Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №10 (14) Ноябрь 2019

УДК 338.001.36

Дата публикации 27.11.2019

Анализ внешней среды и рынка продукции АО «Оренбургские минералы»

Акулова Альфия Шавкатовна
канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики, Оренбургский государственный университет, РФ, Оренбург
Чахеев Александр Алексеевич
Студент магистратуры кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики, Оренбургский государственный университет, РФ, Оренбург, alecsandr.cech@mail.ru

Аннотация: Статья направлена на выявление факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность предприятий. Автором рассмотрено понятие внешняя среда, которое характеризуется макро и микросредой организации. В статье проанализирована деятельность одного из крупнейших предприятий, добывающих асбест – АО «Оренбургские минералы». Особое внимание уделено проблеме запрета хризотилового асбеста, в частности, влияние данной проблемы на деятельность предприятий. Рассмотрена конкурентная среда предприятия, рынки сбыта готовой продукции. Автором сделан вывод о том, какое влияние оказывают факторы внешней среды на деятельность предприятия. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов в области оценки и экономического анализа, т.к. с помощью анализа внешней среды можно выявить факторы, влияющие на стоимость компании, сформировать представление о дальнейших перспективах предприятия.
Ключевые слова: Внешняя среда предприятия, горнодобывающее предприятие, конкуренция, поставщики, антихризотиловая кампания

Analysis of the external environment and the market of products of JSC "Orenburg Minerals"

Akulova Alfia Shavkatovna
Cand. econ Sciences, Associate Professor economic theory, regional and sectoral economy, Orenburg State University, RF, Orenburg
Chakheev Alexander Alekseevich
Graduate student at the Department of Economic Theory, Regional and sectoral economy, Orenburg State University, RF, Orenburg

Abstract: The article is aimed at identifying environmental factors affecting the activities of enterprises. The author considers the concept of the external environment, which is characterized by the macro and micro-environment of the organization. The article analyzes the activities of one of the largest enterprises producing asbestos - JSC Orenburg Minerals. Particular attention is paid to the problem of the prohibition of chrysotile asbestos, in particular, the impact of this problem on the activities of enterprises. Considered the competitive environment of the enterprise, markets for finished products. The author concluded that the influence of environmental factors on the activities of the enterprise. The results of the study may be useful for professionals in the field of evaluation and economic analysis, because using the analysis of the external environment, it is possible to identify factors affecting the value of the company, to form an idea of the future prospects of the enterprise.
Keywords: enterprise external environment, mining enterprise, competition, suppliers, anti-chrysotile campaign

Организацию обычно рассматривают как комплекс ее характеристик, которые могут меняться под влиянием управленческих решений и внешней (окружающей) среды [2].

Внешняя среда – это комплекс факторов (организаций, условий), которые оказывают непосредственно воздействие на работу фирмы [3]. Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и прямого (микросреда) воздействия (рис.1)

Рисунок 1. Факторы внешней среды, оказывающие воздействие на деятельность организации

Для АО «Оренбургские минералы» внешняя среда характеризуется микросредой и макросредой.

Макросреда – это, как правило, факторы косвенного влияния, которые оказывают своё воздействие в целом на все организации, функционирующие в той или иной области. К ним можно отнести факторы, определяющие формирование экономики страны в целом.

Экономическая среда - факторы, которые определяют формирование экономических процессов в экономике страны (внешние долги, темпы роста ВВП и т. п.), воздействие налоговой, бюджетной политики государства на состоятельность населения, на привлекательность экономики страны с точки зрения инвестиций, стабильность и прочность национальной валюты, скорость инфляции, правила налогообложения и др.[5]

Политическая среда - факторы, которые определяют формирование процессов в политике государства, устойчивость законодательных норм в  экономике страны, политические взгляды и идеи, определяющие политику исполнительных органов власти, уровень недовольства общества правительством и т. п.

Социальная среда - факторы, которые определяют демографический состав населения и направления развития, правила, нравы и ценности населения, связь людей к работе и уровню жизни, скорость роста населения и другое [1].

Технологическая среда (методы изменений ресурсов в конечный продукт) - факторы, которые определяют направления формирования технического и научного прогресса и непосредственно связанного с ним преобразование технологического базиса производства.

АО «Оренбургские минералы» следит за изменениями в технологическом процессе, выпуске нового оборудования, для этого создана служба по развитию и внедрению новых технологий.

Для предприятий, основным видом деятельности которых является добыча и переработка асбеста, в частности АО «Оренбургские минералы», остро стоит проблема «Анти-асбестовой кампании». Данная проблема затрагивает политическую, экономическую и социальную среды [4].

Ужесточение кампании началось в ответ исследования, показавшее, что волокна одной из форм минерала - амфиболового асбеста - при незащищенном и длительном контакте вполне могу скапливаться в легких и становиться причиной заболеваний. При этом другая форма асбеста - хризотиловый - даже при малейшем попадании в организм быстро выводится, не причиняя вреда. Информационная кампания, стартовавшая при поддержке производителей искусственных волокон, положила старт мировой анти-асбестовой кампании [3].

Роттердамская конвенция несколько ограничивает применение особых химических веществ и пестицидов в торговле на международном рынке. Диллема о присоединении хризотил-асбеста в Приложение III (перечень особо небезопасных веществ) уже рассматривают чуть более десяти лет. Де-факто, добавление в этот список немедленно означает полный запрет на оборот вещества. В этом году против предложения выступили следующие страны: Российская Федерация, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Белорусь, Республика Индия, Республика Зимбабве и Сирийская Арабская Республика. Их основным аргументом является недостаток более чем достаточного научного обоснования угрозы минерала [6].

Запрет асбеста станет тяжёлым экономическим бременем предприятий, обусловит резкий рост безработицы, снижение уровня жизни [4].

18 мая 2017 г. в моногородах Ясный и Асбест (Оренбургская и Свердловская области), в которых размещены ведущие в Российской Федерации крупнейшие месторождения хризотила, прошли множественные митинги и акции в содействии направления руководства Российской Федерации по защите промышленности страны. Подавляющее большинство участников данного мероприятия отмечают, что кроме потерь для экономики страны в целом воспрещение применения хризотила под ничем не обоснованными предлогами приведет, вероятнее всего, к необратимому разгону десятков тысяч рабочих мест по всей России и завершению жизни ряда моногородов, в которых, между прочим, в данный момент постоянно проживает до 200 тыс. человек. Участниками мероприятий незамедлительно одобрены коллективные обращения к главе государства и исполнительным органам государственной власти в полную поддержку проводимого курса [6].

Микросреда – это, как правило, факторы, которые оказывают своё влияние на работу определенной организации и ее соперничество в сопоставлениях с другими организациями, которые действуют в той или иной сфере деятельности.

Поставщики ресурсов – это, как правило, хозяйствующие субъекты (физические, юридические лица), которые располагают запасами и множественными ресурсами, которые так необходимы организации для ее результативной деятельности.

В АО «Оренбургские минералы» всех поставщиков можно разделить на несколько групп - поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов (рис.2).

Рисунок 2. Основные группы поставщиков АО «Оренбургские минералы»

Часть организаций имеют зависимость от нескончаемого притока материалов. В данном случае, как правило, появляется логическая зависимость от цен, ритмичности, качества, сроков и т.д. Причем данная зависимость эта в настоящее время непременно возрастает с детальным углублением разделения труда и развитием кооперации. Организации все более и более стараются ориентироваться на главным образом закупку комплектующих всех элементов у партнеров, а сами выполняют лишь некоторые операции, причем это характерно как для производственных, так и для фирм, работающих в сфере услуг. Поэтому, в данном случае, можно с уверенностью говорить о скором возрастании усиления их полной зависимости от поставщиков и в дальнейшем [1].

АО «Оренбургские минералы» имеют сеть поставщиков товаров технического назначения, для функционирования производства, а также покупателей (получателей) готового сортового хризотил-асбеста, как внутри России, так и за рубежом. Ввиду того, что и поставщики, и покупатели заинтересованы в сотрудничестве, большинство поставщиков (потребители) у комбината — это предприятия, взаимовыгодные отношения с которыми сложились достаточно давно. Поэтому количество разовых контрактов (договоров) на поставку промышленной продукции не превышает 7% общего количества договоров. Наиболее крупные поставщики:

Canada AEA International GROUP Corp., Хэйлунцзянская компания по импорту и экспорту минералов и металлов (Китай), ООО ПКФ «Астрспецстрой», ОАО «Лато» г. Саранск, АО «Себряковский комбинат асбестотехнических изделий», ЗАО «Кубанькровля» г. Краснодар, ЗАО «Хабаровский картонно-рубероидный завод» [4].

Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Такими потенциальными инвесторами выступают банки (ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ, АО «Альфа-банк»), акционеры АО «Оренбургские минералы» [1].

Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т. е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное не имеет большого значения.

Основным поставщиком трудовых ресурсов является ГАПОУ «Горный технологический техникум», г. Ясный, ЧУ ДПО Учебный центр «Оренбургские минералы».

Потребители продукции (работ, услуг) - хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией.

Промышленность строительных материалов является составной и важнейшей отраслью строительного комплекса и включает в себя имеющие межрегиональное значение подотрасли в том числе асбестовую промышленность. Промышленность строительных материалов является одной из наиболее топливо- и энергоемких (более 20 % в структуре затрат), а также грузоемких отраслей народного хозяйства. Этот фактор оказывает большое влияние на стоимость конечной продукции.

Продукция асбестовых комбинатов является сырьем для производства асбестоцементных, асбестотехнических изделий, отечественные предприятия по производству которых в основном имеют низкий технический уровень, износ оборудования и использование его на неполную мощность. Только некоторые предприятия по производству асбестоцементных изделий оснащены высокопроизводительными линиями по окраске волнистых и плоских листов (шифера). В конечном итоге качество отечественной продукции не вполне удовлетворяет современным требованиям, что снижает ее конкурентоспособность [3].

Продукция АО «Оренбургские минералы» востребована не только в России, но и за рубежом. Асбест поставляется в 18 стран дальнего зарубежья: Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Шри-Ланка, Пакистан, Иран, Турция, Сирия, Индия, Болгария, Румыния, Венгрия, Словения, Латвия, Греция, Гана, Боливия, Польша. Также 6 стран ближнего зарубежья: Беларусь, Украина, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Основные потребителями являются предприятия по производству асбестотехнических изделий и асбокартона. Таковыми являются ООО «БАРТ», ООО «КАОН» и другие [1].

Конкуренты - хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые способны удовлетворить аналогичные потребности потенциальных покупателей.

Сырьевая база хризотил-асбеста Российской Федерации насчитывает 11 месторождений. Основные добывающие компании отрасли - АО «Ураласбест» (Свердловская область) и АО «Оренбургские минералы» (Оренбургская область), разрабатывающие Баженовское и Киембаевское месторождения, соответственно. Совокупные разведанные запасы хризотиловых руд этих месторождений оцениваются более чем в 3 млрд. тонн или в среднем на 150 лет работы хризотиловой промышленности [8]. Доля добывающих компаний России в мировом объеме добычи хризотил-асбеста составляет более 60% [5].

Конкуренты хризотил-асбеста предпринимают шаги по распространению дискриминационных мер в отношении хризотил-асбеста по всему миру через различные международные соглашения. Основная причина антиасбестовой кампании – конкурентная борьба за рынки сбыта со стороны производителей альтернативных химических материалов. Если усилия противников асбеста увенчаются успехом, это неминуемо приведет к резкому спаду производства в асбестодобывающей отрасли, что особенно актуально для России – одного из крупнейших мировых производителей хризотил-асбеста.

В настоящее время в России 16,1% добываемого асбеста используется на внутреннем рынке для производства асбестоцементных и асботехнических изделий, а 77,7% экспортируется в 35 стран дальнего и ближнего Зарубежья. Основными иностранными рынками сбыта хризотила являются страны средней, Восточной и Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день основными партнерами добывающих предприятий СНГ в этом регионе являются Иран, Таиланд, Индия, Индонезия, Бангладеш, Колумбия, Шри-Ланка, Китай, Вьетнам. Среди европейских стран импортерами российского хризотила являются Румыния, Болгария, Хорватия и Венгрия [1].

Добычей хризотилового асбеста и переработкой занимаются только 2 предприятия в России: АО «УралАсбест» и АО «Оренбургские минералы». АО «УралАсбест» является единственным конкурентом АО «Оренбургские минералы» в России. Конкурент АО «Оренбургские минералы» в Республике Казахстан - АО «Костанайские минералы» [7].

Посредники - хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), способствующие в продвижении, распространении и сбыте товаров организации. Посредники обеспечивают:

  • физическое перемещение товаров от мест их производства к пунктам продажи или потребления, их накопление и предпродажную подготовку;
  • кредитную поддержку сделок и страхование рисков порчи или пропажи товаров;
  • собственно продажу;
  • помощь в поиске покупателей, рекламе, стимулировании сбыта и послепродажном сервисе.

Посредниками АО «Оренбургские минералы» выступают ООО «Домострой», ООО «Полимер ПАК», ООО ТД «Оренмин», ООО «Орентайл» [6].

Таким образом, на основании проведенного анализа внешней среды АО «Оренбургские минералы», был сделан вывод о том, что факторы внешней среды оказывают на предприятия как сдерживающее, так и стимулирующее влияние (рис. 3).

Рисунок 3. Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия

В заключении необходимо отметить, что для АО «Оренбургские минералы» одним из факторов косвенного воздействия является «Анти-асбестовая кампания». Данная проблема затрагивает политическую, экономическую и социальную среды.

Представители данного движения выступают за включение хризотилового асбеста в список особо опасных веществ. Включение в данный список означает запрет на использование вещества. Против предложения выступили семь стран: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Белоруссия, Индия, Зимбабве и Сирия. Основной аргумент - отсутствие убедительного научного обоснования опасности минерала.

Микросреда представляет собой совокупность поставщиков, потребителей, конкурентов и посредников.  Проанализировав, микросреду АО «Оренбургские минералы» сделан вывод о том, что предприятие работает с большим количеством поставщиков и потребителей не только из России, но из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Несмотря на то, что факторы внешней среды могут оказывать различное влияние на функционирование предприятия, управленческий персонал всегда может извлечь из них определенную выгоду, грамотно, уместно и эффективно используя свой потенциал для создания конкурентных преимуществ.


Список литературы

1. Чахеева Н.А. Анализ внешней среды деятельности горнодобывающего предприятия / Н.А. Чахеева // Сборник статей по материалам XII научно-практической конференции "Инновации в науке". - 2018.- № 4/ 2. - С. 96-103
2. Евсеева И.А. Управление промышленными предприятиями на основе концепции ключевых факторов стоимости бизнеса автореф. дис. ... канд. эконом. наук / И.А. Евсеева. - Орел, 2015. - 21 с.
3. Жура А.В. Оценка стоимости горнодобывающих компаний. Международный аспект / А.В. Жура // IMC Montan. - 2014. - №11. - С.15-30.
4. Заровная Е. Хризотил-асбестовая промышленность необходима России / Е. Заровная // Горная промышленность, - 2012. - № 6. Режим доступа: https://mining-media.ru.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник : 5-е изд. / Г.В. Савицкая. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 345 с. - ISBN 978 -5-16 - 003401-0.
6. Сайт АО «Оренбургские минералы», 2005-2019 гг. Режим доступа: http://orenmin.ru.
7. Сайт АО «УралАсбест», 2000-2019гг. Режим доступа: http://www.uralasbest.ru.
8. Сайт НО «Хризотиловая ассоциация». Режим доступа: http://www.chrysotile.ru.

Расскажите о нас своим друзьям: