Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №8(13) Август, 2017

УДК 378.18

Дата публикации 15.08.2017

О роли куратора в социализации и формировании ценностных ориентаций студентов во внеаудиторной деятельности

Коняева Людмила Александровна
Канд. педаг. наук, доцент кафедры переводоведения и лингвистики, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

Аннотация: The article deals with educative potential of a facilitator working with 1st year student group in an institute at Kemerovo state university as an example. The author highlights strategies in modern Russian education and describes facilitator’s tasks as well as factors which affect socialization and formation of students’ value orientations in extracurricular activities.
Ключевые слова: куратор, социализация, ценностные ориентации, внеаудиторная деятельность, высшая школа

On the role of facilitator in socialization and formation of students’ value orientations in extracurricular activities

Konyaeva Ludmila Aleksandrovna
Candidate of science, assistant professor of Translation and linguistic department, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Abstract: В данной статье рассмотрен воспитательный потенциал куратора в работе с учебной группой 1 курса высшей школы на примере института Кемеровского государственного университета. Внимание автора акцентировано на стратегии современного российского образования. Подробно освящены воспитательные задачи куратора. Определены факторы, влияющие на социализацию и формирование ценностных ориентаций личности студента во внеаудиторной деятельности.
Keywords: facilitator, socialization, value orientations, extracurricular activities, higher educational institution

На фоне локальных и глобальных кризисов нового этапа развития мировой истории общество меняется кардинальным образом. Складывается новый порядок и новая иерархия связей основных сторон общественной жизни, возникает особая связь личности и социума. Образование как сфера воспитания и развития интеллектуально-нравственной культуры личности приобретает ключевое место в системе общественной жизни.

Реальная угроза дегуманизации общества, обеднения природных ресурсов, разрушения природной среды, терроризм вызывают настоятельную необходимость пересмотра «технократической парадигмы» обучения. Человек рассматривается в качестве элемента единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование – не столько как средство развития, сколько как условие профессиональной подготовки специалиста для удовлетворения потребностей государства. Сегодня альтернативой технократии становится гуманистическая ориентация, объявляющая человека высшей ценностью на Земле.

Гуманистическая педагогика рассматривает образование как процесс, в центре которого находится личность, при этом современный подход к образованию определяется признанием самоценности личности, ее права на индивидуальное развитие, созданием условий для творческой самореализации в процессе обучения и в более широкой системе жизнедеятельности.

В отечественной и зарубежной педагогике в последние годы все чаще встречается утверждение, что социальная микросреда является важнейшим фактором, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, и необходимым условием успешного развития этого процесса (Ю.Н. Афанасьев, З.Н. Присягина, А.В. Смоленцева, Э.Н. Фаустова, P. Bogaards, R.Harvey, F. Staley, P. Strevens и др.). Проблема социализации и формирования ценностных ориентаций студентов-первокурсников вуза рассматривается с точки зрения гуманизации общества и гуманитаризации высшего образования.

Важнейшими направлениями гуманитарной среды вуза являются создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, реализация идеи педагогики сотрудничества, демократии и гуманизма, т.е. признание приоритета личности студента, акцентирование внимания на его личностных качествах и помощь в их развитии. Успешность будущей профессиональной деятельности в значительной мере определяется уровнем сформированности, устойчивости и направленности жизненных, нравственных ценностных ориентаций студентов и уровня их общекультурного развития. Создание оптимальных условий для разностороннего развития личности студента является одной из важнейших задач высшей школы. Поэтому, наряду с учебным процессом на современном этапе развития образования все большую роль в формировании личности студента начинает играть внеаудиторная работа и деятельность куратора. Развитие и совершенствование организации и форм проведения этой работы, как способа расширения возможностей для социализации развития интересов, склонностей и способностей студентов представляет собой не меньшую задачу, чем совершенствование методов обучения и структуры учебного процесса.

Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании направленной личности и выражающих социально детерминированное отношение личности к действительности [1, c. 52]. Ценностные ориентации носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности. Формирование ценностных ориентаций происходит на всех этапах жизни личности. Решающая роль ценностных ориентаций в саморегуляции поведения, а также в успешности функционирования профессионального мышления подтверждена социологическими исследованиями А. В. Брушлинского, Н. В. Кузьминой,  Е. С. Ляхович, В. А. Ядова и др.

Первый этап, адаптация – подразумевает ознакомление, приобщение и включение первокурсников в воспитательную и образовательную жизнь (среду) вуза: достижение ими вузовского уровня общих знаний гуманитарно-теоретического характера; привлечение и активное включение первокурсников в процесс адаптации, социализации и активной деятельности в среде вуза. На I курсе гуманитарное знание студентов характеризует сложное переплетение имеющегося базового воспитания и образования. Важнейшим условием на данном этапе является предоставление студентам возможности получить, расширить и углубить новые знания, познакомиться и приобщиться к традициям деятельности студентов вуза. Это позволяет облегчить процесс адаптации к новой среде вуза и утвердиться эмоционально и творчески среди своих сверстников.

Методы деятельности куратора на данном этапе – это организация мероприятий по формированию устойчивых ценностных ориентаций студентов; участие студентов в творческой жизни университета подразумевает работу студенческого клуба — тематические театрализованные представления, фестивали искусств, участие художественных и театральных коллективов во всевозможных конкурсах на разных уровнях, проведение концертов творческих коллективов за пределами университета и т.д. Традиции кураторской работы в КемГУ существуют достаточно давно. Многие выпускники Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций (ИФИЯМ) с благодарностью вспоминают кураторов своих студенческих групп, которые вели огромную работу по социализации и формированию сплоченного студенческого коллектива, психолого-педагогической поддержке студентов, организации их досуга и поддержанию учебной дисциплины.

Современные стандарты образования ставят перед вузом такие задачи, которые невозможно решить без тщательно организованной кураторской работы. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг., реализуемой Министерством образования и науки Российской Федерации, в числе приоритетных задач выделяется «обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи». Данная задача может эффективно решаться в вузе только при поддержке кураторов. Именно они, как никто другой, знают проблемы, связанные с социальной адаптацией каждого из студентов группы, психологические и социально-демографические особенности каждого студента, его интересы, ценностные ориентации, склонности и способности. Учитывая это, кураторы могут подобрать персонифицированный образовательный маршрут и сформировать индивидуальную, адресную  образовательную траекторию для каждого студента, оказывать помощь в решении проблем, затрудняющих его  вхождение в новую социальную среду вуза, способствовать повышению его социальной активности и инициативности, раскрытию талантов и проч.

Перечислим основные воспитательные задачи, решаемые куратором на первом курсе в Кемеровском государственном университете:

—  стимулирование социальной активности студентов и организация их участия в социокультурной деятельности классического университета;

— поддержка формирования научных интересов и научной деятельности студентов;

— организация и информационно-методическое сопровождение образовательной и внеаудиторной активности студентов;

—  профессиональная ориентация студентов;

— формирование и развитие до устойчивого состояния ценностных ориентаций студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности;

—  общекультурное развитие студентов, помощь в интеграции в поликультурное пространство классического университета;

— психологическая поддержка студентов как основа для всех остальных направлений кураторской работы (поскольку их невозможно эффективно осуществлять без хорошего психологического контакта со студентами группы).

В план работы куратора нашего университета включены следующие традиционные мероприятия для студентов 1 курса:

сентябрь

  • организация участия в празднике «День знаний»;
  • организация кураторских часов в группах 1 курса (рассказ об истории, культуре и традициях университета; правилах внутреннего распорядка, правах и обязанностях студентов, студенческих творческих, оздоровительных и спортивно-массовых объединениях);
  • встреча первокурсников с преподавателями;
  • работа со студентами, проживающими в общежитии;
  • проведение собрания в общежитии;
  • профилактика правонарушений;
  • организация экскурсии по городу;
  • помощь в решении жилищно-бытовых проблем;
  • оформление в общежитии стенда «Правила проживания»;
  • организация мероприятия «Посвящение в студенты»;
  • организация и проведение мероприятия «Неделя иностранных языков»;

октябрь

  • организация работы по уборке территории, закрепленной за факультетом;
  • организация профилактических бесед о вреде наркомании и курения табака;
  • помощь в организации профилактических медицинских осмотров;
  • обновление стенда студентов-активистов, получающих дополнительные стипендии;
  • организация подготовки концерта для участия в фестивале первокурсников «Первый снег»;

ноябрь

  • привлечение студентов к профориентационной  работе (Осенняя школа для одаренных детей Кузбасса);
  • рассмотрение итогов промежуточной аттестации;
  • информирование родителей об успехах студентов;
  • организация родительского собрания на 1 курсе;
  • изучение психологической атмосферы в студенческих группах 1 курса;

декабрь

  • подготовка и проведение городского конкурса французской песни «Etoile-ка»;
  • контроль над ходом сессии;
  • поздравление ветеранов факультета с Новым годом;

февраль

  • организация бесед со студентами об опасности наркотической и алкогольной зависимости;
  • организация и проведение «Слета отличников института»;
  • встреча первокурсников со студентами, занимающимися научно-исследовательской работой, входящих в серьезные грантовские коллективы;

март

  • привлечение студентов к профориентационной работе (Весенняя школа для одаренных детей Кузбасса);
  • помощь в подготовке фестиваля «Студенческая весна»;

апрель

  • организация работы по благоустройству и уборке территорий, закрепленных за факультетом;
  • привлечение студентов к участию в Неделе добрых дел;

май

  • организация участия студентов института в праздновании Дня Победы;
  • вечер патриотической песни «Песни военных лет»;
  • организация Дней славянской письменности;

июнь

  • обсуждение отчетов о работе кураторов;
  • информирование родителей об успехах студентов;
  • подготовка и проведение торжественного вручения дипломов выпускникам ИФИЯМ, напутствия первокурсников.

Кроме непосредственной работы со студентами, в течение года куратор обязан:

— участвовать в работе Совета кураторов КемГУ;

— помогать студентам в преодолении сложных конфликтных ситуаций;

— посещать общежития;

— работать со студенческим активом (староста и профорг группы);

— привлекать студентов к профориентационной работе (Школы для одаренных детей Кузбасса, Дни открытых дверей, каникулы полиглотов);

— привлекать студентов к участию  в спортивных мероприятиях КемГУ;

— проводить индивидуальную работу со студентами, имеющими проблемы в социализации, учебе и поведении;

— информировать студентов о социальных программах;

— организовывать выпуск настенных газет по случаю праздников и значимых

факультетских событий.

Для студентов, профессионально изучающих иностранные языки, организуются, кроме того,  и специфические лингвистические конкурсы, квесты, олимпиады, например,

— конкурс исполнителей французской песни «Etoile-2017″

— квест на английском языке «Кто придумал City Mall» и др.

— фонетический конкурс (к годовщине Л. Кэррола)

— конкурс художественного перевода, а также

— спортивные соревнования по пулевой стрельбе

— в рамках акции «Весенняя Неделя Добра» – традиционно проводится  Экосубботник (уборка мусора, высаживание деревьев и цветов),

— конкурс исполнителей инсценированной военно-патриотической песни «Песни великого подвига»

— 8 мая студенты возлагают цветы к Памятнику Неизвестному Солдату.

Все события студенты традиционно освящают в газете «Статус — ВО», которую тоже выпускают наши первокурсники с участием других студентов.

К формам организации творческой внеаудиторной деятельности студентов относится работа студклуба по социализации и формированию системы личностных ценностей студентов: посвящение в студенты, конкурсы, тематические и театрализованные представления, фестивали искусств, участие художественных и театрального коллективов в городских и областных конкурсах, проведение концертов творческих коллективов за пределами университета, работа спортивных секций, турпоходы.

Таким образом,  в процессе целенаправленного взаимодействия студента и преподавателя-куратора личностная сторона предполагает востребование заложенных в сознании нравственных ценностей, значимых для личности (т.е. актуализацию), раскрытие возможностей человека, формирование его мотивов и интересов, воспитание потребностей, а также желание студента проявить таланты, способности в новой среде, т.е. стремление к самоактуализации.

Проектирование в аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности делает возможным новый тип обучения – проектное обучение, которое, в отличие от традиционного, следует целям опережающего развития самостоятельности и автономности. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов, особенно первокурсников, умения работать в новом коллективе, развивает их воображение, фантазию, мышление. В процессе работы над проектом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость выразить собственное мнение, желание принять участие в общении. Работа над проектом основывается на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения, но и естественным компонентом воспитательно-образовательного процесса. Состав участников творческой группы определяется такими критериями, как: уровень владения иностранным языком; коммуникабельность; инициативность; работоспособность; интересы обучаемых и др. В качестве примера приведем разработанный нами с учетом рекомендаций Е.С. Полат [4, c. 6] проект «Наш университет» для студентов 1 курса (рис.1).

Рисунок 1.  План-схема работы над проектом «Наш университет»

С педагогической точки зрения проектирование – это творческая образовательная аудиторная и внеаудиторная деятельность: проблемная по форме предъявления материала; практическая по способу его применения; интеллектуально насыщенная по содержанию; самостоятельная по характеру поиска знаний; происходящая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений, дискуссий.

Аудиторная и внеаудиторная деятельность по социализации и формированию ценностных ориентаций студентов-первокурсников  университета основывается на единстве интеллектуального и эмоционального воздействия, выражением которого является готовность студентов к включению в творческую деятельность с целью реализации потребности самопознания, саморазвития, самосовершенствования и самовыражения. Необходимым условием положительного влияния на социализацию, развитие личности студента и формирование устойчивых ценностных ориентаций является атмосфера активного интереса к познавательной и образовательной деятельности в гуманитарной среде и художественно-творческой внеаудиторной жизни университета. От этого зависит интеллектуальное развитие, уровень сформированности морально-нравственных, жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов к концу пребывания в вузе и становление собственного «Я».

Анализ организации и практики внеаудиторной деятельности студентов по формированию ценностных ориентаций позволяет утверждать, что в целом, организация внеаудиторной деятельности студентов в гуманитарной среде университета осуществляется через работу кураторов в следующих видах деятельности: художественной самодеятельности (студенческий клуб, творческие объединения), художественного образования, оздоровительной и спортивно-массовой работы (спортклуб, спортивные секции), самоуправлении.

Представляется заслуживающей внимания практика университета по включению представителей студенчества в состав ученых советов, в исследовательские группы по научным проблемам (профессор- доцент- аспирант- студент).

Студентам 1 курса университета предлагается широкий спектр возможностей для адаптации, социализации, развития творческих способностей и формирования их ценностных ориентаций во внеаудиторной деятельности. Работа куратора в этот период направлена на привлечение студентов к участию в университетских мероприятиях творческого характера с предоставлением им возможности проявить, реализовать и совершенствовать свои способности, при этом учитывается личное желание и интересы студентов, их потребности, склонности.

Мы учитывали то обстоятельство, что художественно-творческая внеаудиторная деятельность отличается самостоятельным, личностным выбором интересующей области деятельности и отсутствием сдерживающего фактора, характерного для воспитательно-образовательного процесса. Наш университет располагает мощными резервами для социализации и формирования ценностных ориентаций студентов во внеаудиторное время. Организация внеаудиторной деятельности студентов по развитию коммуникабельности, толерантности, самостоятельности, творчества и т.д. реализовывается в следующем виде: проведение тематических и массовых театрализованных вечеров; организация фестивалей искусства «Студенческая весна» и фестивалей малых форм (в течение года); проведение индивидуальных конкурсов факультетов и университета («Голос университета», «Грация университета», «Говорун университета», «Гримаса университета»); участие коллективов самодеятельного творчества в городских, областных, региональных, республиканских конкурсах; проведение концертов художественных коллективов за пределами Кемеровского государственного университета.

В процессе открытого, свободного общения студентов с разными людьми, принятия их ценностных ориентаций складывается коммуникативная культура, что способствует формированию позитивного «образа Я», который выражен адекватном самовосприятии человека, его комфортности в ситуации межличностного взаимодействия. Установление коммуникативных связей в системе отношений «студент – студент» обеспечивает атмосферу взаимопонимания и способствовует возможности самоопределения и самореализации. Внеаудиторная воспитательная работа и деятельность по социализации и формированию ценностных ориентаций студентов 1 курса осуществляется через работу кураторов, управления социальной и воспитательной работы со студентами, его структур (отделом по работе со студентами,  пресс-службой),    старост групп, студенческого клуба, спортивного клуба и других подразделений КемГУ.

Таким образом, следует констатировать, что в университете созданы условия для самореализации личности студентов, имеется концертный зал, три актовых зала, творческая и театральная гостиные, хоровой класс, студенческое кафе, спортивные залы, летний оздоровительный лагерь. Работают студенческие спортивные клубы, музей, творческий телевизионный центр, университетское радио, издаются студенческие газеты. В вузе стало традиционным проведение таких мероприятий, как «Студенческая весна», «Первый снег», «Рождественские встречи», «Информина». Ежегодно на факультетском (институтском) и вузовском уровне проводится около 500 мероприятий.

Роль куратора в социализации и формировании ценностных ориентаций студентов 1 курса заслуживает особого внимания. Деятельность куратора, как правило, основывается на «педагогике сотрудничества» и проявляется в создании условий и оказании помощи студентам по формированию действенных ценностных ориентаций. Целью кураторской работы в вузе является организация и осуществление мер по воспитанию студентов и оказание им помощи в приобретении глубоких и прочных знаний, необходимых специалисту с высшим образованием.

Куратор проводит воспитательную работу по адаптации первокурсников; оказывает помощь в формировании первичного коллектива в группе; обеспечивает педагогическое содействие студенческому самоуправлению; участвует и помогает в подборе руководящего актива группы – старосты и профорга; изучает индивидуальные особенности, взгляды, интересы, стремления, идеалы, склонности студентов группы (анализ документации, опросы, беседы, анкетирование студентов); осуществляет контроль над успеваемостью; организует взаимопомощь и помощь в учебе; способствует максимальному раскрытию интеллектуальных и профессиональных способностей и формированию ценностных ориентаций студентов; помогает студентам в подготовке культурно-образовательных мероприятий, проводимых в группе, на факультете, в университете.

Сотворчество студента и куратора проявляется не только в том, что педагог выступает как советчик, но и в совместных коллективных делах. Например, традиционным является совместное участие кураторов, преподавателей и студентов в организации олимпиад, концертных программ, театрализованных представлений, конкурсов, шествий и других мероприятий. Личный пример педагога без излишних слов способствует социализации и формированию ценностных ориентаций студента, его мировоззрения и т.п.


Список литературы

1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
2. Коняева Л.А. Особенности формирования ценностных ориентаций студентов в гуманитарной среде университета. Монография. Современные концепции профессионального образования студенческой молодёжи. – Ульяновск, 2015. – Глава 5. - С. 339 – 356.
3. Коняева Л.А. Формирование ценностных ориентаций студентов во внеаудиторной деятельности // Мир науки и инноваций. 2016. - Т 6. № 1 (3). - С. 43-47
4. Полат Е.С. Метод проектов. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-187781.html. (Дата обращения: 09.08.2017)

Расскажите о нас своим друзьям: