Юридическая психология | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 159.99

Дата публикации 30.06.2019

Проблемы формирования профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудников полиции, проходящих повышение квалификации в образовательных организациях системы МВД России

Плавинская Юлия Борисовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, ФГКОУВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Россия, г. Нижний Новгород, juliaplavinskaya@rambler.ru

Аннотация: Статья представляет собой теоретический обзор существующих представлений о психологическом содержании ценностных ориентаций, на основе которых автор предлагает свое определение профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудника полиции и выделяет проблемные аспекты их формирования у действующих сотрудников МВД в процессе повышения квалификации (возрастной фактор, профессиональная деформация, изменение системы ценностей в социуме). Описаны основные профессионально-важные нравственные ценности сотрудника полиции. Особое внимание уделяется определению возможных мер по оптимизации процесса профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции, проходящих повышение квалификации в образовательных организациях системы МВД России (расширение области профессионально-этических познаний обучающихся, обращение к эмоциональной сфере слушателей, использование интерактивных технологий обучения, дифференциация и распределение обучающихся по учебным группам с учетом возрастного признака и длительности трудового стажа в полиции).
Ключевые слова: ценностные ориентации, нравственные ценности, сотрудник полиции, нравственное воспитание, личность, мировоззрение, направленность личности

Problems of the formation of professionally important value orientations of police officers undergoing advanced training in educational organizations of the system of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Plavinskaya Julia Borisovna
PhD in Psychology, Associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Russia, Nizhniy Novgorod

Abstract: The article is a theoretical review of the existing ideas about the psychological content of value orientations, on the basis of which the author offers his own definition of professionally important value orientations of a police officer and highlights the problematic aspects of their formation among current employees of the Ministry of Internal Affairs in the process of advanced training (age factor, professional deformation, change of value system in society). The basic professional moral values of a police officer are described. Special attention is paid to identifying possible measures to optimize the process of professional and moral education of police officers undergoing advanced training in educational institutions of the system of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (expanding the field of professional and ethical knowledge of students, addressing the emotional sphere of students, the use of interactive learning technologies, differentiation and distribution of students into study groups, taking into account the age indication and duration of seniority in the police).
Keywords: value orientations, moral values, police officer, moral education, personality, world view, personality orientation

В настоящее время высокий уровень развития нравственных качеств является значимым компонентом личности сотрудника полиции. Очевидно, что при этом особую актуальность приобретает успешное формирование комплекса профессионально-важных ценностных личностных ориентаций, обеспечивающих эффективное выполнение сотрудником полиции служебных задач, поставленных перед ним обществом и государством: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств» [1].

Проблема формирования ценностных ориентаций личности на протяжении долгих лет интересовала отечественных и зарубежных исследователей. В нашей стране значимый вклад в исследование данной проблемы внесли Б.Г. Ананьев (1968), В.А. Ядов (1970), В.С. Мухина (1985), Л.И. Анцыферова (1989), К.А. Абульханова-Славская (1991), Д.А. Леонтьев (1993) и многие другие.

Б.Г. Ананьев рассматривал ценностные ориентации как один из компонентов мотивационных механизмов личности человека [2, с. 145].  Он считал, что «статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств» [2, с. 146-147].

В последние годы проблеме ценностных ориентаций был посвящен ряд работ Н.А. Журавлевой (2004, 2006, 2016). По её мнению, ценностные ориентации – это «относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для неё смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций» [6, с. 23].

Общепринятой в научном сообществе является точка зрения, что ценностные ориентации являются важнейшим элементом структуры личности и базовой частью её мировоззрения. Они представляют собой очень сложную иерархически организованную систему нравственных ценностей личности, детерминирующих её поведение и отношение к людям и окружающему миру в целом. Как писал Б.Г. Ананьев, «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации» [2, с. 267]. В то же время «ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности» [10, с. 123] определяют профессионально-ценностные ориентации личности, то есть тот комплекс нравственных ценностей, который помогает человеку быть компетентным специалистом и успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, мы можем следующим образом определить данное понятие: профессионально-важные ценностные ориентации сотрудника полиции – это сложная, иерархически организованная система нравственных ценностей его личности, обуславливающих её направленность на профессионально-важные цели (защита жизни, здоровья, прав и свобод человека; служение обществу и закону) и на определенные способы их достижения, выражающиеся в неукоснительном соблюдении норм и правил профессиональной этики.

Рассмотрим подробнее, какие же нравственные ценности можно назвать профессионально-важными для сотрудников полиции. Поступив на службу в полицию, сотрудник обязан неуклонно соблюдать как общечеловеческие нравственные нормы, так и правила профессиональной этики поведения. Исследование, проведенное И.А. Светиковым (2016), показало, что основными разделяемыми смысложизненными ценностями для сотрудников полиции выступают: Родина, справедливость, любовь, добро, правда [11]. К числу профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудника полиции, несомненно, следует отнести гражданственность, государственность и патриотизм. В сложную систему профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудника полиции должны входить и такие нравственные ценности, как гуманизм, мужество, честность. Помня о высшем нравственном смысле своей служебной деятельности, сотрудник полиции должен проявлять доброту, отзывчивость, уважение к гражданам.

Каким же образом происходит процесс формирования ценностных ориентаций в структуре личности? По мнению большинства исследователей, выделяют внутренние и внешние факторы развития ценностных ориентаций. К числу внутренних факторов, влияющих на становление системы ценностных ориентаций личности, обычно относят степень сформированности интеллектуальной, моральной, эмоциональной и социальной сферы. Внешними факторами развития системы ценностных ориентаций являются семья, социальная, образовательная и профессиональная среда, средства массовой информации, общество в целом, его культура, традиции, обычаи – все, что подразумевает значение понятия «социокультурная ситуация» [4].

Представляется вполне очевидным тот факт, что формирование системы ценностных ориентаций личности как одного из системообразующих элементов её мировоззрения – это сложный процесс. Поэтому профессионально-нравственное воспитание сотрудника полиции осуществляется целенаправленно и непрерывно в течение всей его службы, включая и те периоды, когда сотрудник проходит повышение квалификации в образовательных организациях системы МВД России. Это время – интересный этап в жизни сотрудника полиции, так как он получает возможность существенно расширить круг своих профессиональных компетенций. Но вместе с повышением образовательного уровня подготовки сотрудника, углублением его эрудиции синхронно осуществляется и воспитательное воздействие на его личность с целью развития гуманистических мировоззренческих установок. В период обучения происходит погружение в специфическую образовательную среду, оказывающую положительное влияние на развитие профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудников полиции. Однако, в ходе проведения занятий в рамках программ повышения квалификации действующих сотрудников полиции, преподаватели, решая задачи профессионально-нравственного воспитания, иногда сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных объективными причинами. Рассмотрим наиболее типичные из них.

По нашему мнению, в первую очередь следует отметить те особенности формирования ценностных ориентаций личности, которые связаны с возрастом данной категории обучающихся. Общеизвестно, что в процессе своего становления мировоззрение проходит несколько этапов, важнейшим из которых является юность. Однако повышение квалификации в основном проходят сотрудники, которые находятся в возрастном периоде взрослости. Поэтому мы можем констатировать, что повышение квалификации в образовательных организациях системы МВД России – это процесс обучения и воспитания личностей, мировоззрение которых уже сложилось в своих основных чертах, и здесь нужно говорить скорее не о формировании, а о коррекции их ценностных ориентаций с учетом возрастных особенностей психики.

Вторым проблемным аспектом, на который хотелось бы обратить внимание, является наличие профессиональной деформации в структуре личности сотрудников полиции. Любая профессия накладывает глубокий отпечаток на личность человека, длительно занимающегося ею. В связи с этим в структуре личности вырабатываются качества, которые могут как способствовать, так и препятствовать успешному выполнению профессиональных задач. Изменения личности человека, его характера, структуры мировоззрения и комплекса ценностных ориентаций, происходящие вследствие влияния профессиональной деятельности, обычно называют профессиональной деформацией. Чаще всего такие отрицательные изменения происходят в личности тех людей, которые по роду своей профессии вынуждены общаться с большим количеством людей, зачастую в стрессовой обстановке. Именно к такой категории профессий относится и служебная деятельность сотрудника полиции. По мнению Е.С. Красинской (2016), «профессиональную деформацию определяют как процесс и результат негативных изменений личности сотрудника, его профессиональных навыков и способностей под воздействием внешних факторов, приводящих к неадекватному поведению и утрате профессиональной компетенции» [8, с. 48].

Прежде всего такие негативные изменения происходят в сфере нравственных ценностей личности сотрудника полиции. Специфической особенностью его профессиональной деятельности является то, что ему часто приходится видеть самые отталкивающие проявления человеческой натуры, контактировать с лицами, давно утратившими даже самые элементарные представления об этических нормах. Это очень тяжелый моральный груз. Как закономерный итог отрицательного воздействия окружающего социума, в личности сотрудника полиции могут произойти необратимые изменения – он утрачивает представление об истинном нравственном смысле своей служебной деятельности. Происходит стирание четкой границы между нравственными категориями «добра» и «зла», в приоритет возводится ложное чувство корпоративности. Повышается уровень агрессивности, появляются «равнодушие к горю, переживаниям, нравственным и психологическим ранам, самолюбию и чувству личного достоинства людей», «чувство непогрешимости и вседозволенности, упоение властью над людьми», а также другие негативные качества [5, с. 248]. Попытка преподавателя оказать воспитательное воздействие в целях формирования таких профессионально-важных ценностных ориентаций личности, как соблюдение, уважение прав и свобод человека и гражданина, мужество, честность и справедливость, на сотрудников, имеющих ярко выраженную профессиональную деформацию, может вызвать психологическое отторжение, а иногда и активное противодействие этих слушателей.

К числу факторов, объективно затрудняющих процесс развития и актуализации профессионально-ценностных ориентаций действующих сотрудников полиции, необходимо отнести и качественное изменение системы нравственных ценностей, принятых в российском обществе. К сожалению, «морально-нравственная сторона жизни нашего общества переживает системную деградацию, затрагивающую и мораль, и нравственность, и механизмы их взаимосвязи» – отмечают отечественные ученые [7, с. 14]. На протяжении нескольких десятилетий в России наблюдалась трансформация психологического и нравственного состояния её жителей. Ученые постоянно констатируют его ухудшение. Под влиянием множества социокультурных факторов традиционные нравственные ценности, веками свойственные менталитету россиян, атрофировались. По мнению А.Л. Журавлева и А.В. Юревича (2012), «в восприятии значительной части наших соотечественников, в особенности представителей молодого поколения, стирается грань между добром и злом как основа нравственного сознания и поведения» [7, с. 7]. По результатам исследования, проводившегося экспертами Института психологии РАН с целью рассмотрения динамики психологического состояния России, «нашему обществу в значительной мере свойственны такие характеристики, как агрессивность, апатия, безыдейность, бесправие, беспринципность, бесцеремонность, враждебность, грубость, жестокость, ксенофобия, ложь, наглость, насилие, невоспитанность, пустословие, сквернословие, хамство» [12, с. 34].

Сотрудники полиции являются гражданами современной России, поэтому указанные выше психологические черты зачастую характерны и для их личности. Эти негативные личностные качества и искажение мировоззренческой сферы также могут выступать в качестве своеобразного психологического «барьера» в процессе формирования комплекса необходимых профессионально-важных ценностных ориентаций у сотрудников полиции, проходящих повышение квалификации в образовательных организациях системы МВД России.

В то же время хочется обратить внимание на несомненную важность организации целенаправленного психолого-педагогического воздействия на обучающихся в целях успешного развития и актуализации профессионально-важных ценностных ориентаций. Формирование мировоззренческих основ поведения сотрудников полиции – вопрос эффективности их дальнейшей службы на благо обществу и закону. По нашему мнению, необходима интенсивная и многоплановая работа в области профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции. При разработке возможных путей его оптимизации при проведении занятий по программам повышения квалификации сотрудников полиции следует учитывать ряд психологических закономерностей.

Отметим, что «в структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три интегративых компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий» [9].

Если проанализировать познавательную составляющую ценностных ориентаций, то понятно, что базой для их формирования, а также и всего мировоззрения человека в целом, являются теоретические знания. Исходя из этого, можно предложить увеличение количества учебных часов занятий по психолого-педагогической тематике, так как необходимо расширить область профессионально-этических познаний обучающихся, провести углубленный анализ имеющихся случаев как негативного, так и положительного в нравственном отношении поведения сотрудников полиции.

Учитывая эмоциональный компонент структуры ценностных ориентаций личности, можно порекомендовать в процессе проведения учебных занятий широко использовать все формы обучения, активизирующие эмоциональную сферу слушателей, так как только знания, окрашенные оттенками человеческих эмоций, приобретают личностный характер.

Опираясь на поведенческий компонент, следует широко использовать при проведении занятий все виды интерактивных технологий обучения, и в первую очередь занятия-тренинги, так как мировоззрение и его элементы формируются в практической деятельности человека.

Также возможной мерой оптимизации образовательного и воспитательного процесса при проведении занятий в рамках реализации программ повышения квалификации действующих сотрудников полиции может быть дифференциация и распределение слушателей по учебным группам с учетом возрастного признака и длительности трудового стажа в полиции, в связи с существующими возрастными особенностями формирования системы профессионально-важных ценностных ориентаций и имеющейся степенью профессиональной деформации обучающихся.

Таким образом, мы определили профессионально-важные ценностные ориентации сотрудника полиции как сложную и иерархически организованную систему нравственных ценностей, которая детерминирует направленность его личности на профессионально-важные цели, а также на определенные способы их достижения, проявляющиеся в четком соблюдении норм и правил профессиональной этики.

Возможными проблемами, которые могут осложнять деятельность преподавателя при осуществлении работы по профессионально-нравственному воспитанию сотрудника полиции в период прохождения им повышения квалификации в образовательных организациях системы МВД России, являются: во-первых, возрастные особенности формирования ценностных ориентаций как одного из системообразующих элементов мировоззрения личности; во-вторых, наличие профессиональной деформации в структуре личности сотрудников полиции; в-третьих, качественное изменение системы нравственных ценностей, превалирующих в современном обществе.

В то же время хочется акцентировать внимание на высокой степени актуальности эффективного осуществления воспитательной деятельности преподавателей  образовательных организаций системы МВД России в целях формирования комплекса необходимых профессионально-важных ценностных ориентаций у обучающихся сотрудников полиции, так как этот сложный и многогранный процесс обусловлен необходимостью удовлетворять постоянно возрастающие потребности современного общества в высококвалифицированных специалистах правоохранительных органов, способных успешно выполнять возложенные на них служебные задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, а также служению обществу и закону.


Список литературы

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.05.2019).
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
4. Гуркина А.Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. – 2016. – № 26. – с. 648-651. – URL: https://moluch.ru/archive/130/35994/ (дата обращения: 29.05.2019).
5. Ефимов А.А. Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). – с. 247-249.
6. Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Новые тенденции в ценностных ориентациях личности в современном российском обществе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2004. – № 2. – с. 20-39.
7. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России (вместо введения) // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. – с. 5-17.
8. Красинская Е.С. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел и её предупреждение // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2016. – № 3 (78). – с. 48-52.
9. Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения: 18.12.2018).
10. Самойлик Н. А. Содержательные характеристики феномена профессионально-ценностных ориентаций личности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 1 (65). – с. 121-125.
11. Светиков И.А. Структура ценностей сотрудников полиции в современной России: диссертация ... кандидата социологических наук. – Краснодар, 2016. – 185 с.
12. Юревич А. В., Юревич М. А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. – с. 21-41.

Расскажите о нас своим друзьям: