Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №10 (14) Ноябрь 2019

УДК 316.4

Дата публикации 30.11.2019

Преимущества внедрения системы EFQM на предприятиях по производству автокомпонентов

Захарова Светлана Германовна
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, svetlana-nngu@mail.ru
Манаев Евгений Александрович
магистрант кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, eamreg152@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрена динамика развития отрасли автомобильной промышленности и уровень локализации отрасли по производству автокомпонентов. Для эффективного использования внутреннего потенциала производственных предприятий отрасли автомобильной промышленности и обеспечения высокого синергетического эффекта, влияющего на повышение качества рассмотрены возможности применения модели EFQM. Для стимулирования конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий отрасли приведен оценочный механизм RADAR в рамках модели EFQM. В статье рассмотрены преимущества, получаемые предприятиями в результате применения и использования модели EFQM.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, производство автокомпонентов, внутренний потенциал, система менеджмента качества, модель делового совершенствования, оценочный механизм RADAR, система EFQM

The advantages of the EFQM in relation to the quality management system of production enterprises producing automotive components

Zakharova S. G.
Ph.D., assistant Professor of Management and Public Administration, Nizhny Novgorod state University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia
Manaev E.A.
Student of the Management and Public Administration, Nizhny Novgorod state University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract: The article discusses the dynamics of the automotive industry and the level of localization of the industry for the production of automotive components. In order to effectively use the internal potential of production enterprises of the automotive industry and to ensure a high synergistic effect affecting the quality improvement, the possibilities of applying the EFQM for business improvement are considered. For stimulation of competitiveness and innovative potential of the enterprise of branch on production of automobile components the estimation mechanism RADAR within EFQM model is resulted. The article considers the possibilities of applying and using the EFQM model in ascending aspects.
Keywords: automotive industry, automotive components production, internal potential, quality management system, business improvement model, radar evaluation mechanism, EFQM system

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей российской экономики, создающей мультипликативный эффект в смежных отраслях и определяющей экономический и социальный уровень развития государства в целом и отдельных его регионов. Спрос на автомобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности, обеспечивает занятость в размере более чем 3,5 млн. человек. Доля отрасли в текущем кредитном портфеле российских финансовых организаций, без учета автокредитов, составляет 1,1 процента.

Отрасль производства автокомпонентов оказывает довольно ощутимое влияние на российскую экономику, а также является источником конкурентных преимуществ данной отрасли за счет повышения ее локализации, снижения себестоимости автомобильного производства, нивелирования рисков внешней среды [1].

Низкий уровень локализации означает формирование добавленной стоимости за рубежом и низкую устойчивость к внешним макроэкономическим факторам. На текущий момент отрасль производства автокомпонентов характеризуется средним уровнем локализации по пяти группам компонентов, таким как двигатель, кузов и отделка кузова, электрика и электроника, интерьер, система вентиляции и отопления, а также низким уровнем по остальным группам (рис. 1).

Рисунок 1. Локализация отрасли по производству автокомпонентов [1]

При текущем положении дел в экономике страны, отрасль автокомпонентов не обладает конкурентным преимуществом на региональном или глобальном уровнях по причине низких масштабов производства и вследствие высоких транспортных издержек [2]. Рынок автокомпонентов характеризуется жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, а также высоким объемом контрафактной продукции. Однако возможности развития производства компонентов существуют в большинстве во всех сегментах [1].

Потенциал развития отрасли производства автокомпонентов ограничен следующими факторами, которые приведены на рис. 2.

Рис. 2. Факторы ограничения потенциала развития отрасли производства автокомпонентов

составлено автором на основании стратегии развития отрасли по производству автокомпонентов [9]

Результаты кардинальных изменений во всех отраслях экономики Российской Федерации, основаны на новом мышлении, знаниях эффективного управления и внедрении инновационных технологий, в том числе, внедрение системы всеобщего менеджмента качества. На современном этапе достаточно много внимания уделяется внедрению системы менеджмента качества на российских предприятиях, тем самым создаются предпосылки для повышения эффективности их деятельности за счёт внутренних ресурсов. Умение эффективно использовать внутренний потенциал малых производственных предприятий обеспечивает высокий синергетический эффект, влияющий на повышение качества товаров, работ, услуг [3, с. 74]. Для производственных предприятий внедрение на практике современных научных технологий и методов является ключевым фактором завоевания рынка и обеспечения стабильной положительной динамики развития, а использование принципов оценки развития предприятий и организаций по модели всеобщего менеджмента качества, позволит выявить внутренние возможности развития бизнеса за счёт совершенствования системы управления.

Результатом деятельности управляющей системы является не только улучшение деятельности самой организации в целом и достижение положительных тенденций основных финансово-экономических показателей, но и социальная ответственность бизнеса перед обществом [4, С. 156].

Оценивая развитие систем менеджмента качества на промышленных предприятиях стоит отметить мировые премии в области качества, которые давно вышли за рамки конкурсов. Теперь они, прежде всего, модели совершенствования бизнеса на основе повсеместного управления качеством - Total Quality Management. К таким моделям с полным основанием можно отнести Европейскую премию качества (European Quality Award) [5, С. 145].

Существует несколько основных премий качества мирового уровня. Так, японская премия Деминга в Японии - это престижная награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании. Национальная премия качества Малкольма Болдриджа в США - бизнес-модель, сформировавшая философию современного мирового предпринимательства. Наряду с ними Европейская премия качества представляет собой образец сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

Европейская Премия Качества (EFQM) на данный период времени самая престижная европейская награда, которую может получить современное производственное предприятие за достижение успехов в ведении бизнеса.

Организатором и учредителем премии является Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM). Европейский фонд управления качеством имеет партнерские отношения с самыми престижными, развивающимися и эффективными  предприятиями, в том числе автомобильной промышленности.

Отправным моментом в разработке системы признания достижений организаций в области качества по уровням совершенства (Levels of Excellence) считается конец 2001 года. Организации, получившие Европейскую премию качества, считаются эталонными и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов. Помимо того, они получают право использовать логотип победителя EFQM на бланках, визитках, в любых рекламных материалах и т.д. Всеми этими преимуществами компании могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит моральное старение статуса победителя [6, C. 101]. Кроме того, эффективность управления, являясь явным конкурентным преимуществом успешных предприятий и организаций, основывается на реальном использовании системы менеджмента качества, а всевозможные отклонения, связанные с отсутствием системы менеджмента качества, значительно усложняют работу предприятия в целом, повышают трудозатраты на контроль, способствуют росту общих затрат, и, в конечном итоге, снижают качество производимых товаров, работ и услуг [7, C. 324]. Модель EFQM предусматривает системный подход в системе управления а составляющие модели базируется на двух важнейших критериях оценки «Возможности» и «Результаты» (рис. 3).

Рис. 3. Модель совершенства EFQM [8]

Критериальный показатель «возможности» охватывает отрасль функционирования, ресурсную базу и потенциал развития, оценивая комплексно потенциал предприятия.

Следовательно, критериальный показатель «результаты» являются следствием эффективной и результативной его работы, и оценка данного показателя показывает его возможности.

Кроме того в модели имеется прямая взаимосвязь критериальных показателей «возможности» и «результаты» благодаря синергетическому эффекту, при использовании данных обследования по категории «результаты» на основе оценки можно корректировать существующие «возможности» предприятия.

Особенность применения модели EFQM заключается в том, что в ней обосновано   наличие множества подходов для достижения устойчивого развития, а также тактических инструментов их реализации. Процессы интеграции России в европейское мировое экономическое пространство и необходимость внедрения современных методов управления на отечественных предприятиях должны многократно увеличить представительство России в EFQM.

Внедрение модели EFQM на отечественных предприятиях, в частности на предприятиях по производству автокомпонентов, стимулирует конкурентоспособность и инновационный потенциал, стимулируя инновационную восприимчивость на основе повышения качества производимой продукции.

Механизм интеграции модели EFQM в систему менеджмента качества промышленного предприятия по производству автокомпонентов представлен на рис.4.

Рис. 4. Механизм интеграции модели EFQM в систему менеджмента качества промышленного предприятия по производству автокомпонентов [9]

Интеграция модели EFQM в систему менеджмента промышленного предприятия по производству автокомпонентов предполагает систематического мониторингового комплекса эффективности деятельности предприятия, его ресурсной базы и экономического потенциала развития.  Механизмы интеграции модели EFQM предполагают проведение самооценки предприятия, одним из инструментов оценочной деятельности в модели EFQM следует отметить механизм RADAR [10, с. 446].

Аббревиатура данного оценочного механизма построена на циклах оценки системы менеджмента качества (рис 5).

Рис. 5. Циклы оценки системы менеджмента качества промышленного предприятия по производству автокомпонентов в соответствии с механизмом RADAR

составлено автором на основании Логики  RADAR / EFQM Модель в России [11]

В соответствии с оценочным механизмом RADAR в модели EFQM критериальный показатель «результаты» оценивается по показателю Results, а критериальный показатель «возможности»  анализируются с учетом Approach, Deployment, Assessment and Review [12, с. 56].

Стадии цикла оценки механизма RADAR в системе менеджмента качества промышленного предприятия по производству автокомпонентов на базе модели EFQM представлены на рисунке 6.

Рис 6. Стадии цикла оценки механизма RADAR на базе модели EFQM

составлено автором на базе Логики  RADAR / EFQM Модель в России [11]

Таким образом, внедрение модели EFQM в системе менеджмента качества отечественных промышленных предприятий по производству автокомпонентов обосновано перечнем следующих положений [7, с. 263]:

- мониторинг и обследование  результатов деятельности промышленного предприятия и результатов его функционирования во внешней и внутренней среде;

- поиск и обоснование возможности внедрения сильных позиций в области качества на основе интеграции;

- универсальность применения компонентов модели, наличие возможности внесения коррективов в систему менеджмента качества, как на уровне промышленного предприятия, так и точечно по проблемным областям;

- возможность выбора альтернативных стратегических решений и посерение тактической программы развития системы менеджмента качества;

- позволяет группировать и координировать связь между прилагаемыми усилиями для реализации и полученными результатами в областях качества производимой продукции.

Кроме того модель EFQM возможно использовать сразу в нескольких областях системы менеджмента качества промышленных предприятий по производству автокомпонентов:

- стратегический анализ – контроль состояния принятия управленческих решений на базе проведенного самообследования при помощи оценочного механизма RADAR;

- планирование – включение результатов проведенной самооценки в процесс бизнес-планирования системы менеджмента качества;

- тактический инструмент –  принятие долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной программы развития качества на базе модели EFQM.

Высокое качество продукции в данном контексте является главной частью системы менеджмента качества промышленного предприятия по производству автокомпонентов, определяющего его конкурентоспособность на рынке. Успешное решение проблем обеспечения должного уровня качества, советующего мировым стандартам, напрямую определяет экономическое равновесие и прибыльность как самого хозяйствующего субъекта, так и развития отрасли в целом.

Таким образом, внедрение модели EFQM на российских промышленных предприятиях, в том числе предприятий по производству автокомпонентов, позволит не только обеспечить должный уровень качества производимых товаров, но и сможет полностью удовлетворить запросы всех субъектов социально-экономических отношений.


Список литературы

1. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/EVXNIplqvhAfF2Ik5t6l6kWrEIH8fc9v.pdf
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р (ред. от 22.02.2019) «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года»
3. Киматова Р.Г. Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества / Р.Г. Киматова, Г.А. Кубашева // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. - №10. – С. 74-80.
4. Экономика и управление народным хозяйством: монография / под общ. ред. Б.Н. Герасимова. Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. 179 с. Режим доступа: http://scipress.ru/monographs/collective/ekonomika-i-upravlenie-narodnym-khozyajstvom.html (Глава 9. Социологическая оценка результатов внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в практику Российского бизнеса)
5. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 441 с.
6. Труш Ю.Л. Развитие теории и практики управления качеством в отечественных и зарубежных странах / Ю.Л. Труш, О.П. Осадчук О.П. // Формирование рыночных отношений. – 2018. – С. 99-103.
7. Захарова С.Г., Шагалова Т.В. Отражение влияния положительного опыта внедрения системы менеджмента качества на качестве жизни населения Нижегородской области// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №10 (57) С.314-320
8. Форум Деминга. Стратегия качества для России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issuu.com/dmitrymaslov/docs/adler_ju.p.__maslov_d.v.__rubanik_j/236
9. Шмелева А.Н. Система менеджмента качества как инструмент развития организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41971
10. Ковалева Н.Н. Использование глобальных коммуникационных ресурсов при продвижении услуг на региональном и национальном рынках / Н.Н. Ковалева, Н.А. Ковалева // Вестник Брянского государственного университета. – 2019. – С. 745-751.
11. Логика RADAR / EFQM Модель в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://efqm-rus.ru/model-efqm/logic-radar/
12. Маслов Д.В. Современные инструменты управления: модель совершенствования EFQM: учебное пособие / Д.В. Маслов. – Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т., 2016. – 107 с.
13. Николаенко В.С. Модели зрелости управления проектами: критический обзор / В.С. Николаенко, Е.А. Мирошниченко, Р.Т. Грицаев // Государственное управление. Электронный вестник. 2019 - № 7 (Т.2). – С. 263-270.

Расскажите о нас своим друзьям: