Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №7 (36) Июль 2019

УДК 37.04

Дата публикации 12.07.2019

Психологическая готовность родителей к инклюзивному образованию

Карабалаева Гульмира Таштановна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы КНУ им. Ж. Баласагына, Бишкек, Кыргызстан, karabalaevagulmira@rambler.ru
Ниязова Жанна Кенжебековна
Кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой психологии КНУ им. Ж. Баласагына, Бишкек, Кыргызстан, maria-janna@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема готовности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей, воспитывающих здоровых детей к процессу обучения в условиях инклюзии. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена объединением усилий Министерства образования и науки и международными организациями для внедрения инклюзивного образования в Кыргызстане. На основе теоретического анализа выделяются различные подходы к проблеме психологической готовности, и предпочтение отдается личностно-деятельностному подходу. В работе представлены данные эмпирического исследования и предполагается, что эффективность реализации инклюзивного образования напрямую зависит от готовности самих родителей, даются рекомендации по их осуществлению.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети c ограниченными возможностями здоровья, психологическая готовность родителей, рекомендации

Psychological readiness of parents for inclusive education

Karabalaeva Gulmira Tashtanovna
Doctor of Education, Professor, Department of Higher Education Pedagogy J. Balassagyn, Kyrgyz National University, Bishkek, Kyrgyzstan
Niyzova Janna Kenjebekovna
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head Department of Psychology J. Balassagyn, Kyrgyz National University, Bishkek, Kyrgyzstan

Abstract: The article deals with the problem of the readiness of parents of children with disabilities and parents raising healthy children to the process of learning in terms of inclusion. The urgency of the problem is due to the combined efforts of the Ministry of Education and Science and international organizations for the implementation of inclusive education in Kyrgyzstan. Based on the theoretical analysis, various approaches to the problem of psychological readiness are highlighted, and preference is given to the personal-activity approach. The paper presents empirical research data and assumes that the effectiveness of the implementation of inclusive education directly depends on the readiness of the parents themselves, recommendations are made for their implementation.
Keywords: inclusive education, children with disabilities, psychological readiness of parents, recommendations


В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с особыми потребностями. В последнее время в Кыргызстане уделяется большое внимание социальным вопросам, в том числе и уязвимым категориям населения, в числе которых находятся дети со специальными нуждами. Это диктует необходимость повышения качества образования и доступа к нему всех категорий детей, в том числе и детей с особыми потребностями, в соответствии с основными задачами стратегии развития страны и законодательными актами в сфере образования.

Сейчас ситуация во многом меняется в лучшую сторону, благодаря тому, что после обретения независимости в Кыргызстане подписано ряд документов, регламентирующих права детей с особыми потребностями. В нашей стране развитие инклюзивного образования связано с началом функционирования ряда международных организаций, которые первыми стали продвигать права детей с особыми нуждами на получение качественного образования. В первую очередь, это был проект ПИКС (Повышение участия общественности в вопросах улучшения образования, ЮСАИД), который был направлен на развитие инклюзивного образования в трех среднеазиатских республиках и много других проектов, реализуемых в период с 1998 г. по сегодняшний день.

Основой для продвижения этих идей служит законодательство Кыргызской Республики в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека - Конвенция ООН «О правах ребенка», которую Кыргызстан подписал в 1994 г., в которой регламентируются и провозглашаются все базисные права детей (право на жизнь, участие, доступ к образованию, на жизнь в семье, право на ненасилие в семье, право на не дискриминирующее положение в любом его виде, что касается образования, здоровья, лишения родительской опеки, институционализации). Все это не должно отражаться на жизни ребенка, на получении доступного и качественного образования в рамках той программы, которая является наиболее приемлемой для его возраста, социального статуса, положения семьи, вероисповедания и др. факторов.

Не так давно, а именно в мае 2019г. Правительство Кыргызской Республики создало рабочую группу по реализации Конвенции ООН о правах инвалидов. Премьер-министр Кыргызстана подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов под председательством вице-премьер-министра Кыргызстана [10]. https://kaktus.media/lenta4/static/img/3x2.jpg

Ратифицированная Конвенция ООН о правах инвалидов подписана президентом Кыргызстана 14 марта 2019 года. В рамках реализации Конвенции ООН о правах инвалидов основная работа будет направлена на обеспечение ЛОВЗ услугами абилитации и реабилитации, увеличение продолжительности жизни среди ЛОВЗ и профилактику возникновения инвалидности, оказание медицинской и социальной помощи, расширение доступа ЛОВЗ к образованию, правосудию, труду, обеспечение свободы передвижения, доступной среды и универсального дизайна для ЛОВЗ.

Несмотря на предлагаемые формы образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), семья, воспитывающая такого ребенка сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

В настоящее время в Кыргызстане ежегодно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их количество на сегодняшний день составляет около 30 тыс. [6]. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания [9]. Члены этих семей, а прежде всего родители являются категорией лиц, нуждающихся в психологической помощи.

В зарубежной психолого-педагогической науке исследованиями проблем детей с ОВЗ занимались Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Маслоу; советские ученые – Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, акцентировавшие внимание на особенностях детей школьного возраста с различными нарушениями развития.

На необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников в своих трудах указывал Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми» [2, с.37].

Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований в области изучения инклюзии позволяет сделать вывод о том, что значительное внимание исследователи оказывают вопросам доступности образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вопросам готовности педагогов к внедрению и осуществлению инклюзивного образования, вопросам содержания деятельности служб психолого-педагогического сопровождения. Но вопрос исследования психологической готовности родителей к обучению детей в инклюзивной образовательной среде остаётся малоизученным [11;12;14].

В психологической науке существуют различные подходы к анализу проблемы психологической готовности. На современном этапе психологическая готовность изучается преимущественно в аспекте готовности к деятельности. Существует несколько подходов:

  • сторонники личностного подхода основное внимание уделяют структуре, содержанию психологической готовности, этапам ее формирования в процессе развития личности. Психологическая готовность понимается как личностное образование, подчеркивается обусловленность готовности мотивационной сферой личности (Я. П. Коломинский, А. Г. Ковалев, О. В. Михайлов, К. К. Платонов, В. А. Сластенин, и др.);
  • сторонники функционального подхода связывают готовность с мобилизацией психофизиологических систем организма. Данное состояние обеспечивает эффективность деятельности (В.А. Алаторцев, В.И. Ковалев, Н.Д. Левитов, П.С. Нерсесян, и др.);
  • сторонники личностно-деятельностного подхода психологическую готовность понимают как проявление личностных и субъективных особенностей, свойств и качеств человека в их целостности, обеспечивающее человеку возможность эффективного выполнения своих функций (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, А.А. Исаев, Л.А. Кандыбович и др.).

Анализируя и обобщая основные подходы к определению понятия «готовность», В.Ф. Жукова предлагает рассматривать готовность в двух аспектах. Во-первых, как целостное образование эмоциональной, психофизиологической, когнитивной мобилизации личности в момент включения в деятельность, во-вторых, как свойство личности, для формирования которого большое значение имеет накопление жизненного опыта, понимание мотивов деятельности, объективизация предмета деятельности [5, с. 118].

В психологии проблема психологической готовности к педагогической деятельности разработана достаточно подробно в работах: А.А. Деркач, К.М. Дурай-Новаковой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др.). Вопросы психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии  освещаются в работах: С.В. Алехиной, О.С. Кузминой, Н.Я. Семаго, В.В. Хитрюк и др.). Но, к сожалению, в современной психологической литературе все еще недостаточно исследований, направленных на изучение психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию. Имеющиеся работы связаны с изучением отношения к инклюзивному образованию родителей детей с типичным развитием. В исследованиях подчеркивается низкая осведомленность родителей относительно инклюзивного образования, не говоря уже об  ее идеях, целях и задач [4; 8].

Так, в статье Т.А. Шевцовой [13] отражены некоторые аспекты психологической готовности родителей первоклассников к инклюзивному образованию. Определены структура и содержание основных компонентов психологической готовности. Автор делает заключение, что  родители не в полной мере готовы к обучению детей в инклюзивной образовательной среде. В связи с этим предлагается разработать специальную программу по формированию психолого-педагогической готовности родителей к инклюзии.

В исследованиях  Т.П. Копыловой, Е.А. Богомоловой, Т.В. Решетниковой [8; 1] отмечается, что некоторые родителей затрудняются в определении инклюзивного образования. У родителей, воспитывающих здоровых детей, отмечено выраженное беспокойство относительно снижения качества успеваемости и познавательного интереса у здоровых детей.

Практически во всех работах указывается на наличие стигмации, формирование стереотипов в отношении детей с ОВЗ, отсутствие толерантности, особенно в отношении детей с нарушениями интеллекта. В перечисленных исследованиях проведен анализ отдельных аспектов отношения к детям с ОВЗ, но не ставится проблема изучения психологической готовности родителей к инклюзивному образованию.

Исходя из выше сказанного, можем предположить наличие проблемных аспектов формирования психологической готовности родителей к инклюзивному образованию. Часть родителей не имеет представления об инклюзивном образовании, у большинства родителей нет достаточного представления о специфике развития, образовательных возможностях и потребностях детей с ОВЗ. Соответственно, не создается база для формирования психологической готовности к инклюзии.

Психологическая готовность – это психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий. Психологическая готовность зависит от личностных особенностей человека, уровня его подготовленности и полноты имеющейся информации [11] .

Первые попытки совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников были сделаны еще в начале 90-х гг. XX в. в связи с реформами политических институтов и демократическими преобразованиями в странах СНГ, в том числе и в Кыргызстане. Однако, не смотря на это, процесс инклюзии до настоящего времени не приобрел признаков устойчивой тенденции.

Наша республика пока стоит на пороге инклюзивного образования. Министерство образования и науки Кыргызской Республики, Агентство США по международному развитию (ЮСАИД) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объединились для внедрения инклюзивного образования в Кыргызстане. Правительство разработало Концепцию по внедрению инклюзивного образования в Кыргызстане для улучшения возможностей обучения для детей с инвалидностью и ОВЗ. Для ее реализации с 2019г. запускается двухлетний проект по поддержке инклюзивного образования и улучшения обучения. Основная идея, заложенная в Концепции, заключается в том, что инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа всех детей, в том числе детей со специальными образовательными потребностями к качественному образованию путем организации их обучения в обычных дошкольных и общеобразовательных организациях вместе со своими сверстниками [См.7].

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями в развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для образования Кыргызстана.

Несмотря на то, что гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Кыргызской Республики, Законах Кыргызской Республики: "Об образовании", «О дошкольном образовании», «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», Кодексе Кыргызской Республики о детях [3]. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования Кыргызстана, в свою очередь должна по возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в образовательных организациях. Такая работа на уровне государства начата. Как было сказано выше, Министерство образования и науки совместно с международными организациями объединяются и начала работу для внедрения инклюзивного образования в Кыргызстане. Но вопрос заключается в том, насколько сами дети, родители, а также общество готовы к этому?

Определение информированности об инклюзивном образовании и готовности к обучению своего ребенка в условиях инклюзивного образования стало целью нашего эмпирического исследования. В проблеме анализа  психологической готовности родителей за основу мы взяли личностно-деятельностный подход. Вопросы были ориентированы на выявление когнитивного, мотивационного и эмоционального компонентов готовности родителей к инклюзивному образованию. В качестве диагностического инструментария были использованы: анкетирование, беседы и интервью. В анкетировании приняли участие 163 семьи (среди них семьи, воспитывающие обычных, здоровых детей и семьи воспитывающие детей с ОВЗ). По итогам исследования можно выделить следующие аспекты готовности родителей к инклюзивному образованию их детей.

На вопрос «Знаете ли вы, что такое инклюзивное образование?» - всего 21% родителей ответили положительно.

На вопрос «Как Вы считаете, какое выражение точнее всего отражает отношение большинства людей к детям с ОВЗ и детям-инвалидам?», родители ответили следующим образом: большинство людей игнорируют таких детей, стараются отгородить себя от контактов с такими детьми по принципу  «меня это не касается» - 45%; большинство людей сочувствуют таким детям, однако мало знают об их проблемах и практически не контактируют с ними - 31%; большинство людей открыты к контакту с такими детьми, готовы им – 24%.

Вопрос «Как Вы в целом относитесь к совместному обучению детей с ОВЗ, детей-инвалидов и детей нормального развития?» разделил мнение родителей: положительно - 37%; скорее отрицательно, чем положительно - 46%; затрудняюсь ответить – 17%.

«С какими из следующих утверждений Вы согласны?»: при инклюзивном образовании выигрывают все дети (не только дети с ОВЗ, дети-инвалиды) - 25%;  инклюзия имеет положительные эффекты только для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, для детей нормального развития она ничего хорошего не принесет - 47%; инклюзивные школы – хорошая идея, но ее невозможно воплотить, поскольку учителя и директора школ не знают, как учить детей с ОВЗ и детей с инвалидностью и бояться брать их себе в класс/школу – 22%; инклюзия – это слишком дорого и стоит дороже традиционного специального образования – 6%.

Ответы родителей на вопрос «Как Вам кажется, какие положительные моменты для детей нормального развития могут возникнуть в процессе совместного обучения с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами?»: ребёнок нормального развития станет добрее, получит опыт сострадания - 32% ; ребёнок нормального развития научится уважать различия, расширит представления о жизни общества – 17%; нет положительных моментов - 27%; затрудняюсь ответить - 24% .

«Как Вам кажется, какие положительные моменты для ребёнка с ОВЗ, ребенка-инвалида и его родителей возникнут в случае совместного обучения с обычными детьми?»: ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни детского коллектива наравне со здоровыми детьми - 15%; ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид научится взаимодействовать со здоровыми детьми, получит дополнительную поддержку со стороны сверстников – 18%; для родителей факт обучения их ребёнка в обычной школе – положительно скажется на их психологическом самочувствии - 24%; нет положительных моментов – 27 %; затрудняюсь ответить - 16%.

«Как Вам кажется, какие отрицательные моменты для детей нормального развития могут возникнуть в процессе совместного обучения с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами?»: у детей нормального развития снизится интерес к учёбе - 38%; педагог не сможет уделять должного внимания детям нормального развития - 28%; повысится вероятность конфликтов между учителем и родителями - 9%; нет отрицательных моментов - 12%; затрудняюсь ответить - 13 %.

В целом, анкетирование показало, что у респондентов в недостаточной степени сформирован когнитивный компонент психологической готовности. Большая часть родителей не знают, что такое инклюзивное образование, часть из них плохо знакомы с инклюзивным образованием и у родителей практически нет представления о сути и содержании инклюзивного образования.

Эмоциональный и мотивационный компоненты готовности родителей имеют свои особенности для обеих групп респондентов. Для родителей детей с ОВЗ мотивирующими факторами являются формирование равноценного отношения к детям с ОВЗ, чувство полноценности ребенка и  положительное воздействие на социализацию в общество. В то же время у родителей детей с типичным развитием присутствует опасение возникновения организационных и отношенческих проблем в условиях инклюзивного образования. У  родителей вызывает  беспокойство за будущее и безопасность своих детей. Отмечено также выраженное беспокойство относительно снижения качества успеваемости и познавательного интереса у здоровых детей, в связи с переключением внимания педагогов на детей с ограниченными возможностями в ущерб нормально развивающимся сверстникам. Данные факты не способствуют формированию психологической готовности родителей к инклюзивному образованию.

В результате анализа данных, полученных нами в исследовании готовности родителей к инклюзивному образованию, можно сделать следующие выводы:

1. Для организации инклюзивного образования необходимо проведение широкой информационной (СМИ, телевидение) кампании среди населения, так как большая часть родителей не знают об инклюзии и практически не готовы к обучению детей в инклюзивной образовательной среде.

2. С целью формирования психологической готовности родителей к инклюзивному образованию и развитию толерантного отношения к детям с ОВЗ и их родителям необходимо разработать программу по формированию психолого-педагогической готовности родителей к инклюзии, так как именно они определяют особую роль как главных союзников в образовательной организации в ряду других субъектов воспитательного процесса.

3. Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ необходима психологическая, правовая, и социальная поддержка. В первую очередь, нужно создавать центры с целью психологической поддержки таких родителей, воспитывающих детей с ОВЗ особенно в регионах.

4. Необходимы  принципиальные изменения в системе не только среднего, но и профессионального и дополнительного образования.


Список литературы

1. Богомолова Е. А., Подольская И. А., Спиженкова М. А. Исследование отношения родителей к инклюзивному образованию // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 20-летию факультета психологии КГУ им. К. Э. Циолковского. - Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. -C. 243-247.
2. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. - М.. 1983.
3. Гендерное и инклюзивное измерение образования в Кыргызской Республике. //Аналитический отчет – Б. 2016. – 42 c.
4. Глухова Е. С., Литвина С. А. К вопросу о психологической готовности педагогов и родителей к внедрению инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2013. - URL:http:// edu-open.ru (Дата обращения: 23.05.2019).
5. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - № 6, т. 320. - С. 117-121.
6. Инфографика: за 9 лет количество детей с инвалидностью выросло на 42% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: |https://kaktus.media /doc/372959_infografika:_za_9_let_kolichestvo_detey_s_invalidnostu_vyroslo_na_42.html (Дата обращения: 22.02.2019).
7. Карабалаева Г.Т. Инклюзивное образование в Кыргызстане: проблемы, перспективы. // Мир педагогики и психологии (журнал). - №2(31) – Нижний Новгород, 2019. – С.13-19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37106055.
8. Копылова Т.П. К вопросу о готовности родителей к инклюзивному образованию. // Инновации в науке: научный журнал. – № 9(85). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2018. – С. 17-19
9. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2009. № 13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru. (Дата обращения: 15.06.2019).
10. Правительство создало рабочую группу по реализации Конвенции ООН о правах инвадидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kaktus.media /doc/391848 pravitelstvo sozdalo raboochyu gryppy po realizacii konvecii oon o pravah invalidov.html. (Дата обращения: 25.05.2019).
11. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей : монография / Т. Н. Адеева. – Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 82 с.;
12. Саитгалиева Г. Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном образовании / Г. Г. Саитгалиева // The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium». — 2016. — Vol. 18. — № 2. — С. 788—793.
13. Шевцова Т.А. Исследование аспектов психологической готовности родителей к инклюзивному образованию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9569. (Дата обращения: 25.06.2019).
14. Хитрюк В. В. Тренинг как оптимальная форма работы с родителями обучающихся начальной школы при формировании инклюзивного образовательного пространства / В. В. Хи-трюк, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Научный диалог. — 2017. — № 6. — С. 270—286.

Расскажите о нас своим друзьям: