Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №04 (22) Январь 2022, Спецвыпуск

УДК 334.02

Дата публикации 27.01.2022

Роли руководителя в управлении организацией

Окрут Ксения Сергеевна
ассистент кафедры экономики и управления, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск, kseniya.okrut@gmail.com

Аннотация: В мировой литературе существует множество исследований о роли руководителя в управлении организацией или отделом и людьми, данные обзоры в деталях и в общих чертах говорят о схожести роли руководителя с ключевыми управленческими ролями, которые руководитель должен выполнять на протяжении всей своей деятельности в рамках занимаемой руководящей должности, чтобы иметь возможность управлять организаций или отделом, а также персоналом. В этом исследовании рассмотрена точка зрения нескольких исследователей о роли руководителя, а также определено, почему важно быть не просто профессиональным управленцем, ровно, как и исследователем в области управления.
Ключевые слова: руководитель, управление, лидер, роль, управленческие решения

Roles of a leader in managing an organization

Okrut Kseniya Sergeevna
Assistant of the Department of Economics and Management, Belarusian State Economic University, Republic of Belarus, Minsk

Abstract: In the world literature, there are many studies on the role of a leader in leading an organization or department and people; these assessments speak in detail and in general terms about the correspondence between a leader's role and the key roles of a leader. Leaders have to perform during their activities as part of their leadership position to lead an organization or department as well as staff. This study examines different researchers' views on the leadership role and identifies why it is important to be not only a professional manager, but also a managerial researcher.
Keywords: leader, management, leader, role, management decisions, managing.

Правильная ссылка на статью
Окрут К.С. Роли руководителя в управлении организацией // Экономика и общество: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (22). Режим доступа:https://scipress.ru/economy/articles/roli-rukovoditelya-v-upravlenii-organizatsiej.html (Дата обращения: 27.01.2022 г.)

Введение. В английском языке существует два схожих понятия, определяющих «управление»: management (существительное) и managing (производное от английского глагола manage – управлять). Однако в чем разница, если действие одно – управлять? Дело в том, что руководитель, определяя самостоятельно роль, которую будет «играть» в организации, должен четко определить какой стиль управления он будет водворять в жизнь, чтобы максимально увеличить продуктивность сотрудников и минимизировать риски потерь организации.

Management согласно определению Кембриджского словаря означает «деятельность или работа по руководству компанией, организацией, отделом или командой сотрудников», а также «деятельность по контролю чего-либо, использованию или работе с чем-либо эффективным способом» [11].

В свою очередь, managing, исходя из глагола manage, «руководить и контролировать компанию, отдел, проект, команду и т.д., чтобы иметь возможность эффективно использовать что-то, например, время или деньги», а также «нести ответственность за вложение денег для инвесторов» [12].

Несложно рассмотреть, что «управление» «управлению» рознь, и managing намного шире и воплощает в себе не только руководство и эффективность, но и ответственность, а также денежный фактор.

Принципиальность самоопределения роли руководителя организации или отдела, в таком случае, является одним из ключевых вопросов из-за его важности и прямого влияния на успех или неудачу деятельности организации в целом, а значит и финансовую безопасность организации. Поскольку руководитель несет ответственность за успех и неудачу, любому руководителю важно обладать определенными навыками, чтобы иметь возможность осуществлять руководство.

Лидерство - это одна из основных ролей, которая должна быть на самом высоком уровне у любого руководителя, поскольку она определяет отношения между руководителем и другими сотрудниками внутри и за пределами организации или отдела. Кроме того, коммуникация, планирование, мониторинг и интеграция - это некоторые другие ключевые качества, которые требуются руководителю для достижения определенного уровня опыта и навыков в управлении организацией/отделом.

Основная часть. Большинство исследователей сосредотачивают свое внимание на роли руководителя с точки зрения управления (т.е. если бы мы говорили про management), перечислив, что должен делать руководитель или какими навыками он должен обладать. В то время как Г. Минцберг предложил Модель управления на основе managing [4]. Исследователь, профессор менеджмента Макгилльского университета в Монреале Генри Минцберг представил различные аспекты управленческих ролей и классифицировал их по трем основным категориям: межличностные, информационные и решающие роли, которые, в свою очередь, разветвляются на другие десять управленческих ролей.

Исследователь К. Жерве перечислил 10 управленческих ролей, классифицированных Минцбергом [5]:

 1.  Межличностные роли:

1.1. Номинальный руководитель: выполняя церемониальные обязанности, такие как поздравительные визиты, приглашения на обед [6]. Ожидается, что руководитель в этой роли станет источником вдохновения. Чтобы укрепить доверие в этой области, руководитель должен улучшить свой имидж, репутацию и эмпатию [7]. Эта роль помогает руководителю оставаться рядом со своими сотрудниками и окружающими его людьми, разделяя их личное время, что повлияет на их взаимное сотрудничество и способствует уменьшению любых возможных конфликтов во время их работы, проявляя сочувствие и понимание.

 1.2.  Лидер: речь идет о построении прочных отношений с подчиненными, мотивации и коучинге. Обязанности лежат в основе заботы руководителя о подчиненных и состоят из мотивации подчиненных, структурирования и контроля за их развитием, вдохновения для их совершенствования и сбалансированной эффективности [8]. Для достижения этой роли важно совершенствовать навыки лидерства, где одним из наиболее важных навыков является эмоциональный интеллект [6]. Лидерство - это уважение и умение слушать [7]. Лидерство - это главный ключ в прямых отношениях между руководителем и его подчиненными, который показывает его опыт и возможности продвигаться вперед на протяжении всего проекта как одна команда, уменьшая конфликты и сотрудничая как член команды, что мотивирует каждого достигать большего, независимо от рабочей нагрузки. Согласно мнению белорусского исследователя менеджмента и лидерства Н.П. Беляцкого: «Лидер – это тот, куму удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя. Суть лидерства состоит в наличии последователей. Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей» [1]. Поэтому вопросы лидерства и мотивации персонала, как также оказывают значительное влияние на развитие и эффективность компании на рынке [2].

1.3. Связь, которая заключается в налаживании необходимых контактов и связи с внешними сторонами. Речь идет о налаживании контактов за пределами вертикальной иерархии [6] и об эффективном взаимодействии от имени организации руководителя [7]. Связь заключается в том, чтобы отдавать, а не брать [6]. Руководитель должен стать достойным связующим звеном. Достойная связь - это эффективный инструмент для поиска уважения и одобрения со стороны других, поскольку каждый стремится к самоуважению и ценит тех, кто может выразить свои требования, страхи, проблемы и различные проблемы в хорошо подобранных словах и в нужное время.

2.   Информационные роли:

2.1. Монитор, речь идет о сканировании окружающей среды в поисках новой информации для сбора [6], мониторинге своих сотрудников с точки зрения производительности и благополучия [7], понимании деталей, отслеживании «общей картины» и новостей отрасли [6]. Исследователь Х. Альтамони добавил, что мониторинг заключается в поиске внутренних проблем и проблем заинтересованных сторон, которые могут повлиять на организацию. Мониторинг заключается в сборе информации, анализе данных и измерении производительности. Для мониторинга важно иметь инструменты мониторинга, понятные другим, чтобы обеспечить фактическое измерение и поддержать ваше суждение, что, в свою очередь, улучшает производительность, устраняет нехватку и определяет решение.

2.2. Распространитель, роль, которая заключается в передаче потенциально полезной информации другим коллегам и команде или передаче конфиденциальной информации непосредственно подчиненным [9, 10]. Важно понимать, чем, как и с кем делиться [6]. Чтобы эффективно выполнять свою роль, рекомендуется совершенствовать навыки письма. Эта роль демонстрирует профессиональное отношение руководителя к обладанию высокими коммуникативными навыками благодаря правильному обмену информацией со связанными сторонами, написанной правильно, без ошибок и переданной своевременно.

2.3. Докладчик, речь идет о публичных выступлениях. Руководитель несет ответственность за передачу информации о своей организации или отделе и ее целях сотрудникам, находящимся за пределами его организации [8]. Руководитель должен обладать навыками презентации и умением преодолевать свой страх публичных выступлений [6]. Руководитель является представителем своей компании или отдела перед другими лицами, включая клиента, консультанта, поставщиков, субподрядчиков и заинтересованные стороны. Эта роль является главным ключом к передаче фактического прогресса и статуса работы организации или отдела другим надлежащим, понятными доверительным образом.

3.   Ответственные за принятие решений роли:

3.1. Предприниматель, это роль говорит о том, как руководитель может улучшить подразделение, инициируя эффективную работу [7], как лучше создавать и контролировать изменения в организации, а также как решать проблемы, генерировать новые идеи и реализовывать их [8]. Эта роль представляет собой творческое поведение руководителя через: применение надлежащих решений текущих и ожидаемых проблем; поиск новых идей о людях; управление отделом/организацией.

3.2. Обработчик нарушений, это роль руководителя, которая помогает посредничать в спорах в рамках организации [8], обрабатывать конфликты в коллективе для улучшения навыков разрешения конфликтов и принимать корректирующие меры при столкновении с критическими и неожиданными проблемами [8, 10]. Чтобы применить эту роль, руководитель проекта должен периодически тренировать членов своего коллектива, особенно тех, кто бывает излишне эмоционален [6]. Чтобы улучшить этот навык, руководитель должен обладать надлежащими навыками в отношении управления конфликтами либо посредством обучения, либо прямого коучинга.

3.3. Распределитель ресурсов: речь идет о том, кто что получает [7], распределении финансирования и назначении персонала [8]. Руководитель должен обладать необходимыми навыками для распределения своих различных ресурсов, включая персонал, оборудование, технику и финансирование, в соответствии с требованиями проекта и в соответствии со стратегией организации в рамках различных задач.

3.4. Переговорщик. Руководитель проекта должен совершенствовать свои навыки ведения переговоров, которые основываются на опыте и реальных ситуациях, требующих гибкости, доверия, знаний и сильного влияния на других.

Заключение. Самоопределение руководителя и его роль в управлении являются ключевыми факторами успеха или неудач организаций (отделов). И то, какую роль в управлении выберет руководитель особенно важно, так как главным элементом всей системы управления являются кадры. Поэтому планирование, формирование, распределение, перераспределение и рациональное использование человеческих ресурсов на производстве составляют основное содержание управления [3].

Были рассмотрены обязанности руководителя, а затем была подробно изложена теория управления Минцберга, чтобы увидеть разницу в концепции между Минцбергоми и другими исследователями в определении управленческих ролей, где Минцберг оказался более эффективен.

Работа руководителя уделяет больше внимания требуемым навыкам и опыту, поэтому ожидается, что руководитель будет обладать достаточными навыками и желанием проводить необходимые исследования, чтобы быть на гребне волны и тем самым оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Персонал лучше всего учится и с большей готовностью применяет то, чему он научились, когда он делает это сам [9], и он учится наиболее эффективно, работая над проблемами в реальном времени в своей собственной рабочей обстановке [10].

Быть учеником без профессионального опыта недостаточно для того, чтобы обогатить необходимые навыки для преодоления повторяющихся проблем организаций. Важно быть не просто руководителем, который заботиться о сохранении материальных и нематериальных ценностей организации и отдела, а также о финансовой безопасности своих подчиненных и организации в целом, показывать своим примером эффективность принятия управленческих решений, а также стремиться к ситуации, что коллектив сам способен определять, что для него лучше, а руководитель просто помогает ему это осознать.


Список литературы

1. Беляцкий, Н. П. Основы лидерства: учеб.пособие. Минск: БГЭУ, 2006. 268 с.
2. Окрут, К.С. Коучинг как технология мотивации персонала в организации. Экономика. Бизнес. Финансы. Научно-практический журнал. № 10, 2019, Минск, Редакционно-издательский центр Академии управления при Президенте Республики Беларусь (РИНЦ). С. 23-26.
3. Окрут, К.С. Роль кадрового менеджмента в управлении организацией. Экономика. Бизнес. Финансы. Научно-практический журнал. № 11, 2018, Минск, Редакционно-издательский центр Академии управления при Президенте Республики Беларусь (РИНЦ). С. 3-5.
4. Robbins, P., Stephen dan Coulter, Mary // Management Thirteenth Edition Global Edition. Britania Raya, London: Pearson, 2016. URL: http://managenary.blogspot.com/2017/07/peran-manajer-menurut-mintzberg.html (дата обращения: 17.11.2021).
5. Gervais, C. Doctoral Management Research Perspectives-Module 1. Swiss Business School, Zurich, 2020.
6. Zartler, J. Mintzberg Model: 10 Different Roles of a Successful Manager // Medium.com, 2016. URL: https://medium.com/taskworld-blog/mintzberg-model-10-different-roles- of-a-successful-manager-77f9d87b773c (дата обращения: 17.11.2021).
7. MindTools. Mintzberg's Management Roles - Identifying the Roles Managers Play // Mindtools.com. 2016. URL: https://www.mindtools.com/pages/article/management- roles.htm (дата обращения: 16.11.2021).
8. Altamony, H. The Role of Academic Researcher to Mintzberg’s Managerial Roles. InternationalJournal of Business Management and Economic Research (IJBMER), 8(2), 2017, pp. 920-925.
9. O’Brien, R. An Overview of the Methodological Approach of Action Research. In Roberto Richardson (Ed.). Pessoa, J. Theory and Practice of Action Research. Brazil: Universidade Federal da Paraiba, 2001
10. Raelin, J. Action learning and action science: Are they different? Organizational Dynamics, 26(1), 1997, pp.21-34.
11. Management // Cambridge Dictionary. 2021. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/management?q=Management+ (дата обращения: 17.11.2021).
12. Managing // Cambridge Dictionary. 2021. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/manage?q=Managing (дата обращения: 17.11.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: