Русский язык | Филологический аспект №4 (48) Апрель 2019

УДК 378.147

Дата публикации 23.04.2019

Цифровое повествование как инновационная образовательная технология

Танкиева Нургуль Шингисовна
магистр пед. наук, сениор-лектор кафедры казахского и русского языков, Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева, Казахстан, г. Алматы, tank_nur@mail.ru
Павлова Татьяна Васильевна
кандидат пед. наук, доцент кафедры русской филологии и мировой литературы, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы, pavlova.tatyana@bk.ru

Аннотация: В статье рассматривается цифровое повествование (Digital Storytelling) как одна из иннова-ционных образовательных технологий, применяемых в практике обучения студентов не-языкового вуза с целью реализации государственной программы «Цифровой Казахстан». Дается краткий обзор мобильных приложений, веб-сайтов и различных программ, использу-емых для создания цифровых историй. Предлагается пошаговый алгоритм их подготовки. Приводятся QR-коды со ссылкой на цифровые повествования, созданные студентами, изу-чающими русский язык в техническом вузе, с использованием различных мобильных при-ложений, веб-сайтов и программ.
Ключевые слова: Цифровое повествование, образовательная технология, инновационные технологии обуче-ния, мобильное приложение, web-приложение

Digital Storytelling as an innovative educational technology

Tankieva Nurgul
master Sci. (Pedagogy), senior-lecturer of Kazakh and Russian languages department, Satpayev Kazakh National Research Technical University, Kazakhstan, Almaty
Pavlova Tatyana
Cand. Sci. (Pedagogy), assistant professor of Russian philology and world literature department, Al-Farabi Kazakh National University, Kazakhstan, Almaty

Abstract: Article discusses about Digital Storytelling as one of the innovative educational technologies used in the practice of teaching students of a non-linguistic university in order to implement the state program "Digital Kazakhstan". A brief overview of mobile applications, websites and various pro-grams used to create digital stories. A step-by-step algorithm for their preparation is proposed. QR codes are cited with reference to digital narratives created by students studying Russian in a tech-nical college, using various mobile applications, websites and programs.
Keywords: Digital Storytelling, educational technology, innovative learning technologies, mobile application, web-based application.

Современный мир меняется с огромной скоростью. Как отмечают многие специалисты, через 12-15 лет исчезнут многие из существующих сегодня профессий. Однако исследователи выделяют четыре компетенции, которые будут необходимы в будущем. Их еще называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Все звенья современной системы образования в Казахстане должны быть направлены на подготовку креативных, нестандартно и конструктивно мыслящих специалистов с хорошим базовым образованием, которые смогут успешно справиться с вызовами наступившей цифровой эпохи. Одна из целей государственной программы «Цифровой Казахстан», принятой в 2017 г., − развитие человеческого капитала, что включает в себя подготовку высококвалифицированных специалистов с современными цифровыми навыками, востребованными в век цифровизации, или диджитализации. В этих условиях задачей системы высшего образования является внедрение современных технологий обучения в образовательный процесс.

Применение в образовательном процессе вуза современных инновационно-коммуникационных технологий способствует индивидуализации обучения, эффективному использованию времени на занятиях, дает новые возможности для взаимодействия студента и содержания образования.

Среди современных образовательных инноваций, широко используемых в последние годы в зарубежной практике обучения языкам, можно отметить технологию создания анимационного фильма (цифрового рассказа, цифрового повествования. Его еще называют «интерактивным повествованием», «цифровым документальным фильмом», «цифровым эссе», «электронным воспоминанием», «компьютерным рассказом» и т.д. [1, с. 805-809]. Эта технология за рубежом известна под названием «Digital Storytelling», она стала очень популярна с развитием интернет-технологий и появлением большого количества образовательных ресурсов при обучении иностранным языкам для решения различных педагогических задач и применяется на всех уровнях обучения. По существу, используя технологию «Digital Storytelling», мы заменяем традиционный рассказ, традиционное повествование повествованием, выполняемым в цифровом формате, цифровым повествованием. «В результате … мы получаем своеобразный медиа-продукт малой формы, который использует цифровые инструменты для создания и презентации …» рассказа с элементами интерактивности [2, с. 60].

Людям свойственно рассказывать истории, делиться ими с другими, эту древнюю человеческую традицию можно использовать в современной системе образования, применяя цифровые технологии. Анимация (с лат. «одушевление») – это настоящее искусство оживления изображения с помощью речи, музыки и движения. Создание анимационной или цифровой истории – достаточно трудоёмкий, но один из потрясающих способов обучения, который развивает воображение, фантазию, нестандартное мышление, речевые навыки обучающихся, стимулирует их творческие способности. Создавая цифровые рассказы, студенты учатся анализировать современные проблемы общества, получают удовольствие от изучения новых фактов, улучшают свои навыки устной и письменной речи [3, с. 134].

Создание цифрового рассказа можно давать студентам как самостоятельный индивидуальный или командный вид работы, в процессе подготовки которого они учатся взаимодействовать друг с другом, вместе сочинять истории и оживлять их с помощью цифровых технологий. В результате у них у них формируются различные компетенции: информационные (умение работать с различными видами информации: находить, сохранять, создавать письменные и устные тексты, в том числе в составе цифровых рассказов), когнитивные (умение ставить задачи, творчески и критически мыслить и т.д.), коммуникационные, научно-исследовательские (умение собирать и отбирать данные, правильно оформлять цитаты, соблюдая авторские права и др.). Среди преимуществ технологии также отмечается возможность персонализации обучения [4, с. 44]. Преимущества технологии Digital Storytelling, а также критерии эффективности рассказа подробно рассматриваются в работе «Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций» [5].

Цифровые рассказы можно создавать при помощи мобильных приложений, на веб-сайтах («Render forest», «Animatron» и др.), на сайтах в различных программах «Pivot», «Adobe animation», «Autodesk Maya» и др. (рисунок 1). Создавать цифровые истории на мобильных устройствах (смартфонах, планшетах), используя мобильные приложения «Explain Everything», «Prisma 3D», «FlipaClip» и др., намного удобнее, к тому же у них широкий спектр возможностей и функций (рисунок 2). Почти все они американского производства. Наиболее популярно среди российских – мобильное приложение «Рисуем мультфильм-2», менее популярно «Оживи человечка!». Преимущество приложения «Рисуем мультфильм-2» в его многофункциональности, есть и функция озвучки. Основная аудитория приложения – 7+. Но это мобильное приложение существует только в 2D-модели. Есть много бесплатных веб-инструментов, которые помогают создавать и сохранять придуманные цифровые рассказы, делиться ими с друзьями, они рассчитаны больше на детскую аудиторию: «Little Bird Tales»,  «Storybird», «Toon Doo», «BoomWriter», сайты «My Storybook», «Storyjumper», «UTellStory», приложение «Book Creator», веб-инструменты и приложения для iOS «Buncee» и «StoryKit (iOS)», приложение для iPad «StoryBots» [6].

Рисунок 1. Инструкция по созданию цифровой истории с использованием программы «皮影»

Рисунок 2. Инструкция по созданию цифровой истории с использованием программы «RenderForest»

Есть популярные программы, мобильные приложения и онлайн-сервисы для работы с рисованной анимацией, требующие профессиональных навыков. К ним относятся: «Dragonframe», «StopmotionPro», «AnimaShooter», немецкое приложение «iStopMotion», приложения для создания анимации на iPad «Animation Desk™» и «Animation Creator HD», онлайн-сервис «Moovly» [7].

В Казахстане русский язык в вузе изучают только студенты казахского отделения. На занятиях по русскому языку при выполнении самостоятельной работы студенты – репатрианты из Китая для создания цифровой истории использовали более понятное им мобильное приложение «皮影» («Pi ying»), наиболее удобное бесплатное мобильное приложение среди оригинальных китайских приложений для создания анимаций. К его достоинствам можно отнести наличие клипартов, готовых персонажей, которые могут выполнять определенные действия, выражать различные эмоции. Но язык приложения – только китайский.

Ниже мы приводим QR-коды со ссылкой на цифровые повествования, созданные студентами разного уровня подготовки, изучающими русский язык как неродной в техническом вузе, с использованием различных мобильных приложений, веб-сайтов и программ, некоторые из которых не имеют функции озвучки или голосовой редакции (Рисунки 3-5). Применение технологии цифрового повествования при обучении русскому языку как неродному студентов технического вуза, владеющих техническим инструментарием, развивает у них интерес к изучению языка, так как в процессе работы над идеей повествования, поиска нужной информации, создания сюжета, сценария анимации и озвучки студенты получают, во-первых, постоянную активную языковую практику, во-вторых, учатся работать в команде и, наконец, получают опыт креативного подхода к решению различных не стандартных задач.

Рисунки 3-5. QR-коды со ссылкой на цифровые истории («Сон о будущем», «Я и интернет», «Еда как философия»).

Другие студенты для выполнения самостоятельной работы по русскому языку создали цифровую историю через веб-программу «RenderForest» на одноименном сайте (рисунок 6). Это достаточно легкая, понятная, доступная программа, рассчитанная на школьников, студентов, предпринимателей; однако лучшего всего она подходит для создания анимаций, визитных карточек, рекламы, банеров. Здесь имеются готовые файлы: клипарты, аудио, фото, видео и т.д. Недостаток этой программы в том, что нет функции озвучки, для этого придется использовать другие программы («Camtasia studio», «Inshot», «Adobe audition» и др.).

Рисунок 6. QR-код со ссылкой на цифровой рассказ

В Казахстане пока нет собственных ни мобильных приложений, ни веб-сайтов по созданию мультфильмов, или цифровых историй, но команда профессионалов из числа студентов нашего технического вуза со знанием 3D-моделирования, языков программирования, имея мощные компьютеры со специальными программами, готовы создавать такие приложения. Они также готовы подготовить контент на казахском языке подобных популярных мобильных приложений и программ и предложить их разработчикам для добавления в их интерфейс. 

Работа по созданию цифровой истории достаточно трудоемкая, поэтому желательно выполнять ее в команде по 2 человека. Предлагаем следующий алгоритм подготовки цифрового рассказа (Рисунок 7).

Рисунок 7. QR-код с инструкцией по созданию цифровой истории (через мобильное приложение  «Explain Everything»)

Шаг 1. Необходимо определиться с идеей истории.

Шаг 2. Поиск нужной информации.

Шаг 3. Создание сюжета и сценария мультфильма: придумывание персонажей (главных героев, героев второго плана).

Шаг 4. План сценарной раскадровки.

Шаг 5. Подбор фото- и видеоматериалов.

Шаг 6. Выбор фона, музыкального сопровождения.

Шаг 7. Создание и монтаж истории: коллекция и смена действий актеров.

Шаг 8. Работа над озвучкой мультфильма.

Шаг 9. Презентация цифровой истории.

Шаг 10. Обсуждение цифровой истории и подведение итогов работы [8, с. 84-85].

При подготовке цифровой истории для обучения языкам желательно дать субтитры, для это можно использовать программу «Camtasia studio».

Цифровые рассказы преподаватель может создавать и использовать на занятиях при обучении студентов казахскому, английскому, русскому языкам, при подготовке к лекциям. Студенты могут готовить рефераты по истории Казахстана и философии в виде цифровых рассказов. Самостоятельные работы по физике и химии можно также создавать в виде анимации. Это, несомненно, сложный, но доступный, понятный и образный способ подачи и передачи информации, который сделает работу преподавателей и студентов намного эффективнее, ярче и интереснее.

В заключение хотелось бы отметить, что использование технологии цифрового повествования в образовательной практике вуза необходимо как студентам, так и преподавателям: студентов XXI века надо обучать, используя технологии XXI века.

Ее применение делает процесс обучения и преподавания более интересным и успешным, мотивирует студентов и преподавателей осваивать современные цифровые инструменты, стимулирует их внутреннюю мотивацию к учению и обучению, способствует формированию информационных, когнитивных, коммуникативных, научно-исследовательских компетенций студентов.


Список литературы

1. Логинова А. В. Цифровое повествование как способ коммуникации на иностранном язы-ке. // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 805–809.
2. Маняйкина Н.В., Надточева Е.С. Цифровое повествование: от теории к практике // Педа-гогическое образование в России. – 2015. – № 10. – С. 60.
3. Вольфович Е. В. Цифровой рассказ как инструмент формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку // Foreign Language in the System of Secondary and Higher Education. Materials of the IV international scientific conference. – 2014. – C. 134–135.
4. Горохова Л.А. Технология Digital Storytelling (цифровое повествование): социальный и образовательный потенциал // Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 12, n. 4, p. 40-49, nov. 2016. URL: http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/149 Дата доступа: 22 apr. 2019
5.Челнокова, А. Е. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Е. А. Чел-нокова, С. Н. Казначеева, К. Б. Кдлинкинд, И М. Григорян // Перспективы науки и образо-вания –2017. –No 5 (29) –С. 7–12
6.http://www.edutainme.ru/post/instrumenti-dlya-istoriy/
7. https://tvkinoradio.ru/article/article6744-7-programm-dlya-sozdaniya-animacii
8. Маняйкина Н. В., Надточева Е. С. Цифровое повествование как средство развития медиа-компетенции будущих учителей английского языка // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 10. – С. 81–87.

Расскажите о нас своим друзьям: