Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 37.013.32

Дата публикации 21.11.2017

Исторический аспект возникновения дополнительного образования взрослых в Германии

Вьюгова Светлана Александровна
Магистрант, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов
Капичникова Ольга Борисовна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогики. Раскрывается исторический аспект возникновения дополнительного образования взрослых в Германии. Рассматривается андрагогическая мысль в историческом аспекте.
Ключевые слова: Исторический аспект, взрослые, андрагогика, дополнительное образование

The historical aspect of the emergence of additional education of adults in Germany

Lugova Svetlana Aleksandrovna
Undergraduate, Saratov state University. N. G. Chernyshevskogo, Russia, Saratov
Kapichnikova Olga Borisovna
The candidate of pedagogical Sciences, Professor, Department of pedagogy, Saratov state University. N. G. Chernyshevskogo, Russia, Saratov

Abstract: The article is devoted to an actual problem of modern pedagogy. Reveals the historical aspect of the emergence of additional education of adults in Germany. Considered adragogical thought in historical perspective.
Keywords: Historical aspect, adult, andragogy, additional education

В наше время нельзя представить человека, не осознающего необходимость в профессиональном и личностном саморазвитии. Современный человек стремится обучаться постоянно чему-то новому. Дополнительное образование играет значительную роль в системе образования многих стран. Число участников такого образовательного процесса постоянно растет.  Большое значение дополнительному образованию взрослых уделяет Германия. В этой стране много учреждений, кафедр, институтов и других заведений, занимающихся этим направлением.

Концепция западноевропейского дополнительного образования взрослых заключается в процессе обучения в течении всей жизни, которое получает различную трактовку такую как: непрерывное образование, продолженное образование, возобновленное образование, которое обладает следующими характеристиками — адаптивность, разнообразие, эффективность, качество[1].

В зарубежном опыте было несколько практических и теоретических этапов обучения взрослых. Первый этап развития практики дополнительного образования взрослых начинается с середины 30-х годов 19 века. Во многих странах Европы  в это время активно развивается промышленное производство и происходят социальные преобразования, что вызывает непредвиденное приобретение новых умений и опыта взрослых людей. В Германии в начале 19 века впервые появилось понятие «андрагогика», которое вызвало неподдельный интерес у ученых. Именно немецкий историк педагогики А. Капп в1833 году ввел в науку этот термин[2].

Андрагогика формулирует и воплощает в жизнь образовательные цели взрослых людей, помогает приобретать общие и профессиональные знания, формирует нравственные ориентиры. Дополнительное образование взрослых делает реальным обучение в течение всей жизни[3].

Следует отметить, что в истории культуры идея непрерывного образования возникла ещё в эпоху Аристотеля и Платона. Обосновал теоретически эту идею впервые великий чешский педагог и мыслитель Я.А. Коменский, который в своей работе определил дидактику как теорию обучения «всех всему». В дополнительном образовании взрослых нашли отражение идеи пожизненной незавершенности образования для взрослого человека, то есть существует необходимость постоянного пополнения знаний[2].

В настоящее время в Германии система дополнительного образования — одна из наиболее эффективных во всем мире. Ее возникновение и развитие было неслучайным и постепенным. Причины ее появления заложены в поэтапном развитии самой страны и развитии системы образования в Германии.

В Германии дополнительное образование взрослых имело значение, «народное образование», так как у взрослого человека возникла необходимость учиться чему-то новому. Такое образование начинало историю своего развития с 1800 по 1870 год. В этот период были заложены основы его дальнейшего развития. В 1871 году были основаны «Общества за распространение народного образования», которые повышали уровень образованности населения.

В 1899 году произошло основание «Союза народных курсов преподавателей вузов немецкого государства», который располагался в Берлине, Дрездене и Франкфурте-на-Майне в период с 1904 года по 1912 год. Это было самое крупное европейское объединение, предназначенное для дополнительного образования взрослых в то время.

В становлении системы дополнительного образования взрослых в Германии важную роль сыграли немецкие университеты. В конце 19-го века во многих университетах и технических высших школах немецких земель стали организовывать комитеты для того, чтобы создавать «народные курсы в высших заведениях». Дополнительное образование взрослых развивалось в этот период как профессиональное[4].

Во второй половине 19-го века в России и за рубежом появляется множество опубликованных работ общественных деятелей и мыслителей, которые организуют разные формы просвещения для народа. Именно в Германии возникла идея возможности дополнительного образования взрослых для всех обычных людей, а не только для высшего сословия, которые хотят получить знания как в профессиональной области, так и в области культуры. В конце 19-го века понятие «обучение взрослых» получило статус самостоятельного научного понятия.

В настоящее время современное дополнительное образование взрослых за границей является интенсивно развивающимся направлением в науке. Дополнительное обучение взрослых в современном мире влияет на социальный и экономический рост уровня жизни людей и всей страны в целом, уровень образования и культуры. Важный фактор, который побуждает к развитию этого направления в образовании — это демографические изменения в современном обществе.

В Германии дополнительное образование взрослых нашло широкий отклик как у населения, так и у исследователей этой проблемы[5].

Такое образование основывается на знаниях, опыте, навыках, приобретенных при получении своего первого образования. Возобновленное или продолженное обучение осуществляется уже работающими людьми в этой стране.

В современном мире дополнительное образование взрослых в начале 21-го века является драйвером развития общества. Это приводит к поиску новых подходов в обучении взрослых людей. Из всего этого следует, что система дополнительного образования взрослых заслуживает более глубокого и детального рассмотрения. Во всех развитых странах изучается проблема дополнительного образования взрослых. Россия не является исключением.

Изучение и осмысление истории возникновения дополнительного образования взрослых в Германии может быть полезно для дальнейшего развития учреждений Российской Федерации, которые находятся в процессе модернизации системы высшего образования, предполагающего формирование учебной мотивации, повышение эффективности и качества образовательного процесса (6,7,8).

Существующие формы дополнительного образования взрослых нуждаются в осмыслении,  в разработке новой методической базы и методологической основы. Немецкая система дополнительного образования взрослых внесла огромный вклад в развитие мировой педагогической науки.


Список литературы

1.Кравченко, В.В. Сопоставительный анализ отечественного и западноевропейского дополнительного профессионального образования / В.В. Кравченко, - М., 2012. - с.11.
2.Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
3.Олейникова, О.Н. Обучение в течение всей жизни и профессиональное образование / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Н.М. Аксенова. - М.: Редакционно - издательский отдел Тверского колледжа им. Коняева, 2009. - 131 с.
4.Тихаева, В.В. Основные исторические этапы развития образования взрослых в Германии до 40-х годов 20-го века / В.В. Тихаева // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докл. 5-ой междунар. науч. заоч. конф. - Липецк: изд. центр «Гравис», 2010. - Ч.1. - с. 69-73.
5.Валькова, Н.А.Образование взрослых в Германии //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы 4 междунар. научн. конф, (г. Уфа, ноябрь, 2013 г.).- Уфа: Лето, 2013. - с. 210-212.
6.Дидусенко Е.Н., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 37-39.
7.Капичников А.И. Формирование мотивации учебной деятельности в системе «лицей – университет». Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Саратов, 2000
8.Капичников А.И., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях бакалавриата и магистратуры вуза. В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. С. 122-134.

Расскажите о нас своим друзьям: