Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №01 (19) Январь-Февраль 2021

УДК 338.4

Дата публикации 15.01.2021

Экономические проблемы в сфере организации обращения с твёрдыми коммунальными отходами

Жуковская Светлана Сергеевна
студент Института экономики и предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского», Россия, Нижний Новгород

Аннотация: В данной статье рассматривается основополагающая проблема экологии, в настоящее время остро стоящая перед всем миром, а именно проблема организации обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в частности её экономический аспект. В статье продемонстрированы основные изменения законодательства в рассматриваемой сфере. Кроме того, в статье обозначены некоторые аспекты международного опыта организации обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также сформулирован список проблем сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на основании тематики обращений, поступающих на горячую линию некоммерческого партнёрства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в 2019 году.
Ключевые слова: твёрдые коммунальные отходы, экономические проблемы, сбор, накопление, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение

Economic problems in the management of municipal solid waste

Zhukovskaya Svetlana Sergeevna
Student of Lobachevskiy University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: This article examines the fundamental environmental problem currently facing the whole world, namely the problem of organizing the management of municipal solid waste, in particular its economic aspect. The article demonstrates the main changes in the legislation in the area under consideration. Besides, in article some aspects of the international experience of the organization of treatment of solid municipal waste are designated and also the list of problems of the sphere of circulation with solid municipal waste on the basis of subject of the addresses arriving on hotline of non-profit partnership "The national center of public control in housing sector "housing and public utilities Control" in 2019 is formulated.
Keywords: municipal solid waste, economic problems, fee, accumulation, transportation, treatment, utilization, disposal.

Правильная ссылка на статью
Жуковская С.С. Экономические проблемы в сфере организации обращения с твёрдыми коммунальными отходами // Экономика и общество: международный научно-практический журнал. 2020. № 01 (19). Режим доступа: https://scipress.ru/economy/articles/ekonomicheskie-problemy-v-sfere-organizatsii-obrashheniya-s-tvyordymi-kommunalnymi-otkhodami.html (Дата обращения: 15.01.2021)

Одна из наиболее остро стоящих проблем не только России, но и всего современного мира в целом на сегодняшний день – проблема обращения с твёрдыми коммунальными отходами, объёмы которых растут с огромной скоростью.

Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Кобылкин считает, что «сегодня экология – это индикатор качества жизни совершенно объективно…» [6, стр. 6]

В условиях, когда Президентом Российской Федерации поставлена задача войти в клуб стран с продолжительностью жизни 80+, вопросы состояния воздуха, воды, почв, лесов, сфер обращения с отходами играют ключевую роль.

Международный опыт обращения с твёрдыми коммунальными отходами позволяет сделать вывод о наличии эффективных методов. Например, Германия является одним из мировых лидеров в организации системы обращения с отходами. Ещё в 1970 году в этой стране был принят первый закон, регулирующий эту сферу. А сейчас там сформировался, пожалуй, самый строгий в Евросоюзе свод нормативов, регулирующих отрасль. К слову, у них запрещено захоранивать необработанные отходы. Большая часть из них перерабатывается.

А в Азии безусловным лидером по переработке мусора является Япония. Площадь всей страны сравнима со средними российскими регионами, при этом количество населения примерно как в России. Практически все отходы в Японии перерабатываются для вторичного использования, начиная от продуктов питания и заканчивая автомобилями. Энергию, которая получается в результате сжигания горючих отходов, направляют на отопление цветочных теплиц. Кроме того, в Японии около двух тысяч предприятий по переработке отходов.

У каждой страны свой опыт в этой сфере, но как бы ни отличались технологии, методики, традиции, географическое положение, способы сводятся, в первую очередь, к сортировке отходов дома, затем более тщательный отбор фракций на мусоросортировочных заводах, переработка, биокомпостирование органики, захоронение «хвостов», или сжигание с последующим захоронением смолы. Это базовая формула, без которой невозможно полностью избавиться от отходов или радикально сократить их объём.

Твёрдые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. [2, ст. 1]

Экологическая ситуация в нашей стране существенно хуже, нежели в других странах мира (52 место в рейтинге стран по состоянию окружающей среды). Так, в России в настоящее время образуется порядка 70 млн тонн твёрдых коммунальных отходов в год. [6] Современные экотехнопарки, где мусор не только сортируется, но ещё и производится продукция из вторичных ресурсов, в большинстве субъектов отсутствуют. Кроме того, на территории нашей страны действуют только порядка 200 мусоросортировочных комплексов, что, естественно, недостаточно. В основном, это комплексы ручной сортировки с элементами прессования и дробления отходов, созданные операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за счёт собственных средств. Таким образом обрабатывается не более 5% от общего объёма поступающего мусора.

В настоящее время, когда все страны мира обратили внимание на проблему экологии, нормативно-правовая база в выбранной сфере претерпевает значительные изменения. Так, в Российской Федерации вносятся весомые поправки в Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где, в первую очередь, корректируются под современные реалии все основные понятия, модернизируется процесс распределения ответственности между уровнями власти. Кроме того, 14 января 2019 года Указом Президента Российской Федерации №8 создана публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», регулируется ценообразование в выбранной области, разрабатываются правила коммерческого учёта объёмов твёрдых коммунальных отходов.

Кроме того, согласно последним изменениям, внесённым в основной закон, регулирующий вопросы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, процесс обращения включает в себя деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Таким образом, появляется возможность выявить проблемы каждого конкретного участка работы и проследить динамику его развития.

Согласно статистике, потребление в нашей стране растёт на 2% в год, соответственно, растёт и количество мусора.

Некоммерческим партнёрством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в 2019 году был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ на основании обращений, поступающих на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль». По итогам были выявлены следующие проблемы:

1. Недостаточная информированность граждан, непонимание принципов расчета платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов.

Для значительного количества граждан переход на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами стало сюрпризом. У граждан не было достаточной информации о сути изменений, целях и задачах реформы, отсутствовало понимание, почему платеж изменился и как он рассчитывается. В ряде регионов (например, в Московской области) плату за вывоз мусора включили в квитанцию вместе с платой за электроэнергию или капитальный ремонт, что вызвало дополнительные вопросы. Кроме того, граждане жалуются на отсутствие или плохую работу колл-центров, через которые можно получить ответы на вопросы, касающиеся новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Такие проблемы были

зафиксированы в Московской, Орловской, Псковской, Тверской, Ульяновской областях и Пермском крае.

2. Расчёт платы за содержание при появлении платы за твёрдые коммунальные отходы в разделе «коммунальные услуги».

Расчёт платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами «по-новому» вызывает множество вопросов у граждан по всей стране.

Во многих регионах возникли сомнения в адекватности методики, измеряющей норматив накопления твёрдых коммунальных отходов: данные нормативы для одинаковых домов могут в несколько раз различаться в разных регионах. Особенно много вопросов возникает в связи с расчётом данного норматива в сельской местности, где жители перерабатывают и самостоятельно утилизируют большую часть отходов.

При переходе на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами плата за содержание общего имущества МКД должна быть уменьшена, в идеале – на такую же сумму, которая появилась в строке «Плата за ТКО» в разделе «коммунальные услуги».

3. Отсутствие возможности перерасчёта платы за помещение, где собственники реально не проживают.

Новая система, в частности, предполагала, что услуга по вывозу твёрдых коммунальных отходов переходит из разряда жилищных услуг в разряд коммунальных и плата за неё взимается отдельной строкой в разряде коммунальные услуги. При этом субъект Российской Федерации вправе принять решение, как начислять плату за данную услугу: по количеству проживающих в помещении, в зависимости от площади помещений или по норме накопления.

Особенно большое количество вопросов возникало в тех субъектах Российской Федерации, где плата начислялась в зависимости от площади помещения (Московская Иркутская области, Камчатский край, многоквартирные дома в Калужской, Саратовской, Нижегородской, Воронежской, Пензенской областях). Такая форма расчётов вынуждает собственников платить за всё имеющееся жильё, даже то, где они не проживают и мусор по факту не производят. Механизма перерасчета платы за твёрдые коммунальные отходы в случае, если собственник в помещении не проживает, действующее законодательство не предполагает.

4. Проблемы с выставлением платёжных документов.

Во многих регионах операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не обладают актуальной базой абонентов, что приводит к многочисленным ошибкам в выставлении платежей, появлению «двойных квитанций», невыставлению счетов значительному количеству граждан. Такие проблемы отмечались, например, в Брянской, Калининградской, Курской Псковской, Самарской, Саратовской, Московской, Тамбовской, Тверской, Ярославской областях и Пермском крае.

5. Проблемы с заключением договоров.

Эти проблемы были отмечены в Тверской, Московской, Саратовской, Орловской и ряде других областей.

С нежилыми помещениями очень сложно идёт процесс по заключению договоров, а также внесения изменений и дополнений в типовой договор, который отображал реальную картину по тому или иному виду хозяйственной деятельности.(аналогичные высказывания характерны для разных регионов).

6. Проблемы инфраструктуры.

· Такая проблема, как несовершенство существующей территориальной схемы обращения с отходами, нехватка сертифицированных полигонов отмечены в Архангельской, Липецкой, Кировской, Тамбовская областях.

· Проблема нехватки контейнерных площадок и контейнеров были отмечены экспертами в Самарской, Калужской, Нижегородской, Смоленской, Ульяновской и ряде других областей. [14]

Безусловно, работу в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в настоящее время нельзя не назвать активной. Ведь на рынке уже существуют современные технологии по обработке, утилизации,

обезвреживанию твёрдых коммунальных отходов, позволяющие сократить объём захораниваемых отходов на 70%.

Сейчас национальным проектом «Экология» предусматривается достижение доли утилизации твёрдых коммунальных отходов в 36% (рисунок 1) в общем объёме образованных к 2024 году.

Рисунок 1. Доля ТКО, направленных на утилизацию, %

Рисунок 2. Доля ТКО, направленных на обработку, %

 

Для этого планируется запуск высокотехнологичных объектов по сортировке мощностью 37,1 млн тонн в год и утилизации мощностью не менее 23 млн тонн в год. Однако следует отметить, что в Европе данный уровень достигался в течение 20 лет, да и средств на реализацию в нашей стране выделено недостаточно – 296,2 млрд. рублей, в то время как по самым скромным оценкам необходимо 5 трлн. рублей. [14]

Ввиду отсутствия в нашей стране единой системы классификации отходов бизнес-сообщество сталкивается с проблемой двойного согласования отходов, двойной подготовки мест накопления, двойного обучения водителей, двойного оснащения машин для вывоза мусора, так как классифицировать свои отходы оно вынуждено дважды: в соответствии с природоохранным законодательством (где отходы делятся на 5 классов опасности) и по нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения (там существует 4 класса).

Для создания системы управления отходами в России твёрдые коммунальные отходы следует рассматривать как ресурс, который необходимо не уничтожать, а, наоборот, использовать. Например, в странах с небольшой территорией на суше (Япония) из промышленных и коммунальных отходов, прошедших термическую и механическую обработку, а затем спрессованных в брикеты, создают искусственные острова. Семь японских островов являются искусственными, самым известным и большим из которых выступает Одайба. Находится он в Токийском заливе, а с центром Токио соединён Радужным мостом. На этом острове находятся парк развлечений с самым высоким колесом обозрения в мире и штаб-квартира компании Fuji TV. Строительство острова Юмэносима длилось почти десять лет. На нём расположены стадион, красивейший парк, теплицы с растениями и музей. Другой мусорный остров Огисима создавался специально для строительства на нём металлургического комбината. Ещё одним искусственным островом является Тэннозу. Он стал местом проживания богатой столичной публики. Международный аэропорт Кансай проходит тоже на искусственном острове.

Также следует сказать о наличии необходимости стимулирования развития инфраструктуры по обращению с городскими отходами. Для развития данного процесса в соответствии с Федеральным законодательством понятие «организация коммунального комплекса» заменена понятием «операторы обращения с твёрдыми коммунальными отходами», которое теперь обозначает организации, осуществляющие

деятельность по сбору, транспортированию, захоронению, утилизации отходов.

Переход на новую систему по обращению с твёрдыми коммунальными отходами требует значительных организационных усилий, так как затрагивает каждый регион Российской Федерации и каждого жителя страны.

Целенаправленная политика органов власти, направленная на улучшение экологической ситуации в стране, в целом, и в каждом регионе, в частности, разработка и совершенствование эффективного механизма взаимодействия органов власти, регионального оператора, службы по тарифам, бизнеса и населения, чёткое разделение задач и ответственности за реализацию на каждом этапе, безусловно, могут поспособствовать разрешению сложившейся ситуации в лучшую сторону.

Конечно же, органы власти просто не смогут в одиночку справиться с проблемами. Не менее важно проводить планомерную и комплексную информационно-разъяснительную работу с населением, формировать у населения активную гражданскую позицию, позитивный настрой относительно необходимости участвовать в повышении качества своей жизни, стимулировать раздельный сбор отходов, повышать важность переработки отходов и вторичного использования.

В нашем обществе предстоит воспитать культуру правильного обращения с мусором и потребления. Наша страна находится на том этапе, когда бездействовать уже нельзя.


Список литературы

Нормативно-правовые акты Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об отходах производства и потребления»;

3. Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2019 №8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484 (ред. от 29.10.2019) «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»);

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 (ред. от 15.09.2018) «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;

Статьи:

6. Интервью Д. Кобылкина журналу RRR от июня 2019 г. // Журнал о бережном отношении к экологии – 2019 г.

7. Кириллова А.Н., Мусинова Н.Н. Организационно-экономический механизм управления системой обращения с твёрдыми коммунальными отходами // Вестник университета – 2018 г.

8. Латыпова М.В. Анализ развития системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в России: проблемы и перспективы с учётом Европейского опыта // Национальны интересы: приоритеты и безопасность – 2018 г.

9. Мочалова Л.А., Гриненко Д.А., Юрак В.В. Система обращения с твёрдыми коммунальными отходами: зарубежный и отечественный опыт // Известия Уральского государственного горного университета. – №3 (47) – 2017 г.

10. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Управление в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами: современное состояние // ЭКО. – №12 – 2016 г.

11. Полтораднева Н.Л., Латыпова М.В. Особенности финансирования системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит – 2017 г.

12. Преликова Е.А., Юшин В.В., Вертакова Ю.В. Эколого-экономические приоритеты раздельного сбора отходов // Лесотехническй журнал. – 2019 г.

13. Цховребов Э.С. Эколого-экономические аспекты планирования размещения и проектирования промышленных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов // Вестник МГСУ – 2018 г.

14. Научно-практический журнал «Обращение с отходами» (https://news.solidwaste.ru/2019/04/v-rejting-problem-zhkh-vpervye-popala-tema-platy-za-obrashhenie-tko/)

Расскажите о нас своим друзьям: