Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание | Филологический аспект №12 (32) Декабрь, 2017

УДК 1751

Дата публикации 27.12.2017

Лексемы звука как объект исследования концептуальной картины мира

Морозова Марина Алексеевна
научный руководитель,канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, методики его преподавания и документоведения, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Буслова Людмила Игоревна
магистрант кафедры русского языка, методики его преподавания и документоведения, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец

Аннотация: В статье содержится информация об основных понятиях когнитивной картины мира и способах её изучения. Материал исследования может быть полезен для студентов, преподавателей и научных деятелей.
Ключевые слова: Концептуальная картина мира, концепт, лексема звука, лексико-семантический аспект, психолингвистика

Token sounds as a study object of conceptual picture of the world

Morozova Marina Alekseevna
research supervisor,Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of the Russian Language, Methods of Its Teaching and Documentation Studies, Bunin Yelets State University, Russian Federation, Yelets
Buslova Lyudmila Igorevna
Master’s degree student of the Department of the Russian Language, Methods of Its Teaching and Documentation Studies, Bunin Yelets State University, Russian Federation, Yelets

Abstract: The information сontains about the basic concepts of cognitive picture of the world and ways of its study in the article. The study can be useful for students, teachers and academics.
Keywords: conceptual picture of the world, concept, token sound, lexical-semantic aspect, psycholinguistics

Упорядоченная совокупность знаний и представлений о мире, отражённая в сознании человека или группы людей и имеющая взаимосвязь с рядом психических процессов, составляет основу понятия концептуальной картины мира. На самых разных исторических этапах она обращала на себя пристальное внимание учёных, такое положение дел свойственно и для современной лингвистики, так как концептуальная картина мира способна изменяться и развиваться с течением времени параллельно изменению мира в целом [7, с. 25].

Цель данной статьи ­– раскрыть всю важность роли звуковой лексики в исследовании концептуальной картины мира.

В представленной области знаний большое значение отведено концепту как особой ментальной сущности в виде представления смысла того или иного фрагмента действительности [11, с. 38]. Понятие «концепт» присуще сферам религии, идеологии, философии, то есть там, где есть экспрессивная составляющая, её и способен отобразить концепт.

Одним из важнейших аспектов исследования представленной картины мира является аспект чувственного восприятия, ведь именно благодаря ему мы ощущаем мир через зрение, слух, обоняние, вкус и многие другие особенности тела человека, связанные с познанием окружающей действительности.

В рамках представленного направления изучения концептуальной картины мира лингвисты выделяют понятия: «лексемы звука», «лексемы вкуса», «лексемы запаха», «лексемы наглядности».

В последние десятилетия XX в. в связи с развитием новых отраслей науки о языке к изучению специфики звука как объекта слухового восприятия подключаются лингвистические науки: фонология, лексикология, психолингвистика, фоносемантика и другие отрасли знаний.

Особую роль в данном процессе играет психолингвистика, изучающая   не человека «внешнего», а человека «внутреннего» [9, c. 39]. Речь идёт о таких качествах и свойствах человека, как память, ум, разум, интеллект, воображение, фантазия, воля, совесть, эмоциональная система, которые относятся к внутреннему миру. Взаимосвязь перечисленных психических свойств человека и звуковой лексики как раз и отражается концептосферой.

Изучение концептов звуковой картины мира позволит проследить взаимосвязь представленной лексемы и реципиента, затрагивая понятия фантазии, воображения, эмоций, памяти, чувств.

Природа звука играет большую роль в процессе восприятия. Н.А. Красовская в своём диссертационном исследовании приводит классификацию звуков в рамках лексико-семантического аспекта [8, c. 9-12]:

1.Звуки человека как биологического существа.

 – физиологические звуки (чмоканье губ, скрип зубов, щёлканье языком);

– звуки движений человека (хлопанье в ладоши, топот или шарканье ног).

2. Звуки, связанные с человеческим голосом.

 – звуки эмоций (плач, рыдание, смех, вопль);

– звуки, связанные с особенностями речи (тембр, быстрота, громкость).

3.Звуки работающего человека с использованием орудий труда (топор, молоток, дрель).

4. Звуки творчества человека.

 – пение;

 – звучание музыкального инструмента в руках человека.

5. Звуки животного мира (гавканье собаки, мяуканье кошки).

6. Звуки растительного мира (шелест листьев, шум травы).

7. Звуки неживой природы (свист ветра, шум дождя, гром).

8. Иные звуки окружающего мира (сюда относятся любые звуки, если их источник неизвестен).

Каждый из этих видов и типов звука можно определить в соответствующей лексеме посредством выделения источника звука и его характеристики c помощью контекстуального анализа, изучения семного состава слова-звукообозначения. На основе полученных данных изучается концепт лексемы звука, так как учёными доказано, что определённый звук по-своему способен оказывать психолингвистическое воздействие на человека [5, с. 70].

В рамках антропоцентрической парадигмы современного языкознания актуальна тема изучения лексических единиц звука в связи с их особой ролью в тексте, смысловой символикой, влиянием на человека и его мироощущение.    К тому же в процессе восприятия звукообозначений задействованы основные виды перцепции в виде зрения и слуха (видим лексему – представляем звук), что позволяет многогранно и всесторонне подойти к рассмотрению и изучению концептуальной картины мира.


Список литературы

1. Бузанова Т.В. Фоносимволизм в современной литературе // Актуальные проблемы психологии, этнопсихолингвистики, фоносемантики. – 1999. – № 12. – С. 15-18.
2. Виноградов С.Н. Лексико-семантическая парадигматика. – Н.Новгород: Пламя, 1999. – 124 с.
3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1985. – 223 с.
4. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Зубкова И.А. Детерминантные ряды качественной характеристики основы предложения с предикатами зрительного и слухового восприятия // Филология и литературоведение. – 2012. – № 8. – С. 18 - 20.
6. Кочнова К.А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 11. – С. 51-54.
7. Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. – 2010. – № 5. – С.179-182.
8. Красовская. Н.А. Художественно - изобразительные свойства звуков в поэтической речи: автореф. дис. ...канд. филол. наук. – Новгород, 1998. – 21 с.
9. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопросы языкознания. – 1994. – №4. – С. 37-42.
10. Лазаревич О.Н. Теоретические проблемы описания фрагментов языковой картины мира: автореф. дис. ...канд. филол. наук. – Одесса, 1995. – 100 с.
11. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. – Воронеж, 2003. – 191 с.

Расскажите о нас своим друзьям: