Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №01 (16) Январь 2020

УДК 33

Дата публикации 08.01.2020

Разработка стратегий регулирования трудовых отношений в сфере туризма в соответствии с равноправных мировых стандартов

Тумех Бушра
Аспирант по направлению-экономика, Московский Педагогический Государственный Университет, boushra.toumeh@hotmail.com

Аннотация: В качестве предложения по упреждающему управлению в этой области в данной статье анализируется, как можно инициировать стратегии для конкретных действий по продвижению «достойного труда» в этом секторе на местном уровне и постепенно на глобальном уровне. Эта стратегия состоит из реализации программы адаптации кодексов поведения и минимальных стандартов работы, которые в настоящее время появляются в производственных секторах и в которых участвуют сто европейских и американских транснациональных корпораций. Общие аспекты этих кодов и стандартов будут описаны для выделения ключевых параметров ставок, которые благодаря их прогрессивному влиянию будут способствовать созданию более справедливых условий труда в мировой индустрии туризма. Для реализации этих кодексов стратегическим процессом внедрения будет разовое партнерство между профсоюзами и НПО на местном уровне при поддержке региональных и глобальных структур. Также будут описаны основные проблемы адаптации к мировому туристическому сектору.
Ключевые слова: туризм, стратегия, работа, достойный, стандарт, труд, права

Developing strategies for organizing business relations in tourism according to equitable global standards

Toumeh Boushra
Postgraduate Student in Economics, Moscow State Pedagogical University.

Abstract: As a proposal for proactive management in this area, this article analyzes how strategies for concrete actions could be initiated for the promotion of "decent work" in this sector, at a local level, and progressively at a global level. This strategy consists of the implementation of a program of adaptation of codes of conduct and minimum standards of work currently emerging in the manufacturing sectors and involving a hundred European and American multinationals. The common dimensions of these codes and standards will be described to highlight key staking parameters that, through their progressive influence, would contribute to the creation of more equitable working conditions in the global tourism industry. For the implementation of these codes, a strategic implementation process would be one-off partnerships between unions and NGOs at local levels, supported by regional and global frameworks. The main challenges of adaptation to the global tourism sector will also be described.
Keywords: tourism, strategy, work, decent, standard, labor, rights


Введение:

Концепция глобализации, хотя она и открыта для многих определений, описывается как «обмен между народами на политическом, экономическом и культурном уровнях: равный или неравный обмен, порождающий международные отношения сотрудничества или конфликта». большая или меньшая взаимозависимость ". Концепция определяет вызов [3].

На заре третьего тысячелетия, хотя формируется действительно глобальная экономика и формируется глобальная культура, эта эра глобализации богата возможностями, но также таит в себе угрозы [1]. Фактически демократическая задача, которую она ставит перед собой, состоит в том, чтобы создать справедливую глобализацию, которая является важным фактором мира, процветания и безопасности для всех стран.

Решение этой проблемы глобализации заключается в установлении более демократического управления глобализацией, управления, при котором каждый участник должен действовать ответственно, как в отношении членов своего сообщества, так и в отношении более широкого сообщества. Но об этом отмечает МОТ в своем недавнем докладе «Справедливая глобализация: создание возможностей для всех» [2].

Рассматривая глобализацию уже не узко, ориентируясь исключительно на рынки, а в более широком смысле, принимая во внимание главным образом чаяния простых людей. Глобализация больше не должна быть исключительным делом советов директоров и советов министров: она должна отвечать потребностям каждого в сообществе, в котором они живут. Социальное измерение глобализации для отдельных людей - занятость, здравоохранение, образование - и многое другое. Именно так они воспринимают глобализацию в своей повседневной жизни и в своей работе. Это все их стремления к демократическому участию и материальному процветанию. Достижение этой цели осуществляется посредством действий на всех уровнях: она позволяет местным общинам лучше контролировать свою судьбу; сделать национальное «управление» более эффективным и прозрачным; применять справедливо глобальные правила, которые сами по себе; чтобы международные институты были более обеспокоены судьбой народа.

Для решения этой проблемы глобализации необходимо не только указать видение глобализации, которое мы хотим продвигать, и способ управления для ее достижения, но также концептуальные и практические средства для ее осуществления. Одним из таких способов является понимание различных проблем глобализации в форме, которая порождает конкретные действия. Становится возможным взять на себя ответственность за управление этими вопросами на местном уровне, но также, и прежде всего, разработать инициативы для поиска решений на этом уровне. Это приводит к вызову глобализации в плане продвижения глобальных общественных благ и международного сотрудничества не только между государствами, но и между многонациональными компаниями. Потому что глобальный характер определяется не только локально-глобальной осью действия, но и осью публично-частного характера. «В действительности глобальный характер можно рассматривать как аспект общественного характера, выходящий за пределы национальных границ, и, как таковые, глобальные общественные блага являются общественными в двух отношениях: в отличие от частного и национального»[2].

  • Глобальное общественное преимущество.

Концепции глобального общественного блага и международного сотрудничества находятся в диалогических отношениях. Как только станет понятно, что задача по продвижению глобальных общественных благ государствами и транснациональными корпорациями основана на взаимном сотрудничестве на благо наибольшего числа людей, мы увидим, как эти государства и компании сталкиваются с проблемами взаимодействия и оппортунистического поведения в их усилия международного сотрудничества для обеспечения этих товаров.

С этой точки зрения новые теоретические прорывы в политической экономии международного сотрудничества основаны, прежде всего, на следующих двух предпосылках: - государства и многонациональные предприятия действуют в соответствии со своими собственными интересами, поэтому они могут оказаться в конфликте интересов в соответствии с и - учитывая отсутствие глобального центрального органа, который бы налагал ограничения на реализацию этих интересов, межгосударственные соглашения или даже между компаниями основаны на добровольных саморегулируемых соглашениях с обеих сторон. Оттуда существует четкое различие между гармонией и сотрудничеством. С точки зрения сотрудничества, центральным вопросом тогда становится вопрос определения стратегий взаимности, которые являются оперативно эффективными для сторон. Эти стратегии требуют, чтобы эти объекты подлежали взаимному контролю и предусматривали корректирующие действия в случае несоблюдения. В конечном счете, эти стратегии взаимности основаны на надежном обмене информацией, который способствует сотрудничеству. В целом, взаимное предоставление информации является ключевым фактором успеха в международном сотрудничестве, поскольку оно позволяет взаимно корректировать политику и стандарты, которые приводят к результатам, отличным от известного статуса.

Достойный труд подытоживает чаяния людей на работе. Он объединяет различные элементы: возможность выполнения продуктивной и хорошо оплачиваемой работы; безопасность на рабочем месте и социальная защита семей; улучшение перспектив развития личности и социальной интеграции; свобода для людей выражать свои проблемы, организовывать и участвовать в принятии решений, которые влияют на их жизнь; равные возможности и обращение для всех женщин и мужчин.

Достойный труд должен быть в центре глобальных, национальных и местных стратегий экономического и социального прогресса. Он играет основополагающую роль в борьбе с бедностью и является средством достижения устойчивого развития на основе справедливости и интеграции ...

Задача международных организаций - это координация четырех основных стратегических задач: продвижение и внедрение стандартов и основополагающих принципов и прав на работе, расширение возможностей женщин и мужчин для обеспечения достойной занятости и доходов, расширение масштабов и эффективности социальной защиты для всех, поддержать трипартизм и социальный диалог[10].

Таким образом, концепция достойного труда появляется в качестве организационной концепции, которая обеспечивает МОТ «общей основой для действий по социально-экономическому развитию» и является средством достижения устойчивого развития на основе равенства. и включение.

Туризм и достойный труд.

  • Рост мирового туризма.

Хотя индустрия туризма всегда считалась крайне раздробленной, она является сектором экономической деятельности, который все чаще использует международное сотрудничество и партнерства для достижения своих коммерческих и социальных целей. В результате устойчивого развития, отличительной чертой туризма является то, что он постепенно строит связи за пределами своего собственного сектора, чтобы сформировать новые партнерства для обеспечения его развития и, возможно, развития принимающих сообществ.

С середины прошлого века туризм заметно вырос. По данным Всемирной туристической организации (ЮНВТО), доходы от международного туризма превысили 1451 млрд долларов США в 2018 году, в то время как на ее долю приходится около 7% мирового экспорта товаров и услуг и она занимает 4-е место после химической, автомобильной и нефтяной промышленности.

Рисунок 1.Экономический вклад туризма и путешествий в ВВП по всему миру 2006-2018. Источник: Статистика ЮНВТО

  • Неравное распределение мирового спроса.

В период с 1990 по 2019 год число прибывающих международных туристов увеличилось на 60%, причем в некоторых регионах темпы роста были намного выше. Однако в условиях такой быстрой глобализации туристического спроса становится очевидным неравномерное распределение между излучающей и принимающей зонами. Среди сильных районов эмиссии 90% туристов приезжают из крупных городских центров Европы и Северной Америки (север-север) и, в меньшей степени, из Японии, Тайваня, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. В настоящее время большинство развивающихся стран вносят очень незначительный вклад в эмиссию туристов, тогда как они представляют демографический вес, намного превышающий демографический вес в промышленно развитых странах Севера [9].

Эти данные позволяют определить проблему демократической глобализации для этого сектора, то есть с точки зрения обмена между отправляющей и принимающей странами, тогда как этот рост туризма с его потенциалом для получения местных экономических и социальных выгод является мощным рычагом для улучшения жизни условия нескольких туристических городов в развивающихся странах.

  • Местные преимущества туризма с точки зрения рабочих мест.

Условия, необходимые для туризма, чтобы внести свой вклад в развитие сообщества: создание местных экономических выгод, диверсификация экономической структуры, содействие расширению прав и возможностей местных сообществ и создание внутренних и внешних партнерских отношений. Что точнее?

Говорят, что туризм является важным генератором рабочих мест. По данным ЮНВТО, в нем было занято более 350 миллионов человек по всему миру (2018 год), но рабочие места, которые часто называют нестабильными, где есть низкоквалифицированные, низкооплачиваемые и часто незадекларированные, занимают должности местных гидов, водителей, горничных, домработниц и другие, в основном в промышленно развитых странах. В развивающихся странах от 13 до 19 миллионов молодых людей в возрасте до 18 лет будут работать в секторе туризма, в том числе 66 000 на Филиппинах и несколько тысяч в Индии и Марокко, где туристы посещают мастерские по изготовлению ковров для подростков [5]. С другой стороны, для некоторых доход, получаемый от индустрии туризма в южных странах, иногда выше, чем в других секторах местной экономики, что создает искажение в выборе рабочих мест "в ущерб часто другим видам деятельности, и Поэтому процесс реального развития "[4]. В результате традиционные профессиональные знания приобретают второстепенное значение для небольших нестандартных рабочих мест, которые зависят от туризма: общественное питание, отели, сувениры, гиды и другие. В среднесрочной перспективе воздействие этого дрейфа развития, если оно не поддерживается, потенциально может тривиализировать местные органы власти и лишить сообщества их культурных ценностей и их территории без их участия или мнений о реальных проблемах, а также о ограничения, налагаемые в их повседневной деятельности.

Сектор туризма порождает различные формы местных экономических побочных эффектов, такие как прямые выгоды, такие как расходы туристов на питание и услуги по размещению, косвенные побочные эффекты, такие как заработная плата работников и закупки товаров этими учреждениями. а также вызванные побочные эффекты в других экономических секторах окружающей среды, такие как расходы этих работников на товары и услуги, предпочтительно в регионах, чтобы максимизировать мультипликативный эффект этих расходов.

С другой стороны, эта схематизация экономических потоков позволяет выделить основные источники вторичных эффектов оттока на каждой стадии. Эти источники утечек особенно важны в индустрии туризма, где значительная часть расходов производится еще до того, как турист посещает какой-либо район, либо в маркетинговых целях, с агентскими комиссиями или на транспорте, так что более 50% этих последствий остается в излучающие регионы [8]. Если мы разделим сектор на три основные статьи расходов, как для внешних операторов, так и для операторов в регионах и тех, кто находится на месте посещения, мы увидим, что последствия в значительной степени ускользают от региона назначения.

Понятно, что региональные выгоды в этом секторе должны быть максимальными. Преимущества также должны оставаться в максимально возможной степени в регионах. Эти побочные эффекты, в дополнение к инвестициям, в основном связаны с созданием рабочих мест на местном уровне, что является как побочной целью, так и дополнительным экономическим и социальным побочным доходом при условии, что это качественные рабочие места, способные поддерживать добродетельную спираль рабочих мест. устойчивое развитие принимающих сообществ.

Хартия устойчивого туризма, инициатива ЮНВТО, ЮНЕП, ЮНЕСКО и Европейской комиссии, устанавливает, что развитие туризма должно, в частности, «полностью интегрироваться в местную экономику» и что критерии «должны устанавливаться совместно с местным населением». Эта Хартия также призывает к «более справедливому распределению выгод и бремени туризма» и более ответственному «изменению моделей потребления». Такой туризм является частью комплексного и устойчивого подхода к посещаемому району, а также к "социальной жизни", которая там происходит. Это также подразумевает совместное управление деятельностью, которая «лежит в основе подлинного партнерства между государством и местными общинами, которые несут совместную ответственность за определенную взаимность» [2]. Подводя итог, чтобы сделать это, уровень планирования и принятия решений должен быть не локальным или глобальным, а скорее необходимым соединением между этими двумя уровнями, потому что один имеет эффект создания другого.

Стандарты достойного труда в мировом туризме.

Как тогда могут быть предприняты конкретные действия по содействию достойному труду, как это было предложено Международной организацией труда. а ЮНВТО, развиваться в международном туризме?

В отсутствие контрольных показателей или стандартов, действующих в настоящее время для данного сектора на глобальном уровне, одним из возможных направлений действий является присоединение к инициативам, которые в настоящее время появляются в других отраслях промышленности, таких как производственный сектор, и адаптация их к сектору туризма. , Стратегии внедрения новых стандартов состоят из определения минимального содержания условий и процедур, которым необходимо следовать, а также предварительного процесса аккредитации, включая этап обновления и периодические оценки в форме внешних аудитов. позволяет сравнивать достигнутые улучшения и быть достигнутыми по сравнению с другими компаниями в том же секторе. Эта стратегия является репрезентативной для нескольких инициатив, называемых «добровольными подходами», в отличие от более «обязательных» подходов, и между которыми определяется как баланс нового управления для построения в контексте демократической глобализации торговли.

С этой точки зрения, текущие инициативы приносят значительные улучшения в глобальный мониторинг минимальных трудовых стандартов. Четыре неправительственные организации установили минимальные стандарты достойного труда в производственном секторе на заводах в развивающихся странах в сотрудничестве с транснациональными корпорациями, которые решили изменить свой подход к производству из-за многочисленных давлений со стороны потребителей в развивающихся странах. развитые нации [6]. Это, в Соединенных Штатах: Международный социальный учет, Консорциум прав трудящихся - группа, образованная студенческими ассоциациями, Ассоциацией справедливого труда и с европейской стороны, и Инициатива этической торговли, базирующаяся в Лондоне. Каждый из них разработал либо свой собственный кодекс поведения, либо систему стандартов, включая нормативное содержание и процесс проверки.

Неправительственные организации НПО.

  • Международная ассоциация социальной ответственности (Social Accountability International).

Эта организация разработала систему стандартов социальной ответственности: социальная ответственность, которая должна быть «универсальной, независимо от географического положения, промышленного сектора и размера компании». Толкование нормативных элементов относится к различным международным конвенциям, а также к национальному и местному законодательству, согласно принципу, что «это наиболее ограничивающее положение, которое применяется». Стандарт охватывает следующие элементы:

Определения (компания, поставщик, субподрядчик, корректирующее действие, корректирующее, заинтересованное лицо, ребенок, молодой работник, детский труд, принудительный труд, реабилитация ребенка и домашняя работа).

Требования социальной ответственности: детский труд, принудительный труд, здоровье и безопасность, свобода ассоциаций и право на ведение коллективных переговоров, дисциплинарная практика, рабочее время и вознаграждение.

Система управления (политика, анализ со стороны руководства, представителей компаний, организация, контроль поставщиков и субподрядчиков, реагирование на опасения и корректирующие действия, внешние коммуникации, доступ для проверки и архивы).

  • Рабочий консорциум прав (Worker rights consortium).

Организация разработала кодекс поведения из семи пунктов для своих академических учреждений, которые должны быть более универсальными в применении. Кодекс охватывает следующие аспекты: введение (определения), сфера применения, стандарты работы. (заработная плата и пособия, часы работы, компенсация за сверхурочную работу, детский труд, принудительный труд, здоровье и безопасность, недискриминация, домогательства и злоупотребления, свобода ассоциаций и коллективных переговоров, права женщин), процесс аккредитации и раскрытия информации о соответствии, проверка, Локальный контекст действующих трудовых норм, Корректирующие действия.

  • Ярмарка Ассоциация труда (Fair labor association).

Группа НПО, университетов и многонациональных компаний, которая разработала аналогичный кодекс по следующим параметрам: принудительный труд, детский труд, домогательства и злоупотребления, отсутствие дискриминации, свобода ассоциаций, заработная плата и льготы, рабочее время, компенсация за сверхурочную работу.

  • Этическая торговая инициатива (Ethical trading initiative).

Группа НПО, союзов и многонациональных производственных компаний, которая также разработала кодекс поведения и принципы для реализации социальных стандартов, основными элементами которых являются:

Кодекс поведения: свободный выбор работы. Свобода ассоциации и право на ведение коллективных переговоров уважаются. Условия труда соблюдают правила гигиены и безопасности. Запрещено заставлять детей работать. Выплата минимальной заработной платы. Рабочее время не является чрезмерным. Нет дискриминации. Необходимо обеспечить постоянную работу. Запрещено прибегать к жестокому или бесчеловечному обращению.

Принципы реализации: обязательство. Мониторинг, независимая проверка и отчеты. Осведомленность и обучение. Корректирующие действия. Процедура управления, ценообразование и мотивация.

Стратегия мировых стандартов достойного труда в туризме.

Ясно, что эти четыре системы стандартов похожи: все они основаны на критериях, содержащихся в различных международных конвенциях Международной организации труда о минимальных стандартах труда. Для целей стратегического осуществления они образуют основной нормативный корпус, сближение которого повысит их авторитет и облегчит их адаптацию к сектору услуг, а именно к мировому туризму.

Однако эти системы различаются по принципам и процедурам аккредитации, а также по мониторингу. Три основных различия обращают наше внимание на внедрение этих систем. Эти несоответствия свидетельствуют о сопротивлении многонациональных компаний, участвующих в проводимых в настоящее время экспериментах по сотрудничеству. Эти три расхождения в глобальном введении в действие этих стандартов касаются - раскрытия производственных площадок, - выбора мест инспекции и - уровня достойной заработной платы. Они происходят из инициатив, которые в настоящее время обновляются многими американскими и европейскими транснациональными корпорациями, участвующими в этих процессах стандартизации достойного труда в сотрудничестве с упомянутыми организациями [1]. Эти несоответствия кратко анализируются, чтобы лучше понять стратегические вопросы, которые в настоящее время поставлены на карту в продвижении достойного труда, и рассмотреть их возможную адаптацию к сектору туризма (не исключая при этом непредвиденных дополнительных проблем регулирования, которые в большей степени связаны с сектором туризма). туризм может появиться в реализации этих стандартов в этом секторе).

Рисунок 2. Основы стратегии организации деловых отношений в туризме в соответствии с приведенными выше справедливыми мировыми стандартами. Разработано автором

  • Раскрытие производственных и аутсорсинговых сайтов.

Нормативные процедуры Международной ассоциации социальной ответственности и справедливого труда не включают в себя конкретные требования по раскрытию информации для всех бизнес-сайтов многонациональной компании и ее субподрядчиков, в отличие от консорциума по правам трудящихся, стандарты которого требуют, а также публичного раскрытия этой информации. Эта информация рассматривается высоко стратегическими участвующими производственными компаниями по причинам конкуренции. Компромиссные компромиссы либо оставляют на усмотрение компаний-участников частичное раскрытие сайтов, либо соглашаются на раскрытие наиболее проблемных сайтов с точки зрения условий труда, что может быть сделано в соответствии с соглашением, которое является обязательным или добровольным. в природе.

Проблема выбора инспекционных участков также представляет собой стратегическую проблему в секторе туризма, но, возможно, с меньшей остротой, поскольку информация об инвентаризации участков, в отличие от производственного сектора, не представляет проблемы. информация такого высокого стратегического значения. Эта информация, как правило, хорошо известна конкурентам из-за характера маркетинга в этом секторе, который в первую очередь стремится выделить эти сайты в своей рекламе. Тем не менее, этот рекламный аспект предлагает новые возможности для развития этих туристических сайтов в связи с оценкой достойных условий труда в этих местах.

  • Процедуры проверки.

Гармонизация стандартов инспекции, контроль выбора проверяемых объектов представляют собой проблемы оперативной деятельности, имеющие такое же стратегическое значение в туристическом секторе, поскольку интерес компании заключается в продвижении ее наиболее важных объектов. образцовый с точки зрения достойного труда. Тем не менее, в среднесрочной перспективе вполне вероятно, что превосходящий стратегический интерес международного оператора может заключаться в аккредитации минимальных трудовых стандартов, уже принятых одним или несколькими основными операторами в секторе, а не в том, чтобы все больше и больше обязаны объяснять и публично обосновать, как эти минимальные стандарты неприемлемы для его бизнеса. Отсюда стратегическое значение для этих организаций, чтобы заинтересовать первую многонациональную компанию для участия на основе ее собственных мотивов и коммерческих интересов.

  • Концепция достойной заработной платы.

Принцип прожиточного минимума или прожиточного минимума, возможно, является наиболее проблематичным элементом для «стандартизации» на глобальном уровне. Это сложное понятие для практической реализации, поскольку оно не поддается легко измеримым параметрам и, кроме того, оно варьируется в зависимости от уровня жизни каждого из оплачиваемых. Принцип, который по своему характеру локальных мер хорошо суммирует главную проблему, создаваемую глобализацией, до такой степени, что она все еще является предметом переговоров и даже противоречий, некоторые многонациональные компании считают принцип неработоспособным.

Большинство трудовых кодексов многонациональных производственных компаний предусматривают, что их поставщики должны соблюдать стандарты минимальной заработной платы в стране. Тем не менее, некоторые организации идут дальше и требуют, чтобы компании выплачивали «устойчивую» заработную плату, определяемую местными правозащитными группами и устанавливаемую в соответствии с уровнем жизни и ценами, характерными для общины. или регион.

Как и в случае предыдущих расхождений, можно предвидеть потенциальные прорывы в мировом туристическом секторе в соответствии с пересмотром коммерческих интересов авангардистских операторов, предшественников переопределения конкретных интересов. Кроме того, туристический сектор является сектором услуг, где, в отличие от производственного сектора, обязательно существует большая близость обмена между посетителями и людьми из принимающего населения. Оттуда турист развивает более «персонифицированное» восприятие повседневных проблем, с которыми сталкиваются эти люди, неравенство и бедность, которые являются повседневной заботой отдельных людей и семей этих общин. Эта близость создает особенно благоприятную ситуацию для развития стандартов достойной заработной платы в этом секторе, учитывая давление, которое клиенты туризма могут оказывать на операторов в отношении критериев выбора посещаемых мест; как все более требовательные критерии отбора международных туристов в настоящее время показывают места назначения, которые могут продемонстрировать надежные стандарты защиты и сохранения окружающей среды и культурного наследия. В секторе туризма достижение достойного уровня заработной платы особенно важно для благополучия принимающих общин, поскольку общепризнанно, что оно является источником цен на недвижимость и ценовой инфляции для региона. Это усиливает социально-экономическое неравенство в этом регионе.

Заключение

Эти инициативы по стандартизации достойного труда, осуществляемые в настоящее время, представляют собой местные ответы на вызовы построения демократической глобализации в некоторых ведущих промышленных секторах в этой области. Они обеспечивают четко сформулированную и заслуживающую доверия стратегическую основу для продвижения глобального хорошего - достойного труда - из тех типов альянсов, которые они предлагают создать между бизнесом и группами защиты интересов, нормативное содержание, которое они приносят на стол. вперед, а также последующие процедуры, которые они предлагают. Эти достижения в других секторах позволяют предположить, что они достижимы в секторе туризма, где стратегические альянсы между НПО, компаниями и профсоюзами также могут быть созданы в качестве пилотных проектов для расширения охватываемых секторов. принципы достойного труда, особенно в приоритетном секторе применения из-за его сильного роста во всем мире.


Список литературы

1. Briassoulis, H. Sustainable tourism and the question of the commons, Annals of Tourism Research. 2002.
2. Burman, J. Transnational Yearnings, Tourism, Migration, and the Diasporic city. UBC Press. 2010.
3. Clark, J., Arbel, A. Producing global managers: The need for a new paradigm. 1993.
4. Floyda, M. F., and others. The Effect of risk perceptions on Intentions to travel in the Aftermath of September 11, 2001.Journal of travel & tourism marketing, 15. 2004.
5. Nordin, S. Tourism of tomorrow – Travel trends and forces of changes. European Tourism Research Institute (ETOUR). Mittuniversitetet. 2005.
6. Klančnik, V. Globalizacija turizma. Nova priložnost za slovenskiturizem. slovenski turistični forum. 2003.
7. Reisinger, Y. International Tourism: Cultures and Behavior, Elsevier, Oxford, UK. 2009.
8. UNWTO (United Nations World Tourism Organization), Tourism 2020 Vision. Madrid, Spain: UNWTO. 2001.
9. UNWTO (United Nations World Tourism Organization), Tourism, Microfinance and Poverty Alleviation. Madrid: Spain: UNWTO. 2016.
10. Regulations of the international organizations: Social Accountability International. Worker rights consortium. Fair labor association. Ethical trading initiative.

Расскажите о нас своим друзьям: