Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №04 (18) Ноябрь-Декабрь 2020

УДК 33.338

Дата публикации 27.12.2020

Обзор использования нейронных сетей в процессе построения семантических векторов как способ исследования потребителей поколения Z в нейромаркетинге

Майер Наталья Сергеевна
Заместитель директора по учебно-методической работе, Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург, NSMayer@fa.ru
Гогулина Светлана Васильевна
Учитель физики, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №594 Московского района Санкт-Петербурга, РФ, г. Санкт-Петербург, gogulina_s@yandex.ru

Аннотация: В статье описаны особенности потребительского поведения представителей поколения «Z». Рассмотрение особенностей восприятия информации и принятия решения о покупке также рассмотрено с помощью исследования модели триединого мозга. Проведено сравнение интуитивного и рефлексивного процессов принятия решений потенциальным потребителем. Особый акцент в статье сделан на инструментах анализа и оценки цифрового потребительского следа, который в современных условиях наиболее обширен. На основе полученных данных в статье произведен обзор поисковых запросов, их классификация и методы анализа. В статье рассмотрены закономерности работы нейросетей при построении семантических векторов анализа поисковых запросов потребителей.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, потребительское поведение, реклама, маркетинг эмоций, цифровой след, нейромаркетинг, нейронные сети, семантические векторы.

An overview of the use of neural networks in the process of constructing semantic vectors as a way of researching generation Z consumers in neuromarketing

Mayer Natalya Sergeevna
Deputy Director for Educational and Methodological Work, St. Petersburg branch of the Federal state educational budget institution "Financial University under the Government of the Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia
Gogulina Svetlana Vasil’evna
Physics teacher, State budgetary educational institution school No. 594 of the Moskovsky district of St. Petersburg,Saint-Petersburg, Russia

Abstract: The article describes the features of consumer behavior of representatives of generation "Z". Consideration of the peculiarities of information perception and making a purchase decision is also considered using the study of the triune brain model. The comparison of intuitive and reflexive decision-making processes by a potential consumer is carried out. The article focuses on tools for analyzing and assessing the digital consumer footprint, which is the most extensive in modern conditions. Based on the data obtained, the article provides an overview of search queries, their classification and methods of analysis. The article discusses the regularities of the operation of neural networks in the construction of semantic vectors for the analysis of consumer search queries.
Keywords: digitalization, digital transformation, consumer behavior, advertising, emotion marketing, digital footprint, neuromarketing, neural networks, semantic vectors.

Правильная ссылка на статью
Майер Н.С., Гогулина С.В. Обзор использования нейронных сетей в процессе построения семантических векторов как способ исследования потребителей поколения Z в нейромаркетинге // Экономика и общество: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (18). Режим доступа: https://scipress.ru/economy/articles/obzor-ispolzovaniya-nejronnykh-setej-v-protsesse-postroeniya-semanticheskikh-vektorov-kak-sposob-issledovaniya-potrebitelej-pokoleniya-z-v-nejromarketinge.html (Дата обращения: 27.12.2020)

Тенденции последнего времени заключаются в многообразии споров относительно сохранения целостности когнитивного мышления в условиях развития искусственного интеллекта. Очевидно, что человек в некотором плане стал жертвой поглотившего его цифрового удобства и большинство людей низко приспособлены к жизни без обилия цифровых средств. Так или иначе, поколение 2000-х или как его еще именуют, поколение «Z» родилось и развивалось уже не видя мира без массовой цифровизации многих сфер жизни. Согласно оценкам американского Bloomberg, уже к 2021 году, поколение «Z» составит 32% населения Земли. Эта цифра будет лишь возрастать, поэтому актуальным становится исследование предпочтений «Z» - потребителя, как ключевой потребительской единицы современного мира.

Поколение «Z» отличается от других тем, что его представители родились в эпоху современных технологий, поэтому данное поколение часто называют «цифровым поколением». Представители поколения «Z» коммуницируют в подавляющем большинстве в социальных сетях, из-за этого практически каждый из них встречается с рекламой в интернете, социальных сетях [4].

Исследование Kantar Millward Brown с названием «AdReaction: вовлечение поколений «X», «Y» and «Z» обнаружило, что зетов труднее вовлечь в просмотр рекламы. Просмотр рекламы «Z» прекращает на три секунды раньше, чем поколение Х. «Зетов больше привлекает реклама, которая предлагает им принимать участие в том, что происходит, в то время как представители поколений Y и X отдают предпочтение информации, а не действиям», — объясняет Дункан Саутгейт, Global Brand Director, Media & Digital из Kantar Millward Brown [5].

Даже в условиях цифрового поглощения всех сфер жизни, человек остается человеком – социальным животным, с возрастающими потребностями и ожиданиями; животным, переживающим чувства и эмоции и пытающимся получить самые приятные из них. На тему стремления человека испытывать многообразие эмоций и чувств и коммерциализации этого стремления емко и эффектно высказался Крис Говард (Chris Goward), один из экспертов WiderFunnel. Он сказал: «Комфорт. Принятие. Сила. Свобода. Контроль. Любовь. Мы нуждаемся в удовлетворении своих нематериальных потребностей. Если вы удовлетворите невысказанные желания своих потенциальных клиентов, вы будете вознаграждены».

Невысказанные  желания, переживания и эмоции, глубинные нематериальные потребности людей – огромная мишень для маркетологов и продавцов. Рыночные акулы давно научились манипулировать эмоциями потребителей. Известен пример, когда компания Nike сняла видеоролик о футбольной команде, которая никогда не побеждала и ждала этой победы постоянно. Наполненный переживаниями ролик набрал более 40 000 000 просмотров на You Tube . Феномен популярности этого и аналогичных роликов в том, что человеку свойственно стремиться к испытанию многообразия эмоций. Кроме того, эмоции связаны с воспоминаниями, поэтому переживания удваиваются, если «задеть» воспоминания. Фильмы, ролики, клипы, которые  заставляют человека переживать что-либо, автоматически оставляют след в сознании, а значит марка, бренд или продукт имеет шанс запомниться.

Все мы считаем себя абсолютно разумными существами, а решения классифицируем, как обдуманные и рациональные. Современные исследования в области нейромаркетинга доказывают обратное. Корень проблемы кроется в анатомических особенностях строения человеческого мозга, который, естественно, претерпел ряд эволюционных метаморфоз.

Принятие решения о покупке важно рассмотреть через призму тех мозговых «оболочек», которые есть у каждого человека. Одна из задач нейромаркетинга – определить источник возникновения решения о покупке и механизм принятия такого решения, а далее лишь применять типовые раздражители при построении маркетинговых стратегий.

В результате эволюционного развития мозг человека приобрел 3 «оболочки». В простом описании их называют: «старый», «средний» и «новый» мозг. Эти исследования впервые популяризировал Пол Маклин (Paul MacLean). В 1940 – е годы он разработал триединую модель мозга, в которой мозг делился на части: рептильный (старый, сенсорный), лимбический (средний, эмоциональный) и неокортекс (новый, рациональный).

Рисунок 1. Рептильный мозг, лимбический мозг, неокортекс

1. Рептильный мозг развился первым и контролирует ключевые функции тела, например сердцебиение, дыхание, равновесие. Он называется рептильным, потому что включает в себя ствол мозга и мозжечок — главные структуры, из которых состоит мозг рептилий.

2. Лимбический мозг был следующей ступенью эволюции и состоит из гиппокампа, мозжечковой миндалины и гипоталамуса. Эта часть мозга хранит воспоминания о поступках, в результате которых вы получили приятный или неприятный опыт, и отвечает за эмоции и оценочные суждения.

3. Неокортекс появился последним, и в его состав входят полушария головного мозга. Эта часть отвечает за язык, абстрактное мышление, воображение и самосознание.

Нейромаркетинг соединяет изучение поведения пользователей (потребителей) с нейронаукой. Первое исследование в рамках нейромаркетинга было опубликовано в 2004 году Ридом Монтегом (Read Montagne), профессором нейронауки из Медицинского колледжа в Хьюстоне. В ходе исследования люди одновременно проходили МРТ и пили либо Пепси, либо Кока-Колу. Результаты позволяли сделать вывод, что широко известный бренд, такой как Кока-Кола, может «владеть» фрагментом коры головного мозга [2].

Это исследование открыло перед маркетологами новые двери. В своем эссе «Нейромаркетинг: новая наука о поведении потребителей» Кристоф Морин (Christophe Morin) описывает модель этой новой науки: «Мозг отвечает за все аспекты поведения потребителей. Сознательно мы используем только 20% мозга. И более того, мы не контролируем объем своего внимания, потому что заняты сканированием окружающей среды на предмет возможных угроз. Выживание важнее всего, и поэтому нами фактически управляет самая старая часть мозга, известная как рептильный мозг».

Также Морин цитирует специалиста по нейронауке Антонио Дамасио (Antonio Damasio), который сказал: «Мы не думающие машины, которые чувствуют, а чувствующие машины, которые думают». Мы гордимся своими интеллектуальными способностями, но на самом деле наш мозг миллионы лет полагался на инстинкты.

Все эти исследования наводят на мысль, что следует оптимизировать маркетинговые сообщения так, чтобы они обращались к рептильному мозгу потенциальных клиентов.

По мнению ConversionXL, самые важные черты старого мозга — это:

  • Эгоистичная натура.
  • Восприимчивость к ярким контрастам.
  • Любовь ко всему знакомому и привычному.
  • Отзывчивость к вступлениям и финалам.
  • Любовь к визуальным стимулам.
  • Восприимчивость к эмоциональному убеждению.

Так мы переходим к эмоциям, а именно к лимбическому мозгу и тем реакциям, которые рождаются в нем. Как было отмечено ранее, одна из основных задач нейромаркетинга – определение ответственных за принятие решения о покупке областей мозга. Для этого обратимся к исследованиям профессора Джозеф Леду (Joseph LeDoux), который  предположил, что волны в мозге движутся от старого мозга к новому, то есть процесс принятия решений гораздо менее рационален, чем нам всем нравится думать. И более того: чувства возникают прежде мыслей и они гораздо быстрее. Теорию о «скорости» эмоций легко подтвердить любому человеку. Практически в любой ситуации, первично наше восприятие проблемы, сначала мы «слышим» эмоции, лимбический мозг отзывает нас в прошлое, напоминая о предшествующем опыте и поступках, и только потом мы расцениваем решение/ситуацию/проблему с рациональной, разумной точки зрения. По аналогичному сценарию развивается и процесс принятия решения о покупке. Дэн Хилл (Dan Hill) по этому вопросу пишет следующее: «Эмоциональные реакции происходят за три секунды или быстрее. Эмоциональный отклик на сенсорные данные возникает за одну пятую часть от того времени, которая требуется нашему разуму, чтобы обработать те же самые данные. К тому же, эмоциональные реакции на стимулы сильнее рациональных и активнее побуждают к действиям».

Говоря о теории принятия решений о покупке и о том, какая из сфер человеческого сознания ответственна за этот процесс, нельзя не упомянуть теорию дуального процесса. Оно поможет собрать воедино два описанных ранее процесса принятия решения о покупке.

Теория дуального процесса (Dual-process theory) — еще одна теория принятия решений, появившаяся в 1970-е и 1980-е. Каждый день мы пользуемся двумя когнитивными системами. В 1999 году профессор прикладной психологии из Университета Торонто Кит Станович (Keith E. Stanovich) назвал эти две системы Системой 1 и Системой 2, чтобы обозначить два разных комплекта свойств. Далее представим два типа процессов: интуитивный и рефлексивный с помощью сравнительной таблицы.

Таблица 1. Сравнение интуитивного и рефлексивного процессов принятия решений

Процесс 1 типа (интуитивный)

Процесс 2 типа (рефлексивный)

Определяющие черты:

Не требует рабочей памяти
Автономен

Требует рабочей памяти
Когнитивное разделение, ментальная стимуляция

Типичные корреляты:

Быстрый
Высокая производительность
Параллельный
Бессознательный
Шаблонные реакции
Контекстный
Автоматический
Ассоциативный
Принятие решений на основе опыта
Независим от когнитивных способностей

Медленный
Производительность ограничена
Последовательный
Сознательный
Нормативные реакции
Абстрактный
Управляемый
Основанный на системе правил
Принятие решений на основе логики
Зависит от когнитивных способностей

Система 1 (старый мозг)

Система 2 (новый мозг)

Развился рано
Подобен когнитивным способностям животных
Имплицитное знание
Простые эмоции

Развился позже
Присущ исключительно человеку

Эксплицитное знание
Сложные эмоции

Как видно из представленной таблицы, основные характеристики интуитивного процесса принятия решений: быстрый, бессознательный и автоматический. Решения в этом случае принимаются на основе личного пережитого опыта. Другими словами, интуитивная познавательная система проще: она требует меньше концентрации и энергии. Естественной особенностью человеческого существа является стремление экономить энергию всех видов, чтобы не пришлось «заставлять» организм снова зарабатывать новую энергию, а также  в процессе добывания новых ресурсов не быть подверженным новым рискам. Вопрос о первичности работы той или иной области мозга в процессе принятия решения в том числе о покупке описал Лираз Маргалит в своей статье «Роль эмоций при принятии решения о покупке». Он пишет: «Решение о покупке зависит от того, какой процесс доминирует в каждый конкретный момент. Посетители чаще добавляют продукты в корзину, когда эмоциональный процесс выходит на первый план и решение диктуется чувствами, а не размышлениями, стоит ли оно того. Реклама — это прежде всего способ вызвать нужные эмоции».

В зависимости от сложности приобретаемого продукта (услуги, результата труда) наш мозг исследует процесс на более или менее примитивном уровне, «включая» либо интуитивный, либо рефлексивный тип принятия решения о покупке. Важно правильно классифицировать продукт относительно этого критерия и воздействовать на необходимую категорию рецепторов [3].

Исследовать тот или иной тип потребителей можно различными способами. Маркетинговые инструменты исследований видоизменились вслед за общественными цифровыми трансформациями, но основной объект любого маркетингового исследования – потребитель, т.е. человек. С помощью любого инструмента, с различной степенью погрешости исследуется человек, как совокупность потребностей, ожиданий и желаний, как источник спроса. Как бы тщательно не проводились маркетинговые исследования, причина погрешности всегда имела одну природу – исследуемый потребитель говорил неправду. Проблема правды и лжи больше носит риторический и философский характер, но с точки зрения психологии можно рассмотреть процесс обмана или преукрашивания по другому и попытаться его исключить. Психологическая природа лжи заключается не всегда в том, что человек стремится обмануть. Часто желание приукрасить себя, свои предпочтения, свои истинные реакции и эмоции превозмогает над совестливым стремлением сказать правду. Эта реакция вполне естественна, т.к. человек хоть и животное, но полностью социально  зависимое. Социальная зависимость заключается в постоянном  поиске человеком одобрения со стороны общества.

Исследования показывают, что в интернете люди максимально раскрепощены, не застенчивы и правдивы, в отличие от реальной жизни. Цифровое пространство позволило практически всем людям раскрыть свое истинное «Я», каким бы оно ни было. Ярким проявлением сетевой раскрепощенности, безусловно, являются сайты знакомств, где можно не бояться игонорирования, отказа в общении, отвержения и еще массы негативных переживаний, формирующих застенчивость и скованность. В цифровом пространстве, фактически находясь наедине с самим собой, человек максимально такой, какой он есть, а поэтому и технологии исследования потребительского поведения с целью минимизации погрешности в исследованиях должны максимально перекочевать в цифровое пространство и изучать человека не как личность, а как совокупность его оцифрованных действий.

Как отмечено в статье, многообразие оцифрованных действий человека формирует за ним правдивый потребительский шлейф. Безусловно, анализ этого шлейфа – обширная область для маркетинговых исследований, формирования рекламных стратегий и поиска новых потребителей. Благодаря анализу цифрового потребительского поведения возник новый виток маркетинговых концепций – таргетированная реклама. Это направленное воздействие на целевую аудиторию, которая с высокой степенью вероятности интересуется товаром или услугой. Иными словами, с момента появления возможности анализа цифрового потребления, вектор маркетинговой деятельности переориентирован от массового типа на индивидуальный, целевой. Если раньше основная задача маркетологов заключалась в том, чтобы рекламу увидело как можно большее количество потребителей, то теперь – как можно более заинтересованная часть потребителей. На основе принципов таргетированной рекламы выбор целевой аудитории определяется по смыслу и частоте поисковых запросов в браузерах. Такой способ определения потребителей породил и инновационный способ поиска потенциальных потребителей. Современное общество настолько неоднородно, в большом объеме изобилует индивидуальными ожиданиями и требованиями, что поиск «аналогичных» потребителей был затруднен. Методы анализа цифрового потребления позволили таргетрованной рекламе  ориентироваться на так называемых «подобных» потребителей, то есть максимально похожих по потребительскому поведению на действующих потребителей. Оценка уровня «похожести» может быть определена не только по поисковым запросам. Так или иначе, люди не всегда ищут в интернете то, что им необходимо; им нужно продемонстрировать и доказать необходимость приобретения чего-либо. Иными словами, таргетологи столкнулись с тем, что они имеют доступ лишь к той категории потребителей, которые частично заинтересованы в приобретении аналогичного продукта (его аналогов и (или) взаимодополняющих товаров). И отсюда возникла задача нового уровня – найти тех потребителей, кому может понадобиться тот или иной товар, но которые никогда не искали в интернете ничего аналогичного. Амбициозная цель расширения целевой аудитории была достигнута, в том числе, благодаря обилию не только потребительских шлейфов, но и социально-поведенческих. В on-line пространстве теперь не только поисковые запросы, но и истории покупок, маршруты, музыка и развлечения по интересам, уровень активности, актуальные приложения и так далее. Многообразие этих источников информации послужило инструментом поиска так называемых «аналогичных потребителей». Исходя из оценки схожести всех представленных выше критериев, определятся область потенциальных потребителей, максимально похожих на действующих, но пока не осуществляющих покупки тех или иных товаров. Например, у организации есть постоянный покупатель, благодаря таргетированным технологиям можно составить его портрет: куда и на чем ездит, какую музыку слушает, какова степень его активности и т.д.; далее с помощью тех же технологий осуществляется поиск всех тех, у кого аналогичные маршруты и способы передвижения, музыкальных предпочтений и образа жизни и уже им предлагается приобрести товар, который приобретает первый потребитель.

Очевидно, что анализ поисковых запросов – самый очевидный способ расширения целевой аудитории, но при осуществлении этого анализа существует концептуальная сложность, связанная со способом этого анализа.

Обработка поисковых запросов — это сложная и порой нетривиальная задача для решения которой, как правило, успешно используется машинное обучение. Однако оно имеет некоторые ограничения: для обучения искусственного интеллекта необходимо большое количество разнообразной пользовательской статистики. Эта статистика существует в большом объеме для популярных и среднечастотных запросов, но практически отсутствует для уникальных запросов — то есть тех, которые не повторяются хотя бы дважды в течение всего периода наблюдений. При этом, до 40 процентов поисковых запросов в интернете являются именно уникальными.

Отсюда возникает необходимость разделения поисковых запросов и по уровням их частотности. График частотного распределения запросов в Яндексе часто представляют в виде птицы, у которой есть клюв, туловище и длинный хвост. Список самых распространенных запросов не особо велик — это «клюв» птицы, запросы средней частотности образуют «туловище», а низкочастотные — «хвост».

Рисунок 2. Иллюстрация поискового алгоритма «Палех» [6]

Поисковый алгоритм «Палех» запустила компания «Яндекс»; в его основе лежит использование нейронных сетей. Он был назван «Палех» в честь Жар-птицы с длинным хвостом, которая часто появляется на палехской миниатюре.

Благодаря «Палеху» поиск лучше находит страницы, которые соответствуют не только ключевым словам, но и смыслу запроса, т.к. анализ уникальных запросов возможен только по его смысловой составляющей.

Таблица 2. Описание характеристик поисковых запросов в зависимости от уровня их частотности [6]

Схематически частотность запросов

Наполнение

Клюв (высокочастотные запросы)

Здесь список не особенно большой, но запросы из него задают очень часто. Например, какие-либо сведения по социальной сети ВКонтакте запрашиваются практически каждую минуту. Также часто пользователей интересует информация о погоде в разных частях страны.

Туловище (среднечастотные запросы)

Список в этой категории больше. Запросы из нее встречаются относительно часто. Как правило, это информация о новостях по регионам.

Хвост (низкочастотные запросы)

В эту категорию входят запросы, которые встречаются реже всего, но при этом отличаются «многословием». В своем большинстве это попытка пользователей найти фильм, песню или товар по своему, «авторскому» описанию. Часто описание выглядит сколь схематично, столь же и неуклюже.

Необходимость анализа так называемых «низкочастотных» запросов обусловлена не только их количеством, но и тем, что для них характерен минимальный уровень конкуренции, а, следовательно, возможно определить новый рыночный сегмент.

Поскольку в основе «Палех» лежит использование нейронных сетей, то необходимо сказать несколько слов об этих алгоритмах.

Разработка и обучение нейросети происходили в несколько этапов. Сначала исследователи использовали модель разработчиков из Microsoft Research под названием Deep Structured Semantic Model. На ее вход подавались тексты запросов и заголовков, которые разбивались на буквенные триграммы (для запроса «палех» получаются триграммы «па», «але», «лех», «ех»). Так как словарь всех известных триграмм ограничен, то текст запроса можно представить в виде вектора размером в несколько десятков тысяч элементов, и отметить вхождение триграмм из запроса в словарь (совпадающие триграммы отмечаются единицей, остальные — нулем). Сравнивая эти векторы можно узнать о наличии совпадающих триграмм в заголовке страницы и запросе, однако для получения вектора со «свойствами семантической близости» исследователи выполняли преобразование. Его суть заключалась в том, что на выходе модель выдавала результат скалярного умножения последних векторов заголовка и запроса. Система обучалась таким образом, что для положительных обучающих примеров выходное значение было большим, а для отрицательных — маленьким. Сравнивая векторы последнего слоя, исследователи могли вычислить ошибку предсказания и «подкрутить» нейросеть так, чтобы эта ошибка уменьшилась.

Рисунок 3. Оригинальная модель DSSM [6]

Однако определение семантической близости запроса и заголовка страницы было недостаточно эффективным, если нейросеть использовала только триграммы, поэтому разработчики увеличили размер входного слоя оригинальной модели, дополнительно включив в него около 2 миллионов слов и словосочетаний. После этого они создали набор из запросов и случайных заголовков страниц — например, для запроса «палех» случайным заголовком может быть «Правила дорожного движения 2016 РФ». Среди пар «запрос-случайный заголовок» нейросеть училась искать хорошие — то есть те, в которых слова совпадают (по сути дела, это поиск по ключевым словам). Затем исследователи использовали пары, которые система сочла плохими, для того, чтобы научить ее различать неочевидные закономерности. Они добавляли в названия страниц слова, которые соответствовали одному из слов запроса (для запроса «палехская роспись» заголовок страницы выглядел как «Правила дорожного движения 2016 РФ роспись»). В результате нейросеть научилась отличать естественные пары от составленных вручную, то есть не попадаться в ловушку программистов, но все еще не справлялась с главной задачей.

Рисунок 4. Нейросеть после расширения входного слоя [6]

Тогда программисты заставили алгоритм «воевать» против самого себя. Среди сотен случайных заголовков исследователи выбирали такой, который нейросеть считала наилучшим. Так как этот заголовок все равно был случайным, и с высокой вероятностью не соответствовал запросу, то его стали использовать в качестве отрицательного примера. Другими словами, разработчики «показывали» нейросети лучшие из случайных заголовков, обучали ее, затем искали новые лучшие случайные заголовки, снова показывали системе и так далее. Раз за разом повторяя данную процедуру, исследователи улучшили качество модели, и самые удачные случайные пары стали похожи на настоящие положительные примеры. Использованная схема обучения называется hard negative mining.

Сравнение работы «Палеха» и простого алгоритма BM25, основанного на поиске соответствия между словами в тексте запроса и заголовка показало, что нейросеть значительно лучше справляется с задачей поиска. Например, она может понять, что запросу «келлская книга» соответствует не только страница с названием «келлская книга википедия», но и может подходить страница «ирландские иллюстрированные евангелия vii viii вв». Кроме того, «Палеху» не страшна и переформулировка запроса, которая существенно затрудняет работу алгоритма BM25, и он все равно правильно определяет релевантные заголовки страниц.

Нейросети показывают отличные результаты в задачах, с которыми люди традиционно справлялись лучше машин: скажем, распознавание речи или объектов на изображениях.

Нейронная сеть обучена преобразовывать поисковые запросы и заголовки веб-страниц в группы чисел — семантические векторы. Важное свойство таких векторов состоит в том, что их можно сравнивать друг с другом: чем сильнее будет сходство, тем ближе друг к другу по смыслу запрос и заголовок. Проблема индивидуальных и в некоторых случаях уникальных запросов оставалась не решенной до внедрения нового аналитического смыслового алгоритма «королев». Поисковый алгоритм «Королёв» сравнивает семантические векторы поисковых запросов и веб-страниц целиком — а не только их заголовков. Это позволяет выйти на новый уровень понимания смысла.

Как и в случае с «Палехом», тексты веб-страниц в семантические векторы преобразует нейросеть. Эта операция требует много вычислительных ресурсов.

«Королёв» высчитывает векторы страниц не в режиме реального времени, а заранее, на этапе индексирования. Когда человек задаёт запрос, алгоритм сравнивает вектор запроса с уже известными ему векторами страниц.

Такая схема позволяет начать подбор веб-страниц, соответствующих запросу по смыслу, на ранних стадиях ранжирования. В «Палехе» смысловой анализ — один из завершающих этапов: через него проходят всего 150 документов. В «Королёве» он производится для 200 тысяч документов — то есть в тысячу с лишним раз больше. Кроме того, новый алгоритм не только сравнивает текст веб-страницы с поисковым запросом, но и обращает внимание на другие запросы, по которым люди приходят на эту страницу. Так можно установить дополнительные смысловые связи.

Нейронная сеть, которую использует алгоритм «Королёв», обучается на обезличенной поисковой статистике. Системы сбора статистики учитывают, на какие страницы пользователи переходят по тем или иным запросам и сколько времени они там проводят. Если человек открыл веб-страницу и «остался» там надолго, вероятно, он нашёл то, что искал, — то есть страница хорошо отвечает на его запрос.

Современные системы исследования  цифрового поведения потребителей, описанные в статье, вероятно будут постоянно трансформироваться, сталкиваясь в том числе с этическими проблемами сублиминальной рекламы. Этические аспекты нейромаркетинга подвергаются критике в связи с тем, что существуют обоснованные опасения о манипулировании потребителями. С большими знаниями приходит большая ответственность.


Список литературы

1. Дэвид Льюис Нейромаркетинг в действии: как проникнуть в мозг покупателя. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 304 с.
2. Роджер Дули Нейромаркетинг: как влиять на сознание потребителя. М.: Попурри, 2018. – 336 с.
3. Трайндл А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. М.: Альпина Паблишер, 2018. – 116 с.
4. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития.2018. №2 (42)
5. Поколение Z против маркетологов. Электронный ресурс. Режим доступа: https://now-up.ru/z-marketing-chto-nuzhno-znat-o-zetakh.html . Дата обращения: (20.11.2020)
6. Алгоритм «Палех»: как нейронные сети помогают поиску Яндекса. Электронный ресурс. Режим доступа: https://yandex.ru/blog/company/algoritm-palekh-kak-neyronnye-seti-pomogayut-poisku-yandeksa . Дата обращения: (20.11.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: