Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 159.923.2

Дата публикации 27.12.2017

Факторы развития самооценки у подростков из секции спортивных единоборств

Пушкова Анна Владимировна
обучающаяся 4 курса направления подготовки 37.03.01 «Психология», Таврическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В статье автор рассматривает, каким образом социально-психологические детерминанты, такие как групповая сплоченность спортивного коллектива и стиль руководства тренера влияют на самооценку подростков, занимающихся спортивными единоборствами.
Ключевые слова: самооценка подростков, спортивная деятельность, педагогический стиль тренера, сплоченность тренировочной группы

Factors for the development of self-esteem in adolescents from the section of sports martial arts

Pushkova Anna Vladimirovna
4-year student, directions of education 37.03.01 "Psychology", Taurida Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Russia, Simferopol

Abstract: In the article, the author examines how socio-psychological determinants, such as the cohesion of a group of sports teams and the style of the coach's leadership, affect the self-esteem of adolescents participating of sports martial arts.
Keywords: self-esteem of teenagers, sports activity, pedagogical style of the trainer, cohesion of the training group

Несмотря на то, что в психологической науке проблема самооценки имеет широкое обсуждение, и по данной проблематике собран значительный теоретический и экспериментальный материал (Р. Бернс, Л. В. Бороздина, У. Джеймс, А. В. Захарова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и другие), развитие самооценки подростков в различных современных условиях и группах не теряет своего прикладного значения. Роль активного, здорового и спортивного образа жизни в формировании нового поколения крайне важна при росте тенденций гиподинамии, погруженности современных молодых людей в «виртуальный» мир. Понимание особенностей и детерминант развития самооценки подростков из спортивных секций в таком контексте приобретает значение для формирования позитивной Я-концепции взрослеющего человека, коррекции самооценки подростков и привития им позитивного самоотношения через здоровый образ жизни.

Цель и задачи – выявить и описать характеристики самооценки подростков-единоборцев, рассмотрев её социально-психологические детерминанты.

Для реализации цели в 2016-2017 годах было проведено пилотажное эмпирическое исследование. В нем приняли участие 4 тренировочные группы 20 подростков-спортсменов КЦБИ «Лайф Спорт» города Симферополя, занимающихся тхэквондо, и 4 их тренера. Участники выполняли задания методик: 1) методика выявления уровня самооценки Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, 2) методика на определение индекса групповой сплоченности К. Э. Сишора «Психометрический тест К. Э. Сишора», 3) методика «Оценка уровня демократизации управления по стилевым характеристикам», 4) методика «Склонность к определенному стилю руководства» Е. П. Ильина. Измерялось всего 15 параметров, включавших самооценку подростков-спортсменов, их восприятие отношений в тренировочных группах сверстников и оценку тренерами своего педагогического стиля тренировочной работы с подопечными. Характеристики межличностных отношений подростков-спортсменов рассматривались нами как возможные детерминанты развития самооценки подростка в спортивных единоборствах. Для анализа данных был проведен факторный анализ по методам «каменистой осыпи» и Варимакс вращений, а также регрессионный анализ.

Изучение самооценки подростков-единоборцев показало, что наивысшими баллами они оценили свое здоровье (средний показатель шкалы равен 84,35), свои достижения в спорте (77,95), свой авторитет у сверстников (74,9). Ниже они оценивают силу своего ума и способности (65,5), характер (63,15), свою внешность (63,15) и уверенность в себе (69,3). Наименьшими баллами подростки-спортсмены оценили своё умение много делать своими руками (59,85).

Все 4 тренера юных единоборцев придерживаются демократического стиля руководства (средние показатели по стилям руководства авторитарного – 6,75 баллов, демократического – 9,25, либерального – 2). В трех тренировочных группах высокий уровень сплоченности (индекс сплоченности равен от 15,4 до 16,4 баллов). Эти группы по уровню развития можно рассматривать как коллективы. В четвертой тренировочной группе уровень сплоченности выше среднего (15 баллов).

Для анализа данных был проведен факторный анализ по методу «каменистой осыпи», представленный на рис. 1.

Рис. 1. Каменистая осыпь факторов самооценки и межличностных отношений подростков-спортсменов

Исходя из полученного графика, можно говорить о значимой детерминации вариативности изучаемых переменных 4-мя факторами, веса которых превышают единицу. С учетом этого проведен факторный анализ показаний по методу Варимакс вращений с выделением 4 факторов. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Факторные нагрузки самооценки и показателей межличностных отношений подростков-спортсменов

  Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Я в спорте -0,097 0,093 0,920 0,069
Ум, способности 0,390 0,554 0,085 0,195
Характер 0,128 -0,753 0,350 -0,080
Авторитет у сверстников -0,339 0,714 0,278 -0,047
Умение много делать своими руками 0,411 0,066 -0,634 0,504
Внешность 0,105 0,216 -0,043 0,845
Уверенность в себе 0,116 0,887 0,261 0,156
Здоровье 0,138 0,509 0,619 0,038
Психометрический тест Сишора -0,201 -0,588 0,013 0,552
Индекс сплоченности Сишора -0,512 -0,124 -0,647 0,298
Демократичность по методике ОУДУпСХ -0,975 -0,059 -0,019 -0,090
Авторитарность по методике ОУДУпСХ 0,975 0,059 0,019 0,090
Авторитарность по методике СкОСР 0,919 -0,042 0,103 -0,153
Демократичность по методике СкОСР -0,978 0,029 0,003 0,047
Либеральность по методике СкОСР 0,908 0,003 -0,225 0,186
Expl.Var 5,333 2,860 2,387 1,514
Prp.Totl 0,356 0,191 0,159 0,101

Примечание: жирным курсивом обозначены статистически значимые связи

Данный метод показал, что Фактор 1 отмечен высокими нагрузками на переменные, связанные с оценкой тренерами своего стиля руководства при подготовке спортсменов-единоборцев. Наблюдается, что при авторитарном и либеральном стилях руководства у спортсменов-подростков снижается самооценка своего авторитета у сверстников и удовлетворенности коллективом, в котором они тренируются, а также, в целом, характеристики групповой сплоченности. Иначе говоря, при авторитарном и/или либеральном стиле руководства тренера, спортсмены-подростки ощущают дискомфорт от нахождения в таком коллективе, они не ощущают свою значимость и, в целом, такой коллектив разобщён, но на оценку подростком своих спортивных достижений это значимо не влияет.

Фактор 2 отмечен высокими нагрузками на переменные, связанные с самооценкой подростков-спортсменов по шкалам «Характер», «Авторитет у сверстников» и «Уверенность в себе». Другими словами, подростки-спортсмены воспринимают свои черты через призму отношений с другими подростками, и чем выше у них авторитет среди сверстников, тем более они уверенны в себе, но тем слабее оценивают они проявления своего характера. Это можно интерпретировать в контексте возрастных тенденций развития и только формирующейся рефлексивности. Вероятно, спортивная деятельность не оказывает здесь сильную роль.

Фактор 3 отмечен высокой нагрузкой на переменную, связанную с самооценкой подростков-спортсменов по шкале «Я в спорте». Это говорит о том, что оценка подростков себя в спортивной деятельности, своих достижений в ней является значимой, и дополнительно подтверждает постановку проблемы нашего исследования и экологическую валидность предложенной нами дополнительной шкалы.

Фактор 4 отмечен высокой нагрузкой на переменную, связанную с самооценкой подростков-спортсменов по шкале «Внешность». Это свидетельствует о том, что с возрастом для подростков-спортсменов внешность становится важнее, также она выступает дополнительным мотивом спортивных единоборств. Например, одобрение тренером внешности подростка, его похвала, обращение внимания на то, как выглядят мускулы на руках у подростка-спортсмена важно для формирования самооценки ребенка.

Для выявления степени влияния различных факторов на оценку своих достижений в спорте подростков-спортсменов был проведен регрессионный анализ. Он позволил составить регрессионные уравнения и выявить тенденции изменения самооценки обследуемых в спортивной деятельности при изменении других социально-психологических характеристик обследуемых.

Таблица 2. Регрессионный анализ параметров самооценки подростков-единоборцев

Regression Summary for Dependent Variable: «Я в спорте»R= 0,818 R?= 0,669 Adjusted R?= 0,477

 

F(7,12)=3,477  p<0,028

Std.Error of estimate: 7,1016

Beta Std.Err. B Std.Err. t(12) p-level
Intercept     60,49 32,32 1,87 0,008
Ум, способности 0,16 0,20 0,14 0,17 0,80 0,43
Характер 0,11 0,22 0,08 0,17 0,48 0,63
Авторитет у сверстников -0,04 0,27 -0,03 0,21 -0,16 0,86
Умение много делать своими руками -0,60 0,22 -0,76 0,28 -2,68 0,019
Внешность 0,25 0,20 0,21 0,17 1,23 0,24
Уверенность в себе -0,17 0,42 -0,12 0,31 -0,40 0,69
Здоровье 0,62 0,29 0,54 0,25 2,13 0,05

Примечание: жирным курсивом обозначены статистически значимые связи

Регрессионный анализ показал, что 47,7 % подростков-спортсменов тем выше оценивают свои достижения в спорте, чем более здоровыми они себя чувствуют, и чем ниже оценивают свои способности, что-то делать своими руками. Это говорит о том, что подростки-спортсмены компенсируют чувство того, что они не умеют много делать своими руками тем, что у них есть какие-либо достижения в спорте и, соответственно, чтобы быть успешными в спортивной деятельности, они должны быть здоровыми и сильными.

Таблица 3. Регрессионный анализ оценок межличностных отношений

Regression Summary for Dependent Variable: «Я в спорте»R= 0,020 R?= 0,0004 Adjusted R?= 0,176

 

F(1,18)=0,00762 p<0, 03692

Std.Error of estimate: 8,9118

Beta Std.Err. B Std.Err. t(18) p-level
Intercept     79,84 21,77 3,66 0,001
Психометрический тест Сишора -0,02 0,23 -0,12 1,38 -0,08 0,931
Индекс сплоченности Сишора -0,46 0,20 -8,81 3,90 -2,25 0,036
Демократичность по методике ОУДУпСХ 0,05 0,23 0,50 2,01 0,24 0,806
Авторитарность по методике ОУДУпСХ -0,058 0,235 -0,50 2,015 -0,25 0,807
Авторитарность по методике СкОСР -0,032 0,235 -0,21 1,52 -0,13 0,891
Демократичность по методике СкОСР 0,110 0,234 0,52 1,10 0,471 0,643
Либеральность по методике СкОСР -0,25 0,228 -3,40 3,088 -1,10 0,285

Примечание: жирным курсивом обозначены статистически значимые связи

Лишь 17,6% подростков-спортсменов выше оценивают свои достижения в спорте при низкой групповой сплоченности в командах, в которых они тренируются. Для остальных 82,4 % обследованных подростков-единоборцев для повышения самооценки своих достижений в спорте важна групповая сплоченность в тренировочных командах. Это может говорить о том, что, возможно, эти подростки-спортсмены расценивают партнеров по команде как своих соперников или конкурентов. И чем менее они близки с ними, тем более полно они могут выкладываться, работая в парах с ними, и более агрессивно могут работать с ними в спаррингах.

В ходе эмпирического исследования установлено, выявлены значимые факторы самооценки достижений в спорте подростков-единоборцев. К ним относятся социально-психологические факторы тренерского стиля руководства и внутриличностные, связанные с самооценкой своего характера и умений, внешности. Стиль руководства тренера и групповая сплоченность спортивного коллектива являются важными факторами, которые влияют на развитие самооценки подростка-единоборца. Тенденции подросткового возраста таковы, что подростки воспринимают свои черты через призму отношений со сверстниками, и чем выше у них авторитет среди сверстников, тем более они уверенны в себе. При авторитарном и/или либеральном стиле руководства тренера, спортсмены-подростки не ощущают свою значимость, они ощущают дискомфорт от нахождения в таком коллективе, и, в целом, такой коллектив разобщён.

Выявлено, что большинство подростков-спортсменов выше оценивают свои достижения в спорте при высокой групповой сплоченности своих спортивных коллективов, которой можно добиться демократичным стилем руководства, и при повышении самооценки своего здоровья на фоне снижения оценки своих других умений. Указанные детерминанты самооценки необходимо учитывать в педагогическом процессе тренировочной деятельности.


Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
3. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.
4. Столин В. В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.
5. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. - 208с.
6. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977.– 144 с.

Расскажите о нас своим друзьям: