Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018

УДК 378.1

Дата публикации 26.09.2018

Моделирование системы формирования готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности у учащихся в системе дополнительного образования

Лисовская Анна Игоревна
Аспирант Самарского государственного университета путей сообщения, Россия, г. Самара, lis_anya@bk.ru
Овчинникова Людмила Павловна
Доцент, доктор педагогических наук, Самарский государственный университет путей сообщения, Россия, г. Самара, PLOvchin@yandex.ru
Михелькевич Валентин Николаевич
Профессор, доктор технических наук, академик МАНПО, j918@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается теоретическая модель педагогической системы формирования готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности у учащихся в центрах детского творчества системы дополнительного образования. Показана ее актуальность, теоретическая значимость и практическая ценность. Актуальность разработки теоретической модели обусловлена тем, что она является для разработчиков и педагогов системы дополнительного образования алгоритмом и навигатором в последовательности выполнения действий и процедур в организации учебно-воспитательного процесса, в частности, в поиске наиболее оптимальных решений по выбору тем и содержания творческих разработок. Дается авторское понятие «готовности» к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности, которое нами определяется, как способность разрабатывать план выполнения творческого проекта, раскрыть проблемную ситуацию и сформулировать проблему проекта, найти или выбрать оптимальную идею решения проблемы, выполнить, изготовить модель, образец инновационного объекта, составить аргументированный ответ и презентацию о выполненной творческой работе. Дано описание структуры теоретической модели системы формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности состоящей из девяти функционально-содержательных блоков, каждый из которых имеет свое локальное предназначение, цели и ценности.
Ключевые слова: теоретическая модель, педагогическая система, готовность к творческой профессионально-ориентированной деятельности, центры детского творчества, система дополнительного образования

Simulation of the system of developing the students’ readiness to engage in creative profession oriented project activity within the supplementary education system

Lisovskaya Anna Igorevna
post-graduate of Samara State Transport University
Ovchinnikova Lyudmila Pavlovna
Doctorate in Pedagogy, Samara State Transport University
Mikhel’kevich Valentin Nikolaevich
Doctorate in Engineering, Academician of International Academy of Pedagogical Education

Abstract: The paper introduces a theoretical model of the pedagogical system aimed at developing the students’ readiness to engage in creative profession oriented project activity at the centers of children’s and youth arts within the supplementary education system. The emphasis is placed on its urgency, theoretical value and practical importance. The theoretical model is to serve as the algorithm and navigator enabling the specialists of the supplementary education system to constantly monitor the teaching and educational process in order to find the best possible solutions with regard to the choice of the subject matter and the content of creative developments. The authors suggest their own notion of “the readiness” to engage in creative profession oriented project activity, which is defined as the person’s ability to develop a plan of implementing the creative project, to reveal a problem and formulate it, to find an optimal idea of solving the problem, to produce a pattern of the innovative object and, finally, to submit a clear, convincing and well-argued presentation. The structure of the theoretical model is described; it contains nine functional blocks each of which has its local mission, goals and values.
Keywords: theoretical model, pedagogical system, the readiness to engage in creative profession oriented project activity, the centers of children’s and youth arts, supplementary education system

Введение

Одной из главнейших задач модернизации современного образования в России является развитии гибкости и мобильности дополнительного образования, в структуру которых и входят центры детского творчества. Основная задача центров детского творчества состоит в разработке специальных программ, нацеленных на работу детьми, в использовании при их реализации самых современных информационных и иных технологий обучения, позволяющих выявлять и развивать задатки и способности учащихся, развитие лидерских качеств, формирования социальных компетенций, позволяет обеспечить условия для формирования готовности к творческой  профессионально-ориентированной и проектной деятельности и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью сверстников, родителей в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Таким образом, социально-дидактическая проблема формирования у учащихся центров технического творчества системы дополнительного образования готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности является весьма актуальной и своевременной. Развитие и формирование готовности учащихся к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности осуществляется за счет разработанной авторами инновационной педагогической проектной технологии, описанной[1,2].

Цель исследования

Основополагающим методологическим подходом при создании и реализации проектной технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности явился системный подход. Этот подход, в свою очередь, обусловил необходимость разработки теоретической модели системы формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности в процессе перманентного выполнения ими творческих проектов.

Готовность к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности нами определяется как способность: разрабатывать план выполнения творческого проекта; раскрыть проблемную ситуацию и сформулировать проблему проекта; найти или выбрать оптимальную идею решения проблемы; выполнить, изготовить модель, образец инновационного объекта; составить аргументированный ответ и презентацию о выполненной творческой работе [3].

В зарубежной и отечественной педагогической литературе содержится ряд определений понятия «моделирование», авторы которых трактуют его либо как метод исследования объектов на моделях аналогах определенного фрагмента природной или социальной направленности, либо как процесс построения и изучения модели реально существующих предметов, объектов и явлений. Так, например, В.П. Беспалько характеризует моделирование как «метод опосредованного познания при помощи естественных или искусственных систем, которые способны в определенном отношении замещать изучаемый объект и давать о нем новые сведения» [4,с.276]. В свою очередь, Т. Новацкий определяет моделирование как «метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуются непосредственно не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная или искусственная система (квазиобъект), находящийся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [5, с. 113]. Близкие к этим определения понятия содержатся также в работах М.К. Мамардашвили, К. Ингенкампа ,Э.Г. Юдина.

Из рассмотренных выше определений видно, что моделирование осуществляется с помощью модели. При этом модель – это «такая мысленно представленная и материально реализуемая система, которая отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [6,с.42]. Моделирование как один из теоретических методов педагогического исследования, «помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, показывает пути их более целостного описания, намечает более полные связи между компонентами, открывает возможности для создания более целостных квалификаций» [7,с.111].

Целям проводимого нами исследования наиболее полно соответствует определение, данное Г.П. Щедровицким, который называет моделью « прототип ориентированного в будущее действия», считая, что «модель – это высокоспециализированные части нашего технического оснащения, специфические функции которых состоят в создании будущего… Модель не просто некоторая сущность, а скорее способ действия, который представляет эту сущность. В этом смысле модели – это воплощение целей и, в тоже время, инструмент осуществления этих целей. Модель одновременно учитывает цель и гарантирует ее реализацию» [8,с.79].

При разработке моделей и их использовании в организации процесса в формирования готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности у учащихся в центрах детского творчества системы дополнительного образования следует ориентироваться на их следующие важнейшие характеристики:

- между моделью и оригиналом имеются отношения сходства (соответствия адекватности), форма которых явно выражена и точно зафиксирована;

- модель в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта (при соблюдении условия репрезентативности);

- изучение модели позволяет получить информацию об оригинале (условие экстраполяции)[9,10].

Опираясь на рассмотренные выше теоретические определения и практические рекомендации, нами была разработана обобщенная модель системы формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности (рис.1).

Рис.1. Теоретическая модель системы формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности

На рисунке видно, что теоретическая модель системы формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности содержит девять взаимосвязанных блоков, начиная с блока целеполагания и заканчивая результатами сформированная готовность учащихся к творческой профессионально-ориентированной деятельности [11,12,15].

Каждый из этих блоков имеет свою ценность, функцию и локальную цель.

Звено 1 – целеполагание – сформировать у учащихся готовность к творческой профессионально-ориентированной деятельности. Это глобальная цель, которая стоит перед всей системой дополнительного образования и в частности перед каждым центром творчества, технического творчества.

Звено 2 - выбор тематики и содержания творческих проектов, которые выбирают сами учащиеся согласно своим интересам, потребностям, возможностям, а также согласуются с техническими и информационно-дидактическими возможностями центров технического творчества системы дополнительного образования.

Звено 3 - проектная технология деятельности, которая используется при формировании готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности в центре творчества дополнительного образования.

Звено 4 - критерии и диагностический инструментарий измерения оценки уровня сформированности у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности. Требования к уровню сформированности готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности.

Звено 5 - Учащиеся – субъекты образовательного процесса

Звено 6 - «процедура контроля», содержит методику процесса проведения эксперимента по оценке уровня сформированности у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности. Результаты выполнения этих процедур могут иметь два варианта:

- если уровень сформированности у учащегося готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности соответствует установленным требованиям, то результаты признаются положительными ( звено 9);

- если уровень сформированности у учащегося готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности окажется ниже, то учащийся должен  произвести самокоррекцию, т. е дополнительно поработать для достижения требуемой цели (звено 7).

Если же результата не достигает значительная часть учащихся, то необходимо либо скорректировать технологический процесс, либо позаботиться об улучшении организационно-методического обеспечения (звено 8).

Вывод

Разработанная теоретическая модель системы формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности  может представлять интерес для руководителей и преподавателей дополнительного образования центров детского технического творчества системы дополнительного образования. Использование теоретической модели педагогами и руководителями кружков и лабораторий детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара подтвердили ее практическую значимость и эффективность. Кроме того, она является для разработчиков аналогичных систем алгоритмом и навигатором в определении семантической последовательности разработки отдельных элементов системы, характера и уровня связей между ними, она позволяет выявить влияние каждого из элементов системы на устойчивость всей системы, а также в силу своей наглядности способствует холистатическому восприятию самого процесса формирования у учащихся готовности к творческой профессионально-ориентированной деятельности [13,14].


Список литературы

1.Кравцов П.Г., Михелькевич В.Н. Традиции и инновации в оценивании результатов функционально-ориентированной подготовки выпускников технических вузов//Новая стратегия оценивания учебной деятельности: сб. науч.статей. Самара: СамГТУ,АСИ,2016.С.343-348.
2. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 138-141. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1361/ (дата обращения: 15.07.2018).
3. Лисовская А.И., Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. Центр детского и юношеского творчества – связующее звено системы непрерывного образования «школа-вуз»//Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики. Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. Под общей редакцией Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. 2017. - С. 44-47
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии /В.П.Беспалько – М.: ИРПОМО РФ,1995. – 336с.
5. Новацкий Т. Основы дидактики профессионального обучения/Т. Новацкий. – М: Высш.шк., 1979. – 284с
6.Штофф В.А. Роль модели в познании/В.А.Штофф.-Л.,1963. –287с.
7.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект/Ю.К. Бабанский. – М.:Педагогика, 1982. –197с.
8.Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. М.: Касталь,1993. – 412с
9.Краевский В.В. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2001. –321с.
10. Михелькевич В.Н., Мякинькова С.Н. Теоретическая модель педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов-будущих специалистов по связям с общественностью//Самарский научный вестник.2017.Т.6,№2(19) - С.223-237.
11. Овчинникова Л.П. Теоретические модели управления самостоятельной работой студентов-заочников//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11) - С. 210-213.
12. Берестенникова М.В. Модель формирования готовности к творческой самореализации будущего бакалавра педагогического образования// Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4 (22). - С.186-191.
13. Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. Проектирование: технологии обучения: учеб. пособие.- Самара СГАСУ,2014 - 104с.
14.Рахматуллин Р. Ю. Научная теория как система // Молодой ученый. - 2016. №2. - С. 982-985. — URL https://moluch.ru/archive/106/25204/ (дата обращения: 26.07.2018).
15. Чугунова С.В., Овчинникова Л.П. Формирование готовности к научно-техническому творчеству студентов транспортного вуза// Совершенствование системы подготовки кадров в высшем учебном заведении: проблемы и перспективы развития Сборник научных статей. Гл. ред. В. М. Кривчиков. Гродно, 2017. - С. 88-89.

Расскажите о нас своим друзьям: