Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 37

Дата публикации 27.12.2017

Формирование профессиональной направленности старших школьников в образовательном процессе средней школы: результаты эмпирического исследования

Ледовская Ольга Николаевна
магистрант кафедры философии и психологии, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

Аннотация: В данной статье представлен уровень формирования профессиональной направленности старших школьников в образовательном процессе средней школы. Автором приведены результаты эмпирического исследования по трем методикам: Методика К. Замфир в модификации Л. Реана («Мотивация профессиональной деятельности»); Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна; Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (модификация А.А. Азбель).
Ключевые слова: профессиональная направленность, результаты эмпирического исследования

The formation of professional orientation of senior pupils in educational process at secondary schools: the results of empirical research

Ledovskaya Olga Nikolaevna
undergraduate department of philosophy and psychology, Voronezh state University, Russia, Voronezh

Abstract: The article discusses the level of formation of professional orientation of senior pupils in educational process of high school. The author cites the results of an empirical study on three techniques: the Technique by K. Zamfir in modification of L. Reana ("Motivation of professional activity"); Methodology "Anchor career" E. Shane; the Technique of "Differential-diagnostic questionnaire" E. A. Klimov (modification of A. A. Azbel).
Keywords: professional directivity, the results of empirical research

Проблема формирования профессиональной направленности  старших школьников средней общеобразовательной школы на сегодняшний день остается актуальной. Под профессиональной направленностью понимают — интегративную характеристику личности, в которую включены интересы, профессиональные и ценностные ориентации, идеалы, установки, мотивы и отношения. Выраженная заинтересованность к данной проблеме, как процесса профессионального выбора и самореализации в нем, обусловлена практическим запросом, который сформировался в ситуации экономических преобразований, существующих в России. В связи  с модернизацией системы образования в России, на первый план поставлена задача: создать необходимые  условия для формирования профессиональной направленности  школьника, который будет жить в современном обществе, преобразовывая его, принимая самостоятельно верные решения, постепенно самореализовываясь в различных сферах и в профессиональной деятельности.

Именно поэтому период профессионального выбора свойственен старшему школьному возрасту. Ему присуще самоактуализация, саморазвитие и принятие  решений, которые определят его будущую жизнь. Это является одной из основ выбора учащимися качественного образования, которое будет соответствовать их потребностям и возможностям.

В настоящее время, что большая часть выпускников средней общеобразовательной школы осуществляют выбор профессии неосознанно и  затем не работают в той или иной профессиональной сфере, уже  на старших курсах, они понимают совершившую ошибку в профессиональном и карьерном выборе. Следовательно, у таких школьников изначально нет сформировавшихся навыков карьерного целеполагания и планирования профессиональной деятельности, снижена мотивация к обучению и получению знаний, но прежде всего у них нет понимания смысла будущей профессии и карьерного пути в жизни. В предлагаемой статье описаны результаты исследования уровня формирования профессиональной направленности  старших школьников в образовательном процессе средней школы.

Для определения уровня формирования профессиональной направленности  старших  школьников в образовательном процессе средней школы, мы провели исследование на базе МБОУ Средней общеобразовательной школы № 62.  Испытуемыми стали учащиеся 9 класса в составе 15 человек (14-15 лет). Исследование происходило по следующим методикам:

1.Методика К. Замфир в модификации Л. Реана («Мотивация профессиональной деятельности») [1].

2.Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна [2].

3.Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (модификация А.А. Азбель) [3].

В итоге у нас получились следующие результаты:

1. Методика К. Замфир в модификации Л. Реана («Мотивация профессиональной деятельности») (рис. 1)

Рис. 1 Мотивация профессиональной деятельности

По результатам методики, можно сделать вывод о том, что чем оптимальнее  мотивационный комплекс старшего школьника,  чем более активность школьника мотивирована самим содержанием его деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем ниже мотивационный комплекс старшего школьника, тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

2. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна.

По результатам методики Э. Шейна (представление старших школьников о будущей карьере) можно выделить три уровня выраженности карьерных ориентаций:

1.Высокий уровень:

менеджмент — 8,49 балла;

предпринимательство — 8,45 балла;

интеграция стилей жизни — 8,38 балла;

автономия — 8,17 балла.

2.Средний уровень:

стабильность -7,23 балла;

служение — 7,18 балла;

вызов — 7,10 балла.

3.Низкий уровень: профессиональная компетентность — 5,15 балла.

В итоге, карьерные якоря старших школьников имеющие, высокий уровень выраженности относятся к стереотипно успешным карьерным ориентациям в восприятии школьников, поскольку именно предпринимательство, управление и независимость ассоциируются с успехом, достижениями и престижностью. Но у школьников нет осознания того, что деловой успех во многом определяется профессиональными достижениями и опирается на развитие профессиональных компетенций: карьерный якорь «профессиональная компетентность» оказался не просто на последнем месте, а с определенным отрывом от остальных.

3.«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (модификация А.А. Азбель) (рис. 2)

Рис. 2 Классификация профессий

Исходя из полученных результатов на диаграмме видно, что большинство школьников относятся к типу «человек-человек». Это профессии, в которых основной труд сводится к самосовершенствованию, и деньги человек получает за демонстрацию того, что в итоге получается. Таких профессий немного, зато их представители часто находятся на виду у широкой публики. Для успеха в таких профессиях необходим высокий природный уровень задатков и способностей в конкретной сфере, желание и готовность демонстрировать себя, работая «на публику», а также тяга к самосовершенствованию, преодоление внешних и внутренних ограничений.

На основании полученных результатов, мы будем разрабатывать и успешно апробировать в средней школе программу  формирования профессиональной направленности у старших школьников в образовательном процессе средней школы – «самоопределение: личность и профессиональный выбор». Основным замыслом и идеей авторского подхода заключаются в принципиальной возможности еще при обучении в школе освоить современные психологические подходы к достижению успеха: личностного, профессионального, карьерного, жизненного в целом.


Список литературы

1. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. – СПб., 1999. – с. 235-237.
2.Садон Е. В., Могилѐвкин Е. А. Профессиональные компетенции как психологический фактор становления карьеры будущего специалиста // Высшее образование сегодня, № 10. – 2008. –109с.
3.Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. – Питер, 2004. – 224 с.

Расскажите о нас своим друзьям: