Теория языка | Филологический аспект №4 (36) Апрель, 2018

УДК 81-26

Дата публикации 30.04.2018

«Чин свадебный» – союз двух сердец: сочинение или подчинение?

Оленева Алёна Викторовна
студент кафедры общего и русского языкознания, Новосибирский государственный университет, РФ, г. Новосибирск, i.alyona2015@yandex.ru

Аннотация: В данной статье произведён анализ синтаксической стороны устройства текста древнерусского памятника «Чин свадебный»: даётся сравнение функций подчинительных и сочинительных союзов, которые являются объектом исследования, выделяется и описывается семантика сочинительных союзов, а также «союзных единств». Автор делает попытку интерпретации идеи текста, основываясь на семантических особенностях союзов и на содержании, функциях свадебного чина как функционального жанра. Актуальность работы обусловлена тем, что в ней исследуется синтаксический аспект древнерусского памятника литературы, который, на наш взгляд и исходя из количества работ по теме, является малоизученным аспектом.
Ключевые слова: синтаксис, древнерусская литература, подчинительные союзы, сочинительные союзы, семантика

«Chin svadebniy» – union of two hearts: coordination or subordination?

Oleneva Alyona Viktorovna
student of General and Russian Linguistics Chair, Novosibirsk State University, Russia, Novosibirsk

Abstract: The article deals with syntax structure of the exploring text. It gives a detailed analysis of coordinating and subordinating conjunctions that given in the text of «Chin svadebniy». According to the article, «Chin svadebniy» contains an idea of coordination.
Keywords: syntax, old Russian literature, subordinating conjunctions, coordinating conjunctions, semantics

«Чин свадебный» – это памятник древнерусской литературы, ритуальный текст, подробно описывающий процедуру проведения свадебного обряда, который запечатлел черты языческого быта в образной словесной форме: «Языческие обычаи в описании свадьбы явно преобладают над христианскими; даже священник в застолье оттеснен на задний план, туда, на край стола, «за миски» — явно указание на вторичность его присутствия в чисто языческом пире» [1]. Свадебный чин можно назвать одной из разновидностей описания церемониала, т. е. функциональным жанром древнерусской литературы, поскольку он обслуживал бытовую сферу жизни.

Заметим, что «по содержанию «Чин» близок к «Домострою», но в текст «Домостроя» «Чин» не включался, хотя списки «Чина» и сопровождают списки «Домостроя» [1]. Кроме того, бытуют похожие на «Чин свадебный» по содержанию и по названию тексты «Свадебный чин» и «Свадебный чин краткий».

Актуальность работы обусловлена незаполненностью ниши лингвистических и литературоведческих работ по анализу синтаксического уровня древнерусского языка – в процессе поиска литературы по исследуемой теме автор настоящей статьи не нашёл подходящих источников.     Объектом нашего анализа стали сочинительные союзы и, да, да и,  а, же, или, также. Определение значений сочинительных союзов проводилось по традиционной классификации ССП по союзам, представленной в «Грамматике русского языка» [2]. Предметом нашей статьи является синтаксический аспект рассматриваемого текста, а именно: функции и семантика сочинительных и подчинительных союзов в рассматриваемом тексте.

Наше исследование проведено на материале текста памятника древнерусской литературы «Чин свадебный» в переводе В. В. Колесова [1].

Результаты подсчётов и анализа приведены в табл. 1.

Таблица 1. Сочинительные союзы в тексте «Чина свадебного»

Тип передаваемых отношений

Союз и кол-во в тексте

Контекст

Соединительные

и (513)

да (56)

И благословивъ ту священник крестом, начнутъ говорити и писати записи зарядные, и рядную договорився, в сколки за ряд и сколко приданого, и приложив руки, исвершив записи, говорит священникъ: «О тебе радуется...».

…тое боярыню дарят обышной убрусъ да волосникъ.

Присоединительные

да и (7)

а (196)

… теща спрашивает отца женихова о здоровье, и цѣлуется с ширинкою, да и с женихом, и со всѣми по тому же, да и боярыни.

… жених с своими свойственными к тестю на двор в чистом платье, а с ним бывает отец или брат старѣйший…

Сопоставительные

а (47)

… которые приѣдутъ с женихом — в лавке, а тутошние — в скамье.

…тесть по конець стола, а теща в лавкѣ…

А какъ свекры и друшка и сваха из сѣнника выйдут, а жених с невѣстою что хотят, то дѣлают. А у сѣника и под крылцом привязывают жеребцов и кобылицъ, и жеребцыв тѣ поры, смотря на кобылы, ржутъ.

Противопоставительные

с оттенком

условности

а [если] (1)

А будет в чем споръ, и они откладывают до иново дни.

Сопоставительно-выделительные

же (4)

Будет [свадьба] зимою — ино в каптыре, в санях в налцевских же сядет одна.

Разделительные

или (35)

…назавтра пришлет с боярыней крест или панагию…

Соединительно-отождествительные

также (6)

У жениха говорятъ каноны, а у невѣсты также.

Количество подчинительных союзов, встретившихся в тексте памятника, несравненно меньше (когда (3)). Это связывается с особенностями синтаксического строя древнерусского языка и разговорным жанром свадебного чина: повествование ведётся как сказ, устный рассказ, в котором средствами связи предложений и их частей, создания плавности, «текучести» речи выступают анафорические сочинительные союзы, преимущественно союз а: «А невесты тут не должно быть…», «А  назавтра или по некотором времени…» , «…:сначала – жениха, а потом и тестя…» и др. Таким образом, основные функции сочинительных союзов здесь – связующая и эстетическая.

Вызывает сложности классификация «союзных единств», содержащих больше одного элемента, например, а [вот] когда (3), [а, и] потом (20), и когда (1), а как (1), где квадратными скобками выделены опциональные элементы. В то же время анализ именно этих единств даёт ключ к ответу на вопрос, заявленный в заголовке нашей статьи. Будем считать, что эти единства выполняют функции сочинительных союзов с некоторыми оттенками значения подчинительных союзов.

Итак, исходя из соотношения общего количества сочинительных союзов, подчинительных союзов и «союзных единств» в исследуемом тексте, можно сделать вывод, что «Чин свадебный» – это сочинение. И поскольку свадебный обряд сакрален, то каждое слово, описывающее этот обряд, важно. «Чин свадебный» – это «сочинение», соединение двух сердец, по основе своей равенственный союз.


Список литературы

1. Чин свадебный. – Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5146 (дата обращения: 17.04.2018).
2. Грамматика русского языка. В 2 т. Т. 2. Часть 1. Синтаксис. Словосочетание. Предложение – ред. Виноградов В. В., Истрина Е. С. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1960 [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/620707/ (дата обращения: 17.04.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: