Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 51: 37.016: 159.955

Дата публикации 08.12.2017

Принципы развития критического мышления учащихся в процессе обучения математики

Евхута Ольга Николаевна
кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры «Высшая математика», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Россия, г. Новочеркасск
Мироненкова Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Россия, г. Новочеркасск

Аннотация: Излагается важность развития критического мышления обучающихся. Описываются качества, которыми должен обладать критически мыслящий учащийся. Выделены принципы развития критического мышления, правила, которым должен руководствоваться педагог на занятиях по математике и строить процесс обучения в соответствии с ними.
Ключевые слова: критическое мышление, принципы развития критического мышления, субъектность, самостоятельность, свобода выбора, информационная среда, постановка вопросов и уяснение проблем, рефлексия, анализ, последствия

Principles of development of critical thinking of students in the process of teaching mathematics

Evhuta Olga Nikolaevna
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, associate Professor, associate professor of the department "Higher mathematics", Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk,
Mironenkova Natalia Nikolaevna
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department "Higher mathematics", Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk,

Abstract: The importance of development of critical thinking of students is expounded. Describe the qualities that a critically thinking student should possess. The principles of the development of critical thinking, the rules that should guide the teacher in math classes and build the learning process in accordance with them are singled out.
Keywords: critical thinking, principles of development of critical thinking, subjectivity, independence, freedom of choice, information environment, raising questions and clarifying problems, reflection, analysis, consequences

Критическое мышление является мышлением 21 века, мыслить критично – не значит «придираться», искать недостатки и недочеты в чем-либо. Именно такое отношение к критическому мышлению чаще всего присутствует в мировоззрении россиян, педагогов и учащихся. «Грамотная критика» конструктивна, толерантна. При этом современный мир ставит человека в условия (иногда неопределенные), в которых он должен мыслить самостоятельно, принимать взвешенные решения, применяя как рациональные, так и нерациональные (творческие, основанные на интуиции, эмоциях) подходы или их комбинацию, толерантно относиться к мнению других в поиске решений, выдвигать весомые аргументы, но самое главное – это делать выбор, принимать решения, встречая различные препятствия на своем жизненном пути, находить выход из, казалось бы на первый взгляд, безвыходных ситуаций, то есть расширять границы своих возможностей, увеличивая альтернативы выбора, а не сужать их. Именно развитие критического мышления у обучающихся в различных учебных заведениях способно сделать его таким, то есть не только умеющим выживать в сложном полинасыщенном мире информацией, но и умеющим выживать «успешно в мире людей».

Актуальность развития критического мышления обучающихся подтверждается запуском проекта в июле 2016 года «4К современного мира. Формирование компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии», первый этап проекта планируется к окончанию в ноябре 2017 года [3]. Данный проект реализуется при поддержке благотворительного фонда «Вклад в будущее». Его цель – это разрыв между знаниями, которые получают студенты в вузе и теми навыками, владение которыми ожидают от них работодатели. «4К»: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа, т.е. критическое мышление выдвигается одной из ключевых компетенций современного человека.

Но для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых, например, психолог Д. Халперн выделяет: 1) готовность к планированию через упорядочивание мыслей, выстраивания последовательности их изложения; 2) гибкость как готовность воспринимать идеи других; 3) настойчивость; 4) готовность исправлять свои ошибки, так как критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы и воспользуется ошибкой для продолжения обучения; 5) осознание как качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений; 6) поиск компромиссных решений [2, с. 56.].

Выделим принципы развития критического мышления, некие правила, которым должен руководствоваться педагог на занятиях по математике и строить процесс обучения в соответствии с ними.

  1. Принцип субъектности, т.е. построение процесса обучения на субъект-субъектной основе с сохранением равнозначных позиций учителя и ученика. Иными словами, учитель должен создать условия для выражения личностного опыта учащегося как субъекта учебного процесса, отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учеником знаний и стать организатором взаимодействия. Педагог должен постоянно помнить о том, чтобы случайным или необдуманным словом не обидеть обучающегося, поддержать интерес к обучению даже при условии отсутствия заметного продвижения в обучении, возникающие мысли, доводы, выдвигаемые учениками, нужно поддержать, ведь им и так «страшно» в силу того, что математика является трудноусвояемой дисциплиной.
  2. Привитие самостоятельности в мышлении учащихся, поскольку никто не может мыслить критически за них. Но это не означает, что критическое мышление должно быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека, как и свои собственные. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшее условие развития критического мышления. И если обучающийся выдвинул идею о другом способе решения задачи, то нельзя это игнорировать, а вместе доказать верный он выбрал путь или нет. Ведь именно самостоятельные ошибки на «всю жизнь» запоминаются.
  3. Однако проявление самостоятельности в суждениях, мыслях, действиях и высказываниях своей точки зрения невозможно без предоставления свободы выбора. Чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать вопросы ученики должны иметь достаточно свободы на занятиях. Свобода необходима и для высказываний, проведения беседы, выдвижения доводов, аргументов, выслушивания других точек зрения. В условиях такой относительной свободы учащиеся в состоянии максимально использовать свой интеллектуальный потенциал, их деятельность в их собственных глазах обретает смысл, движущей силой оказывается не внешнее давление, а внутренняя смыслообразующая мотивация [1, с. 195].
  4. Насыщенная окружающая информационная среда. Ясно, что «в пустой голове не рождается мысль», информация здесь и должна мотивировать к созданию проблемы и интересующих вопросов, над которыми необходимо поразмыслить, вместе с этим, чтобы породить сложную мысль, необходима переработка горы «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных. В курсе математики достаточно информации различного ракурса, это и различные теоремы, гипотезы, аксиомы, но больший эффект будет достигаться, если ставить изучение информации с точки зрения проблем, чтобы опираться на познавательные мотивы, имеющие биологическую сущность, физиологическое начало. Здесь играет немалую роль и жизненный опыт учащегося, чем богаче он – тем легче представляется решение с разных ракурсов.
  5. Постановка вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. Истинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Следовательно, сложность обучения критическому мышлению состоит в том, чтобы увидеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем, так как критическое мышление возникает только тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. Учащийся действительно начинает задумываться, если отыскивает собственный выход, путь из сложившейся проблемной ситуации. Поэтому при подготовке к занятиям преподавателю следует помочь с определением круга стоящих перед учеником проблем, или это делать совместно, и только впоследствии после приобретенного навыка учащиеся могут формулировать их самостоятельно.
  6. Но важным условием, правилом развития критического мышления является заключительная рефлексия, анализ своей деятельности: доказательны ли полученные знания по решению проблемы, почему большинство учащихся выдвигают другую точку зрения, где истинна? Очень важно педагогу научить обучающихся задумываться о последствиях выбранного пути, чего большинство выпускников просто не умеют делать или не хотят.

Предложенные принципы позволяют системно и целостно развивать критическое мышление учащихся на занятиях математики. Развитие критического мышления у учащихся (человека) дает следующие преимущества: помогает определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; формирует умение обобщать, анализировать, рассуждать и делать собственные выводы; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией; умение прогнозирования последствий своих решений; нахождение альтернативных путей выхода; предполагает принятие ответственности за свой выбор; позволяет развить культуру диалога в совместной деятельности, толерантного отношения к другим. Критический взгляд ума позволяет формировать «правильный» взгляд на мир и развивает логику.


Список литературы

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 256 с.
2. Халперн Д. Психология критического мышления – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512 с. (Сер. «Мастера психологии»).
3. https://ioe.hse.ru/monitoring/4k.

Расскажите о нас своим друзьям: