Русский язык | Филологический аспект №4 (36) Апрель, 2018

УДК 811.161.1

Дата публикации 30.04.2018

Оценочная номинация в публицистическом тексте общественно-политической тематики

Камышева Ольга Александровна
Магистрант кафедры русского языка, литературы и лингвокриминалистики, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Ti5ta@yandex.ru

Аннотация: Имидж политика формируется не только через описание его деятельности, большую роль в создании определенного образа играет то, как именуют человека в прессе. В данной статье рассматривается роль СМИ в формировании общественного мнения, а именно в создании определенного образа известной личности, чаще всего, негативного характера, с помощью номинативных единиц. Также анализируются особенности номинации политического и общественного деятеля в публицистическом тексте общественно-политической тематики на примере номинативных единиц из статей электронной версии газеты «Аргументы и факты», выявляется экспрессивно-оценочное содержание номинаций, а также определяется роль оценочной референции в формировании имиджа политика.
Ключевые слова: механизмы номинации; номинации лица в публицистическом тексте; имидж политика

Evaluation nomination in the journalistic text of socio-political topics

Kamysheva Olga Alexandrovna
undergraduate at the Department of Russian language, literature and lingvokriminalistics, Tolyatty State University, Tolyatty

Abstract: The image of politics is formed not only through the description of its activities, but also plays an important role in the creation of a certain image of what is called a person in the press. In this article the role of mass media in formation of public opinion, namely in creation of a certain image of the known personality, most often, negative character, by means of nominative units is considered. Also analyzes the specificity of the nomination of political and public figure in the journalistic texts of social and political topics on the example of the nominative units of the articles of the electronic version of the newspaper "Arguments and facts", revealed expressive-evaluative content of a nomination, and also defines the role of the evaluation reference in the formation of the image politician.
Keywords: the mechanism of nomination; the nomination of person in the journalistic text; image of the politician

В современном обществе СМИ формируют своеобразную информационную картину мира, с одной стороны опираясь на общественное мнение, а с другой формируя его. Безусловно, большую роль СМИ играют и в период активной предвыборной агитации, создавая определенные образы общественных деятелей, формируя их имидж.

В данной статье проанализируем экспрессивные оценочные номинации известной телеведущей, журналистки и политика Ксении Собчак. Методом сплошной выборки из интернет-версии газеты «Аргументы и факты» можно выделить следующие номинативные единицы: светские львицы, кандидат на Бали, самый богатый кандидат в президенты России, медиазвезда Собчак.

В статье АиФ «Чем богаты. Кандидаты в президенты РФ предъявили свои доходы и имущество» за 10.02.2018 г. [4] используется в подзаголовке номинативная единица медиазвезда, она встречается наряду с другими яркими подзаголовками: юрист Бабурин, завхоз Грудинин, партвожатый Жириновский, преподаватель Явлинский. Исходя из контекста, можно понять, что все эти подзаголовки объединены общим посылом, который отражен в самом названии всей статьи - первые части номинативных единиц сообщают аудитории, чем зарабатывают кандидаты в президенты. При этом номинативные единицы явно употреблены с ироническим подтекстом, что выявляется через контекст всей статьи.

В этой же статье встречается еще одна номинация, представляющая интерес для исследования: «Таким образом, Собчак — официально самый богатый кандидат в президенты России» [4]. Смысл данной номинативной единицы также связан с контекстом и особенностями восприятия аудиторией политиков. Появляется двойная функция номинативной единицы – с одной стороны она передает информацию (т.к. в самой статье сообщается информация о доходах кандидатов), а с другой – манипулятивная. Простой человек со средней заработной платой вряд ли станет выбирать президентом «самого богатого кандидата», т.к. он далек от реалий жизни обычного избирателя.

Похожую функцию номинаций можно встретить и в другом примере, в статье АиФ «В ЦИК с повинной. Какие скелеты в шкафу прячут кандидаты в президенты?» за 17.01.2018 г. [1]. Одна часть статьи с подзаголовком «Кандидат на Бали» повествует о «скелете в шкафу» кандидата в президенты Ксении Собчак. Такая номинативная единица была употреблена А. Навальным в адрес К. Собчак. Он с иронией отмечает, что она «проводит на Бали корпоратив для миллионера Александра Рослякова» [Цит. по АиФ, 1], намекая, что это не та деятельность, которой надо заниматься во время предвыборной кампании.

Интересно использование еще одной номинативной единицы в примере: «Звездным противостоянием в ходе президентской гонки могла бы стать схватка двух светских львиц — телеведущей Ксении Собчак и журналистки Екатерины Гордон» [2], которая несет обобщающий характер. Клишированное выражение в СМИ «светская львица» имеет следующее толкование:  «Подразумевается кто-л. искушённый в светских делах, как правило, красивый, обольстительный и опасный. Только о женщинах» [3]. В соответствии с этим, К. Собчак позиционируется как обольстительная женщина, которая способна на конкурентную борьбу в предвыборной гонке.

 Таким образом, в СМИ номинативные единицы приобретают еще одну функцию – они не только называют человека, отражают их социальную роль, показывают отношения авторов к номинируемому человеку, но еще имеют манипулятивный характер, т.к. формируют имидж субъекта номинации в большинстве случаев с негативной стороны.


Список литературы

1. В ЦИК с повинной. Какие скелеты в шкафу прячут кандидаты в президенты? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/russia/v_cik_s_povinnoy_kakie_skelety_v_shkafu_pryachut_kandidaty_v_prezidenty (дата обращения: 2.04.2018).
2. Перекличка кандидатов. Кто выбыл и кто остался в президентской гонке? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/russia/pereklichka_kandidatov_kto_vybyl_i_kto_ostalsya_v_prezidentskoy_gonke (дата обращения: 2.04.2018).
3. Телия, Е.Н. Большой фразеологический словарь русского языка / Светская львица // Е.Н. Телия — М.: АСТ-Пресс. 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/russian_phrase/Svetskaya-lvica-1126.html (дата обращения: 2.04.2018).
4. Чем богаты. Кандидаты в президенты РФ предъявили свои доходы и имущество [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/russia/chem_bogaty_kandidaty_v_prezidenty_rf_predyavili_svoi_dohody_i_imushchestvo (дата обращения: 2.04.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: