Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №10 (126) Октябрь 2025

УДК 82-31

Дата публикации 16.10.2025

Трагедия Пауля Боймера в романе Э. Ремарка «На западном фронте без перемен»

Никанорова Екатерина Игоревна
старший преподаватель кафедры Европейских языков и методики их преподавания, Мининский университет, РФ, г. Нижний Новгород, ek.nickanorova2018@yandex.ru
Муретова Кристина Кирилловна
cтудентка кафедры Европейских языков и методики их преподавания, Мининский университет, РФ, г. Нижний Новгород, muretovakk@std.mininuniver.ru
Махаева Виктория Эдуардовна
cтудентка кафедры Европейских языков и методики их преподавания, Мининский университет, РФ, г. Нижний Новгород, lady.mahaewa@yandex.ru

Аннотация: В данной статье особое внимание уделяется проблемам экзистенциального кризиса и потери своего “Я”, которые проявляются в поиске смысла жизни в жесточайших условиях войны. Через главного героя романа Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен», Пауля Боймера, анализируется путь от юношеского романтизма и веры в «священный долг» до осознания бессмысленности войны. В произведении также раскрывается роль «чёрного юмора» как защитного механизма сознания и связь образа Боймера с пацифистскими идеями и феноменом «потерянного поколения». Статья раскрывает Пауля Боймера как собирательный и автобиографический образ поколения, сломленного войной.
Ключевые слова: Пацифизм, Первая Мировая Война, Эрих Мария Ремарк, трагедия, дегуманизация

The tragedy of Paul Baumer in E. Remarque's novel "All Quiet on the Western Front"

Nikanorova Ekaterina Igorevna
Senior Lecturer, Department of European Languages and Methods of Teaching, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod
Muretova Kristina Kirillovna
student at the department of European languages and teaching methodologies, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod
Makhaeva Viktoria Eduardovna
student at the department of European languages and teaching methodologies, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: In this article, special attention is paid to the problems of existential crisis and loss of self, which manifest themselves in the search for meaning in life, in the harshest conditions of war Through the protagonist of the novel by E. M. Remarque "All Quiet on the Western Front.", Paul Bäumer, analyzes the path from youthful romanticism and faith in "sacred duty" to the realization of meaninglessness. wars. The work also reveals the role of "black humor" as a protective mechanism of consciousness and the connection of Bäumer's image with pacifist ideas and the phenomenon of the "lost generation". The article reveals Paul Bäumer as a collective and autobiographical image of a generation broken by war.
Keywords: Pacifism, the First World War, Erich Maria Remarque, tragedy, dehumanization

Правильная ссылка на статью
Никанорова Е.И., Муретова К.К., Махаева В.Э. Трагедия Пауля Боймера в романе Э. Ремарка «На западном фронте без перемен» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2025. № 10 (126). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/tragediya-paulya-bojmera-v-romane-e-remarka-na-zapadnom-fronte-bez-peremen.html (Дата обращения: 16.10.2025)

Первая мировая война стала переломным моментом не только в политической и социальной истории Европы, но и в духовной жизни целого поколения. Молодые люди, которым предстояло учиться, строить карьеру и создавать семьи, оказались на фронте и столкнулись с бесчеловечной реальностью войны. Эрих Мария Ремарк - немецкий писатель, проживший на себе все ужасы войны, одним из первых сумел художественно отразить трагедию этих юношей. Использовав только армейские записки, он показал утопический характер войны. Как она ломает людей и разрушает их судьбы. Его роман «На западном фронте без перемен» (1929) стал своеобразным символом «потерянного поколения» – молодых людей, лишённых будущего и надежд.

Главный герой произведения, девятнадцатилетний Пауль Боймер, проходит путь от романтизированных представлений о «священном долге» до осознания полной бессмысленности войны. Он стал собирательным образом целого поколения солдат, которых растили и убеждали в необходимости жертвенности, но ставшие заложниками чужих амбиций. Исследователи отмечают, что Ремарк сквозь призму образа Боймера раскрывает внутренний кризис личности в условиях войны: утрату веры в человечность, столкновение с абсурдом бытия и необходимость выживания любой ценой [1].

Одним из наиболее часто используемых приемов в романе является черный юмор. Через шутки, иронию и сарказм автор раскрывает трагедию главного героя и его товарищей - эстетика «чёрного юмора», которая позволяет солдатам сохранять рассудок в условиях постоянного присутствия смерти и высмеивает военную систему, становясь формой защиты сознания от ужаса происходящего. Одновременно с этим в романе подчеркивается трагедия дегуманизации: для Пауля и его соратников убийства и смерть постепенно становятся частью повседневности, рутиной, не вызывающей ни жалости, ни сострадания. Это безразличие к человеческой жизни — один из самых страшных итогов войны, когда солдаты вынуждены воспринимать гибель ближних так же буднично, как сон или еду. Таким образом, юмор в романе – это не только стилистический приём, но и философская позиция героев, которые противостоят войне с помощью смеха [2].

Тема трагедии Пауля Боймера также тесно связана с понятием пацифизма, получившим широкое распространение после Первой мировой войны. Термин «пацифизм» происходит от латинских основ: pax «мир» и facio «делаю» и был введен в широкое употребление относительно недавно - в 1901 году. Идеологи течения называли себя «приверженцами мира», «активистами мира», «друзьями мира». Таким образом, «пацифизм является определенным типом миротворчества, представляя собой идейно-политическое течение в истории, в основе которого лежит отказ от насилия вообще и войн в частности». [3] Пауль и его товарищи – часть того самого «потерянного поколения», которое, по словам исследователей, уже не могло вернуться к нормальной мирной жизни. Их юность и будущее были украдены войной, а гибель Боймера символизирует судьбу целого поколения, ставшего жертвой политических амбиций и военной пропаганды [4].

Образ главного героя показывает суть «потерянного поколения» не только через факт физической гибели, но и через духовную смерть. Его существование после войны было бы лишено будущего. Война забрала у многих солдат юность, личность, мечты и стремления. До фронта Пауль был обыкновенным школьником — впечатлительным, творческим, писавшим стихи, но фронт уничтожил в нём чувствительность и поэтичность, заставив заменить их цинизмом и равнодушием. Он потерял вкус к мирной жизни и именно это делает его трагедию особенно глубокой. Эту идею можно проследить во многих работах Ремарка, вне зависимости от того, какой финал ждал главного героя.  “ Я ждал: когда же придёт чувство освобождения, которого я ждал так долго? Его не было… Мне хотелось радоваться, но в сердце была пустота.” [11, стр. 306]

Таким образом, обращение к трагедии Пауля Боймера в романе Ремарка позволяет глубже понять, каким образом война не только уничтожает физически, но и калечит духовно, превращая молодых людей в свидетелей и участников бессмысленного разрушения.

«Каждому из нас не больше двадцати лет. Но разве мы молоды? Разве мы молодежь? Это было давно. Сейчас мы старики» [6] Данные строчки из романа символизируют внутреннюю смерть лирического героя. Еще неопытные, молодые парни Альберт Кропп, Мюллер Пятый, Леер, Франц Кеммерих, Иозеф Бем и, главный герой, Пауль Боймер попадают на фронт не по своей воле. У каждого из них были мечты, надежды. Но все, что они видели и знали, это горький и трагический опыт войны, где нет места жалости, отдыху и спокойствию. Их обучали военному искусству и за это время «успели перевоспитать более основательно, чем за десять школьных лет» [6].

Старослужащие не кажутся Паулю героями. Они только умеют красиво говорить и заставляют работать на собственное благо. Такие люди не вызывают у него уважения и создают образ людей, с которыми удобно дружить. На фронте Пауль думает о том, как сильно меняются предпочтения солдат на войне. Теперь важны вкусная еда и отдых, хотя раньше было обыденностью.  

Когда Боймер уходит в отпуск, он узнает, что его мать больна раком. При встрече с семьей он не может сдержать слез и жалеет, что уехал с фронта. В этот момент, герой ломается еще сильнее. От безысходности и беспомощности.

Главный герой постоянно ставит под сомнение суть войны, он задумывается о мире, о том, как русские и немцы могли бы стать друзьями, что всю боль, которую он переживает, он прожил из-за чьих-то приказов. В эти моменты ломается патриотическая любовь.

В конце произведения все его товарищи умирают. Пауль возвращается на фронт и погибает последним. «В один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: “На Западном фронте без перемен”…» [12, стр. 283]. Здесь можно провести аналогию с произведением “Война и мир” Льва Николаевича Толстого. В монологе Болконского в битве за Аустерлиц можно заметить ту же метафору. Человек умирает в самый спокойный и мирный день войны. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» [13, стр. 560] Этой метафорой Ремарк и Толстой подчеркивают всю утопичность войны. Обычные, рядовые солдаты мечтают о мире, голубом небе и тишине. Их не волнуют политические разборки, они просто “расходный материал”, который работает на “благо своей Родины”.

Для читателя смерть Пауля лишена героизма и значимости. Он не совершает подвига в привычном понимании, а погибает тихо и незаметно. Символом тоски героя по мирному времени и стремлению вернуться к самому себе становится момент, когда он тянется к птице. В него попадает случайная пуля, и всё заканчивается мгновенно. В армейских сводках в тот день значится лишь сухая фраза — «На Западном фронте без перемен». Это подчёркивает абсолютную безразличность военной машины к судьбам отдельных людей: все переживания, страхи и боль Пауля оказались ничем для командования и самой войны. Такая «незаметная» смерть и является ядром трагедии главного героя.

Таким образом, Пауль Боймер становится собирательным образом всех солдат, принимавших участие в военных действиях. Людей, которые оставили свои проблемы, желания, родных, ради благой великой цели, которую им навязали. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, они ломают себя и свои принципы. Они все больше задаются экзистенциальными вопросами, философствуют о жизни и смерти, ставят под сомнение приказы, а в итоге, умирают из-за системы, которой нет дела до простых людей. Именно в этот момент и стоит подчеркнуть автобиографичность романов Эриха Марии Ремарк. Проведя на фронте чуть больше месяца, можно проследить, как из произведения в произведение он задает все те же вопросы. Его личная боль стала болью миллионов человек со всех сторон войны. Он также был разочарован властью и его книги стали отдушиной, которые показали трагедии маленьких людей.

Читая “На западном фронте без перемен” можно задуматься об актуальности произведения. Казалось бы, оно стало популярным в послевоенное время, но, почему люди во всем мире продолжают читать Ремарка и ищут отклик в его словах даже сейчас? Все потому что каждый, хоть раз в своей жизни, чувствовал себя “рабом системы”. Большую часть жизни человек подчиняется приказам, старается во благо общества, забывая о себе, своих желаниях, мечтах. Но стоит ли оно того? И, может иногда, нужно просто посмотреть на небо и сказать про себя: “На Западном фронте без перемен…”


Список литературы

1. Фролов Д. М., Экзистенциальная проблематика в антивоенном творчестве Э.М. Ремарка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnaya-problematika-v-antivoennom-tvorchestve-e-m-remarka (Дата обращения: 28.09.2025).
2. Кучукова З. А., Эстетика «Черного юмора» в романе Ремарка «На Западном фронте без перемен» // Наследие веков. 2016. №4 (8). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-chernogo-yumora-v-romane-remarka-na-zapadnom-fronte-bez-peremen (Дата обращения: 28.09.2025).
3. Громова Е. А., Миротворческий дискурс в отечественной социально-философской мысли начала XX века // Logos et Praxis. 2013. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mirotvorcheskiy-diskurs-v-otechestvennoy-sotsialno-filosofskoy-mysli-nachala-xx-veka (Дата обращения: 28.09.2025).
4. Полетаева А. А., Особенности осмысления событий Первой мировой войны в произведениях российских и зарубежных писателей-современников // Pro nunc. 2013. №1 (12). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-osmysleniya-sobytiy-pervoy-mirovoy-voyny-v-proizvedeniyah-rossiyskih-i-zarubezhnyh-pisateley-sovremennikov (Дата обращения: 28.09.2025).
5. Григорьянц Т. П., Ситнова Лариса Ивановна К 100-летию окончания Первой мировой войны (1914-1918). Осмысление Первой мировой войны в творчестве западноевропейских и американских писателей 20-30-х годов XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-100-letiyu-okonchaniya-pervoy-mirovoy-voyny-1914-1918-osmyslenie-pervoy-mirovoy-voyny-v-tvorchestve-zapadnoevropeyskih-i-amerikanskih (Дата обращения: 28.09.2025).
6. Бирюкова Е. А. Концепт «Жизнь» в произведениях Э. М. Ремарка // Концепт. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-zhizn-v-proizvedeniyah-e-m-remarka (Дата обращения: 28.09.2025).
7. Артамошин С. В., Эрнст Юнгер и Эрих Мария Ремарк: картины памяти Великой войны // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2024. №6. С. 26-35.
8. Калинин Е. А., РЕМАРК (Remarque, Remark) Эрих Мария (1898–1970) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). 2003. №3. С. 10-14.
9. Матвеев М. А., Журналистика Э. М. Ремарка как один из факторов формирования поэтики писателя // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2014. №4. С. 87-90.
10. Похаленков О. Е., Структура мотива инициации в прозе о Первой и Второй мировых войнах // Вестник БГУ. 2016. №1 (27). С. 191-196

Список источников:
11. Ремарк, Эрих Мария, Ночь в Лиссабоне : [роман] / Эрих Мария Ремарк; [пер. с нем. Н. Н. Федоровой]. – Москва : издательство АСТ, 2025. - 320 с.
12. Ремарк, Эрих Мария, На Западном фронте без перемен: [роман] / Эрих Мария Ремарк; [пер. с нем. Н. Н. Федоровой]. – Москва : издательство АСТ, 2023. – 285 с.
13. Толстой Л. Н., Война и мир. Книга 2. [т. 3, 4 : роман] / Лев Николаевич Толстой. – Москва : издательство АСТ, 2023. – 992 с.

Расскажите о нас своим друзьям: