Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №04 (22) Январь 2022, Спецвыпуск

УДК 33

Дата публикации 31.01.2022

Управление человеческими ресурсами в эпоху цифровизации

Новоспасская Екатерина Дмитриевна
Студентка 4 курса Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», РФ, Нижний Новгород

Аннотация: В любой отдельной организации, в бизнесе, сфере услуг, отрасли или государстве, управление человеческими ресурсами (HRM) воспринимается как набор действий, которые создают ценность, как для самой организации, с точки зрения конечных результатов, так и для сотрудников с точки зрения хорошего условия найма / контракта. Организации, в большей или меньшей степени, внедрили цифровые технологии, и в результате их деятельность в сфере управления персоналом пострадала с точки зрения скорости, точности, качества, ценовых инноваций и гибкости. Цели этого теоретического исследования — осветить HRM в эпоху цифровизации, подчеркнуть роль HR-менеджеров в современных организациях и обсудить влияние технологических изменений на HR-практики. Для достижения своих целей я применяю концептуальный подход. Мои результаты суммируют современные определения HRM, обсуждают влияние цифровых технологий в определенных областях HR и подчёркивают новую цифровую роль менеджера по персоналу (d-HRM).
Ключевые слова: управление персоналом, управление человеческими ресурсами, роль цифрового сотрудника, цифровая работа, цифровое управление сотрудниками, цифровая экономика, человеческий капитал.

Human resource management in the era of digitalization

Novospasskaya Ekaterina Dmitrievna
4th year student of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky", Russian Federation, Nizhny Novgorod

Abstract: In any individual organization, in business, service sector, industry or state, human resource management (HRM) is perceived as a set of actions that create value, both for the organization itself, in terms of final results, and for employees in terms of a good hiring/contract. Organizations have more or less adopted digital technologies, and as a result, their HR management activities have suffered in terms of speed, accuracy, quality, price innovation and flexibility. The objectives of this theoretical study are to highlight HRM in the era of digitalization, to emphasize the role of HR managers in modern organizations and to discuss the impact of technological changes on HR practices. I use a conceptual approach to achieve my goals. My results summarize modern definitions of HRM, discuss the impact of digital technologies in certain areas of HR, and highlight the new digital role of HR Manager (d-HRM).
Keywords: personnel management, human resource management, the role of a digital employee, digital work, digital employee management, digital economy, human capital.

Правильная ссылка на статью
Новоспасская Е.Д. Управление человеческими ресурсами в эпоху цифровизации // Экономика и общество: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (22). Режим доступа: https://scipress.ru/economy/articles/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-v-epokhu-tsifrovizatsii.html (Дата обращения: 31.01.2022 г.)

Сотрудники считаются долгосрочными инвестициями и решающим фактором в судьбе и успехе любого бизнеса, а также в прибыльности компании. Ряд авторов употребляет понятия «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом» как синонимы, другая группа авторов считает, что термин «управление человеческими ресурсами» акцентирует внимание на стратегических аспектах принятия кадровых решений, а понятие «управление персоналом» в большей мере характеризует повседневную оперативную работу с кадрами [5].

Таблица 1. Соотношение понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»

Сфера деятельности

Цель деятельности

Типичные функции

Кому докладывают о выполнении

Управление человеческими ресурсами (стратегический аспект)

Решение глобальных, долговременных, принципиально новых задач

  1. Планирование человеческих ресурсов
  2. Развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации
  3. Планирование затрат на персонал в рамках общих затрат организации

Директору

Управление персоналом (оперативная деятельность)

Решение повседневных проблем, которые требуют административного вмешательства

  1. Подбор и расстановка кадров
  2. Управление трудовой мотивацией
  3. Разрешение конфликтов
  4. Организация оценки персонала
  5. Организация оплаты труда

Заместителю директора

Наиболее распространённые модели HRM уделяют большое внимание стратегическому и структурному согласованию с целями организации и ориентированы в первую очередь на рациональность организации и цели контроля. С другой стороны, «старомодные» модели управления человеческими ресурсами, связанные с ориентацией на социальные ценности и повышением благосостояния на рабочем месте, по-прежнему влияют на решения и практику HR-менеджеров.

Технология — это «средство для достижения цели человека».  Цифровые технологии привели к тому, что нынешний период охарактеризован как «цифровая эпоха» или эпоха индустрии 4.0. Цифровая экономика предполагает появление таких элементов в системе управления, как цифровая информация, цифровая операционная модель, цифровое лидерство, цифровая вовлеченность, цифровое рабочее место [8].

 Таблица 2. Соотношение понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»

Направление цифровизации

Характеристика направления

Цифровое лидерство

Руководство формирует цифровую организационную культуру на основе обратной связи, корпоративных ценностей, принципов взаимодействия и вовлеченности всех сотрудников для эффективного внедрения цифровых технологий

Цифровая вовлеченность

На основе цифровых технологий сотрудники получают возможность использовать цифровые и социальные каналы в рамках своей работы

Цифровая рабочая сила (рабочее место)

Цифровые технологии обеспечивают формирование жизненного цикла рабочего, интеграцию корпоративных бизнес-приложений и сервисов, компьютеризацию оповещений и уведомлений, централизованный сбор аналитических данных и визуализацию отчётов без привязки к определенному рабочему месту, что в целом повышает мобильность персонала, безопасность и управляемость

Цифровые коммуникации (информация)

Цифровые коммуникации обеспечивают оперативность и своевременность передачи информации, эффективное взаимодействие в условиях многозадачности и расширение ответственности

Цифровая операционная модель

Операционная модель необходима предприятию для реализации цифровой стратегии развития и должна включать принципы, процессы, организационные структуры и показатели эффективности, а также элементы проектирования (клиентский опыт, предложение продуктов и услуг, экосистемы, механизмы контроля и согласования, способы работы)

Эта технологическая революция и эволюция создали ситуацию, которая опережает способность людей и организаций адаптироваться, и эта ситуация может только ухудшиться. Многие из самых популярных ролей в индустрии 4.0 не существовали даже 10 лет назад. В результате навыки, необходимые для выполнения этих ролей, ещё не существуют. Результаты исследований показывают, что передовые / цифровые технологии стирают границы между работой и личной жизнью [7]. Большинство сотрудников проверяют свой рабочий мобильный телефон / электронную почту в нерабочее время, а 15% говорят, что они могут редко или никогда не отключаться от работы. Удалённый доступ к рабочему месту (с помощью рабочих устройств, мобильных технологий и т. д.) Помогает им работать гибко, контролировать свою рабочую нагрузку, быть более продуктивными и расширяет их возможности [10]. Четвертая революция, основанная на цифровых технологиях, которые объединяют физический, цифровой и биологический миры, порождают трансформационные изменения в бизнес-среде, особенно в рабочей среде, а также в системах и методах, разработанных и применяемых менеджерами по персоналу для эффективного и действенного управления персоналом. Неизбежно роль менеджера по персоналу меняется с точки зрения того, что и в основном в том, как выполняется их работа.

Логика стратегического управления человеческими ресурсами признает, что форма, содержание и степень применимости его концепции в разных организациях существенно отличаются друг от друга. Подходы к стратегическому управлению персоналом описаны рядом концепций [9].

Таблица 3. Классификация концепций стратегического управления человеческими ресурсами

Для лучшего понимания существующих концепций управления персоналом, влияния цифровых технологий и меняющейся роли менеджеров по персоналу принят концептуальный подход. Астли [1] утверждает, что наиболее важным продуктом исследований в социальных науках является более глубокое понимание концепций и идей, чем проверка теории. Эта статья сформулирована следующим образом: во-первых, даётся краткий обзор определений HRM и анализируется термин HRM. Во-вторых, представлены традиционные и современные роли менеджеров по персоналу, и акцент сделан на новой роли цифрового менеджера по персоналу. В-третьих, тенденции и влияние цифровых технологий на HR-практику составляют дискуссионную часть этой статьи. Наконец, мы делаем выводы и даём некоторые предложения для дальнейших исследований.

Понимание HRM

Старомодный или традиционный термин «управление персоналом» означал, как наилучшим образом использовать сотрудников. Сторонники этого термина рассматривали сотрудников в основном как затраты, как ресурс, которым следует управлять таким образом, чтобы сопутствующие расходы (такие как оплата труда, дополнительные льготы, бонусы, расходы на социальное обеспечение) были минимизированы и строго связаны с результатами деятельности, в то время как поведение сотрудников отслеживается и контролируется. С 1980 года эта философия и соответствующие кадровые функции подвергались критике за то, что они не были адекватными и сложными, чтобы справиться с неопределённостями окружающей среды, меняющимися организационными условиями и очень сложной природой людей.

Термин «Управление человеческими ресурсами» (HRM) — это термин, используемый для обозначения управленческой деятельности по организации работы и найму людей. HRM — это многопрофильная организационная функция, основанная на теориях и идеях из различных областей, таких как менеджмент, экономика, социология, психология. Исследователи, академики и практики предложили множество определений HRM на основе своей философии, изученного рабочего контекста и принятых идей управления. Из-за сложной природы людей, конкретных характеристик каждого индивидуального рабочего контекста и характеристик внешней среды (то есть социальной, экономической, технологической) ни одно определение не указывает «лучший способ» управления людьми, и до сих пор не существует универсально согласованного определения значения HRM [2].

Следующие определения HRM помогают определить, как понимание управления людьми изменилось с течением времени и что на самом деле составляет HRM:

  • «HRM — это особый подход к управлению занятостью, который направлен на достижение конкурентного преимущества за счёт стратегического развёртывания высокопрофессиональных сотрудников, квалифицированная рабочая сила, использующая множество культурных, структурных и кадровых технологий».
  • «HRM включает в себя все, что связано с управлением трудовыми отношениями в фирме. Мы не ассоциируем HRM исключительно с высокопрофессиональной моделью управления персоналом или какой-либо конкретной идеологией или стилем управления» [3].
  • «HRM — это управленческая точка зрения, которая доказывает необходимость создания интегрированной серии кадровых политик для поддержки стратегии организации» [4].
  • «HRM — это управленческое использование усилий, знаний, способностей и преданного поведения, которые люди вносят в авторитетно скоординированное человеческое предприятие в рамках биржи занятости (или более временного договорного соглашения) для выполнения рабочих задач таким образом, чтобы предприятие могло иметь будущее».
  • «HRM занимается набором, отбором, обучением и развитием, вознаграждением, коммуникацией и вовлечением сотрудников, командной работой и управлением эффективностью».
  • «HRM занимается наймом, развитием и вознаграждением людей в организациях, а также установлением отношений между менеджментом и персоналом; в нем участвуют все линейные менеджеры и руководители групп. Специалисты по персоналу существуют для того, чтобы вносить важный вклад в задействованные процессы.

В приведённых выше определениях акцент, сделанный на отдельных составляющих HRM, отражает различия в толковании этого термина и различные школы мысли, которые определяют решения и действия менеджеров по персоналу. В таких определениях ясно видны две школы мысли, которые влияют и в конечном итоге формируют роль менеджеров по персоналу: до сотрудников (известный как мягкий HRM) и до организации (известный как жёсткий HRM). Первый фокусируется на «человеческой» стороне занятости, т.е. обучении сотрудников, развитии, мотивации, лидерстве, приверженности, участии, индивидуальных характеристиках, идиосинкразии и личных потребностях. Вторая школа мысли или подход касается того, как сотрудники «используются» для достижения долгосрочной стратегии и целей организации посредством контроля затрат, эффективных и действенных бизнес-процессов. «Тем не менее, следует иметь в виду, что жёсткие подходы к управлению человеческими ресурсами содержат элементы мягкой практики и наоборот. Например, нельзя исключать вопросы морального духа и мотивации сотрудников при планировании сокращения затрат за счёт снижения заработной платы. Подобно тому, как люди бывают разных форм и размеров, организации по-разному понимают HRM. Следует помнить, что HRM нельзя определять изолированно, но его следует определять в соответствии с его политическим, экономическим и социальным контекстом; таким образом, допустимы вариации в его определении и использовании». 

Термин HRM берет своё начало в философии управления персоналом, и хотя он содержит слово «ресурс», это не просто современный или модный термин. Слово «ресурс» означает источник, который создаёт ценность, и / или означает отрывок / средства, с помощью которых ценность доступна или проходит. Все, что характеризуется:

  • ценность (способность использовать возможности или нейтрализовать угрозы);
  • редкость;
  • несовершенная имитация;
  • незаменимость, рассматривается как ресурс.

Сторонники HRM предполагают, что сотрудники — это ресурсы человеческого капитала, и как таковых их следует рассматривать как средство создания и увеличения стоимости организации наряду с другими используемыми источниками. В этом смысле их необходимо улучшать, развивать и сохранять, а не рассматривать как затраты, которые необходимо минимизировать. Кроме того, вопреки философии управления персоналом, HRM — это не административная функция, устанавливающая правила и положения, это скорее долгосрочная функция. Это набор запланированных (стратегических) мероприятий по разработке и реализации действий по найму, обучению, развитию, удержанию, поиску согласия между работодателями / менеджерами и сотрудниками, и направленных на вовлечение и благополучие сотрудников.

Роли менеджеров по персоналу

Согласно ролевой теории, роль относится к образцу поведения любого работника, который ожидают другие. В организационной структуре заинтересованные стороны (т. е. менеджеры, сотрудники, владельцы, профсоюз работников, общество) определяют явно (например, в форме должностной инструкции) или неявно свои ожидания от лица, занимающего должность менеджера по персоналу. Эти ожидания представляют собой набор моделей поведения, которые отражают обязанности и ответственность лица, выполняющего работу.

В своей влиятельной модели HR-функций в 1997 году Ульрих определил четыре роли HR-менеджеров, объединив внимание к людям и HR-деятельности. Он предложил роли: (а) стратегического партнёра, (б) эксперта / проектировщика по организации работы, (в) агента по изменениям и (г) представителя сотрудника. Эта структура привлекла много внимания и одобрения, а также критики как охватывающий скрытый конфликт: менеджеры по персоналу на практике делятся между работодателями и работниками: кого они должны удовлетворить? Этот конфликт может быть разрешён, если специалисты по персоналу определят интересы каждой стороны и разовьют необходимые навыки, чтобы сбалансировать свои требования.

В 2012 году Ульрих и другие исследователи разработали новую структуру ролей менеджера по персоналу [6], переименовав некоторые из них и определив ещё две, которые будут приняты менеджерами по персоналу, чтобы противостоять вызовам в новой деловой и рабочей среде. Эти шесть ролей (Ульрих фактически использовал термин «компетенции») следующие [2]:

  • Стратегический позиционер: помогает в разработке и реализации бизнес-стратегий;
  • Авторитетный активист: принимает правильные бизнес-решения и добивается результатов;
  • Конструктор возможностей: помогает создавать и обеспечивать, чтобы возможности отражали ценности организации;
  • Агент изменений: развивает организационный потенциал, преодолевает сопротивление изменениям и обеспечивает необходимые ресурсы;
  • Интегратор человеческих ресурсов: инициирует и интегрирует методы управления персоналом с бизнес-целями;
  • Сторонник технологий: применяет технологии социальных сетей, чтобы помочь людям и способствует эффективному управлению информацией.

Постоянные и быстрые изменения во внешней среде организаций из-за цифровых технологий повысили важность HRM как эффективного способа реализации бизнес-стратегии, достижения целей, сохранения конкурентоспособности и гибкости. В результате менеджеры по персоналу сталкиваются с новыми вызовами для эффективного выполнения старомодных видов деятельности (административных ролей), а также для выполнения новых стратегических ролей, которые отражают потребности современных организаций.

Цифровые технологии создают новую рабочую среду, играя все более важную роль в выполнении работы, в структуре организации и в жизни сотрудников. Основные функции управления человеческими ресурсами (HRM) также сильно и разными способами затронуты. Цифровые изменения в HRM касаются трех основных областей: «цифровые сотрудники», «цифровая работа» и «цифровое управление сотрудниками».

Цифровые сотрудники

Взаимодействие с цифровыми технологиями сформировало новое поколение людей с совершенно разными взглядами, квалификацией, поведением и ожиданиями. Люди этого поколения - потенциально новые участники в организациях - более многозадачные, обладают цифровыми возможностями / квалификацией, им нравятся и ищут дополнительную информацию и сети, которые они изучают на практике, и просят большего и мгновенного вознаграждения. Очевидно, что HRM следует изменить и согласовать свои стратегии и деятельность с этой новой когортой на рынке труда, такой как «цифровые сотрудники». Поколение молодых сотрудников, выросших в цифровой среде, значительно более сложное и значительно более разнородное. Стратегическая и оперативная адаптация HRM к меняющимся кадрам представляет собой шаг, необходимый для дальнейшей поддержки организаций с помощью новых, различных и автоматизированных методов найма, отбора и лидерства. Искусственный интеллект (машины), например, может сэкономить время рекрутёров и позволить им больше сосредоточиться на человеческом аспекте или найме, а также улучшить опыт кандидатов (то есть меньшее время отклика, регулярное общение, планирование собеседований).

Цифровое управление персоналом

Цифровое управление персоналом — это планирование и внедрение цифровых технологий для поддержки и сетевого взаимодействия кадровой профессии. Операционные функции HR, такие как обработка платёжных ведомостей, а также управленческие функции, такие как компенсация, управление производительностью или развитие, поддерживаются «в цифровом виде». Положительные операционные эффекты такого цифрового управления сотрудниками, такие как меньшие затраты, более высокая скорость и качество HR-процессов, рост корпоративности и доверия между заинтересованными сторонами, более стратегическая ориентация и т. д., очевидны. Некоторые негативные проблемы, такие как неприятие пользователями, угрозы конфиденциальности, потеря личных контактов, сокращение кадрового отдела или обременение специалистов по персоналу технической реализацией, администрированием и прикладными задачами, не должны оставаться без внимания. Этика искусственного интеллекта (ИИ) — ещё одна, очень важная проблема, которую должны решать менеджеры по персоналу, в отношении растущей безработицы (сокращения), предвзятости при найме, ненадлежащего использования данных сотрудниками, прозрачности. Интеллектуальные машины / системы, созданные компаниями Большой Девятки (G-MAFIA: Google, Microsoft, Amazon, Facebook, IBM, Apple и (BAT): Baidu, Alibaba, Tencent)), делают возможным искусственный интеллект и масштабируют набор и Используемые инструменты найма объективны настолько, насколько объективны люди, которые их программируют. Как возможный результат, человеческая предвзятость может вызвать серьёзные проблемы с дискриминацией и этические проблемы, усугублённые масштабами, в которых работают инструменты ИИ [11]. Задача HR-профессии — выявить, развить и использовать положительный потенциал цифровизации, избегая при этом или, по крайней мере, сокращая сопутствующие недостатки.

Признано, что судьба организаций и успех любого бизнеса, помимо технологий и лидерства, определяется: качеством его человеческого капитала и тем, как управляются человеческими ресурсами. Цифровая деятельность в области управления персоналом — наиболее важный способ обеспечить эти факторы, которые помогают любой организации эффективно выполнять свою стратегию и достигать своих операционных и стратегических целей. Это означает, что менеджеры по персоналу должны изменить свою роль с диагностической и описательной, в отношении персонала, на прогнозирующую и предписывающую, другими словами, изменить свою роль с оперативной на стратегическую. Эта трансформация требует приёма на работу технологически образованных людей, восполнения пробелов в навыках и удержания сотрудников. В результате менеджеры по персоналу должны приобрести способность (знания и навыки) и получить возможность (со стороны организации) контролировать углублённую аналитику кадров и использовать цифровые технологии для функций управления персоналом.

Заключение

Очевидно, что цифровые технологии влияют на HR-деятельность и меняют роль HR-менеджеров со статической на динамичную и стратегическую. Перед HR-менеджерами стоит множество задач и возможностей повысить продуктивность сотрудников и, в конечном итоге, прибыльность за счёт эффективного подключения цифровых сотрудников к автоматизированным рабочим местам и новым цифровым формам и организационной структуре. Необходимы новые кадровые стратегии, чтобы заполнить пробел в цифровых навыках, повысить лояльность и вовлеченность, управлять разнообразием, позволяющим интегрировать работу и жизнь, и сохранять кадровый резерв цифровых сотрудников. Для успешного выполнения своей новой роли менеджеры по персоналу должны действовать в первую очередь как стратегические позиционеры (необходимо знать бизнес-контекст и внушающие внешние факторы), как агенты изменений и как сторонники технологий (необходимо знать, как получить доступ, проанализировать, оценить и делиться информацией и как применять новые информационные технологии). Сами менеджеры по персоналу должны приобретать цифровые навыки и повышать свою цифровую ловкость. Чтобы лучше понять роли HRM, необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, как и в какой степени на эти роли влияют профессиональные и организационные характеристики. Этические аспекты использования цифровых технологий для доступа к хранению и использованию данных о сотрудниках требуют ещё более эмпирического исследования.


Список литературы

1. Astley, WG. Административная наука как социально сконструированная истина // Ежеквартальный вестник административной науки. – 1985. – № 30. – С. 497–513.
2. Бердуэлл, Дж., Томпсон, А. (2017) Управление человеческими ресурсами: современный подход, Пирсон, Лондон.
3. Боксолл, П., Перселл, Дж. Стратегическое управление человеческими ресурсами. Международный журнал управленческих обзоров. – 2000. – № 2. – С. 183–203.
4. Бьюкенен, Д., Хучински, А. (2004). Организационное поведение: вводный текст, 5-е издание, Прентис Холл, Харлоу.
5. Важность управления человеческими ресурсами. [Электронный ресурс]. Интернет-ресурс. URL: https://www.grandars.ru/college/biznes/upravlenie-chelovecheskimi-resursami.html (дата обращения: 02.02.2022)
6. Dave Ulrich. Human resource champions. – Режим доступа: https://booksee.org/book/1215022 (дата обращения: 23.12.2021).
7. IEEE. Глобальная инициатива IEEE по этике автономных и интеллектуальных систем. – Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.8e96eef5-61c4d8cb-52853da8-74722d776562/https/standards.ieee.org/industry-connections/ec/ead-v1.html (дата обращения: 23.12.2021).
8. Логунова И.В. Формирование инновационных подходов к управлению человеческими ресурсами организации. // Экономинфо. 2018. Т. 15. № 1. С. 32–36.
9. Сотникова С.И., Маслов Е.В. Управление персоналом организации: современные технологии. Учебник. [Электронный ресурс]. Интернет-ресурс. URL: https://www.labirint.ru/books/675761/&ved=2ahUKEwixg4CrpuH1AhXIxIsKHUTlAbUQFnoECAMQAQ&usg=AOvVaw0dqasQQmCBA_V15dgyYBXV (дата обращения: 02.02.2022)
10. CIPD. Перспективы сотрудников: взгляды сотрудников на трудовую жизнь. – Режим доступа: https://www.cipd.co.uk/knowledge/fundamentals/relations/engagement/employee-outlook-reports (дата обращения: 23.12.2021).
11. Cornerstone. Возьмите это у футуролога: как руководители по этике должны подходить к вопросам ИИ. – Режим доступа: https://www.cornerstoneondemand.com/resources/article/take-it-futurist-how-chief-ethics-officers-should-approach-ai-issues/ (дата обращения: 23.12.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: