названия сырнай, жел-сырнай, кагаз-сырнай, тил-кобыз, гармон [4, с. 25].

Действительно, для инструментов, функционировавших в специфических условиях кочевого дореволюционного быта казахского народа, когда акт музицирования осуществлялся не только в ограниченном пространстве (например, в юрте), но часто на открытом воздухе, сила звука была одним из важных и необходимых качеств. В этом отношении гармоника с ее широкими, гибкими звуко-динамическими характеристиками несомненно привлекала народных музыкантов. Говоря же о возможности воспроизведения на гармонике многоголосной фактуры, необходимо уточнить, что таковая не являлась существенной причиной ассимиляции инструмента в дореволюционном быту казахов. Казахская музыкальная культура ХIХ века представляла собой эстетически целостную художественную систему, где жизнеспособность произведения в значительной степени обусловливалась следованием сложившимся монодическим принципам мышления. Поэтому возможность воспроизведения на гармонике аккордовомногоголосной фактуры в европейском истолковании этого понятия едва ли использовалась народными музыкантами в полной мере.

Гармоника была первым в казахской степи инструментом, обладающим стабильным темперированным строем. Пригодность для воспроизведения многоголосной фактуры, мелодии и сопровождения таила определенные перспективы в развитии функционального гармонического мышления. И в этом смысле возможность приобщения через гармонику к новым звучаниям, ритмам, усвоения общественным сознанием новых интонаций как отражения реальной действительности явилась, пожалуй, одним из наиболее важных последствий распространения гармоники в дореволюционной казахской музыкальной культуре.

Гармоника, воспринятая казахским народом как аналог древнего духового сырная [7, с. 32], стала средством народного вокально-инструментального исполнительства. Кроме большой популярности сырная в бытовом музицировании, он широко функционирует в традиционном творчестве акынов, жырау, певцов. Владение народного исполнителя, полностью посвятившего себя профессиональному искусству, несколькими музыкальными инструментами, было показателем его творческой разносторонности, многогранности таланта, неотъемлемой частью его артистического имиджа, обязательным атрибутом новаторского мышления. Буквально все казахские акыны умели играть на гармонике. Появляется целая плеяда акынов-гармонистов – традиционных носителей народно-профессиональной музыки, создавших народно-певческие школы под аккомпанемент сырная. Так, среди выдающихся певцов-гармонистов можно выделить Майру Шамсутдинову, в числе акынов – Шашубая Кошкарбаева, а среди жырау – Нартая Бекежанова. В числе известных акынов и певцов XIX- XX века, владевших игрой на сырнае: Жаяу Муса Байжанов, Асет Найманбаев, Естай Беркимбаев, Тайжан Калмагамбетов, Кенен Азербаев, Иса Байзаков, Амре Кашаубаев, Камшибай Таубаев, Балхашбай Жусупов, Кубыш-акын, Жайнак-акын, Болат Сыбанов, Арзулла Молжигитов, Курманбек Бекпеисов и многие другие [3, с.7]. А так как традиционные исполнители были носителями культуры народа, это явление стало массовым. Поскольку исполнительство на кобызе и сыбызгы носило локальный характер, гармоника стала самым распространённым и популярным инструментом после домбры [4, с. 32].

Огромна агитационно-просветительская роль гармоники в строитель-стве социалистического общества в СССР в период с 1918 по 1950-е годы.

Паренек-гармонист в то время становится одним из главных героев не только в аулах и колхозах, но и в фильмах, произведениях писателей, очерках журналистов и т.д. В городах также на первый план выходят баянисты и аккордеонисты – главные «короли» музыки, звучавшей на танцплощадках, парках, клубах, ресторанах, кинотеатрах и концертных залах. Баян и аккордеон становится солирующим инструментом в эстрадных ансамблях, эстрадно-симфоническом оркестре Казахского радио и телевидения п/у Г.Лисицы [9, с. 11]. Несмотря на то, что многие вокальные произведения написаны в сопровождении фортепиано, ввиду отсутствия последнего, практически основными аккомпанирующими инструментами на выездных концертах артистов филармоний, музыкальных лекториев были баян или аккордеон. Под их певучий аккомпанемент блистали своим мастерством К.Байсеитова, Б.Тулегенова, Е.Серкебаев и другие мэтры казахского искусства.

Длительное бытование гармоники, а позже баяна и аккордеона в Казахстане, их проникновение во все сферы музыкальной культуры, высокая популярность баяна в художественной самодеятельности предрешили массовость исполнительства и обучения на этих инструментах. 40-50-е годы XX века отмечены открытием классов баяна и аккордеона в целом ряде музыкальных училищ республики [6, с. 98]. В 50-60 годы советское баянное искусство поднимается на новую художественную высоту. В данный период баян утверждается в качестве солирующего концертного инструмента с широкими художественно-исполнительскими и техническими возможностями и занимает достойное место в камерно-академическом исполнительстве. Для баяна создаётся многожанровый высокохудожественный оригинальный репертуар, ставший впоследствии баянной классикой. Назрела необходимость подготовки профессиональных кадров педагогов и исполнителей-баянистов с высшим образованием.

По примеру Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Киевской и Ленинградской консерваторий в 1957 году в Алматинской консерватории на базе кафедры народных инструментов открывается класс баяна. Его основателем становится выпускник ГМПИ им. Гнесиных Федор Легкунец [8, с.4]. Фёдор Васильевич привнёс на кафедру и в целом в казахстанское баянное исполнительство новаторские достижения и прогрессивные методы московской баянной школы [1, с.12].

В 1957 году студенческий оркестр казахских народных инструментов Алматинской консерватории им. Курмангазы возглавил Фуат Мансуров, который впервые ввёл баяны в состав оркестра. Как известно, народные инструменты звучат интонационно неустойчиво. Благодаря введению баянной группы, ставшей интонационной осью оркестра, стало возможным исполнение классических произведений. Баянам поручались сложные виртуозные пассажи, регулирование динамического баланса и т.д. Студенческий оркестр начал соперничать с оркестром казахских народных инструментов имени Курмангазы. Художественный руководитель и главный дирижёр Шамгон Кажгалиев решил ввести баяны и в свой коллектив. По его инициативе на московской экспериментальной фабрике заказали четыре тембровых баяна [2, с.37]. После ввода баянов в 1958 году академик Ахмет Жубанов писал: «…самым значительным из всех проведённых экспериментов явилась реконструкция, проведённая в 1958 г., в результате которой звучание оркестра стало более колористическим, богатым по тембру и динамике» [2, с.68].

В 70 – 80-е годы сырнай вводится в ансамбль казахских фольклорных инструментов Болатом Сарыбаевым, в состав фольклорно-этнографического оркестра Нургисой Тлендиевым. Данный факт подтверждает признание маститыми знатоками национальной музыки и этноинструментария баяна казахским народным инструментом. По подобию этих коллективов по всей республике созданы аналогичные составы ансамблей и оркестров казахских народных инструментов.

Правильная ссылка на статью
Смакова З. Из истории проникновения гармоники в казахскую культуру // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 04 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/iz-istorii-proniknoveniya-garmoniki-v-kazakhskuyu-kulturu.html (Дата обращения: 31.12.2022)

Список литературы

1. Смакова З. Альбом баяниста. Вып. 2. Предисловие. Авторский репертуарный сборник.- Алматы, Ценные бумаги, 2003.-150с.
2. Гизатов Б. Казахский оркестр имени Курмангазы. Алматы, 1994.-208с.
3. Мустафин Б., Смакова З. Сырнай-баян үйренудің бастапқы курсы. Алматы, 2003/2017.-350б.
4. Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. Алматы, 1978.-174с.
5. Смакова З. Антология казахской баянной литературы. ч.2. Предисловие. Алматы, 2013.-280с.
6. Смакова З., Камалиденов Е., Дуйсенгалиев Г., Мергалиев Д. Қазақстанда баян аспабының таралуы және орындаушылық өнер тарихы. Алматы, «Елтаным баспасы», 2018.-202с.
7. Смакова З. «Роль баяна в музыкальном фольклоре Казахстана». Материалы международной научно-практической конференции «Б.Сарыбаеву – 80 лет». Алматы, 2008.-375с.
8. Типовая учебная программа (высшее профессиональное образование) Специальность «Баян». Составитель З.Смакова. Алматы, 2007/2017. -30с.
9. Туякбаев Д., Смакова З.Н. Пособие по аранжировке казахских кюев для баяна. Алматы, Канагат КС, 1999.-630б.


Расскажите о нас своим друзьям: