Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 159.9.07:37.062.5

Дата публикации 17.01.2019

Удовлетворенность студентов разных лет обучения образовательной средой медицинского вуза

Чижкова Марина Борисовна
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург, chiztim@list.ru

Аннотация: В статье представлены результаты лонгитюдного исследования динамики удовлетворенности студентов 1-го и 2-го курсов образовательной средой медицинского вуза. На основе эмпирических данных автором делается вывод о качественно-количественном изменении от 1-го ко 2-му году обучения как удовлетворенности образовательной средой в целом, так и отдельными её параметрами. Количественные характеристики связаны с ростом удовлетворительного и снижения максимального и хорошего уровней оценок, что особенно ярко проявилось по блоку «Условия образовательной среды» и таким его параметрам, как материально-техническая база и условия для внеучебной работы. Качественные особенности отражают общую тенденцию преобразования удовлетворенности образовательной средой от «восторженно-субъективного» у первокурсников к «спокойно-адекватному» у второкурсников. В свете полученных данных автору представляется перспективной дальнейшая разработка заявленной проблемы в аспекте раскрытия условий и факторов, детерминирующих динамику удовлетворенности студентов образовательной средой в процессе обучения в медицинском вузе.
Ключевые слова: высшее образование, студент, медицинский вуз, образовательная среда, удовлетворенность

Satisfaction of students of different years of study with the educational environment of a medical higher education institution

Chizhkova Marina Borisovna
сandidate of Psychological Sciences, Senior lecturer of the Department of Clinical Psychology and Psychotherapy Orenburg State Medical University, Russian Federation, Orenburg city

Abstract: This article presents the results of a longitudinal study of the dynamics of 1st and 2nd year students’ satisfaction with an educational environment of a medical higher education institution. Basing on empirical data, the author concludes that there is a qualitative-quantitative change from the 1st to the 2nd year of study, both in the satisfaction with the educational environment as a whole and with its individual parameters. Quantitative characteristics are associated with an increase in satisfactory and a decrease in the maximum and good levels of grades; it was especially clearly manifested in the “Educational Environment Conditions” block and such parameters as material and technical base and conditions for extracurricular activities. Qualitative features reflect the general tendency of transforming satisfaction with the educational environment from “enthusiastically subjective” among first-year students to “calmly adequate” among second-year students. In the light of the data obtained, the author considers it promising to further develop the stated problem in the aspect of disclosing conditions and factors determining the dynamics of students’ satisfaction with the educational environment in the process of studying at a medical higher education institution.
Keywords: higher education, student, medical higher education institution, educational environment, satisfaction

Образование в современном мире – сложный социальный институт, основными аспектами исследования которого являются его социальные функции, взаимосвязь с другими социальными институтами, социальная политика в сфере образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, управление и кадровое обеспечение образовательных учреждений и др. Активное участие образования в процессе социализации человека, в наращивании и развитии его ресурсов и потенциалов обусловливает социальную значимость образования в вопросах проектирования будущего любого общества.

Высшее образование – одна из подсистем общей системы образования в России, основная цель которого – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [8].

Неотъемлемым аспектом исследования высшего образования выступает проблема разработки образовательной среды высшего учебного заведения, отражающей изменяющийся характер отношений человека с социальной и природной средой в современных условиях (А.И. Артюхина, 2007; Ю.В. Брыкин, 2016; В.В. Гребнева, 2016; О.Ю. Макарова, 2014; В.И. Стародубов с соавт., 2013; П.С. Федорова, 2009 и др.).

Как показывает анализ литературы, понятие «образовательная среда вуза» – сложная, многомерная и достаточно субъективная дефиниция, не имеющая на сегодняшний момент однозначного толкования. Мы разделяем представления Г.Ю. Авдиенко и понимаем под образовательной средой «социальное и пространственно-предметное окружение конкретного учреждения образования, организующее систему внешних воздействий различных модальностей на обучаемого, с целью его профессионального и личностного развития, субъективно переживаемое им как состояние различной степени удовлетворенности происходящим» [1, с.10].

При изучении образовательной среды вуза необходимо учитывать не только то, что она оказывает существенное влияние на психическое развитие студентов посредством целого комплекса факторов (профессиональная ориентированность, организация учебного и воспитательного процессов и др.), но и тот факт, что студент, воспринимая воздействие указанных факторов, производит их субъективную оценку, переживая различные психоэмоциональные состояния в процессе осуществляемой учебно-профессиональной деятельности.

Положительные переживания, возникающие в процессе субъективной оценки качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, самих людей, в том числе и самого себя, связаны с понятием удовлетворенность (англ. Satisfaction) [3, с.555].

Как показали экспериментальные исследования, факторы образовательной среды вуза, влияющие на удовлетворенность обучаемых данной средой, можно классифицировать на положительные и отрицательные, прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, по специфике их проявлений – частные (для образовательной среды конкретного вуза) и общие (для различных вузов) [4, с. 31]. К числу специфических факторов образовательной среды, вызывающих интерес к обучению, относятся особенности межличностного общения (дружная группа, общение с людьми, хорошая атмосфера в коллективе, хорошее отношение к обучаемым); факторы профессионализации (будущая хорошая профессия, общественная значимость будущей профессии) и самоактуализации (расширение знаний и достижение целей); влияние личности некоторых преподавателей (интересное чтение лекций и профессионализм педагогов); идентичность со средой учебного заведения (новые знакомства, интерес к студенческой жизни, интерес к учебе, хорошее настроение и др.). Особое место занимают территориальные (удобство расположения факультета), экономические (высокая стипендия, возможность получить профессиональную подготовку и др.) факторы, а также благоприятное физическое пространство вуза (хорошо составленное расписание, строгий порядок, разнообразие предметов, мероприятия, экскурсии, конкурсы, интеллектуальные игры) [там же, с.28]. К числу факторов, снижающих интерес студентов к обучению и образовательной среде в целом, В.А. Губин и Г.Ю. Авдиенко относят, прежде всего, воздействия физиологического порядка, в том числе, особенности удовлетворения студентами физиологических потребностей (недосыпание, усталость, плохое самочувствие) и закономерности физических нагрузок (слишком раннее начало занятий, большая нагрузка, большое количество пар в день, однообразный процесс обучения, монотонные задиктовки на лекциях) [4, с. 29].

Проведенное Л.Е. Нагорновой эмпирическое исследование показало, что субъективная оценка студентами образовательной среды вуза обусловлена особенностями организации их деятельности в качестве субъектов образовательного процесса [6, с. 21]. При этом воспроизводящие формы обучения на младших курсах (1-ый и 2-ой), сравнительно мало использующих развивающие ресурсы образовательного учреждения, обусловливают и восприятие среды вуза как догматической с высокой степенью пассивности и зависимости студентов, преобладанием авторитарных методов и преклонением перед устоявшимися традициями и ритуалами. К старшим курсам (IV-ый и V-ый), учебная деятельность которых связана с увеличением доли исследовательских форм обучения и повышением роста самостоятельности, акцент в оценке образовательной среды вуза смещается с догматической на карьерную, характеризующуюся «зависимой» активностью студентов, ориентацией на внешние проявления, декларативность, холодную расчетливость и упорство в достижении целей [там же, с. 20]. Независимо от года обучения, наиболее высоко оцениваются студентами такие параметры среды, как устойчивость и мобильность, а наиболее низко – эмоциональность [там же, с. 21].

Сравнительные исследования удовлетворенности студентов образовательной средой различных вузов свидетельствуют о том, что студенты медицинского вуза, на фоне будущих педагогов, в достоверно большей степени оценивают свое обучение как постоянное совершенствование своих возможностей, развитие интеллектуальных способностей и жизненных умений, также отмечают более позитивное и эмоционально комфортное отношение к образовательной среде медицинского вуза [2, с.10]. Более того, будущие врачи статистически более высоко оценивают такие показатели образовательной среды, как уважительное отношение к себе, возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений [2, с.11-12].

Опираясь на положение о том, что «…удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности,…усиливает мотив и…может объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время» [5, с. 63], актуальность изучения удовлетворенности студентов образовательной средой вуза определяется пониманием удовлетворенности, с одной стороны, как одной из движущих сил повышения активности личности студента, а с другой, как важнейшего фактора эффективности взаимодействия образовательной среды и будущего специалиста.

Собственное экспериментальное изучение удовлетворенности студентов образовательной средой медицинского вуза было проведено на базе лечебного факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (далее ОрГМУ). Лонгитюдное исследование проводилось в течение 2-х лет (2016-2017 уч. год и 2017-2018 уч. год). В качестве испытуемых выступили студенты-первокурсники (121 человек), а затем – второкурсники указанного факультета (119 человек).

Диагностическим инструментарием исследования явилась анкета «Удовлетворенность студентов качеством образовательной среды» [7, с. 186-200]. Анкета представляет собой перечень критериев и показателей удовлетворенности, сгруппированных в три блока: удовлетворенность условиями и процессуальным качеством образовательной среды, а также результатами образовательного процесса. Каждый критерий оценивался по шкале, разбитой на 10 отрезков, от 0% до 100%. При ответе на вопросы анкеты, респондентам следовало отметить на данной шкале степень удовлетворенности образовательной средой ОрГМУ из расчета, что 100% соответствует наиболее полной степени удовлетворенности, а 0% – наименьшей.

Приступая к проведению исследования и последующей обработке полученных данных, мы исходили из предположения о том, что у студентов 2-го года обучения показатели удовлетворенности образовательной средой значимо выше, чем у студентов 1-го курса. Или: удовлетворенность студентов-медиков образовательной средой медицинского университета имеет тенденцию к повышению от 1-го ко 2-му курсу.

Сводные данные изучения удовлетворенности студентов 1-го и 2-го курсов компонентами образовательной среды ОрГМУ представлены на рис. 1 и 2 (где 1 – условия образовательной среды; 2 – процессуальное качество среды; 3 – результат процесса обучения; 4 – общий показатель удовлетворенности).

Рисунок 1. Удовлетворенность студентов-первокурсников компонентами образовательной среды ОрГМУ

Как показывает гистограмма (рис.1), у юношей и девушек лечебного факультета преобладает хорошая и максимальная степень удовлетворенности компонентами образовательной среды ОрГМУ, особенно по показателям результативности образовательного процесса (92,6% по совокупности хорошего и максимального уровня удовлетворенности).

В сравнении с первокурсниками, у студентов 2-го года обучения (рис.2) отсутствует очень низкий и низкий уровни удовлетворенности процессуальным качеством образовательной среды ОрГМУ и результативностью образовательного процесса. Очень низкий уровень не выявлен по блоку условия образовательной среды и общий показатель удовлетворенности. Однако на этом фоне отмечается рост показателей удовлетворительного уровня (32,8%, 30,3%, 9,3% и 23,5% против 22,3%, 14,9%, 5,8% и 12,4% у первокурсников) и снижение максимального уровня удовлетворенности (11,8%, 24,3%, 47,1% и 21,9% против 30,6%, 35,5%, 65,3% и 35,5% у первокурсников).

Рисунок 2. Удовлетворенность студентов-второкурсников компонентами образовательной среды ОрГМУ

Детальное рассмотрение каждого блока позволило выделить наиболее и наименее оцениваемые составляющие каждого компонента у студентов 1-го и 2-го года обучения (табл.1,2 и 3).

Таблица 1. Удовлетворенность студентов 1-го и 2-го курсов условиями образовательной среды ОрГМУ(в %)

Уровни

Условия образовательной среды

Организация

питания

Материально-техническая база

Условия для внеучебной работы

1 курс

2 курс

1 курс

2 курс

1 курс

2 курс

Очень низкий

4,1

4,2

0,8

-

0,8

1,6

Низкий

17,4

16,8

2,5

2,5

5

4,2

Удовлетворительный

43

40,3

18,2

24,3

7,4

16,8

Хороший

22,3

32

29

47,1

25,6

32

Максимальный

13,2

6,7

49,5

26,1

61,2

45,4

Как свидетельствует таблица 1, наибольшее число опрошенных-первокурсников не удовлетворены организацией питания в университете, в частности, быстротой обслуживания и количеством мест в столовой (21,5% по совокупности низкого и очень низкого уровня удовлетворенности). Несмотря на то, что около трети студентов (28,9%) на среднем уровне оценивают режим работы столовой и ассортимент продукции, качество приготовления блюд у первокурсников не вызывает нареканий и оценивается максимально высоко (от 80 до 100%). Среди составляющих материально-технической базы ОрГМУ небольшие замечания (оценки на уровне 50-70%) юноши и девушки 1-го курса высказывают в отношении наличия литературы на иностранном языке и количества точек доступа к электронно-информационным ресурсам, обеспеченности при использовании информационных баз данных.

Максимально высоко испытуемые-первокурсники оценивают условия, созданные в ОрГМУ для внеучебной работы будущих врачей: традиции вуза (музей истории ОрГМУ, проведение праздничных мероприятий, издание газет и пр.), возможность заниматься в спортивных и тренажерных залах, актовом зале, студиях, кружках, творческих объединениях и т.п. Данные параметры удовлетворенности у большинства опрошенных (75,2%) находились в диапазоне от 80 до 100%.

Анализ блока удовлетворенности условиями образовательной среды у студентов-второкурсников позволил констатировать аналогичные с 1-ым курсом тенденции: наиболее низкую оценку организации питания и наиболее высокую – условий для внеучебной работы студентов. Несмотря на прошедший учебный год, юноши и девушки также недовольны быстротой обслуживания и количеством мест в столовой, отмечают небогатый ассортимент продукции и непривлекательность цен. Качество приготовленных блюд оценивается 42% испытуемых по-прежнему достаточно высоко (оценки на шкале от 80 до 100%).

Удовлетворенность материально-технической базы смещается с «максимальной» (2,1% против 49,5%) на «хорошую» и «удовлетворительную» (47,1% и 24,3% против 29% и 18,2%). При этом будущие врачи начинают менее высоко оценивать состояние аудиторного фонда, количество учебной, научной и подписной литературы на бумажных носителях, в том числе и на иностранном языке. Полагаем, это связано с усложнением содержания учебных предметов, введением профессиональных дисциплин, а также «выходом» на практические базы лечебных учреждений, в которых, к сожалению, многие специальные помещения и палаты нуждаются в ремонте. Условия, создаваемые в ОрГМУ для внеучебной работы студентов, существенных изменений не претерпевают и продолжают оцениваться второкурсниками в диапазоне от 80 до 100%.

Таблица 2. Удовлетворенность студентов 1-го и 2-го курсов процессуальным качеством образовательной среды ОрГМУ(в %)

Уровни

Параметры образовательного процесса

Организация

образовательного процесса

Качество

образовательного процесса

Организация

воспитательной

работы

1 курс

2 курс

1 курс

2 курс

1 курс

2 курс

Очень низкий

3,3

-

1,7

-

0,8

1,6

Низкий

5,8

5,9

3,3

2,5

5

5,1

Удовлетворительный

21,5

30,3

12,4

15,1

19

32,8

Хороший

34,7

42,8

32,2

41,2

41,3

35,3

Максимальный

34,7

21

50,4

41,2

33,9

25,2

В структуре процессуального качества образовательной среды ОрГМУ, как следует из таблицы 2, наибольший процент низких оценок (не более 60% на предложенной шкале) выявлен по параметрам удовлетворенности первокурсников расписанием занятий, организацией отработок и консультаций. Полагаем, данные результаты вполне закономерны, если принять во внимание достаточно резкую смену привычного для бывших школьников учебного расписания в одном здании школы на необходимость перемещаться между несколькими корпусами вуза, посещать отработки и консультации не по свободному графику, а в строго назначенное время, установленное по всему университету. Однако даже эти пространственно-временные условия организации образовательного процесса никоим образом не сказываются на высокой степени удовлетворенности первокурсников качеством обучения, чтением лекций, проведением семинарских и лабораторных занятий, а также содержанием учебного материала, получаемого от преподавателей.

Не менее высоко респонденты оценивают воспитательную работу на уровне всего вуза, факультета и группы: содержание и организацию научно-исследовательской работы (Студенческое научное общество, научные кружки при кафедрах, конкурсы и пр.), деятельность органов студенческого самоуправления (профком, старостат и т.п.), спортивно-оздоровительную работу и профилактику здорового образа жизни среди студентов.

У юношей и девушек 2-го курса в структуре блока «Процессуальное качество среды» смещение оценок с максимального на хороший и удовлетворительный уровни особенно заметно по организации образовательного процесса и организации воспитательной работы. В первом случае рост удовлетворительного уровня (30,3% против 21,5%) и снижение максимального (21% против 34,7%) связан с увеличением недовольства респондентов расписанием занятий, организацией отработок и консультаций. Полагаем, полученные результаты не лишены субъективизма. Усложнение учебных занятий приводит к «обрастанию» студентов отработками. Не имея возможности ликвидировать их тогда, когда хочется, будущие специалисты выражают негативные эмоции и претензии по поводу общепринятого в университете графика сдачи задолженностей. В остальном, общее положительное отношение к организации консультаций и качеству образовательного процесса в целом (чтение лекций, проведение практических занятий и т.п.) у второкурсников значимо не меняется.

По параметру «Организация воспитательной работы» снижение удовлетворенности студентов 2-го года обучения на максимальном и хорошем уровнях (с 33,9% и 41,3% до 25,2% и 35,3%) связано, прежде всего, с более низкой оценкой проводимых в вузе, на факультете и в группе различного рода мероприятий. Исключение составляет научно-исследовательская и спортивно-оздоровительная работа, пропаганда здорового образа жизни и физической культуры. Возможно, это связано с тем, что на 2-ом курсе, в отличие от 1-го, нет куратора группы, активно занимающегося с воспитанниками именно воспитательной работой (мероприятия, праздники и т.д.). С другой стороны, многолетний опыт работы в ОрГМУ показывает, что на 2-ом курсе многие юноши и девушки начинают отдавать приоритет именно учебной и научно-исследовательской работе в ущерб воспитательным мероприятиям, в отношении которых их активность существенно снижается.

Результативный блок анкеты, как показывает таблица 3, оценивается будущими врачами-первокурсниками наиболее высоко. Максимальную степень удовлетворенности (оценки от 80 до 100%) опрошенные демонстрируют не только в отношении общения студентов друг с другом (70,2%), но и в плане взаимодействия с деканатом (73,5%), преподавателями (67,7%), вспомогательным персоналом ОрГМУ (64,5%). Подавляющее большинство испытуемых (81,8%) абсолютно удовлетворены выбранной профессией и своим статусом студента (83,5%). Тем не менее, собственными результатами начального этапа обучения в ОрГМУ, получаемыми на занятиях отметками, а также уровнем усвоения профессиональных знаний и практических умений, в достаточной мере удовлетворены чуть более трети юношей и девушек (от 33% до 36,3%).

Таблица 3. Удовлетворенность студентов 1-го и 2-го курсов результатами образовательного процесса в ОрГМУ(в %)

Уровни

Параметры результата образовательного процесса

Психологический климат

Социальный статус студента

Результат обучения в университете

1 курс

2 курс

1 курс

2 курс

1 курс

2 курс

Очень низкий

0,8

0,8

0,8

-

1,7

-

Низкий

3,3

5,1

-

2,5

6,6

7,6

Удовлетворительный

12,5

20,2

5

4,2

12,4

19,3

Хороший

39,7

36,1

11,6

16

38,8

36,1

Максимальный

43,8

37,8

82,6

77,3

40,5

37

На 2-ом курсе обучения общая тенденция роста удовлетворительного уровня на фоне снижения максимального и хорошего продолжает сохраняться. С точки зрения психологического климата второкурсники выражают снижение удовлетворенности во взаимоотношениях «студент-учебное управление», «студент-бухгалтерия» и «студент-библиотека». Около 15% респондентов отмечают ухудшение отношений между студентами. По показателям удовлетворенности социальным статусом студента ОрГМУ кардинальных изменений не зафиксировано, хотя и имеются небольшие сдвиги по максимальному и низкому уровням. Изменения по всем уровня удовлетворенности выявляются по параметру «Удовлетворенность результатами образовательного процесса». С одной стороны, отношение испытуемых 2-го года обучения к результатам своего учебного труда несколько выравнивается, о чем свидетельствует нулевое значение очень низкого уровня и рост удовлетворительного (19,3% против 12,4% на 1-ом курсе). С другой стороны, можно говорить о росте притязаний юношей и девушек к качеству своей учебно-профессиональной деятельности, что приводит к росту низкого уровня (7,6% против 6,6%) и снижению хорошего и максимального уровней (36,1% против 38,8% и 37% против 40,5% соответственно). Это подтверждается и расположением оценок опрошенных на используемой в анкете шкале: 17,6% испытуемых определяют свое отношение получаемыми отметками и уровнем усвоения профессиональных умений в диапазоне 70-80%.

Для уточнения выдвинутой гипотезы мы обратились к статистическому критерию угловое преобразование φ-Фишера для выявления различий в показателях удовлетворенности студентов 1-го и 2-го года обучения образовательной средой ОрГМУ. Проведенные расчеты показали, что наибольшее количество достоверных отличий связано с блоком «Условия образовательной среды». В частности, будущие врачи 2-го года обучения статистически превосходят первокурсников в росте хорошего уровня удовлетворенности питанием (φ=1,695 при р≤0,05) и материально-технической базой (φ=2,910 при р≤0,001), а также удовлетворительного уровня в оценке создаваемыми в ОрГМУ условий для внеучебной работы студентов (φ=2,275 при р≤0,05). К сожалению, на 2-м курсе обучения статистически значимо снижается количество опрошенных, максимально высоко оценивающих как материально-техническую базу (φ=3,384 при р≤0,001), так и условия для внеучебной работы (φ=2,461 при р≤0,01). Как следствие, ко 2-у курсу происходит значимое снижение общего показателя удовлетворенности условиями образовательной среды с максимально высокого (φ=3,645 при р≤0,001) на удовлетворительный (φ=1,826 при р≤0,05) и хороший (на уровне статистической тенденции, φ=1,540 при р≤0,1) уровень.

Аналогичная ситуация отмечается по блоку «Процессуальное качество среды», в структуре которого также констатируется достоверное снижение ко 2-му курсу максимального уровня удовлетворенности организацией образовательного процесса (φ=2,383 при р≤0,01) и общим показателем удовлетворенности данным блоком (φ=1,904 при р≤0,05). При этом как по общему показателю процессуального качества среды, так и по параметру организации воспитательного процесса значимо выросло количество обучающихся, выразивших свое отношение на удовлетворительном уровне (φ=2,887 при р≤0,001; φ=2,461 при р≤0,01).

Результативный блок оценки образовательной среды ОрГМУ по своим составляющим различий не выявил, однако общий показатель удовлетворенности испытуемых результатами образовательного процесса претерпел значимые изменения в сторону снижения максимального (φ=7,198 при р≤0,001) и роста хорошего (φ=2,399 при р≤0,01) уровня удовлетворенности. Анализ статистических данных данного блока позволяет также прогнозировать в будущем дальнейшее снижение удовлетворенности психологическим климатом и результатами обучения в ОрГМУ, что подтверждается ростом удовлетворительного уровня оценок при р≤0,1, т.е. на уровне статтенденции.

Указанные особенности нашли свое отражение в динамике общей удовлетворенности студентов образовательной средой ОрГМУ от 1-го ко 2-му году обучения: на фоне достоверного снижения максимального (φ=2,345 при р≤0,01) отмечается значимый рост удовлетворительного (φ=2,260 при р≤0,05) уровня отношения будущих врачей к окружающей их среде профессионального становления и развития.

Таким образом, проведенное исследование выдвинутую гипотезу не подтвердило. К сожалению, эмпирические данные и их статистическая обработка не позволяют сделать вывод о росте удовлетворенности второкурсников как отдельными параметрами, так и всей образовательной средой в целом. Однако мы полагаем, что полученные данные не следует интерпретировать исключительно как негативные. На наш взгляд, выявленная динамика свидетельствует о качественной трансформации удовлетворенности обучающихся от «восторженно-субъективного» на первом курсе (радость поступления в престижный вуз города и области и обретение нового статуса) к «спокойно-адекватному» (общее положительное принятие среды с учетом имеющихся в ней недостатков) на втором. Как следствие, одним из перспективных направлений дальнейшей разработки заявленной в статье проблемы является вскрытие факторов и детерминант динамики удовлетворенности студентов образовательной средой в процессе обучения в медицинском вузе.


Список литературы

1. Авдиенко Г.Ю. Концепции социально-психологической комфортно-сти личности в образовательной среде вуза в практике психологической службы факультета // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – №3(62). – С. 26-32.
2. Бессонов И.Б., Дьяченко Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов // Научный диалог. – 2014. – №6 (30): Педагогика. Психология. – С. 6-14.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, – 2004. – 672 с.
4. Губин В.А., Авдиенко Г.Ю. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности обучающегося // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – №2(61). – С. 26-32.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
6. Нагорнова Л.Е. Субъективная оценка студентами образовательной среды вуза: автореф. дис. …. канд. психол. наук. – Москва, – 2005. – 22 с.
7. Стародубов В.И., Сидоров П.И., Васильева Е.Ю. Системный мониторинг образовательной среды: учебник для вузов. – М.: Литтерра, 2013. – 304 с.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-фз (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-o-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016/ (дата обращения: 28.02.2016).

Расскажите о нас своим друзьям: