Методика преподавания языка и литературы | Филологический аспект №6 (50) Июнь 2019

УДК 378

Дата публикации 30.06.2019

Оптимизация самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам

Чикилева Людмила Сергеевна
доктор филологических наук, доцент, профессор Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Аннотация: В статье рассматриваются особенности оптимизации самостоятельной работы по иностранному языку в условиях заочного и дистанционного обучения. Автор делает вывод о том, что что в связи с развитием электронных технологий меняются формы и содержание самостоятельной работы, изменяется ее роль в учебном процессе.
Ключевые слова: самостоятельная работа, непрерывное обучение, мотивация, мягкие навыки

Optimization of autonomous work in the process of teaching foreign languages

Chikileva Ludmila Sergeevna
doctor of Philology, docent, professor of the Department of Foreign Languages Training, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Abstract: The article deals with optimization of autonomous work in teaching foreign languages. The author concludes that due to the development of electronic technologies, forms of autonomous work and its content has changed, its significance in distance learning is also changing. Teachers play a great role in autonomous work as they have feedback with students, motivate them and monitor the results.
Keywords: autonomous work, life- long learning, motivation, soft skills

В последние десятилетия происходят значительные изменения в образовательном пространстве вузов. В частности, в связи с интенсивным внедрением в учебный процесс электронных технологий, сокращается доля аудиторной работы и увеличивается количество часов на самостоятельную работу студентов. Это также связано с тем, что необходимо выработать у обучаемых готовность к непрерывному обучению (life long learning) и развивать у них не только профессиональные навыки и умения (hard skills), но и мягкие навыки (soft skills), то есть социально-психологические, к которым относятся коммуникативные, командные, лидерские и некоторые другие. Особое внимание уделяется и формированию личности студента, развитию персонифицированных качеств. Современный специалист должен уметь работать в команде, творчески относится к своей профессиональной деятельности, самостоятельно преодолевать возникающие трудности и решать многочисленные проблемы.  Очевидно, что участие обучаемых в процессе самостоятельной работы может быть умело использовано для реализации перечисленных выше целей и задач. В настоящей статье под самостоятельной работой понимаются различные виды деятельности обучаемых, выполняемые как в аудитории, так и во внеаудиторное время без непосредственного участия преподавателя.

В Финансовом университете при Правительстве РФ самостоятельная работа студентов по иностранному языку в условиях заочной и дистанционной форм обучения является одним из наиболее важных видов деятельности [3, 4, 6, 7]. В процессе осуществления самостоятельной работы решаются следующие задачи: улучшить качество обучения иностранному языку, развить профессионально значимые качества личности, активность, самостоятельность, творческие способности. Отмеченные задачи реализуются как в течение аудиторной, так и внеаудиторной работы.

Рассмотрим факторы, которые являются значимыми для оптимизации самостоятельной работы, повышения ее эффективности, в процессе обучения иностранному языку. К ним относятся следующие:

- мотивацию студентов, развитие у них интереса к изучению иностранного языка;

- ориентирование студентов на результат их деятельности;

- осмысление студентами содержания самостоятельной работы (наличие доступной формулировки заданий с указанием сроков их выполнения, определение форм отчетности о проделанной работе и проверки ее результатов; обязательность выполнения заданий).

Рассматривая содержание аудиторной самостоятельной работы, следует выделить основные этапы, характеризующие выполнение данного вида деятельности:

- тренировочный (основан на повторение грамматического материала, а также изучении новых лексических единиц и их активизации);

- поисковый (самостоятельное выполнение студентами заданий, например, определение истинности или ложности утверждений);

- творческий (анализ тематического материала и подготовка диалогического взаимодействия или монологического высказывания по ситуации в рамках изучаемой темы, используя пройденные грамматические структуры, активную лексику и единицы речевого этикета).

На каждом этапе предполагается активность студентов, которая выражается в индивидуальной, парной или групповой формах работы. Следует обратить внимание, что в группах с высокой наполняемостью и разным уровнем владения иностранным языком при выполнении упражнений на выбор правильного варианта ответа, преподавателю важно учитывать степень подготовки каждого студента, и некоторым предоставлять время на подготовку, чтобы они могли подумать и правильно определится с выбором ответ. Такой подход позволит студентам чувствовать себя более уверенными во время устной презентации ответа. Более того, при проверке данного вида задания студентам предлагается оценить свои ответы согласно представленным критериям оценки данного конкретного задания. Они самостоятельно посчитывают полученную сумму баллов. Во втором случае, выполняя поисковые задания по тексту, обучаемые самостоятельно ищут ответы на задания в тексте или выполняют задания по проверке понимания прочитанного. Затем, после коллективной проверки результатов, они подсчитывают набранную сумму баллов. Таким образом, осуществляется индивидуальная форма самостоятельной работы.

Парная форма работы представляется полезной при развитии умений и навыков устной речи, когда обучаемые составляют собственные диалоги по предложенным ситуациям. Важным требованием при выполнении данного задания является использование в диалогах активных лексических единиц, пройденных грамматических структур и фраз речевого этикета. Выполнение подобных заданий способствует формированию навыков речевого поведения в различных профессиональных и бытовых ситуациях с учетом социального статуса и социальных ролей говорящих. Определенное внимание уделяется использованию невербальных средств общения. Учитывается расстояние между говорящими, их выражение лица, мимика, жесты, контакт глаз и т.д.

Групповая форма самостоятельной работы может быть организована следующим образом. Нужно разделить группу на две команды и дать им задание, например, привести аргументы за или против обсуждаемого тезиса. На подготовку задания дается ограниченное количество времени. Все члены команды должны поочередно выступить при обсуждении тезиса. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество баллов. Студенты с большим интересом принимают участие в этом виде работы. Им также нравится работать в небольших командах по 3-5 человек при подготовке диалогов и заключительных монологических высказываний на предложенную тему.

Перечисленные выше формы самостоятельной работы способствуют повышению мотивации студентов, более продуктивной работе на уроке, вовлечению всех студентов группы в интерактивные виды деятельности. При этом происходит развитие мягких навыков (soft skills), а именно, развитие навыков работы в команде, лидерских и коммуникативных навыков.

Следует отметить важность использования личностно-ориентированного подхода для оптимизации самостоятельной работы. Данный подход наиболее эффективным является в учебной работе при анализе кейсов. Кейс представляет собой определенную профессионально ориентированную ситуацию, содержащую проблему, которая требует решения. Обучаемые должны в небольших по численности командах найти наиболее оптимальные способы решения проблемы. Данный вид работы является полезным для развития навыков говорения, а также способствует развитию навыка работы в команде и формированию умения принять групповое решение.

Чтобы аудиторная самостоятельная работа была эффективной, необходимо принимать во внимание языковой уровень обучаемых и давать им посильные задания, соответствующие их языковому уровню и имеющие элемент новизны. Полезно сочетать различные формы и виды самостоятельной работы. Студенты обычно устают от однообразного вида деятельности. Творческие задания, при выполнении которых нужно использовать нестандартные подходы, вызывают у них больший интерес.         Продуктивность выполнения самостоятельной работы во многом определяется формами контроля. Важно отметить, что преподаватель, проверяя правильность выполнения заданий и комментирует полученные результаты. Контроль является важным условием и должен осуществляться на всех этапах выполнения самостоятельной работы. Это позволяет определить уровень овладения студентами иноязычными компетенциями. Существуют различные формы контроля. Задача преподавателя иностранных языков состоит в том, чтобы выбрать нужные формы контроля и умело их использовать. Представляется уместным использовать не только контроль со стороны преподавателя, но также взаимоконтроль обучаемых и самоконтроль.

Как уже отмечалось выше, самостоятельная работа может выполняться не только в аудитории во время занятий, но и во внеаудиторное время. В условиях заочной и дистанционной форм обучения большее количество часов по иностранному языку отводится именно внеаудиторной самостоятельной работе. Важным условием эффективности внеаудиторной самостоятельной работы является посильность предлагаемых заданий. Следует принимать во внимание уровень языковой подготовки студентов и определять индивидуальные траектории обучения. Это можно осуществить, используя электронные технологии и электронные образовательные ресурсы, в частности, электронные обучающие платформы [1, 2].

Студентам-заочникам во время установочной сессии сообщается, какие виды самостоятельной работы и в какие сроки они должны выполнить, существующие формы контроля и количество баллов, которые они получат за выполненную работу. В связи с тем, что используется рейтинговая система оценки, студенты мотивированы, чтобы набрать максимально возможное количество баллов за успешно выполненную самостоятельную работу в семестре. Большую роль в организации и осуществлении данного процесса играет преподаватель, который выполняет роль тьютора и регулярно проводит мониторинг выполнения работ. Обучаемые успешно используют в процессе самостоятельной работы электронные образовательные ресурсы. В частности, они выполняют контрольные работы по иностранному языку, которые находятся в электронной форме на портале университета и сдают их в электронном или бумажном виде в установленные сроки. При нарушении сроков подачи работы им снижается оценка. В самостоятельную работу входит также выполнение тренировочного и контрольного тестирования из базы тестовых заданий в режиме он-лайн. На выполнение данного задания дается несколько попыток. Результаты тестирования выставляются в автоматическом режиме. Преподаватель имеет доступ к полученным результатам, может своевременно контролировать и консультировать студентов. Студенты должны выполнить тестирование в определенные сроки, до начала экзаменационной сессии. Они получают определенные баллы, в зависимости от полученных результатов.

Необходимо отметить роль электронной образовательной платформы Rosetta Stone в оптимизации самостоятельной работы по иностранным языкам.  Эта платформа успешно используется в самостоятельной работе по иностранным языкам в Финансовом университете на протяжении последних лет, обобщается опыт работы с данным электронным ресурсом [5, 8]. Как показало анкетирование, проведенное среди студентов бакалавриата 1 и 2 курсов Института заочного и открытого образования Финансового университета, студентам нравится работать на этой платформе, так как они могут использовать данный ресурс в удобное для них время и в удобном для них месте.

Использование электронной образовательной платформы Rosetta Stone оптимально реализует применение личностно ориентированного подхода в обучении. По результатам вводного тестирования определяется уровень владения иностранным языком.  В зависимости от этого уровня формируется индивидуальная траектория обучения. В процессе самостоятельной работы студенты учатся правильно планировать свое время, так как работа на платформе должна осуществляться регулярно на протяжении всего семестра. После отработки определенного количества часов и выполнения теста достижений студенты в автоматическом режиме получают свои результаты, которые включаются в рейтинг их работы за семестр. На протяжении всего процесса самостоятельной работы преподаватель имеет доступ к платформе и может следить за прогрессом своих студентов.

Удобным видом связи со студентами являются консультации на форуме, во время которых студенты могут задать вопросы преподавателю, а преподаватель может сообщить студентам результаты контроля по различным видам деятельности.

Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что в связи с развитием электронных технологий меняются формы и содержание самостоятельной работы по иностранному языку, происходит ее оптимизация.  Значительную роль в организации самостоятельной работы играет преподаватель, который определяет содержание самостоятельной работы, сроки ее выполнения, осуществляет контроль, регулярно поддерживает обратную связь со студентами и мотивирует их в течение всего учебного процесса.


Список литературы

1. Авдеева Е.Л., Чикилева Л.С. Способы формирования электронной образовательной среды для обучения иностранному языку студентов заочного образования // Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы сборник научных трудов. Москва, 2017. С. 6-10.
2. Авдеева Е.Л., Чикилева Л.С. Из опыта использования электронной образовательной платформы для обучения иностранному языку студентов-заочников. // Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы сборник научных работ. Москва, 2016. С. 6-11.
3. Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации. / Барбашов В.П., Варламова А.И., Васьбиева Д.Г. и др. К 95-летнему юбилею Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Коллективная монография. Москва, 2014.
4. Лингвометодические и психолого-педагогические аспекты преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в вузе. / Крупченко А.К., Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н., Чикилева Л.С. и др. Коллективная монография. Москва, 2016.
5. Чикилева Л.С. Интеграция новых информационных технологий в практику преподавания иностранных языков в нелингвистическом вузе // Ученые записки ИСГЗ. 2016. № 1 (14). С. 600-605.
6. Чикилева Л.С., Широгалина В.И. Роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка // Теория и практика обучения иностранным языка в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных трудов. ответственный редактор: М.В. Мельничук. Москва, 2014. С. 297-301.
7. Чикилева Л.С. Дистанционное обучение иностранным языкам: преимущества и недостатки. Art-Sanat Dergisi. 2016. № S. С. 504-508.
8. Chikileva L.S. Implementation of electronic platforms in language learning: benefits for teachers and students // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. № 3. P. 381-386.

Расскажите о нас своим друзьям: